Развитие рынка ценных бумаг в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 21:08, реферат

Описание работы

Для Российской Федерации, по настоящее время актуальны вопросы построения рынка ценных бумаг с использованием отечественного и мирового опыта, структур и методов, применявшихся в разное время. Ценные бумаги имеют длительную историю. Рассматривая в историческом аспекте рынок ценных бумаг в нашей стране, следует отметить, что он существовал в дореволюционный период (до 1917 года), затем в период НЭПа в конце 20-х годов, а также и в последующий период, но в довольно суженном и урезанном виде.

Содержание

Введение
1. Дореволюционный этап развития ценных бумаг
2. Рынок ценных бумаг в СССР
3. Формирования рыночных отношений в России – предпосылка
создания рынка ценных бумаг
4. Проблемы становления и развития в 1991-1992 гг.
5. Развитие рынка ценных бумаг в 1993-1998гг.
6. Финансовый кризис 1998 года и его последствия.
7. Рынок ценных бумаг в 2002-2008 годах.
8. Фондовый рынок в период кризиса 2008 года, перспективы развития.
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа ИРЦБ Новая.doc

— 310.00 Кб (Скачать)

     17 августа 1998 г. произошла девальвация  рубля, приостановление обращения  ГКО-ОФЗ, принудительная реструктуризация  долгов по ним и 3-х месячная  отсрочка погашения внешней задолженности российских банков (дефолт). В результате рынок ценных бумаг, особенно корпоративных, практически полностью утратил свою ликвидность. Инвесторы (резиденты и не) понесли огромные убытки. Банковская система страны рухнула; снизились объемы экспортно-импортных операций и масштабы деловой активности в стране. Сузились возможности ведения бизнеса профессиональными участниками РЦБ, что привело к сокращению их количества, сократились объемы операций. В результате кризиса российского рынка ценных бумаг изменились определенные правовые аспекты его деятельности, уменьшилось число профессиональных участников, беднее стала номенклатура обращающихся ценных бумаг. После утраты финансовым рынком такого важного инструмента регулирования банковской ликвидности, как ГКО-ОФЗ, возникла потребность в появлении нового инструмента, который бы позволил банкам решать проблемы регулирования краткосрочной ликвидности и явился бы альтернативной вложениям в валюту. С этой целью ЦБРФ в сентябре 1998 г. предоставил рынку новый инструмент – собственные бескупонные облигации Банка России (ОБР), срок их обращения составил 3 месяца. Однако интерес к этим облигациям был невысок. Банку России удавалось размещать ОБР только на вторичных рынках. Особый интерес ОБР вызывали у региональных коммерческих банков, незначительно пострадавших в результате кризиса. По мере развития рынка ОБР Банк России продолжал расширять возможности держателей этих бумаг. Итогом 4-х месяцев работы рынка ОБР явилось продолжение торговли ценными бумагами а организованном рынке и предоставление рынку инструмента регулирования банковской ликвидности.

     Мировой финансовый кризис, вызвавший отток  иностранных капиталов, и причины  внутриэкономического и политического  характера обострили проблемы бюджетного балансирования, значительно усложнили  дальнейшее рефинансирование государственного долга и привели к глубочайшему экономическому и политическому кризису в стране, что незамедлительно сказалось на котировках акций, приведших к падению индекса РТС. Он опустился до самых низких значений за всю историю торгов.

     После августовского кризиса 1998г., несмотря на угрожающую ситуацию, российский рынок акций не прекратил существования, хотя цены акций в считанные дни снизились в 3-5 раз по сравнению с июнем 1998г. и в 10-15 раз по сравнению с октябрем 1997г. Ключевыми задачами нового этапа развития фондового рынка России являются создание условий для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики и защита прав инвесторов.

     В 1999г. на отечественном рынке ценных бумаг наблюдался существенный рост. Индекс РТС вырос по итогам 1999г. более  чем в 3 раза (с 58,93 до 175,26 пунктов, или на 197,4%).

     Но  замедление темпов роста мировой  экономики, пренебрежительное отношение  государства и менеджмента компаний к акционерам обманули ожидания инвесторов. Индекс РТС по итогам 2000г. снизился на 20%. В 2002г. рост российского рынка ценных бумаг продолжился.

     Рынок корпоративных облигаций в России имеет несколько иную историю  развития. До 1996 г. из-за высокой инфляции большинство облигаций российских акционерных предприятий были убыточны и, следовательно, непопулярны среди инвесторов. Объем эмиссии частных облигаций был очень низким, не превышал 1% от общей эмиссии корпоративных ценных бумаг. Такая ситуация продолжалась до конца 1997г., пока перед отечественными эмитентами ни открылась возможность выхода на европейский рынок заимствований. В результате суммарный объем еврооблигационных заимствований российских эмитентов значительно вырос, и в начале 1998г. достиг 2 млрд.долл. Тем не менее внутренний рынок корпоративных облигаций начал развиваться несколько позже. Начало было положено в 1999г., когда на ММВБ прошло размещение облигаций «ЛУКойла», «Газпрома», РАО «ЕЭС России» и ряда других компаний. Толчком для развития этого рынка послужило крушение пирамиды ГКО, которая, обещая высокую доходность, не давала возможности российским предприятиям осуществлять облигационные займы под выгодный процент.

     В 2002 году рынок корпоративных облигаций демонстрирует как количественный, так и качественный рост. По данным ММВБ за апрель 2002г., общее количество эмитентов на биржевом рынке составило 56 компаний, и за 1999-2002гг. они разместили 124 облигационных займа.

     Резкое  снижение доходности по ГКО, ОФЗ создало  необходимые условия и для  развития вторичного рынка облигаций, который стал развиваться более динамичными темпами, чем первичный.  

     7. Рынок ценных бумаг в 2002-2008 годах.

     В указанный период в России и других странах, происходит расширение банковских операций с ценными бумагами. Но суммарная рыночная капитализация российских банков (стоимость всех видов ценных бумаг, выпущенных банками) все еще оставалась несравнимо мала в сопоставлении с другими странами.

     В 2003-2004гг. на рынке внутреннего госдолга за счет размещения государственных ценных бумаг привлечено 308,6 млрд. руб. и погашено государственных облигаций на сумму 186,5 млрд.руб. таким образом, за два года чистое привлечение за счет операций с государственными ценными бумагами на внутреннем рынке составило 122,1 млрд.руб., в т.ч. в 2004г. – 96,2 млрд.руб. При этом, в 2003 г. Минфином России проведено 28 первичных аукционов, на которых привлечено 108,31 млрд.руб., что составило 81,84% от общего объема привлечений за 2003г. Остальное привлечение в объеме 24,04 млрд.руб. было осуществлено на вторичном рынке путем выставления анонимных котировок.

     В 2005 г. по согласованию с Банком России Минфин Росси отказался от размещения коротких инструментов, перейдя к размещению средне- и долгосрочных инструментов фиксированной длины – 3,5,10 и 15 лет в рамках заранее объявленного ежегодного графика аукционов.

     С 2001 г. российский фондовый рынок прошел 3 этапа продолжительного роста: с октября 2001 г. по май 2002 г.; с января 2003 г. по апрель 2004 г.; с декабря 2004 г. по 2008 год. При этом на двух первых этапах прирост индекса РТС составил примерно 120%. Если применить это "правило 120%" к текущему этапу, то следует ожидать, что индекс достигнет своего пика на уровне примерно в 1400 пунктов. Российский фондовый рынок уже вплотную приблизился к точке перелома в среднесрочной перспективе. Во-вторых, начиная с сентября 2005 г. российский рынок в основном следует за динамикой мировых развивающихся рынков, на которых ко второй половине января начали проявляться признаки нестабильности, свойственные стадии перегрева. Такая ситуация на развивающихся рынках сказалась и на направлении движения российских акций. 2005 год оказался очень удачным для российского фондового рынка. Столь заметный подъем отчасти объясняется "провалом" котировок в декабре 2004 г., когда ЮКОС лишился Юганскнефтегаза, а ВымпелКому были предъявлены значительные налоговые претензии. Тем не менее даже на фоне максимального значения индекса РТС (782 пункта) в 2004 году его уровень на 30 декабря 2005 г. впечатляет (1125 пунктов - повышение на 44%).

     В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» на основе Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг была создана ФСФР России, которая действует на основании Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.08.2011 № 717, и постановления Правительства Российской Федерации от 26.04.2011 № 326 «О некоторых вопросах деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере финансовых рынков». Руководство Федеральной службой по финансовым рынкам осуществляет Правительство Российской Федерации.

     Федеральная служба по финансовым рынкам является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением банковской и аудиторской деятельности), в том числе по контролю и надзору в сфере страховой деятельности, кредитной кооперации и микрофинансовой деятельности, деятельности товарных бирж, биржевых посредников и биржевых брокеров, обеспечению государственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.

     Рост  российского фондового рынка  в 2005 г. был обусловлен двумя факторами. Прежде всего речь идет о стремительном повышении цен на нефть, которые в августе находились в пределах 70 долл./баррель, а потом консолидировались на уровне 55-60 долл./баррель. Такая динамика заставила участников рынка пересмотреть свои ожидания относительно долгосрочных цен на нефть. Значимым событием стала либерализация рынка акций Газпрома (за год местные акции выросли в цене на 145%, а АДР - на 117%). Предоставленная иностранным инвесторам возможность приобретать акции газового монополиста без каких-либо ограничений кардинальным образом меняет статус России в ряду мировых развивающихся рынков. Так, в 2006 г. вес России в индексе MSCI EM может повыситься с 6 до 9,3%, а вес Газпрома - с 1,3 до 12,8% (исходя из повышения коэффициента включения с 3% до примерно 40%). Сам Газпром займет 2-е место по величине среди компаний, включенных в индекс. 

8. Финансовый кризис 2008 года и его последствия.

     Финансовый кризис 2008 года, зародившийся в США, перекинувшись через Атлантику в Европу, добрался до России. Несмотря на большие золото-валютные резервы  и первоначальные заверения чиновников, кризис в России в 2008 году можно считать фактом.

     Финансовый кризис в России очень сильно повлиял на фондовый рынок, который с  19 мая 2008 года за 5 месяцев упал на 70%.  В других странах падение составило в среднем 25-30%.

Эксперты выделяют несколько причин финансового кризиса  в России:

1.    Мировой финансовый кризис; 
2.    Остановившийся рост российских фондовых индексов и дальнейшее обрушение 
3.    Грузино-осетинский конфликт; 
4.    Агрессивные действия властей против бизнеса (Мечел, ТНК-BP); 
5.    Массовое бегство капитала за рубеж; 
6.    Резкое падение цен на нефть ниже 70 долларов;

     В октябре 2008 года финансовый кризис перекинулся  в реальный сектор экономики, сокращение ВВП в октябре по сравнению с сентябрем составил 0,4%. При этом чистый отток капитала составил 50 миллиардов долларов США, что в 2 раза больше, чем в сентябре 2008 года.

     По  оценке Всемирного банка, российский кризис 2008 года «начался как кризис частного сектора, спровоцированный чрезмерными заимствованиями частного сектора в условиях глубокого тройного шока: со стороны условий внешней торговли, оттока капитала и ужесточения условий внешних заимствований».

     Обозреватель  журнала Research Алексей Байер в  «Ведомостях» от 10 октября 2008 года писал, что удар глобального кризиса по России был сильнее, чем по экономикам иных стран вследствие 3-х причин: «американской финансовой катастрофы», негативно отразившейся на всех рынках и финансовых системах развивающихся стран; падения цен на нефть при значительной зависимости России от её экспорта; политических ошибок российского руководства. Автор высказал предположение, что если все три фактора сравнимы, то «с середины года рынок потерял около 600 пунктов только из-за ухудшения инвестиционного климата в России — из-за конфликта с Грузией и из-за ссоры акционеров ТНК-BP, атаки на „Мечел“».

     Экономист, бывший советник президента России (20002005) А. Н. Илларионов в октябре 2008 года полагал[4], что российский фондовый кризис следует отсчитывать от 19 мая 2008 года — дня, когда российские фондовые индексы перестали расти, и началось падение.

Начавшееся  в конце мая 2008 года снижение котировок  акций российских компаний стало  перерастать в обвал в конце июля. По мнению ряда СМИ и финансовых аналитиков, первое резкое падение котировок произошло вследствие заявлений премьер-министра Владимира Путина в адрес руководства компании «Мечел» 24 июля.

     Индекс РТС в сравнении c S&P 500 и ценами на сырую нефть. Все цены в процентах относительно значений на 1 Мая 2008 года. Владимир Путин критикует Мечел; — начало Войны в Южной Осетии; Признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии; Алексей Кудрин заявляет, что «системный кризис отсутствует»; — пакет мер по спасению основных банков; — Глобальный финансовый кризис октября 2008 года; — Президент Дмитрий Медведев объявляет дополнительное финансирование поддержки финансовой системы

Информация о работе Развитие рынка ценных бумаг в России