Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 21:08, реферат
Для Российской Федерации, по настоящее время актуальны вопросы построения рынка ценных бумаг с использованием отечественного и мирового опыта, структур и методов, применявшихся в разное время. Ценные бумаги имеют длительную историю. Рассматривая в историческом аспекте рынок ценных бумаг в нашей стране, следует отметить, что он существовал в дореволюционный период (до 1917 года), затем в период НЭПа в конце 20-х годов, а также и в последующий период, но в довольно суженном и урезанном виде.
Введение
1. Дореволюционный этап развития ценных бумаг
2. Рынок ценных бумаг в СССР
3. Формирования рыночных отношений в России – предпосылка
создания рынка ценных бумаг
4. Проблемы становления и развития в 1991-1992 гг.
5. Развитие рынка ценных бумаг в 1993-1998гг.
6. Финансовый кризис 1998 года и его последствия.
7. Рынок ценных бумаг в 2002-2008 годах.
8. Фондовый рынок в период кризиса 2008 года, перспективы развития.
Заключение
Список литературы
Рынок капиталов представляет собой важный канал финансирования экономики, дополняющий собственные денежные средства предприятия и бюджетные ассигнования. Рынок капиталов и его часть – рынок ценных бумаг – важнейшие элементы формирования регулируемой рыночной экономики, которая должна получить развитие в ближайшие годы в нашей стране.
До 1992 г. картина формирования рынка капиталов искажалась отсутствием должной мобильности предприятий из-за сохраняющихся командно-административных методов, жесткими бюджетно-налоговыми рычагами, неэффективностью банковских кредитов, государственным распределением и перераспределением материальных ресурсов. Без устранения этих негативных факторов все мероприятия по созданию рынка носили формальный, неэффективный и декларативный характер. При создании рынка возникает вопрос, какой должна быть его оптимальная структура. Известно, что в практике западных стран рынок капиталов определяется двумя основными признаками – временным и институциональным.
Первый
признак означает, что рынок делится
на два основных элемента: денежный
рынок (рынок краткосрочных
Структура рынка развитых западных стран в институциональном понимании складывается, прежде всего, из кредитно-финансовых институтов (банков и других учреждений) и рынка ценных бумаг, который в свою очередь разделяется на внебиржевой оборот (новые эмиссии ценных бумаг) и фондовую биржу. При этом в различных странах существуют некоторые различия. Так, в США преобладают частные кредитно-финансовые институты (акционерные), а в странах Западной Европы и в Японии наравне с частными большое место занимают полугосударственные, государственные и кооперативные кредитно-финансовые учреждения.
В
институциональной структуре
Реорганизация
банковской системы 1987 г. носила скорее
негативный, чем позитивный характер,
так как проводилась она
Спецбанки не создали условий для развертывания денежного рынка и торговли кредитными ресурсами, но использовали при этом систему искусственных поборов с предприятий и населения.
В результате реформы 1987 г. банковский аппарат вырос, а банки повели войну между собой за раздел многочисленных текущих и ссудных счетов. Головной банк страны – Госбанк – продолжал функционировать как орган правительства, тогда как мировая практика показывает, что он должен быть независимым органом и строго следить за ограничением правительственных амбиций, ведомств и госпредприятий в области расходов и излишней денежной массы в стране. Более того, Госбанк должен регулировать кредитные ресурсы других банков путем ужесточения процентных ставок и ограничения кредитных резервов. До конца 1990 г. отношения банков с предприятиями носили не столько объективный экономический характер, сколько административный.
До конца 1990 г. в целом наша кредитная система, подогнанная под административную систему, продолжала оставаться примитивной, если учесть, что страховые учреждения СССР, располагающие долгосрочными резервами, продолжали находиться вне сферы кредитной системы и действовали обособленно. До 1990 г. были сделаны первые попытки создания отдельных элементов рынка ценных бумаг, так как до этого времени не было свободной торговли деньгами и титулами собственности. Первые попытки создания такого рынка 1988-1989 гг. носили ограниченный характер, поскольку распределение акций осуществлялось только в пределах данного предприятия или в отношении каких-то других предприятий. Это, ограничивало свободу передвижения ценных бумаг. Кроме того, банки в основном должны сами базироваться на акционерной или кооперативной собственности или на партнерском участии. Поэтому ссудный фонд страны должен быть заменен рынком капитала, основу которого составляет, согласно мировой практике, рынок краткосрочных и долгосрочных денежных ресурсов и рынок ценных бумаг. Все мероприятия и реорганизации, проводимые с 1987 по 1990 гг. оказались не эффективными, т.к. рыночные отношения не могли развиваться в рамках существующей командно-административной системы. Поэтому банковская реформа 1987 г. и выпуск первых ценных бумаг в условиях отсутствия приватизации (акционирования предприятий) не способствовали формированию в тот период ни рынка капиталов, ни рынка ценных бумаг. Возникла объективная необходимость в дальнейшей реорганизации банковской системы и создании условий для формирования рынка ценных бумаг.
В июне 1990 г. был разработан новый проект банковской реформы. Однако этот проект, представленный правлением госбанка и Правительством до принятия Закона о Госбанке и банковской деятельности имел существенные изъяны. Он стал Законом в декабре 1990 г. с определенными модификациями, которые выразились в создании Совета Управляющих на базе Госбанка и Центральных банков республик, выходе банков из подчинения Правительству и создании новых методов, регулирующих деятельность коммерческих банков. В этой связи целесообразно проанализировать данный проект, который вводил двухъярусную систему. На первой ступени стоит Госбанк, который призван регулировать резервы других банков, на второй – коммерческие и кооперативные банки, предоставляющие кредиты.
Реально коммерческие банки начали функционировать в 1989 г., их оборот и их количество были значительны. Оборот коммерческих банков составлял всего 3,2 млрд.руб.; а количество их достигло 200 в 1989 г. Они базировались преимущественно на капитале, образованном из источников накопления предприятий и министерств, и осуществляли, в основном, прямое банковское кредитование. В то же время классическое функционирование коммерческих банков базируется исключительно на вексельном обращении, которое было необоснованно ликвидировано в СССР в 30-е гг.
В начале 1990 г. появилось три вида новых ценных бумаг: государственные 5%-ные облигации для индивидуальных лиц, для юридических лиц и целевые государственные бумаги с оплатой товарами длительного пользования.
Особенность наших государственных бумаг до 1990 г. состоит в том, что это – выигрышные, а не процентные займы. Поэтому привлекательность их не была столь велика. Появление рыночных элементов в экономике России в виде альтернативных форм собственности, самостоятельных предприятий, современной кредитной системы, выпуск ценных бумаг в начале 90-х гг. означали создание реальной базы для рынка ценных бумаг в России.
4. Проблемы становления и развития в 1991-1992 гг.
Несмотря на определенные трудности и противоречия в формировании рынка ценных бумаг, следует отметить, что в 1991 и 1992 гг. были сделаны определенные шаги к его созданию и расширению. Прежде всего, это появление фондовых бирж и фондовых отделов товарных бирж.
По существу весь ограниченный поток ценных бумаг предприятий, банков и других учреждений устремился на фондовые и товарные биржи. Однако созданию рынка фондовых ценностей должна была предшествовать широкая приватизация государственной собственности, что позволило бы организовать акционерные общества и таким образом наполнить рынок ценных бумаг акциями и облигациями предприятий. По существу же это наполнение осуществлялось в основном за счет коммерческих банков и так называемых финансовых инструментов, т.е. секьюритизации сберегательных сертификатов в результате этого произошло определенное понятия рынка ценных бумаг и, в частности, деятельности фондовой биржи в общепринятом понимании.
Дело в том, что торговля ценными бумагами в 1991-1992 гг. не стала основным видом деятельности фондовых бирж Российской Федерации, т.к. ведущее положение на них заняли не акции и облигации предприятий, а финансовые инструменты за счет расширения их номенклатуры. В частности, в 1992 г. на Московской центральной фондовой бирже (МЦФБ) при покупке и продажа преобладали опционы, депозитные, сберегательные, инвестиционные сертификаты.
Биржевая торговля на МЦФБ на 90-95% в 1992 г. держалась в основном на купле-продаже денег. Фондовая биржа выполняла в основном не свойственные ей функции. Увеличение процентной ставки Центрального банка сначала на 50, а затем на 80% повысило процентные ставки коммерческих банков и соответственно ставки за кредитные ресурсы на биржах. Однако денежные ресурсы, предложенные на бирже, носили исключительно краткосрочный характер. Поэтому заемщики не могли использовать эти средства для долгосрочных инвестиционных программ. Основной приток выпуска акций на фондовую биржу обеспечивали коммерческие банки, т.к. они раньше других юридических лиц, действующих на рынке, начали осуществлять собственное акционирование. Далее за коммерческими банками следовали страховые, инвестиционные и торговые компании. Однако сравнительно небольшое количество этих компаний дало довольно слабый приток ценных бумаг на биржу. Последнее место в обороте фондовых бирж заняли акционерные производственные компании, что в основном определялось отставанием процесса приватизации в промышленности и на транспорте.
В условиях жесткой денежно-кредитной политики в первом квартале 1992 г. предложение ценных бумаг на биржах выросло, а обещание Правительством широкой приватизации во втором квартале 1992 г. обусловило миграцию денежных средств от ценных бумаг в банковские депозиты. Этому же способствовало ослабление денежно-кредитного регулирования.
Позитивным моментом развития рынка ценных бумаг стало увеличение объема операций фондовых бирж и фондовых отделов товарных бирж. Так, к концу 1992 г. объем операций достиг нескольких сотен миллиардов рублей. Однако этот объем включал не только сами ценные бумаги, но и финансовые инструменты и кредитные ресурсы.
Положительной стороной становления российского рынка ценных бумаг являлся рост профессионализма кадров фондовых бирж и брокерских компаний, освоение новых видов ценных бумаг, улучшение технической оснащенности фондовых бирж. Несколько бирж организовали расчетно-клиринговые центры, способные хранить акции не только в бумажной, но и в электронной форме.
Положительной стороной деятельности российского рынка ценных бумаг было также установление контактов и корпоративных связей российских бирж с крупнейшими фондовыми биржами США, стран Западной Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона.
Кроме того, были определены государственные органы, регулирующие деятельность рынка ценных бумаг: Комиссия по ценным бумагам и фондовым биржам при Президенте РФ, в состав которой были включены представители фондовых бирж, специалисты Центрального банка и Министерства финансов, Антимонопольного комитета и Российского фонда федерального имущества; Министерство финансов, регулирующее нормативы выпуска ценных бумаг, деятельность брокеров и фондовых бирж; Центральный банк РФ, регулирующий нормативы выпуска государственных облигаций.
В
целях оказания взаимной помощи сами
биржи создали консультативно-
Таким образом, в России вначале 90-х гг. были сделаны первые шаги в организации рынка ценных бумаг, на котором постепенно возрастает объем операций фондовых бирж. Однако российский рынок ценных бумаг на своем первом этапе в начале 90-х гг. пока не превратился в важный инструмент по мобилизации капиталов.
Одной из новых особенностей развития рынка ценных бумаг в РФ является массовый выпуск нового вида ценных бумаг – государственных приватизационных чеков в 1992 г., рассчитанных на все 150 млн. населения. Цель этого вида ценных бумаг состояла в том, чтобы они были вложены в акции акционируемых предприятий постепенно приватизируемой государственной собственности. Прежде всего, эти ценные бумаги не отражали полной стоимости национального имущества, т.к. их выпуск был осуществлен после либерализации цен, которая привела к раскручиванию инфляционной спирали. Известно, что цены были отпущены 2 января 1992 г., а приватизационные чеки (ваучеры) были эмитированы 1 октября 1992 г. Таким образом, номинальная стоимость каждого чека в размере 10 тыс.руб. уже существенно обесценилась, если учесть рост цен на многие товары и услуги с 2 января 1992 г. по 1 октября 1992 г. в несколько десятков раз. Именно это обстоятельство заставило многие слои населения РФ не вкладывать чеки в акции, а реализовать их на рынке значительно ниже номинальной стоимости. Как известно, в течение 1992-1993 гг. цена чеков колебалась в пределах от 3 до 7 тыс.руб., тогда как первоначально предполагалось, что они будут продаваться выше номинальной стоимости.