Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 14:41, курсовая работа
Лизинговая сделка - совокупность договоров, необходимых для реализации лизинга между лизингодателем, лизингополучателем и продавцом (поставщиком) предмета лизинга [7,с.15]. В состав лизинговой сделки, помимо самого договора лизинга, могут входить договор поручения по подбору продавца оборудования и поиску дополнительного кредитора, договор о страховании, договор о доставке, монтаже и обслуживании оборудования и другие, необходимые услуги. Эти договоры заключаются как между участниками лизинговой сделки, так и с привлекаемыми для этого сторонними предприятиями.
Введение…………………………………………………………………………..3
1 Теоретические и методические основы международного лизинга…………………………………………………………………………….5
1.1 Сущность, значение и история развития международного разделения лизинга в отдельных странах……………………………………..……………...5
1.2 Формы осуществления и классификация международного лизинга…………………………………………………………………………….9
1.3 Экономическая эффективность международного лизинга……………….15
2 Оценка современного уровня лизинга в РФ………………………………………………………………………………...21
2.1 История развития лизинга в РФ…...………………………….....................21
2.2 Состояние российского рынка лизинга……………………………………26
2.3 Рейтинг лизинговых компаний в РФ………………………………………35
3 Развитие лизинга РФ…………………………………………….……………42
3.1 Факторы, влияющие на развитие лизинга в РФ……………….………………………………………………………………..42
3.2 Тенденции развития лизинга в РФ…………..………………………….....46
Заключение……………………………………………………………………....52
Список использованной литературы…………………………………………..54
Характер клиентской базы лизинговой компании обусловлен, главным образом, целями ее деятельности, которые в свою очередь определяются, прежде всего, типом учредителей компании. Это подтверждают и данные опроса МФК, говорящие о том, что поиск клиентов российскими лизинговыми компаниями осуществляется через контакты учредителей (79%). Лишь 53% опрошенных МФК компаний используют рекламу.
Лизинговые компании, участвовавшие в опросе МФК, работают в основном с малыми и средними предприятиями. Только 7% из опрошенных компаний работает исключительно с крупными предприятиями. Клиентами 38% компаний являются малые и средние предприятия, а 40% работают со всеми видами предприятий.
Компании, работающие с крупными предприятиями
Обычно к данным компаниям относятся лизинговые компании при ФПГ, использующие лизинг в целях минимизации налогообложения. Кроме того, крупными сделками занимаются также лизинговые компании, избравшие специализацию по какому-либо виду оборудования, например, занимающиеся лизингом авиатехники или оборудования для тяжелого машиностроения. Группа этих компаний в России немногочисленна.
Компании, работающие с малыми и средними предприятиями
К этому типу компаний обычно относятся компании, созданные с участием структур поддержки предпринимательства, которые обязаны работать с малыми и средними предприятиями, и небольшие региональные компании, у которых не хватает капитала и заемных средств для осуществления крупных проектов. О них мы уже подробно говорили выше.
В данной группе, помимо вышеназванных, выделяются следующие наиболее заметные на рынке компании:
Универсальные компании (по размеру предприятий)
В эту группу входят компании, которые специализируются на лизинге "универсального" оборудования, например, автотранспорта или компьютеров.
Процедура
лизинга при стандартном
Еще один тип компаний, работающих с любым типом предприятий,- это лизинговые компании, созданные при банках. Однако они предпочитают большие проекты - выгоднее соотношение затраченного времени и сил на подготовку и ожидаемой прибыли.
География
деятельности лизинговых компаний пока
в большинстве случаев
Отраслевая специализация российских лизинговых компаний пока лишь начинает определяться. В силу специфики деятельности, определенная специализация характерна для компаний при ФПГ и поставщиках, однако это обычно не является рыночной стратегией, а обусловлено целями учредителей. Также специализированы некоторые компании, реализующие специальные государственные программы - как, например, "Ильюшин Финанс Ко.", передающий в лизинг самолеты или "Росагролизинг", предоставляющий сельскохозяйственную технику.
Отчасти причина невысокого уровня специализации - слабое развитие вторичного рынка оборудования. Однако с ростом конкуренции на лизинговом рынке, следует, безусловно, ожидать усиления специализации лизинговых компаний, так как это является значительным преимуществом на конкурентном рынке.
Способность лизинговой компании передавать в лизинг дорогостоящее оборудование (именно как отдельный объект, а не как большую партию недорогих объектов) в значительной степени обусловлено ее способностью привлекать долгосрочное финансирование. Срок договора лизинга в большинстве случаев совпадает со сроком амортизации оборудования (с коэффициентом ускорения), а для дорогостоящего оборудования этот срок обычно довольно велик; при этом для лизинговой компании крайне затруднительна ситуация, когда срок погашения кредита наступает раньше срока полного погашения по договору лизинга. Поэтому лизинговые компании стремятся к тому, чтобы сроки лизинговых договоров не превышали сроки предоставляемого им финансирования.
Спектр оборудования, приобретаемого посредством лизинга, достаточно широк. Лидируют автотранспортные средства: грузовые и пассажирские автомобили. За автотранспортом следует производственное оборудование, а также техника, используемая в телекоммуникационном бизнесе, торговле и полиграфии. Кроме того, лизинговые компании работают с оборудованием по деревообработке, медицинским оборудованием, занимаются лизингом строительной техники и авиатехники.
Неудивительно, что лизинговые компании предпочитают заниматься лизингом автотранспорта. Причины этому следующие: автотранспортные средства легко изъять, обязательная регистрация в ГАИ облегчает процесс контроля над предметом лизинга, кроме того, не вызывает особых трудностей реализация на вторичном рынке.
Производственное оборудование стоит на втором месте после транспортных средств. Это подтверждает то, что лизинг выполняет свои функции механизма альтернативного финансирования производственных предприятий. В подтверждение данному факту приведен рисунок 2.
Рисунок 2 - Виды оборудования, передаваемого в лизинг, %
Рассматривая этот график, следует учитывать, что указанные данные - это количество положительных ответов на вопрос анкеты МФК "занимаетесь ли вы лизингом определенного вида оборудования?"; то есть вышеприведенная таблица позволяет узнать долю определенного вида оборудования.
Приведем данные исследования журнала "Технологии лизинга и инвестиций", указанные на рисунке 3, которые свидетельствуют о стоимостных долях лизинговых сделок с указанными видами оборудования (в процентах от общего объема лизинговых портфелей всех опрошенных компаний).
Рисунок 3 - Виды оборудования, передаваемого в лизинг, %
Рассматривая эти данные, следует принять во внимание, что журналом "Технологии лизинга и инвестиций" были опрошены лишь 30 лизинговых компаний и, на наш взгляд, эта выборка не совсем репрезентативна. Так, например, участие в опросе крупнейшей компании "РТК-Лизинг" обуславливает явный перевес в сторону телекоммуникационного оборудования.
Кроме того, следует отметить и источники финансирования лизинговых компаний. Лизинговые компании, принявшие участие в исследовании, получают значительную часть финансирования от российских банков, как банков-учредителей (29%), так и от сторонних банков (71%). Следует, однако, иметь ввиду, что опросом МФК установлено наличие практики получения финансирования из определенных источников, но не их вес по стоимости. Данные опроса отражены на рисунке 4.
Рисунок 4 - Источники финансирования лизинговых компаний, %
Трудности с банковским финансированием возникают в большей степени по срокам, так как по-прежнему банки гораздо охотнее занимаются краткосрочным кредитованием, чем средне- и долгосрочным.
В
2001 г. средняя ставка кредитования в
российских рублях, по данным МФК, составила
25% (в 2000 г. лизинговые компании кредитовались
под 26%-28 % годовых в рублях). Ставка кредитования
по кредитам в валюте составила 14%-15% годовых
(в 2000 г. - 15%-16% годовых). Можно отметить,
что практически все лизинговые компании,
за небольшим исключением, для финансирования
использовали банковские кредиты по рыночным
ставкам.
2.3 Рейтинг лизинговых компаний в РФ
Основная
цель рейтинга - выявить наиболее крупные
рыночно ориентированные
В группу "объем профинансированных компанией средств" вошли два фактора: общий объем профинансированных средств по договорам лизинга за 2001 г. и за 9 мес. 2002 г. Это позволило, с одной стороны, оценить динамику компаний, с другой - нивелировать эффект краткосрочных денежных вливаний.
Лизинговые компании, вошедшие в наш рейтинг, представляют совершенно различные сегменты российского лизингового рынка - и по своему происхождению, и по видам лизинговых активов, и по типам клиентов. В числе первых 20 компаний в одном ряду стоят лизингодатели дорогостоящего телекоммуникационного оборудования (например, "РТК-ЛИЗИНГ", "Промсвязьлизинг"), самолетов ("Ильюшин Финанс Ко.", Авиационная лизинговая компания "Туполев") и лизинговые компании для малого бизнеса (Московская лизинговая компания, "Дельта Лизинг"). Это говорит о том, что лизинговый бизнес может быть эффективным и значительным по объему практически в любом сегменте рынка. Таким образом, рассмотрим итоговый рейтинг крупнейших рыночно ориентированных лизинговых компаний России, который приведен в таблице 1.
Таблица 1 - Крупнейшие лизинговые компании по показателю стоимости текущих сделок
|
Источник: Группа по развитию лизинга
МФК
Ситуация в рейтинге по стоимости текущих сделок практически аналогична ситуации в основном рейтинге. Главное отличие заключается в том, что наверх поднялись компании с крупным объемом сделок за последние год-два (например, "Райффайзен-Лизинг", "Росагролизинг"). Показатель стоимости текущих сделок отражает объемы деятельности компании в настоящий момент и в перспективе на 3-5 лет (так как именно таков типовой срок лизингового договора). Можно сделать вывод, что компании, занимающие сейчас высокие позиции, по стоимости текущих сделок при прочих равных условиях еще не менее 3 лет будут чувствовать себя вполне уверенно на рынке, - по крайней мере, благодаря лизинговым платежам по уже профинансированным сделкам.