Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 23:13, курсовая работа
В современной, быстро меняющейся, обстановке перехода к рынку, управлению предприятия необходимо постоянно проводить анализ деятельности фирмы для принятия управленческих решений. Для анализа и принятия решений необходима исходная информация, такую информацию получают из ряда экономических показателей - одним из которых является себестоимость. Этот показатель является одним из наиболее важных.
В условиях рыночной экономики себест
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...…....
ГЛАВА I. РАЗРАБОТКА ТУР ПРОДУКТА
1.1 Определение туристского продукта……………………………...….
1.2 Реализация тур продукта
ГЛАВА II. СЕБЕСТОИМОСТЬ ТУРИСТСКИХ УСЛУГ
2.1. Понятие себестоимости туристского продукта ……………………....
2.2 Калькулирование полной себестоимости турпродукта …….……...…...
2.3 Ценообразование в туризме
ГЛАВА III.СЕБЕСТОИМОСТЬ ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА НА ПРИМЕРЕ
ТУРИСТСКОЙ ФИРМЫ «THE BEST TRAVEL»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….……...
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….…………….....
- в цену экскурсионной программы включаются только расходы на экскурсии, которые входят в обязательную программу тура (обычно 2-3 экскурсии). Их стоимость зависит от цены входных билетов в музеи, парки, а также стоимости услуг экскурсовода, гида, сопровождающего;
- цена питания рассчитывается в зависимости от вида туризма. При въездном туризме калькулируют стоимость всех завтраков, обедов и ужинов с учетом конкретной стоимости на конкретном предприятии питания. Завтрак, как правило, включается в стоимость проживания. При выездном туризме стоимость питания зависит от условий тура (BB – только завтрак, HB – двухразовое питание, All inclusive – все включено).
- цена услуги гида-переводчика при расчете себестоимости турпутевки раскидывается на всю группу в зависимости от ее численности или индивидуально.
В связи с реформированием бухгалтерского учета туристическим фирмам и предприятиям была предоставлена возможность самостоятельно разрабатывать приемы и методы включения затрат в себестоимость туристической продукции. Принятые туристической организацией приемы и методы учета затрат и калькулирования себестоимости должны найти отражение в приказе об учетной политике предприятия. Приказ не должен противоречить действующему Закону РК "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в РК" и стандартам бухгалтерского учета.
При формировании себестоимости туристского продукта организации могут использовать один из следующих методов учета затрат:
- нормативный метод;
- позаказный метод;
- метод "директ-кост".
На основании применяемых методов туроператор может использовать следующие приемы калькулирования себестоимости туристической поездки:
- способ суммирования затрат (затратный);
- нормативный способ калькулирования;
- комбинированный способ калькулирования;
Способ суммирования затрат заключается в том, что себестоимость продукции определяется путем суммирования затрат по отдельным частям изделия или процессам его изготовления. Этот способ, как правило, применяется в производствах, где для учета затрат и калькулирования себестоимости продукции применяется попередельный (по-процессный) метод.
Нормативный способ калькулирования является составной частью нормативного метода учета затрат и калькулирования себестоимости продукции. Предпосылками применения этого способа являются: наличие норм и нормативов затрат; составление нормативной калькуляции себестоимости единицы выпускаемых изделий; достоверное документирование и учет затрат по действующим нормам и отклонениям от них.
Комбинированный способ калькулирования представляет собой сочетание нескольких перечисленных выше способов, если применение каждого из них в отдельности невозможно или не обеспечивает обоснованного исчисления себестоимости.
На основании утвержденных в учетной политике предприятия методов и приемов включения затрат в себестоимость туристского продукта туроператор разрабатывает калькуляционную карточку туристского маршрута. В калькуляционной карточке отражаются все затраты, сделанные турагентством. Умножением полученной суммы затрат из калькуляционной карточки на количество человек в группе получают фактическую себестоимость туристского маршрута или тура.
Продажная цена включает кроме полной себестоимости косвенные налоги и прибыль. Норма прибыли для туристских организаций составляет 20%, ее величина корректируется с учетом спроса, предложений и уровня конкуренции на рынке туруслуг. Туристские организации применяют также скидки со стоимости турпродукта. Это могут быть сезонные скидки, скидки для детей, школьников, постоянных клиентов и пр.
При разработке продажных цен на турпродукт учитывается комиссионное вознаграждение посредникам. Практика туристского бизнеса различает следующие виды комиссионного вознаграждения посредникам:
Комиссия для туроператоров, которые разрабатывают программы и реализуют их самостоятельно или через посредника (комиссия для оптовиков);
Розничная комиссия для турагентов, которые перепродают программы туроператорам или сами бронируют гостиничные номера.
При заключении договора между туроператором и турагентом возможны следующие варианты:
туроператор продает турагенту пакет услуг по цене, которую он должен получить с последнего. В данном случае турагент делает в свою пользу надбавку на цену туроператора. Туроператор не вмешивается в процесс установления этой надбавки;
в целях полной продажи турпакетов и для сохранения своего имиджа туроператор предоставляет турагент пакет услуг для реализации по твердой фиксированной цене. В этом случае турагент получает комиссионное вознаграждение в форме скидки со стоимости турпакета.
В период же спада туристской активности гостиницы и другие туристские организации снижают цены, пытаясь таким образом поддержать спрос на рынке. Разница между сезонными и несезонными ценами достигает 20-25%. Это обстоятельство также должно учитываться казахстанскими турорганизаторами при уторговании цен для туристов, сроки поездок которых совпадают с несезонным периодом.
2.2 Калькулирование полной себестоимости турпродукта
Калькулирование полной себестоимости турпродукта предполагает расчет всех издержек, связанных с формированием и реализацией единицы турпродукта. При этом методе рассчитываются средние валовые издержки или полная себестоимость единицы турпродукта. Например, при затратах у туроператора по формированию и реализации турпродукта в размере 5000 тенге и продажной цене туристской путевки 6000 тенге прибыль от реализации одной путевки составит 1000 тенге.
Калькулирование полной себестоимости турпродукта - это система учета, в которой все затраты (как переменные, так и постоянные) распределяются на все виды турпродукта. Метод калькулирования полной себестоимости позволяет получить представление о всех затратах, которые несет организация при формировании и реализации единицы турпродукта. Его суть состоит в ежемесячном определении полной фактической себестоимости турпродукта путем сбора всех затрат по формированию и реализации турпродукта на бухгалтерском счете.
В основе этого метода лежит группировка расходов по способу включения в себестоимость отдельных видов услуг.
Рассмотрим калькулирование себестоимости у туроператора, который и формирует стоимость туристского продукта. Объектом калькуляции будет служить стоимость обслуживания группы туристов при групповом типе тура и стоимость обслуживания индивидуального туриста при индивидуальном типе тура.
В настоящее время основная часть потока туристов состоит из укомплектованных групп. Это означает, что туристская фирма определяет оптовую. При этом обычно предоставляется скидка для массовой оптовой сделки в зависимости от объема операции - до 10 %, по срокам и продолжительности - до 5 %, в зависимости от продолжительности проживания туристов в гостиничном предприятии - до 10 %. цену поездки для всей группы.
С оптовой цены могут делаться дополнительные скидки за участие фирмы в рекламе и издании рекламных проспектов по стране, отдельному городу, отдельной гостинице, в других местах пребывания туристов. Нередко турфирма реализует рекламные проспекты страны, рекламирует таким образом не только свои туры, но и страну в целом. Скидки могут также производиться при предварительной оплате туристского обслуживания. В целом цена на туристское обслуживание групп может быть ниже рыночной цены для разовых сделок в среднем на 10-20 %.
На стоимость путевки влияет фактор количества предлагаемых услуг. Туристу могут быть предоставлены либо определенные виды услуг по его выбору, либо полный комплекс услуг. Полный комплекс услуг может быть предоставлен путем продажи так называемых инклюзив-туров (inclusive tour) или пэкидж-туров (packadge tour).
При инклюзив-турах, применяемых при авиаперевозках, стоимость перевозки туристов к месту назначения и обратно определяется на основе специально разрабатываемых инклюзив-тарифов, которые могут быть наполовину ниже обычных. Общий уровень рентабельности и цены инклюзив-тура должен быть не ниже обычного тарифа стоимости транспортировки.
Клиентам сообщается паушальная (общая) цена инклюзив-тура без разбивки ее на отдельные виды услуг.
При расчете стоимости инклюзив-тура фирма учитывает стоимость туристских услуг и собственные затраты на содержание аппарата фирмы, издержки на рекламу и определенную прибыль. Несмотря на это, общая стоимость инклюзив-тура для отдельного туриста обходится дешевле, чем при индивидуальной поездке без помощи турфирмы с таким же комплектом и уровнем услуг.
Пэкидж-туры предлагают предоставление клиенту полного комплекта услуг, которые, однако, могут и не включать транспортные расходы. Организуются пэкидж-туры по определенной, заранее рекламируемой программе.
Структура туров варьируется в зависимости от страны, состава туристов, их покупательной способности, характера, ассортимента и качества услуг.
2.3 Ценообразование в туризме
В туристском бизнесе вопрос правильности формирования цены и обоснованности каждого её элемента стоит совсем остро. Обусловлено это чертами этого бизнеса, а конкретно: сезонность, природно-климатические условия, одновременное оказание комплекса услуг одному туристу, разнообразный их диапазон, численность группы, возрастной состав группы и др. Организационно-экономическими чертами являются: взаимозаменяемость работников компании, немногочисленный штат персонала, отсутствие прямых издержек (за исключением тех, которые можно найти расчетным способом).
Правильность формирования цены - это верное определение прямых и накладных её частей. Если зарплата является главным прямым элементом цены и (либо) составляет больший удельный вес в общем объеме издержек, то сформировать цену довольно трудно. Разъясняется это немногочисленным штатом работников турфирмы, выполнением ими в течение рабочего дня нескольких функций, окладной формой оплаты труда. Так, к примеру: директор турфирмы выполняет свои должностные функции, а также функции менеджера и туроператора сразу; бухгалтер-кассир выполняет функции бухгалтера-кассира (как единица бухгалтерской службы), кассира по продаже авиабилетов, путевок клиентам, агента по выписке страховых полисов, кабинет-менеджера и др.
Но трудности не освобождают турфирму от необходимости составлять калькуляции отпускной цены на услугу, турпродукт, реализуемые на местности РК., так как субъекты хозяйствования при определении уровня отпускных цен (тарифов) на реализуемую продукцию (продукты, работы, сервисы) должны доказывать его соответствующими экономическими расчетами (калькуляция с расшифровкой статей издержек).
Исходя из этого, турфирмы ставят цену на каждый вид услуг, оказываемых резидентам, а также на собственный турпродукт, реализуемый на местности РК (внутренний туризм), обязаны доказывать соответствующими расчетами, группируя расчетные данные в плановую калькуляцию.
При однородности услуг и турпродуктов проще систематизировать их в прейскуранты. Действие экономически обоснованного каждого элемента цены распространяется на период (месяц), на который утверждена калькуляция. В течение деяния установленной отпускной цены плановая калькуляция не пересчитывается. Из месяца в месяц стоимость на один и тот же вид услуг, турпродукт может:
-оставаться постоянной;
-возрастать при необходимости по экономически обоснованным причинам на утвержденный Советом Министров РК индекс роста цен либо превышающий его уровень при регистрации в соответствующем органе;
-уменьшаться вследствие конъюнктуры рынка.
Элементы цены разделяются на прямые, накладные и расчетные.
Прямые - это те элементы цены, которые прямо относятся к тому либо иному виду услуг, турпродукту, и включение их в цену делается способом прямого включения (почаще всего абсолютными суммами). таковыми элементами в турбизнесе можно назвать:
- расходы на оплату труда штатных работников;
- расходы на оплату услуг посторониих организаций (юридических лиц и предпринимателей), используемых при оказании данного вида услуг;
-расходы на оплату услуг нештатных работников (переводчика, экскурсовода, гида, провождающего лица, охранника и т.д.);
-канцелярские расходы;
-расходы на создание либо покупку информационной литературы (буклеты, книги, плакаты, визитки и т.п.);
-аренда помещения для проведения мероприятий;
-амортизация главных производственных фондов и предметов оборота;
-остальные расходы, имеющие прямое назначение.
Расходы на оплату труда штатных работников при сдельной либо аккордной формах оплаты труда в цену включаются прямым методом. При окладной форме оплаты труда (что в настоящее время носит систематический характер) для определения суммы таковых расходов требуется определение трудозатрат (потраченного времени) на каждый вид услуг, турпродукта. Для этого нужно сделать хронометраж либо фотографию рабочего времени работников, задействованных при их оказании, производстве (не менее трех наблюдений каждого вида хронометража либо фото рабочего времени). Далее следует создать и утвердить нормы времени управляющим турфирмы и при составлении расчета отпускной цены воспользоваться этими нормами.