Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 20:12, дипломная работа
Целью дипломной работы является разработка по повышению конкурентоспособности организации на примере ЗАО ТД «Перекресток».
Задачи дипломной работы состоят в следующем:
1. рассмотреть конкурентоспособность как объект управления;
2. изучить элементы формирования стратегии конкурентоспособности организации;
3. определить методы анализа конкурентоспособности организации;
4. дать краткую характеристику компании ЗАО ТД «Перекресток»;
5. проанализировать конкурентоспособность компании ЗАО ТД «Перекресток»;
6. провести SWOT-анализ компании ЗАО ТД «Перекресток»;
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
1.1 Конкурентоспособность как объект управления
1.2 Элементы формирования стратегии конкурентоспособности организации
1.3 Методы исследования конкурентоспособности и системы менеджмента организации
2. АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ СИСИТЕМЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КОМПАНИИ ЗАО ТД «ПЕРЕКРЕСТОК» НА ПРИМЕРЕ ГИПЕРМАРКЕТОВ «КАРУСЕЛЬ»
2.1 Краткая характеристика компании ЗАО ТД «Перекресток»
2.2 Анализ конкурентоспособности компании ЗАО ТД «Перекресток»
2.3 SWOT-анализ компании ЗАО ТД «Перекресток»
2.4 Разработка стратегии повышения конкурентоспособности компании ЗАО ТД «Перекресток» на примере гипермаркетов «Карусель»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Процесс
исследования жизненного цикла отрасли,
в котором находится
Применительно к отрасли, в которой находится организация ЗАО ТД «Перекресток» можно сказать следующее: в настоящее время отрасль по реализации товаров народного потребления находится в стадии зрелости, для которой характерно незначительное число конкурентов, наличие закрепившихся лидеров и определенных покупательских предпочтений, высокие стартовые барьеры. Фактором роста является постоянное обновление реализуемой продукции.
Для
выработки возможной
Анализируя доли рынка, которые имеют конкуренты и их ассортимент можно выделить трех главных конкурентов компании ЗАО ТД «Перекресток» – это гипермаркеты «Радуга» (23,5%), «ОКЕЙ» (15%) и «Лента» (13,5%).
Оценим уровень конкуренции компании ЗАО ТД «Перекресток» с помощью таблицы 2.2, которая была составлена на основании данных, полученных при опросе покупателей продукции предприятия «Перекресток».
Проведя
сравнение конкурентов компании
ЗАО ТД «Перекресток» по основным образующим
факторам видно, что конкуренты широко
используют в своей деятельности средства
рекламы и методы стимулирования сбыта,
предприятия «ОКЕЙ»» и «Радуга» принимают
безналичный расчеты покупателей.
Таблица 2.2 Оценка конкурентоспособности ЗАО ТД «Перекресток» относительно ведущих конкурентов
Показатель | ЗАО ТД «Перекресток» | «Радуга» | «ОКЕЙ» | «Лента» |
1.Применяемые
стратегии стимулирования сбыта:
- Скидки |
+ |
+ |
+ |
+ |
- Кредит | - | + | - | - |
- Премиальная продажа | - | - | - | + |
- Купоны и розыгрыши | + | + | + | - |
2.Используемая
форма рекламы:
- Реклама в прессе |
+ |
- |
- |
+ |
- Печатная реклама | - | + | - | + |
- Экранная реклама | + | - | + | + |
- Реклама по радио | - | - | + | |
- Наружная реклама | + | - | + | + |
- Реклама на транспорте | - | + | - | - |
- Реклама на месте продаж | + | + | + | + |
3. Формы платежа | Наличная | Наличная, безналичная | Наличная, безналичная | Наличная |
4.
Степень известности среди |
4,5 | 4 | 5 | 4,5 |
5. Уровень качества обслужи-вания (1-5 баллов) | 4,5 | 5 | 4,5 | 4 |
6.
Уровень образования и |
4,5 | 4 | 3,5 | 4 |
7.Местонахождение
(1-5 баллов) |
4,5 | 4 | 5 | 4,5 |
Из
приведенной таблицы можно
Рассматриваемые конкуренты предлагают достаточно высокий уровень обслуживания и имеют выгодное расположение.
Таким образом, конкуренты достаточно сильны и крепко держат свои позиции на рынке и компании ЗАО ТД «Перекресток» необходимо учитывать все изменения, которые предпринимают соперники в конкурентной борьбе на рынке.
Для того, чтобы добиться преимущественных позиций на рынке, предприятие должно предлагать потребителям товары лучших производителей и лучших марок, продавать свой товар по более низкой цене, интенсивно рекламировать себя и свой товар, стремиться предоставить все сопутствующие услуги при обслуживании.
Учитывая конкурентную позицию компании ЗАО ТД «Перекресток» и стадию жизненного цикла отрасли, в которой оно действует, возможными стратегиями дальнейшего функционирования компании ЗАО ТД «Перекресток» будут: минимальное или избирательное реинвестирование, рост доли рынка с увеличением объема продаж, поиск и защита рыночной ниши.
Возможности и направления развития предприятия в значительной степени определяются стадией жизненного цикла, в которой оно находится. Исследуемое компания ЗАО ТД «Перекресток» находится в третьей фазе развития – зрелость. Для предприятия, находящегося в данной стадии, главной целью является систематический, сбалансированный рост и формирование индивидуального имиджа. При этом основная задача – это рост по разным направлениям, завоевание рынка, учет разнообразных интересов потребителей. Эффект руководства достигается за счет делегирования полномочий (децентрализованное руководство). Организация труда основывается на разделении и кооперации, мотивацией при этом является премия за индивидуальный результат.
Представленная
классификация показателей
Учитывая все выше сказанное, конкурентные позиции компании ЗАО ТД «Перекресток», представленные в таблице 2.3, могут быть оценены как высокие, где:
«1» – лучше, чем кто-либо на рынке. Явный лидер отрасли;
«2» – выше среднего уровня. Показатели хозяйственной деятельности достаточно высоки и стабильны;
«3» – средний уровень. Полное соответствие отраслевым стандартам. Устойчивое положение на рынке;
«4»
– следует позаботиться об улучшении
своих позиций на рынке. Есть повод
для беспокойства. Отмечено ухудшение
показателей хозяйственной
«5»
– положение действительно
Таблица 2.3 Положение компании ЗАО ТД «Перекресток» в конкурентной борьбе
Основные категории (группы показателей) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Финансы | |||||
1. Структура активов (задолженности по отношению к уставному капиталу) | * | ||||
2. Потребительский кредит | * | ||||
3. Инвестиционные ресурсы | * | ||||
4. Позиции безубыточного ведения дел | * | ||||
5. Отношение объема продаж к стоимости использованных активов | * | ||||
Основные категории (группы показателей) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
6. Отношение
основного и оборотного |
* | ||||
7. Эффективность выполнения намеченного плана и бюджета предприятия | * | ||||
8. Доход на новые инвестиции | * | ||||
9. Размер собственности | * | ||||
10. Динамика дивидендов | * | ||||
Производство | |||||
1. Использование производственных мощностей | * | ||||
2. Проценты обслуживания | * | ||||
3. Эффективность перехода на новые туры | * | ||||
4. Количество рабочей силы | * | ||||
5. Объем продаж в расчете на одного занятого | * | ||||
Продажи | |||||
1. Объем продаж на единицу капиталовложений в основные фонды | * | ||||
2. Возраст офисного оборудования | * | ||||
3. Контроль качества | * | ||||
4. Своевременность поставок | * | ||||
5. Наличие
площадей для расширения |
* | ||||
Организация и управление | |||||
1. Коэффициент административной нагрузки (отношение численности административного управленческого аппарата к численности производственного) | * |
||||
2. Система связи | * | ||||
3. Четкость
разделения полномочий и |
* | ||||
4. Текучесть управленческих кадров | * | ||||
5. Качество
используемой в управлении |
* | ||||
6. Скорость
реагирования управления на |
* | ||||
Маркетинг | |||||
1. Доля
рынка сбыта, контролируемая |
* | ||||
2. Репутация на потребительском рынке | * | ||||
3. Престиж предприятия | * | ||||
4. Расходы по сбыту | * | ||||
5. Уровень обслуживания потребителей | * | ||||
6. Организационные и технические средства сбыта | * | ||||
7. Торговый аппарат | * | ||||
8. Цены на продукты и услуги | * | ||||
9. Число потребителей | * | ||||
10. Качество поступающей информации на рынке туристических услуг | * | ||||
Состав рабочей силы | |||||
Основные категории (группы показателей) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. Общее число работников на почасовой оплате труда | * | ||||
2. Конторский персонал | * | ||||
3. Торговый и сбытовой персонал | * | ||||
4. Управляющие среднего уровня | * | ||||
5. Управляющие нижнего уровня | * | ||||
6. Расходы
по обучению и подготовке |
* | ||||
7. Число уровней управления | * | ||||
8. Текучесть кадров | * | ||||
Технология | |||||
1. Технология оказания услуг | * | ||||
2. Новые продукты и услуги | * |
Далее
проанализируем портфель продукции
для сопоставления различных
групп товаров и определения
направлений реализации конкурентной
стратегии, позволяющих достигнуть
основную цель организации – повышение
конкурентоспособности. Для этого воспользуемся
матрицей БКГ, представленной на рис. 2.1.
Рис.
2.1. Матрица БКГ для групп товаров
Как видно из матрицы, 1 и 5 группы товаров занимают наилучшее положение в матрице – поле «звезды», поскольку в настоящий момент времени они приносят основной доход организации и доля предприятия в реализации этой продукции ежегодно увеличивается. Но, несмотря на то, что доходы растут, организация несет повышенные расходы, связанные с наращиванием объемов реализации. Спрос на эту продукцию велик, и как показали результаты интервьюирования клиентов организации и руководителей, имеет тенденцию к ежегодному приросту и потому рынок можно отнести к быстрорастущим. Следовательно, усилия организации должны быть направлены на увеличение и поддержание доли на рынке в условиях растущей конкуренции.
Вторая группа товаров – кефир - попали в поле «дойная корова», поскольку стали наблюдаться первые признаки насыщения рынка. Хотя спрос на эту продукцию достаточно высок, его рост происходит замедленными темпами. Возможно, это связано с ухудшением финансового положения населения. По экспертным оценкам доля предприятия в реализации данной продукции высока, хотя и наблюдается некоторое снижение, т.к. на рынок, имеющий еще значительный потенциал, вышли фирмы, специализирующиеся на данном виде продукции. В этом случае предприятию необходимо сохранить лидирующее положение или усилить свои позиции. Усилия организации относительно данной группы товаров должны быть направлены на поддержание существующего положения как можно дольше за счет, например, применения рекламы, введения новых ценовых скидок и т.п. и за счет прибыли, приносимой данной группой товаров осуществлять финансирование товаров, находящихся на стадии развития.
Наиболее пристальное внимание руководству организации необходимо обратить на 3 и 4 группы товаров, поскольку они находятся почти в центре матрицы, но уже перемещаются в поле «хромые утки». Это происходит в результате того, что доля компании ЗАО ТД «Перекресток» в реализации данных групп товаров сокращается, поскольку руководство организации не уделяет должного внимания этим группам товаров, не способствует их продвижению. Хотя данный рынок постепенно насыщается, он имеет еще значительный потенциал, и предприятие может извлечь прибыль. Таким образом, для достижения целей организации – повышения конкурентоспособности, руководству организации необходимо направить свои усилия на развитие сливочного масла и сметаны, которые позволят сформировать портфель продукции, обеспечивающий организации благоприятное стратегическое положение.
При проведении анализа продуктового профиля предприятия, особенно по его наиболее важным конкурентным позициям, необходимо учитывать данные по жизненному циклу продукта. Цель модели жизненного цикла - правильно определить конкурентную стратегию для каждого этапа жизнедеятельности товара на рынке.
Анализируя
конкурентоспособность
2.3 SWOT-анализ компании
ЗАО ТД «Перекресток»
Выбор стратегии торговой организации осуществляется на основе анализа ключевых факторов, характеризующих деятельность предприятия, с учётом состояния внешней среды, а также характера и сущности реализуемой стратегии.
На основе проведённого анализа макросреды, непосредственного окружения и анализа внутренних срезов предприятия составим таблицы оценки: сильных и слабых сторон, которыми обладает рассматриваемое предприятие торговли, а также возможностей и угроз, которые таит в себе внешнее окружение (приложения 6, 7).
Представим следующий набор характеристик предприятия и внешней среды, заключение по которым позволит составить список наиболее важных достоинств и недостатков, возможностей и угроз для матрицы СВОТ.
Анализируя данные таблиц можно отметить, что:
-
наиболее важными
-
слабые стороны магазина
-
наиболее значимыми
-
основные угрозы для