Разработка и обоснование предложений по усилению мотивации труда в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 15:41, курсовая работа

Описание работы

Поведение человека всегда мотивировано. Традиционный подход к мотивации основывается на понимании того, что сотрудники – это ресурсы организации, которые необходимо рачительно и эффективно использовать. Задача менеджера состоит в том, чтобы заставить сотрудников эффективно работать. Именно поэтому современный менеджер ежедневно сталкивается с проблемой мотивации деятельности своих сотрудников.

Работа содержит 1 файл

Сущность.doc

— 326.50 Кб (Скачать)

       К новым формам найма рабочей  силы, постепенно вытесняющим «пожизненный  найм», относятся:

  • обычный наем рабочей силы, который осуществляется в случае расширения производства или улучшения экономической конъюнктуры;
  • повторный (вторичный) наем на новых условиях ранее уволенных работников.  Если раньше  при  использовании  системы  "пожизненного найма" предприятие несло ответственность перед увольняемым сотрудником (как моральную, так и материальную), то в нынешних условиях никаких гарантий компания на дает.

     В последние годы в Японии достаточно широко используется такая форма, как "система арбайто" (наем на короткое время на подсобные работы - главным  образом, студентов и пенсионеров). Еще одной, достаточно новой для  Японии, системой является "групповой пожизненный наем". В этом случае предприятие нанимает на работу целую группу людей и поэтому не несет персональной ответственности перед каждым из них.

       Вторым элементом триединой системы  управления трудовом является  «зарплата по старшинству». В 70 - 80-годы XX в. в японской экономике наметилась тенденция отхода от этой системы и переход к оплате по результатам труда.  Из 123 крупных фирм (с числом занятых более 3000 человек) 67,5% приняли систему МВО (management - by -objectives, или управление по целям). В соответствии с этой системой материальное стимулирование работников основано на учете результатов труда т.е. связано с рыночными характеристиками .

       Третий элемент триединой системы  управления трудом в Японии -"пофирменные  профсоюзы " - также претерпевает в последние годы значительные изменения. Намечается тенденция объединения японских профсоюзов на общеиндустриальном уровне. В конце 1997 г. уже была создана мощная Всеяпонская федерация профсоюзов работников частных компаний ("Рэнго"), которая объединила в своих рядах около половины всех организованных в профсоюзы трудящихся страны.

       Таким образом, традиционная японская  система "трех божественных  даров" уступает место новой  модели управления трудом, более  эффективной в современных условиях.

     Остановимся на некоторых традиционных особенностях оплаты и стимулирования труда работников японских компаний. К ним относятся  следующие:

  • зависимость оплаты труда от стажа;
  • зависимость оплаты труда от жизненных пиков (к жизненным пикам относят окончание колледжа или университета и поступление на работу, женитьбу, рождение ребенка, покупку жилья и т.д.);
  • зависимость оплаты труда менеджеров от результатов работы предприятия;
  • Зависимость оплаты труда от фактических результатов работников.    Одна из самых низких в мире дифференциация в оплате труда (1 : 4). Работник самой низкой квалификации в Японии получает всего в 4 раза меньше, чем высококвалифицированный специалист. Использование бонусов. Бонусы выплачиваются дважды в год. Их размер зависит от деятельности компании, но на некоторых крупных предприятиях общая сумма бонусов достигает 4-х и даже 6-ти месячных зарплат. Выплаты различных единовременных пособий на поддержание благосостояния (пособие на жилье, питание, культурные и медицинские нужды), а также пособий, выплачиваемых при выходе на пенсию.  

       К методам нематериального стимулирования, широко используемым в Японии, можно отнести активное вовлечение  работников в различные производственные  движения (за повышение производительности  труда, за работу без брака, движение контроля над качеством продукции и др.) и в групповую работу («кружки качества»). Усилению трудовой мотивации способствуют также разнообразные методы "поздравления работников с днем рождения", поощрения за внесение работниками рацпредложений и др. Важным компонентом мотивационной системы на японских предприятиях является также профессиональная переподготовка кадров, которая осуществляется, как правило, внутри фирмы без отрыва от производства. Организацией этой работы занимаются специальные отделы, созданные в каждой крупной компании.

     Как известно, японская философия бизнеса  основана на традициях коллективизма, уважения к старшему, всеобщего согласия, вежливости, в ней преобладает  теория человеческих отношений и  преданность идеалам фирмы. Эти принципы составляют основу созданной в Японии мощной и эффективной мотивационной системы, основные принципы которой с успехом используются и в других промышленно развитых странах. [5]

       Что же касается США, то основными программами, способствующими повышению трудомотивирующего эффекта в США, являются:

  • Программы, ориентированные на вовлечение трудящихся в управление производством (participative management).
  • Программы профессионального развития рабочей силы.
  • Программы, призванные реконструировать сам процесс труда (расширение набора обязанностей, производственная ротация работников и т.п.).
  • Методы морального и материального стимулирования и др.

     Усиление  трудовой мотивации в американских компаниях базируется как на финансовых, так и на нефинансовых методах вознаграждения.

     Широкое распространение в последние  годы в американских корпорациях  получила система «Pay for Performance» - «плата за исполнение» (PFP), которая подразумевает  использование любых способов оплаты труда, при которых вознаграждение, получаемое работником, зависит от индивидуальных и групповых различий в их деятельности. Это выражается в системах гибкой оплаты труда, системе переменной оплаты и др. К гибким схемам оплаты труда относят следующие:

  • Комиссионные. Суть этой схемы заключается в том, что сотрудник (прежде всего это относится к агентам по продаже) получает определенный процент от сумм, которые ему платят клиенты при покупке у него товаров.
  • Денежные выплаты за достижение поставленных целей (их используют до 61% американских компаний).
  • Специальные индивидуальные вознаграждения в качестве признания ценности того или иного работника (специальные премии, выплачиваемые сотрудникам за владение навыками, остро необходимыми компаниям в настоящий период; премии «звездам» компании; премии работникам, уход которых нежелателен для компании) и т.д.

     Как отмечают специалисты, достоинства  системы PFP очевидны, ибо типичная PFP-программа  повышает организационную продуктивность на 5 - 49%, а доходы сотрудников - на 3 - 29%.

       К нефинансовым вознаграждениям, широко используемым в передовых американских компаниях, относят:

       Льготы, связанные с графиком работы (оплата праздничных дней, отпусков, периода  временной нетрудоспособности, перерывов  на обед и отдых, декретных отпусков). Кроме того, работникам предоставляется возможность использования гибкого графика рабочего времени, а также "банка нерабочих дней".

    Материальные  нефинансовые вознаграждения: подарки  сотрудникам по случаю праздников, дней рождения или как символ важности работника для службы; оплата медицинской страховки; ссуды по льготной программе; скидки на приобретение продукции компании; билеты в театр и т.п.

     Общефирменные мероприятия, посвященные значимым событиям или праздникам, на которые  сотрудники могут приглашать членов своих семей; оплачиваемые централизованные обеды после окончания рабочего дня; загородные и экскурсионные поездки за счет компании.

     "Вознаграждения - признательности". К этому типу  вознаграждений относят устную  похвалу, комплименты сотрудникам.  У многих компаний есть свои нагрудные знаки и другие отличия и поощрения. Над одним из предприятий в Нью-Йорке вывешена внушительных размеров доска для объявлений, на которой высвечиваются фамилии сотрудников, показавших хорошие результаты в работе. Доски почета висят в приемных головных контор многих компаний и фирм.

     Вознаграждения, связанные с изменением статуса  сотрудника. В этот блок входит повышение  в должности, обучение работника  за счет фирмы, приглашение сотрудника в качестве выступающего или лектора, предложение участвовать в более интенсивном или материально выгодном проекте, а также возможность использования оборудования компании для реализации собственных проектов.

     Вознаграждения, связанные с изменением рабочего места, т.е. все те меры, которые ведут  к изменению технической оснащенности рабочего места и его эргономики (выделение отдельного кабинета, наем секретаря, предоставление дополнительного  офисного оборудования и служебного автомобиля и др.).

       В последнее время в американских  компаниях появилась тенденция  к использованию в качестве  поощрений «пакета услуг». В этом  случае работник получает возможность  выбора из определенного количества  вознаграждений более приоритетных для него форм поощрения. [6]

     Резюмируя, следует отметить, что зарубежные страны имеют богатый и успешный опыт как в мотивации персонала, так и в управлении. Но, прежде чем применять его на практике в нашей стране необходимо адаптировать этот опыт к сложившемуся социально-экономическому климату, учитывая особенности менталитета, психологии, традиций людей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 Анализ мотивационной  структуры трудовой  деятельности персонала  СПК «Щепичи» 
 
 

      
    1. Краткая организационно-экономическая характеристика СПК «Щепичи»
 
 
Наименование  предприятия: Сельскохозяйственный  производственный кооператив «Щепичи»
Вышестоящая организация: Министерство  сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь
Юридический адрес: 222535 Минская  область, Клецкий р-н., д. Щепичи, СПК «Щепичи»
Председатель: Алексейчик  А.Е.
 

        Сельскохозяйственный производственный  кооператив «Щепичи» был создан на базе колхоза «Октябрь» 25 июня 2003 года и зарегистрирован решением Минского областного исполнительного комитета №583 от 31 июля 2003 г. в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных  предпринимателей за № 600123512. В 2004 г. в результате реорганизации к нему присоединен сельскохозяйственный производственный кооператив «Домоткановичи», зарегистрированный решением Минского областного исполнительного комитета № 624 от 14.08.2003 г.

      Основное  направление хозяйства  -  ведение товарного сельского хозяйства, а именно, производство зерна, сахарной свеклы в сочетании с молочным животноводством.

      Основные  покупатели с/х продукции (зерно, сахарная свекла, молоко) – это государственные  предприятия (Клецкий комбикормовый  завод, ОАО «Оливария»,  ОАО «Рапс», ОАО «Слуцкий мясокомбинат», ОАО «Слуцкий сахарорафинадный комбинат», ОАО «Клецкая крыначка»). Государственное регулирование цен осуществляется на зерно, сахарную свеклу и продукцию животноводства.

      Среднегодовая численность работающих, занятых в с/х производстве за 2008 г. составляла 431 человек. В состав СПК «Щепичи» входят пять полеводческих бригад, четыре молочно-товарных фермы, ферма по выращиванию телок, шведский стол для откорма свиней, два гаража, две ремонтные мастерские, подсобные цеха.

    • Общая земельная площадь хозяйства составляет 5176 га, в т.ч. сельскохозяйственных угодий - 4813 га, пашни – 3622 га, сенокосов – 460 га, пастбищ – 699 га.
    • Средний балл с/х угодий составляет 43,4
    • Средний балл пашни  равен 46

      В таблице 3 приведем основные производственно-финансовые показатели

     СПК «Щепичи» Клецкого района в динамике. 

Талица 2 - Производственно-финансовые показатели СПК «Щепичи» Клецкого района 

 
 Показатели
Единица

измерения

 
За 2007 г.
 
За 2008 г.
2008 г. в % к 2007 г.
Производство  валовой продукции млн р. 8608 10499 122,0
Реализация  продукции (выручка от реализации) млн р. 7772 11884 152,9
Производство (выращивание) тонн      
Свинины тонн 39 35 90,2
Говядины тонн 414 452 109,2
Молоко тонн 5632 6340 112,6
 Зерна тонн 8108 10902 134,4
 Поголовье гол.      
 Свиней гол. 159 252 158,5
 КРС гол. 2934 3105 105,8
 В т.ч. коров гол. 1102 1104 100,2
 Площадь сельхозугодий га 4804 4813 100,2
 Пашни га 3613 3622 100,2
 Расход  кормов на 1кг к.ед.      
 Привеса свиней к.ед. 5,2 5,3 101,9
 Привеса КРС к.ед. 9,2 9,7 105,4
 На 1 литр молока к.ед 0,94 0,90 95,7
 Себестоимость 1 к.ед. тыс. р.      
 Свиней тыс. р. 307 490 159,6
 КРС тыс. р. 280,0 350 125,0
 Дойного стада тыс. р. 189,1 261 133,1
 Затраты на производство продукции млн р. 11 112 15 011 135,1
Себестоимость 1 центнера живого веса: млн р.      
 Свиней млн р. 3407 4521 132,7
 КРС млн р. 4055 5008 123,5
 Молока млн р. 468 584 124,8
 Прибыль (убыток) от реализации млн р. 88 546 6,2раз
 Прибыль (убыток) от всей деятельности (чистая прибыль) млн р. 575 1198 208,3
Рентабельность  от реализации продукции % 1,2 5,2 434,4
Рентабельность  от всей деятельности % 7,5 11,9 158,7
 Численность работающих Чел. 486 431 88,7
 Из  них ИТР   51 47 92,1
 Среднемесячная  заработная плата тыс. р. 339,2 486,1 143,3
 Фонд  оплаты труда млн р. 2154 2824 131,1

Информация о работе Разработка и обоснование предложений по усилению мотивации труда в организации