Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 22:40, курсовая работа
Цель исследования —выяснить основные тенденции реформирования отношений собственности в Республике Беларусь и за рубежом.
Для достижения названной цели в исследовании необходимо решить следующие задачи:
— выяснить пути, формы и методы трансформации отношений собственности при переходе к рыночной экономике;
— изучить зарубежный опыт проведения разгосударствления и приватизации;
—найти возможность применения зарубежного опыта в Республике Беларусь.
Термины и определения, обозначения и сокращения 4
Введение 5
1. Понятие и сущность разгосударствления и приватизации собственности 7
1.1 Основные цели, направления и методы разгосударствления 7
1.2 Важнейшие принципы, направления, субъекты и объекты приватизации 8
2. Приватизация и разгосударствление: зарубежный опыт и возможность его использования 15
2.2 Зарубежный опыт приватизации 15
2.2.1 Ваучерная приватизация в России 15
2.2.2 Приватизация в Германии 15
2.2.3 Приватизация в Польше 16
2.2.4 Приватизация в Венгрии 17
2.2.5 Приватизация в Чехии 18
2.2. Приватизация в Республике Беларусь. Возможность использования зарубежного опыта 19
Заключение 25
Список использованных источников 27
Приложения 30
Приложение А 30
2010 году
реформировано 109 предприятий республиканской
собственности, на базе
Помимо проведения работ по созданию открытых акционерных обществ в 2010 году были дважды организованы аукционы по продаже двух предприятий как имущественных комплексов — Бобруйского завода древесноволокнистых плит (филиал РУП "Могилевэнерго") и республиканского унитарного предприятия "Гостиничный комплекс "Спорт" (Минск). Аукционы не состоялись в связи с отсутствием заявлений на участие в конкурсах.
За 2008—2010
годы необходимо было преобразовать
в ОАО 439 республиканских унитарных
и дочерних предприятий. Фактически
за три года реформировано 434 предприятия
республиканской собственности, в
том числе в результате преобразования
433 республиканских унитарных
По итогам 2011 года можно констатировать, что было продано 36 ОАО. Хотя по плану планировалось продать 180 предприятий. Таким образом, удалось реализовать только 20% плана. Чистая выручка составила около 3,4 миллионов долларов. В 2011 году инвесторами были в основном местные физические и юридические лица страны [21].
В первом полугодии 2012 года от продажи акций, принадлежащих государству, белорусский бюджет получил небольшую сумму – чуть более 1 млн USD. Маленькая доля поступлений от приватизации – следствие новой политики, которая реализуется в Беларуси в этом году. На совещании в марте Президент Беларуси распорядился ликвидировать все приватизационные списки, заявив, что в Беларуси теперь может быть продано любое предприятие, главное – его цена. В результате правительству пришлось вернуться к прежней процедуре продаж госпакетов, существовавшей в Беларуси до 2006 года, – через индивидуальные распоряжения президента. Теперь по каждому предложению потенциального покупателя Госкомимущество должно готовить проект распоряжения Главы государства и направлять его на согласование в правительство, а затем – в Администрацию Президента. Процедура эта, как показывает практика предыдущих лет, достаточно длительная и мало результативная.
Отложить приватизацию белорусским властям позволили полученные от России в рамках создания ЕЭП энергетические дотации, которые российский президент Владимир Путин недавно оценил в 16% белорусского ВВП. Этого оказалось достаточно, чтобы оттянуть реализацию приватизационных программ, даже несмотря на обещания, данные основному кредитору Беларуси – Антикризисному фонду (АКФ) ЕврАзЭС. Ведь приватизация госсобственности на $2,5 млрд. в 2012 году является условием получения Беларусью 5-го транша кредита АКФ в размере $440 млн. (он, как ожидается, должен быть выделен не позднее 28 февраля 2013 года) [22].
Можно сказать, что сейчас разгосударствление предприятий идет очень медленными темпами. Инвесторы не хотят покупать активы по завышенным ценам. Соответственно, на предприятия не приходят новые собственники, которые могли бы за счет повышения производительности труда обеспечить работникам более высокую зарплату. К тому же выполнение требований (в частности, сохранение трудовых коллективов), которые в ультимативной форме выставляются инвесторам, может снижать эффективность бизнеса. Соответственно, наличие таких требований затрудняет возможность привлечения инвестиций [23].
По
итогам 2012 года, скорее всего, придется
констатировать не прогресс, а регресс
на приватизационном направлении. В
начале года Госкомимущество, инициируя
утверждение нового приватизационного
перечня предприятий, надеялось, что
в 2012-м будут проданы
Однако к июлю 2012 года подготовлены документы
о продаже акций всего лишь семи ОАО. [24]
В заключение второй главы нужно отметить следующие моменты:
1. За
период 1991-2007 в Республике Беларусь
наблюдался прирост числа
2. В 2008 году начался новый период приватизации. В 2008 году был принят трехлетний план приватизации государственного имущества на 2008–2010 годы, который был выполнен только на 28%. Причинами этого можно назвать приход мирового кризиса, а также политику, проводимую государством.
3. В
Республике Беларусь
5. Ваучерная приватизация и приватизация путем выдачи ценных бумаг в РБ стала малоэффективной ввиду слабого развития рынка ценных бумаг в РБ, в отличие от Германии и Чехии.
6. Приватизацию
и разгосударствление
7. Опыт европейских стран также показывает,
что приватизация ради пополнения бюджета
является губительной для экономики. В
связи с чем целесообразным является пересмотр
проекта о создании соответствующих органов
и фондов, которые непосредственно бы
контролировали этот процесс. Это бы увеличило
качество данного процесса и снизило бы
коррупцию. Преимуществами создания таких
фондов является прозрачность при использовании
полученных в процессе приватизации средств,
а также удобство их инвестирования при
таком способе их аккумулирования. Следует
отметить, что проект закона о приватизации,
который был разработан в Беларуси еще
в 2003 году, предусматривал создание приватизационного
фонда. Один из разработчиков законопроекта,
исполнительный директор аналитического
центра «Стратегия» Ярослав Романчук
говорит, что средства такого фонда можно
было инвестировать, а дивиденды — направлять,
например, на пенсионные выплаты. То есть
за счет поступлений от приватизации удалось
бы решать и социальные задачи [23]. 8. Не
следует проводить внутреннюю приватизацию
и разгосударствление в периоды высоких
темпов инфляции, т.к. в этот период высок
риск потери поступлений в госбюджет от
продажи предприятий, ввиду обесценивания
соответствующих сумм.
Заключение
Переход к рыночной экономике, которая принципиально отличается от командно-административной, требует создания для этого особых условий. Одним из главных условий такого перехода является разгосударствление и приватизация.
Разгосударствление – это передача от государства физическим и юридическим лицам частично либо полностью (в том числе посредством приватизации) функций непосредственного управления хозяйствующими субъектами.
Приватизация – приобретение физическими и юридическими лицами права собственности на объекты, принадлежащие государству.
В соответствии с законодательством Республики Беларусь, приватизация осуществляется следующими способами: продажа объектов государственной собственности на аукционе, продажа объектов государственной собственности по конкурсу, продажа акций, принадлежащих государству.
Объектами
приватизации являются: государственное
и общественное жилье; государственные
предприятия, учреждения, организации,
структурные единицы
Субъектами, приобретающими государственную собственность в процессе приватизации, могут быть: граждане Республики Беларусь и Российской Федерации; негосударственные юридические лица; юридические лица Республики Беларусь, созданные не менее чем 50 процентами членов трудовых коллективов приватизируемых предприятий; иностранные инвесторы; лица без гражданства.
На основании проведенного в данном исследовании анализа было установлено, что за период 1991-2007 в Республике Беларусь наблюдался прирост числа приватизируемых объектов. Приватизационные процессы развивались.
В 2008 году начался новый период приватизации. В 2008 году был принят трехлетний план приватизации государственного имущества на 2008–2010 годы, который был выполнен только на 28%. Причинами этого можно назвать приход мирового кризиса, а также политику, проводимую государством.
В Республике Беларусь приватизация идет медленно, и ее главной задачей является не создание «широкого» слоя собственников, а привлечение инвестиций в экономику. Очевидно некоторое торможение приватизационного процесса в Республики Беларусь.
Ваучерная приватизация и приватизация путем выдачи ценных бумаг в РБ стала малоэффективной ввиду слабого развития рынка ценных бумаг в РБ, в отличие от Германии и Чехии. Отличным примером подтверждения данного правила является Россия, где на момент проведения данного вида приватизации также был слабо развит рынок ценных бумаг.
Приватизацию и разгосударствление необходимо проводить заранее, т.к. при проведении данных процессов в короткие сроки это оборачивается, как правило, понижением цены на объект продажи.
Опыт
европейских стран также
Не
следует проводить внутреннюю приватизацию
и разгосударствление в периоды
высоких темпов инфляции, т.к. в этот
период высок риск потери поступлений
в госбюджет от продажи предприятий,
ввиду обесценивания
Список использованных источников
Приложения
Приложение А
Разгосударствление и
(1991-2009) |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 | |
Реформировано — всего |
4555 |
145 |
46 |
16 |
13 |
в том числе: |
|||||
Промышленность |
672 |
40 |
9 |
1 |
2 |
сельское хозяйство |
849 |
37 |
7 |
4 |
9 |
транспорт и связь |
170 |
3 |
2 |
- |
- |
Строительство |
314 |
11 |
3 |
1 |
- |
Торговля |
1322 |
37 |
17 |
6 |
- |
общественное питание |
257 |
4 |
2 |
1 |
- |
бытовое обслуживание |
473 |
11 |
2 |
1 |
- |
жилищно-коммунальное хозяйство |
119 |
1 |
- |
1 |
- |
Здравоохранение |
5 |
- |
- |
- |
- |
Образование |
6 |
- |
- |
- |
- |
Культура |
6 |
- |
- |
- |
- |
физкультура и спорт |
4 |
- |
- |
- |
- |
социальное обеспечение |
- |
- |
- |
- |
- |
Прочие |
358 |
1 |
4 |
1 |
2 |
Примечание — Источник : [18,