Разгосударствление и приватизация в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 22:40, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования —выяснить основные тенденции реформирования отношений собственности в Республике Беларусь и за рубежом.
Для достижения названной цели в исследовании необходимо решить следующие задачи:
— выяснить пути, формы и методы трансформации отношений собственности при переходе к рыночной экономике;
— изучить зарубежный опыт проведения разгосударствления и приватизации;
—найти возможность применения зарубежного опыта в Республике Беларусь.

Содержание

Термины и определения, обозначения и сокращения 4
Введение 5
1. Понятие и сущность разгосударствления и приватизации собственности 7
1.1 Основные цели, направления и методы разгосударствления 7
1.2 Важнейшие принципы, направления, субъекты и объекты приватизации 8
2. Приватизация и разгосударствление: зарубежный опыт и возможность его использования 15
2.2 Зарубежный опыт приватизации 15
2.2.1 Ваучерная приватизация в России 15
2.2.2 Приватизация в Германии 15
2.2.3 Приватизация в Польше 16
2.2.4 Приватизация в Венгрии 17
2.2.5 Приватизация в Чехии 18
2.2. Приватизация в Республике Беларусь. Возможность использования зарубежного опыта 19
Заключение 25
Список использованных источников 27
Приложения 30
Приложение А 30

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 130.18 Кб (Скачать)

2010 году  реформировано 109 предприятий республиканской  собственности, на базе которых  создано 74 открытых акционерных  общества, сообщает сайт Госкомимущества  Беларуси. Кроме того, в 2010 году преобразованы в открытые акционерные общества два арендных предприятия Министерства архитектуры и строительства: научно-исследовательское арендное предприятие "Стройэкономика" и арендное предприятие "Минский промтранспроект".

Помимо  проведения работ по созданию открытых акционерных обществ в 2010 году были дважды организованы аукционы по продаже  двух предприятий как имущественных  комплексов — Бобруйского завода древесноволокнистых плит (филиал РУП "Могилевэнерго") и республиканского унитарного предприятия "Гостиничный комплекс "Спорт" (Минск). Аукционы не состоялись в связи с отсутствием заявлений на участие в конкурсах. 

За 2008—2010 годы необходимо было преобразовать  в ОАО 439 республиканских унитарных  и дочерних предприятий. Фактически за три года реформировано 434 предприятия  республиканской собственности, в  том числе в результате преобразования 433 республиканских унитарных предприятий  создано 289 открытых акционерных обществ[13].

По  итогам 2011 года можно констатировать, что было продано 36 ОАО. Хотя по плану планировалось продать 180 предприятий.  Таким образом, удалось реализовать только 20% плана. Чистая выручка составила около 3,4  миллионов долларов. В 2011 году инвесторами были в основном местные физические и юридические лица страны [21].

В первом полугодии 2012 года от продажи акций, принадлежащих государству, белорусский бюджет получил небольшую сумму – чуть более 1 млн USD. Маленькая доля поступлений от приватизации – следствие новой политики, которая реализуется в Беларуси в этом году. На совещании в марте Президент Беларуси распорядился ликвидировать все приватизационные списки, заявив, что в Беларуси теперь может быть продано любое предприятие, главное – его цена. В результате правительству пришлось вернуться к прежней процедуре продаж госпакетов, существовавшей в Беларуси до 2006 года, – через индивидуальные распоряжения президента. Теперь по каждому предложению потенциального покупателя Госкомимущество должно готовить проект распоряжения Главы государства и направлять его на согласование в правительство, а затем – в Администрацию Президента. Процедура эта, как показывает практика предыдущих лет, достаточно длительная и мало результативная.

Отложить  приватизацию белорусским властям  позволили полученные от России в  рамках создания ЕЭП энергетические дотации, которые российский президент  Владимир Путин недавно оценил в 16% белорусского ВВП. Этого оказалось  достаточно, чтобы оттянуть реализацию приватизационных программ, даже несмотря на обещания, данные основному кредитору  Беларуси – Антикризисному фонду (АКФ) ЕврАзЭС. Ведь приватизация госсобственности на $2,5 млрд. в 2012 году является условием получения Беларусью 5-го транша кредита  АКФ в размере $440 млн. (он, как ожидается, должен быть выделен не позднее 28 февраля 2013 года) [22].

Можно сказать, что сейчас разгосударствление предприятий идет очень медленными темпами. Инвесторы не хотят покупать активы по завышенным ценам. Соответственно, на предприятия не приходят новые собственники, которые могли бы за счет повышения производительности труда обеспечить работникам более высокую зарплату. К тому же выполнение требований (в частности, сохранение трудовых коллективов), которые в ультимативной форме выставляются инвесторам, может снижать эффективность бизнеса. Соответственно, наличие таких требований затрудняет возможность привлечения инвестиций [23].

По  итогам 2012 года, скорее всего, придется констатировать не прогресс, а регресс  на приватизационном направлении. В  начале года Госкомимущество, инициируя  утверждение нового приватизационного  перечня предприятий, надеялось, что  в 2012-м будут проданы государственные  пакеты акций 133 предприятий.  
Однако к июлю 2012 года подготовлены документы о продаже акций всего лишь семи ОАО. [24]

 

В заключение второй главы нужно отметить следующие  моменты:

1. За  период 1991-2007 в Республике Беларусь  наблюдался прирост числа приватизируемых  объектов. Приватизационные процессы  развивались. 

2. В  2008 году начался новый период  приватизации.  В 2008 году был принят трехлетний план приватизации государственного имущества на 2008–2010 годы, который был выполнен только на 28%. Причинами этого можно назвать приход мирового кризиса, а также политику, проводимую государством.

3. В  Республике Беларусь приватизация  идет медленно, и ее главной  задачей является не создание  «широкого» слоя собственников,  а привлечение инвестиций в  экономику. Очевидно некоторое  торможение приватизационного процесса  в Республики Беларусь.

5. Ваучерная приватизация  и приватизация путем выдачи  ценных бумаг в РБ стала  малоэффективной ввиду слабого  развития рынка ценных бумаг  в РБ, в отличие от Германии  и Чехии.

6. Приватизацию  и разгосударствление необходимо  проводить заранее, т.к. при  проведении данных процессов  в короткие сроки это оборачивается,  как правило, понижением цены  на объект продажи

7. Опыт европейских стран также показывает, что приватизация ради пополнения бюджета является губительной для экономики. В связи с чем целесообразным является пересмотр проекта о создании соответствующих органов и фондов, которые непосредственно бы контролировали этот процесс. Это бы увеличило качество данного процесса и снизило бы коррупцию. Преимуществами создания таких фондов является прозрачность при использовании полученных в процессе приватизации средств, а также удобство их инвестирования при таком способе их аккумулирования. Следует отметить, что проект закона о приватизации, который был разработан в Беларуси еще в 2003 году, предусматривал создание приватизационного фонда. Один из разработчиков законопроекта, исполнительный директор аналитического центра «Стратегия» Ярослав Романчук говорит, что средства такого фонда можно было инвестировать, а дивиденды — направлять, например, на пенсионные выплаты. То есть за счет поступлений от приватизации удалось бы решать и социальные задачи [23].  8. Не следует проводить внутреннюю приватизацию и разгосударствление в периоды высоких темпов инфляции, т.к. в этот период высок риск потери поступлений в госбюджет от  продажи предприятий, ввиду обесценивания соответствующих сумм. 

 

Заключение

 

Переход к рыночной экономике, которая принципиально  отличается от командно-административной, требует создания для этого особых условий. Одним из главных условий  такого перехода является разгосударствление и приватизация.

Разгосударствление – это передача от государства физическим и юридическим лицам частично либо полностью (в том числе посредством приватизации) функций непосредственного управления хозяйствующими субъектами.

Приватизация  – приобретение физическими и  юридическими лицами права собственности  на объекты, принадлежащие государству.

В соответствии с законодательством Республики Беларусь, приватизация осуществляется следующими способами: продажа объектов государственной собственности  на аукционе, продажа объектов государственной  собственности по конкурсу, продажа  акций, принадлежащих государству.

Объектами приватизации являются: государственное  и общественное жилье; государственные  предприятия, учреждения, организации, структурные единицы объединений  и структурные подразделения  предприятий (в дальнейшем — предприятия); государственное имущество, сданное  в аренду; доли (паи, акции), принадлежащие  Республике Беларусь и административно-территориальным  единицам в имуществе субъектов  хозяйствования. Не подлежат разгосударствлению и приватизации предприятия (объединения), организации и виды имущества, отнесенные законом к перечню объектов, которые  могут находиться только в собственности  государства.

Субъектами, приобретающими государственную собственность  в процессе приватизации, могут быть: граждане Республики Беларусь и Российской Федерации; негосударственные юридические  лица; юридические лица Республики Беларусь, созданные не менее чем 50 процентами членов трудовых коллективов  приватизируемых предприятий; иностранные  инвесторы; лица без гражданства.

На  основании проведенного в данном исследовании анализа было установлено, что за период 1991-2007 в Республике Беларусь наблюдался прирост числа приватизируемых объектов. Приватизационные процессы развивались.

В 2008 году начался новый период приватизации.  В 2008 году был принят трехлетний план приватизации государственного имущества на 2008–2010 годы, который был выполнен только на 28%. Причинами этого можно назвать приход мирового кризиса, а также политику, проводимую государством.

В Республике Беларусь приватизация идет медленно, и ее главной задачей является не создание «широкого» слоя собственников, а привлечение инвестиций в экономику. Очевидно некоторое торможение приватизационного  процесса в Республики Беларусь.

Ваучерная приватизация и приватизация путем выдачи ценных бумаг в РБ стала малоэффективной ввиду  слабого развития рынка ценных бумаг  в РБ, в отличие от Германии и  Чехии. Отличным примером подтверждения данного правила является Россия, где на момент проведения данного вида приватизации также был слабо развит рынок ценных бумаг.

Приватизацию  и разгосударствление необходимо проводить  заранее, т.к. при проведении данных процессов в короткие сроки это  оборачивается, как правило, понижением цены на объект продажи.

Опыт  европейских стран также показывает, что приватизация ради пополнения бюджета  является губительной для экономики. В связи с чем целесообразным является пересмотр проекта о  создании соответствующих органов  и фондов, которые непосредственно  бы контролировали этот процесс. Это  бы увеличило качество данного процесса и снизило бы коррупцию. Преимуществами создания таких фондов является прозрачность при использовании полученных в процессе приватизации средств, а также удобство их инвестирования при таком способе их аккумулирования.  

Не  следует проводить внутреннюю приватизацию и разгосударствление в периоды  высоких темпов инфляции, т.к. в этот период высок риск потери поступлений  в госбюджет от  продажи предприятий, ввиду обесценивания соответствующих  сумм.

 

Список  использованных источников

  1. О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь: Закон РБ, 19 января 1993 г., № 2103-XII – раздел 1 статья 1. // Spravka-Jurist.com. [Электронный ресурс]. – 2009. Режим доступа: http://spravka-jurist.com/base/part-vz/tx_wszybu.htm. - Дата доступа: 22.11.2011.
  2. Давыденко, Л. Н. Экономическая теория/ Л.Н. Давыденко. - Минск: Выш. шк., 2007.— 352 с.
  3. Сажина, М.А., Чибриков, Г.Г. Экономическая теория/ М.А.Сажина, Г.Г.Чибриков Г.Г;- Минск: НОРМА, 2001. Гл. 16. – 672 с.
  4. О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь: Закон РБ, 19 января 1993 г., № 2103-XII – раздел 1 статья 2. // Spravka-Jurist.com. [Электронный ресурс]. – 2009. Режим доступа: http://spravka-jurist.com/base/part-vz/tx_wszybu.htm. - Дата доступа: 22.11.2011.
  5. Дубина, А. П. Приватизация : 200 вопросов и ответов / А. П. Дубина. — Минск: Амалфея, 2004. — 319 с.
  6. Плотницкий, М. И. Курс экономической теории : учеб. пособие / А. Н. Тур, Н. И. Плотницкий, Э. И. Лобкович; под общ. ред. М. И. Плотницкого. — Минск : Мисанта, 1998. — 432 с.
  7. Головачева, И. В. Организация процесса приватизации на предприятии / В. И. Головачева. — Минск : Уражай, 1994. — 419 с.
  8. Калинина, С. И. Макроэкономика и основы мировой экономики : учебник / С. И. Калинина, К. Д. Петров, С. Г. Агеева. — 4-е изд. — Саратов : Книжный мир, 2007. — 672 с.
  9. О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь: Закон РБ, 19 января 1993 г., № 2103-XII – раздел 1 статья 3. // Spravka-Jurist.com. [Электронный ресурс]. – 2009. Режим доступа: http://spravka-jurist.com/base/part-vz/tx_wszybu.htm. - Дата доступа: 22.11.2011.
  10. Большаков, С. Ю. Экономическое развитие современного государства : вопросы теории и практики / С. Ю. Большаков. — Санкт-Петербург: Нева, 2006. — 874 с.
  11. О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь: Закон РБ, 19 января 1993 г., № 2103-XII – раздел 1 статья 4. // Spravka-Jurist.com. [Электронный ресурс]. – 2009. Режим доступа: http://spravka-jurist.com/base/part-vz/tx_wszybu.htm. - Дата доступа: 22.11.2011.
  12. Положение об аукционах по продаже объектов государственной собственности: Приказ Министерства по управлению государственным имуществом и приватизации РБ, 20 марта 1996 г.,  №61.//Банк законов. Законодательство РБ. [Электронный ресурс]. – 2010. Режим доступа: http://old.bankzakonov.com/obsch/razdel151/time1/lavz0139.htm. - Дата доступа: 23.11.2012.
  13. Об утверждении нормативных правовых актов по вопросам распоряжения принадлежащими Республике Беларусь акциями: постановление Государственного комитета по имуществу Респ. Беларусь, 21 марта 2007 г., № 15 : в ред. постановления Государственного комитета по имуществу Респ. Беларусь от 22.07.2009 г. /Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2011.
  14. Приватизация в России // Материал из Википедии – свободной энциклопедии [Электронный ресурс]. – 2011. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%B2_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8. – Дата доступа: 10.11.2012.
  15. Шуфман, Е. Приватизация и социальная справедливость: возможности для Беларуси / Е. Шуфманн.// Дискуссионный материал исследовательского центра ИПМ. – М.: Исследовательский центр ИПМ, 2012..
  16. Бунич, А. Национализация и приватизация / А.Бунич // Информационно-аналитический портал [Электронный ресурс]. – 2005. – Режим доступа: http://bunich.ru/encyclopedia/content.php?id=2&gid=16. Дата доступа: 12.11.2012.
  17. Орлова, И. Приватизация / И. Орлова // Заўтра тваёй краіны [Электронный ресурс]. – 2012 – Режим доступа: http://www.zautra.by/art.php?sn_nid=11253&sn_cat=18/. – Дата доступа: 10.11.12
  18. Финансы Республики Беларусь-2010 : статистический сборник / С. П. Панкевич [и др.]; под общ. ред. С. П. Панкевич. — Минск : РУП «Информационно-вычислительный центр Национального статистического комитета Республики Беларусь», 2010. — 613 с.
  19. Обзор проведения приватизации в 2007 – 2010//Commersant.by, [электронный ресурс]. – 2011. - Режим доступа: http://www.commersant.by/business-begin/economyreviews/799-the-review-of-privatization-in-20072010.html. – Дата доступа:10.11.2012.
  20. Носова, М. // News.21.by [Электронный ресурс]. – 2011. – Режим доступа: http://news.21.by/economics/2011/02/10/251900.html . - Дата доступа: 22.11.2012.
  21. Гоман, К. Итоги приватизации 2011 / К.Гоман // Денежный поток, [Электронный ресурс]. – 2011. – Режим доступа: http://www.cashflow.by/publ/22-1-0-446. – Дата доступа: 10.11.2012. 
  22. Приватизация в Беларуси остановилась // Дело, [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: http://delo.by/news/~shownews/privatizacija-v-belarusi-ostanovilas. – Дата доступа: 10.11.2012.
  23. Белорусская приватизация//Деловая газета, [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим досупа: http://bdg.by/news/economics/17132.html. - Дата доступа: 11.11.2012.
  24. Заяц, Д. Беларусь реанимировала старый процесс приватизации / Д. Заяц //Naviny.by. Экономика [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: http://naviny.by/rubrics/economic/2012/07/19/ic_articles_113_178522. - Дата доступа: 11.11.2012.
  25.  

Приложения

Приложение  А

Разгосударствление и приватизация организаций (объектов) государственной  собственности (единиц) за 1991 – 2007гг. по отраслям

 

(1991-2009)

2004

2005

2006

2007

Реформировано — всего

4555

145

46

16

13

в том числе:

         

Промышленность

672

40

9

1

2

сельское хозяйство

849

37

7

4

9

транспорт и связь

170

3

2

-

-

Строительство

314

11

3

1

-

Торговля

1322

37

17

6

-

общественное питание

257

4

2

1

-

бытовое обслуживание

473

11

2

1

-

жилищно-коммунальное хозяйство

119

1

-

1

-

Здравоохранение

5

-

-

-

-

Образование

6

-

-

-

-

Культура

6

-

-

-

-

физкультура и спорт

4

-

-

-

-

социальное обеспечение

-

-

-

-

-

Прочие

358

1

4

1

2


 

Примечание — Источник : [18, с. 593].

 


Информация о работе Разгосударствление и приватизация в РБ