Разгосударствление и приватизация в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 22:40, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования —выяснить основные тенденции реформирования отношений собственности в Республике Беларусь и за рубежом.
Для достижения названной цели в исследовании необходимо решить следующие задачи:
— выяснить пути, формы и методы трансформации отношений собственности при переходе к рыночной экономике;
— изучить зарубежный опыт проведения разгосударствления и приватизации;
—найти возможность применения зарубежного опыта в Республике Беларусь.

Содержание

Термины и определения, обозначения и сокращения 4
Введение 5
1. Понятие и сущность разгосударствления и приватизации собственности 7
1.1 Основные цели, направления и методы разгосударствления 7
1.2 Важнейшие принципы, направления, субъекты и объекты приватизации 8
2. Приватизация и разгосударствление: зарубежный опыт и возможность его использования 15
2.2 Зарубежный опыт приватизации 15
2.2.1 Ваучерная приватизация в России 15
2.2.2 Приватизация в Германии 15
2.2.3 Приватизация в Польше 16
2.2.4 Приватизация в Венгрии 17
2.2.5 Приватизация в Чехии 18
2.2. Приватизация в Республике Беларусь. Возможность использования зарубежного опыта 19
Заключение 25
Список использованных источников 27
Приложения 30
Приложение А 30

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 130.18 Кб (Скачать)

— радиочастотный спектр;

— капитальные строения (здания, сооружения) и иное имущество, находящиеся на территориях зоны эвакуации (отчуждения), зоны первоочередного отселения и зоны последующего отселения, с которых отселено население, за утрату которых организациями и гражданами получена компенсация, а также перешедшие в порядке, установленном законодательством, в собственность государства по иным основаниям;

— объекты животного мира, обитающие в состоянии естественной свободы на территории Республики Беларусь;

— объекты использования атомной энергии (ядерные установки, ядерные материалы, отработавшие ядерные материалы, эксплуатационные радиоактивные отходы, пункты их хранения), за исключением объектов атомной электростанции и указанных объектов, необходимых для ее функционирования, изделия с применением ядерных материалов (кроме изделий, использование которых разрешено негосударственным организациям, физическим лицам в соответствии с законодательством, и приборов, оборудования, экспериментальных и технологических установок, используемых в соответствии с предназначением для обеспечения выполнения научных исследований, разработки и отработки новых технологических процессов), суда с ядерной энергетической установкой;

— полигоны, сооружения (комплексы сооружений), предназначенные для захоронения твердых и жидких ядовитых химических отходов, продуктов, материалов;

— ценности Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь;

— материальные ценности государственного и мобилизационного материальных резервов;

— особо режимные и режимные объекты, перечень которых утверждается Советом Министров Республики Беларусь;

— объекты военного и специального назначения, а также другое имущество, используемое в интересах национальной безопасности, если иное не установлено актами Президента Республики Беларусь;

— сети электросвязи специального назначения;

— средства правительственной связи;

— оборудование засекреченной связи и шифровальная техника (средства криптографической защиты информации), предназначенные для защиты государственных секретов;

— геодезические пункты государственных геодезических, нивелирных, гравиметрических сетей и иные геодезические пункты, созданные за счет средств республиканского или местных бюджетов, а также материалы и данные государственного картографо-геодезического фонда Республики Беларусь, полученные в результате геодезической и картографической деятельности, осуществляемой за счет средств республиканского или местных бюджетов;

— гидрометеорологические объекты государственной гидрометеорологической службы;

— пункты наблюдений Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь;

— научные объекты, включенные в Государственный реестр научных объектов, которые составляют национальное достояние;

— места погребения (за исключением мест погребения, расположенных на земельных участках, предоставленных в соответствии с законодательными актами религиозным или иным организациям для создания кладбищ), в том числе крематории;

— аэродромы и аэропорты, летно-испытательные станции гражданской авиации;

— объекты гражданской обороны;

— другие объекты, предусмотренные законодательными актами.

Субъектами,  приобретающими   государственную  собственность  в процессе приватизации, могут быть:

    • граждане Республики Беларусь и Российской Федерации;
    • негосударственные юридические лица;
    • юридические лица Республики Беларусь, созданные не менее чем 50 процентами членов трудовых коллективов приватизируемых предприятий;
    • иностранные инвесторы;
    • лица без гражданства
    • сельскохозяйственные производственные кооперативы [11].

Принципы  приватизации

В соответствии со ст. 6 закона «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь» принципами приватизации являются:

1. Сочетание  возмездного и безвозмездного  способов приватизации. Другими  словами, часть имущества, которое  подлежит приватизации, продается,  а часть – бесплатно передается  в собственность гражданам. Экономически  более выгодным для государства  является возмездный способ приватизации. Но с другой стороны полная  возмездная приватизация не может  быть принята с позиции социальной  справедливости.

2. Право   каждого   гражданина   Республики   Беларусь  на  часть безвозмездно  передаваемой государственной собственности.  Это значит, что каждый гражданин  Республики Беларусь имеет право  получить часть приватизируемого  государственного имущества бесплатно.  Этот процесс реализуется путем  выдачи приватизационных чеков  на сумму, которая зависит от  трудового стажа гражданина и  его возраста.

3. Дифференциация  методов, форм и процедур приватизации. Этот принцип позволяет осуществить  приватизацию наиболее эффективным  способом, создать благоприятные  условия для покупателей при  одновременном соблюдении условий  государства.

4. Разграничение   компетенции по  осуществлению  приватизации между органами  государственной власти и управления  различных уровней. Государственная  собственность делится на республиканскую  и коммунальную. При осуществлении приватизации республиканской собственности интересы государства как собственника представляет и защищает республиканский орган государственного управления по управлению государственным имуществом и приватизации, а объектов, находящихся в коммунальной собственности, — местные исполнительные и распорядительные органы.

5. Предоставление  определенных социальных гарантий  членам трудовых коллективов  приватизируемых предприятий. Это  прежде всего касается трудовых  отношений и обеспечивает защиту прав и интересов наемных работников при смене собственника в результате приватизации. Деятельность предприятия не может быть приостановлена на период подготовки и осуществления приватизации; до завершения приватизации ответственность по обязательствам, вытекающим из трудовых отношений, несет государство. С момента завершения приватизации эти обязательства переходят к новому собственнику. Он выполняет их до истечения ранее установленного срока действия трудовых отношений.

6. Контроль за осуществлением приватизации со стороны государства. Контроль за осуществлением приватизации позволяет предотвратить нарушение законодательных актов и защитить интересы трудящихся.

7. Обеспечение  широкой гласности процесса приватизации. Это предполагает освещение средствами  массовой информации условий  и хода приватизации, ознакомление  граждан с перечнем приватизируемых  объектов, обеспечение гражданам  возможности обращаться в суд  и в другие органы в случае  ущемления их интересов.

8. Постепенность  и поэтапность. Реформирование государственной собственности осуществляется не разово, а в течение определенного периода времени, что объясняется сложностью процесса приватизации. Это позволит избежать ошибок при осуществлении приватизации.

8. Соблюдение законности.

    В соответствии с Законом о разгосударствлении и приватизации, приватизация осуществляется следующими способами:

    • продажа объектов государственной собственности на аукционе
    • продажа объектов государственной собственности по конкурсу;
    • продажа акций, принадлежащих государству;

Продажей  объекта государственной собственности  на аукционе является его приобретение физическим или юридическим лицом  в собственность на открытых торгах, когда от покупателя не требуется  выполнения каких-либо условий (аукцион  без условий) или когда от покупателя требуется выполнение определенных условий (аукцион с условиями), устанавливаемых  органом приватизации. При продаже  объекта государственной собственности  на аукционе с условиями от покупателя требуется выполнение каких-либо из следующих условий: сохранение назначения или профиля объекта приватизации, сохранение или создание рабочих  мест, выполнение инвестиционных программ, сохранение исторического характера  объекта приватизации, являющегося  историко-культурной ценностью. Победителем аукциона признается участник, предложивший в ходе торгов максимальную цену [12].

Продажа государственных объектов на конкурсах  и аукционах осуществляется только за денежные средства.

Продажей  объекта государственной собственности  по конкурсу является его приобретение физическим или юридическим лицом в собственность, когда от покупателя требуется выполнение определенных условий, устанавливаемых органом приватизации. Победителем конкурса признается участник, предложение которого наилучшим образом соответствует установленному критерию. При прочих равных условиях победителем конкурса признается участник, предложивший наивысшую цену.

Также в ходе приватизации государственной  собственности инвестор может получить статус учредителя открытого акционерного общества на этапе его преобразования из государственного предприятия либо купить принадлежащие государству  акции в уже созданных в  результате преобразования государственных  предприятий открытых акционерных  обществах. Значительная часть принадлежащих  государству предприятий создана  в форме унитарного предприятия  — это организационно-правовая форма  юридического лица, имущество которого не может быть распределено по вкладам, долям, паям, и принадлежит лишь одному лицу.

Акции также могут продаваться на аукционах  или на аукционах в открытом акционерном  обществе «Белорусская валютно-фондовая биржа». Порядок подготовки аукциона по продаже принадлежащих Республике Беларусь акций при осуществлении  приватизации, держателем которых является Государственный комитет по имуществу  Республики Беларусь, проводимого на внебиржевом рынке ценных бумаг, порядок проведения торгов на аукционе, условия участия в аукционе, порядок  определения лица, выигравшего торги  на аукционе, порядок заключения по результатам аукциона сделок купли-продажи  акций и осуществления расчетов и передачи права собственности  на акции установлен Инструкцией  о проведении аукционов по продаже  принадлежащих Республике Беларусь акций, утвержденной Постановлением Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 21 марта 2007 г. № 15 «Об утверждении нормативных правовых актов по вопросам распоряжения принадлежащими Республике Беларусь акциями» (в редакции постановления от 22 июля 2009 г.) [13].

Завершая  выполнения первой главы, отметим следующее:

1. Разгосударствление – это передача от государства физическим и юридическим лицам частично либо полностью (в том числе посредством приватизации) функций непосредственного управления хозяйствующими субъектами.  Способами разгосударствления являются: либерализация рынков, создание смешанных (государственно-частных) предприятий с помощью льготного налогообложения и особого режима кредитования, создание государственных предприятий рыночных условий функционирования, денационализация.

2. Приватизация – приобретение физическими и юридическими лицами права собственности на объекты, принадлежащие государству. Существуют две основные модели приватизации: платная и бесплатная. Также приватизация может быть либо растянутой, либо быстрой. В соответствии с Законом о разгосударствлении и приватизации, способами приватизации в РБ являются: продажа объектов государственной собственности на аукционе, продажа объектов государственной собственности по конкурсу, продажа акций, принадлежащих государству. 

2. Приватизация и разгосударствление: зарубежный опыт и возможность  его использования

2.2 Зарубежный опыт приватизации

2.2.1 Ваучерная приватизация в России

В 1992 году в России начала проводиться ваучерная  приватизация. Были введены ваучеры (приватизационные чеки), которые бесплатно раздавались населению и могли быть обменяны на долю в акциях того или иного предприятия. Идея равномерного распределения государственного имущества между всеми гражданами не удалась из-за тяжелых экономических условий в стране. Из-за гиперинфляции (или из-за незнания, что делать с ваучерами)  основная большая часть населения стала продавать свои ваучеры, что вызвало резкое падение цен  на них. Большинство ваучеров было продано на черном рынке или так называемым ваучерным фондам, многие из которых уже изначально имели криминальный характер. Многие предприятия намеренно создавали подобные фонды с целью скупки своих же акций. Порядка сотни ваучерных фондов вскоре просто исчезли со всем аккумулированным в них имуществом.

В основном обогатились во время ваучерной  приватизации «красные» директора, управленцы или номенклатурные работники.  Менеджеры государственных концернов  широкомасштабно переводили крупные  суммы на счета дочерних предприятий, которые потом покупали акции  этих самых концернов. Следующей  обогатившейся в процессе ваучерной  приватизации группой явились игроки черного рынка и криминальные структуры, инвестировавшие крупные  суммы в ваучеры и тем самым  легализировавшие свои состояния. Также  владельцы кооперативов, пионеры  предпринимательского движения и т.п. имели немалые средства, которые  они очень выгодно вкладывали в приватизируемые предприятия.

«Большая  часть населения России негативно  относится к итогам приватизации. Как показывают данные нескольких социологических  опросов, около 80% россиян считают  ее нелегитимной и выступают за полный или частичный пересмотр ее итогов».[14]

Ваучерная приватизация оставила после себя нерешенным и вопрос с долгами. Получилось, что  в результате ваучерной приватизации, большинство населения не только лишилось собственности, которую создавало  в течение многих лет, но и осталось должником по долгам олигархов [15, с. 3].

Информация о работе Разгосударствление и приватизация в РБ