Разгосударствление и приватизация в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 22:40, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования —выяснить основные тенденции реформирования отношений собственности в Республике Беларусь и за рубежом.
Для достижения названной цели в исследовании необходимо решить следующие задачи:
— выяснить пути, формы и методы трансформации отношений собственности при переходе к рыночной экономике;
— изучить зарубежный опыт проведения разгосударствления и приватизации;
—найти возможность применения зарубежного опыта в Республике Беларусь.

Содержание

Термины и определения, обозначения и сокращения 4
Введение 5
1. Понятие и сущность разгосударствления и приватизации собственности 7
1.1 Основные цели, направления и методы разгосударствления 7
1.2 Важнейшие принципы, направления, субъекты и объекты приватизации 8
2. Приватизация и разгосударствление: зарубежный опыт и возможность его использования 15
2.2 Зарубежный опыт приватизации 15
2.2.1 Ваучерная приватизация в России 15
2.2.2 Приватизация в Германии 15
2.2.3 Приватизация в Польше 16
2.2.4 Приватизация в Венгрии 17
2.2.5 Приватизация в Чехии 18
2.2. Приватизация в Республике Беларусь. Возможность использования зарубежного опыта 19
Заключение 25
Список использованных источников 27
Приложения 30
Приложение А 30

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 130.18 Кб (Скачать)

РЕФЕРАТ

 

 

«Разгосударствление и приватизация в Беларуси»

 

Курсовая  работа: 30 с., 1 рис., 5 табл., 1 прил., 24 источника.

Ключевые слова: РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЕ, ПРИВАТИЗАЦИЯ, .

Объект исследования – понятия разгосударствления и приватизации.

Предмет исследования –  процесс разгосударствления и приватизации в Республике Беларусь и за рубежом.

Цель работы: выяснить основные тенденции реформирования отношений собственности в Республике Беларусь и за рубежом.

Методы исследования: экономический анализ, сравнительный метод, экономико-статистические методы. 

Полученные результаты и их новизна: были даны определения понятиям «разгосударствление» и «приватизация», даны их характеристики, проведен комплексный анализ процессов разгосударствления и приватизации в Беларуси и за рубежом.

Практическая значимость работы: возможность использования результатов исследования для выявления «сильных» и «слабых» сторон приватизационной политики государства и формирования новых векторов ее развития.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические и методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

 

 

 

 

 

 

 

______________________

(подпись  студента)

 

Содержание

РЕФЕРАТ 2

Содержание 3

Термины и определения, обозначения и сокращения 4

Введение 5

1. Понятие и сущность разгосударствления и приватизации собственности 7

1.1 Основные цели, направления и методы разгосударствления 7

1.2 Важнейшие принципы, направления, субъекты и объекты приватизации 8

2. Приватизация и разгосударствление: зарубежный опыт и возможность его использования 15

2.2 Зарубежный опыт приватизации 15

2.2.1 Ваучерная приватизация в России 15

2.2.2 Приватизация в Германии 15

2.2.3 Приватизация в Польше 16

2.2.4 Приватизация в Венгрии 17

2.2.5 Приватизация в Чехии 18

2.2. Приватизация в Республике Беларусь. Возможность использования зарубежного опыта 19

Заключение 25

Список использованных источников 27

Приложения 30

Приложение А 30

 

 

 

Термины и определения, обозначения и  сокращения

 

В настоящей  работе применяют следующие термины  и определения, обозначения и  сокращения:

Разгосударствление: это передача от государства физическим и юридическим лицам частично либо полностью (в том числе посредством приватизации) функций непосредственного управления хозяйствующими субъектами.

Приватизация: приобретение физическими и юридическими лицами права собственности на объекты, принадлежащие государству.

внутренний валовой продукт; ВВП: Добавленная стоимость, произведена резидентами внутри страны.

Открытое Акционерное Общество; ОАО: предприятие, уставный капитал которого разделен на определенное количество акций с установленной номинальной стоимостью, каждая из которых дает своему владельцу право на владение некоторой долей фирмы.

Единое экономическое пространство; ЕЭП: интеграционное объединение государств Таможенного союза – Беларуси, Казахстана, России.

 

Введение

После распада СССР Республика Беларусь ступила  на самостоятельный путь развития. Наша страна располагала высокоразвитым промышленным комплексом, мощности которого были рассчитаны на удовлетворение нужд рынков бывшего Союза. Но ее экономика  с распадом СССР, разрывом связей и  значительным сокращением рынков сбыта  претерпела очень глубокие потрясения.  В нашей республике начался процесс  приватизации, который рассматривался как способ выхода из экономического кризиса путем продажи государственных  предприятий в частные руки. Она  является одним из самых важных преобразованием  при переходе к рынку.

Актуальность  проблемы приватизации заключается  в том, что трансформация административно-командной  системы в рыночную требует особого  переходного периода, обусловленного принципиальными различиями этих двух систем.

Объектом  исследования в данной работе выступают  понятия разгосударствления и приватизации. Предметом – процесс разгосударствления и приватизации в Республике Беларусь и за рубежом.

Цель  исследования —выяснить основные тенденции  реформирования отношений собственности  в Республике Беларусь и за рубежом.

Для достижения названной цели в исследовании необходимо решить следующие задачи:

— выяснить пути, формы и методы трансформации отношений собственности при переходе к рыночной экономике;

— изучить зарубежный опыт проведения разгосударствления и приватизации;

—найти  возможность применения зарубежного  опыта в Республике Беларусь.

В соответствии с поставленными задачами, всю  работу можно разделить на 2 главы: теоретическую и аналитическую. В первой главе будут рассмотрены  понятия разгосударствления и приватизации, их характеристика. Во второй главе  на основе статистических данных будут  проанализированы процессы разгосударствления и приватизации в Беларуси и за рубежом. Будут приведены таблицы.

При написании  данной работы были использованы такие  методы исследования как экономический  анализ, сравнительный метод, а также  экономико-статистические методы. 

Что касается степени научной разработанности  проблемы, то вопросам приватизации, а  также роли государства в экономике  уделялось значительное внимание в  рамках таких научных направлений,  как историческая школа, марксизм, кейнсианство, институционализм.

В настоящее  время в отечественной экономической  литературе достаточно широко исследуются  проблемы приватизации и участия  государства в этих процессах.  Два последних десятилетия широко обсуждалась проблема очередной  смены модели государственного участия  в экономике после кризисных потрясений в мировой экономике 70-х годов ХХ века, а также в связи с массовой приватизацией в бывших социалистических странах. 

В последние  годы были опубликованы монографии, учебники, учебные пособия,  статьи,  как  отечественных,  так и западных ученых,  посвященные исследованию вопросов теории и практики приватизации. Выделим труды М. Сажиной, Г.Чибрикова, С. Большакова, А. Дубиной, Е. Шуфман и многих других.

 Однако, несмотря на разнообразие работ,  связанных с рассматриваемой  проблемой,  не получили достаточного обоснования многие аспекты. До сих пор ведутся споры о соотношении государственной и частной собственности,  структуре и размерах государственного сектора и т.п.  В настоящее время также нет систематизированного и полного представления о научной концепции приватизации. Имеющиеся в литературе разработки носят по преимуществу фрагментарный характер.  

1. Понятие и сущность разгосударствления  и приватизации собственности

1.1 Основные цели, направления и методы разгосударствления  

Разгосударствление – это передача от государства физическим и юридическим лицам частично либо полностью (в том числе посредством приватизации) функций непосредственного управления хозяйствующими субъектами [1].

Процесс разгосударствления позволяет решить следующие задачи:

1. Создание  конкурентной среды товаропроизводителей. Как известно, государственные предприятия  обладают меньшей конкурентоспособностью, чем честные. Государственные  предприятия зависят от государственных  структур, а это означает нацеленность  их деятельности не только  на рыночные мотивы. Государственные  предприятия также пользуются  финансовыми льготами в налогообложении,  получении кредитов. Государство  вносит в их работу элементы  организованности, например работа  на государственный заказ, сбыт  продукции по государственным  ценам. У государственных предприятий  нет обязательств перед другими  предприятиями, им не грозит  банкротство. Таким образом искусственное  ограждение государственных предприятий  от конкуренции, гарантирование  правительством финансовой поддержки,  навязывание им некоммерческих  операций делают их менее эффективными  в технико-экономическом и финансовом  плане, чем частные предприятия,  а именно: они имеют низкую  производительность руда, высокую  капиталоемкость, малую прибыльность  и низкую восприимчивость к  инновациям.

2. Обеспечение  экономической ответственности  товаропроизводителей за результаты  своей деятельности. Другими словами,  производители заинтересованы в  результатах своего труда, поэтому  они стараются увеличить производительность  труда, что означает уменьшение  издержек производства на единицу  продукции, увеличение качества  продукции, сокращение времени   производства товаров, уменьшении  доли затрат труда в себестоимости  продукции. Это достигается путем  введения новшеств в производственный  процесс.

3. Сокращение  государственных расходов на  поддержку низкорентабельных и  убыточных предприятий. Освободившиеся  средства государство может направить,  например, на развитие социальных  программ [2, с. 52-56.].

На  сегодняшний день известно 4 основные способа разгосударствления.

1. Либерализация  рынков – освобождение рыночной  экономики от мешающих ее нормальному  функционированию государственных  ограничений. Она означает разгосударствление  без изменения государственной  собственности. Государство отменяет  барьеры для доступа на рынок новых конкурентов, стимулирует диверсификацию производства и продаж, в результате чего возрастает число много профильных фирм, чья продукция может поступать на разные рынки. Государство через налоговые льготы способствует развитию малого бизнеса, а также снимает барьеры для проникновения иностранного капитала.

2. Создание  смешанных (государственно-частных)  предприятий с помощью льготного  налогообложения и особого режима  кредитования.

3. Создание  государственных предприятий рыночных  условий функционирования. Мерами  государства являются отказ от  списаний банковских задолженностей, уменьшение субсидий, отмена налоговых  льгот.

4. Денационализация  – передача государственного  имущества в собственность отдельных  лиц или коллективов [3, с. 332 – 338].

 

 

1.2 Важнейшие принципы, направления, субъекты и объекты приватизации

Приватизация  – приобретение физическими и  юридическими лицами права собственности  на объекты, принадлежащие государству. В результате приватизации государство  полностью или частично утрачивает права владения, пользования или  распоряжения государственной собственностью, а государственные органы утраивают  права непосредственного управления ею [4].

 Выделяют  две основные модели приватизации: платная и бесплатная. [5, с. 11].

 Реализация  бесплатной приватизации связана  с наделением всех граждан  приватизационными чеками — ваучерами.

 Основная  идея процесса платной приватизации - продажа на аукционах за деньги. Предполагается, что предварительно  предприятие акционируется, а  затем его акции продаются  на фондовом рынке. Её сторонники  указывают, что только в этом  случае появится эффективный  собственник. Кроме того, она приводит  к увеличению доходной части  бюджета [6, с. 208].

Также приватизация может быть либо растянутой, либо быстрой.

Сторонники  первого пути считают, что  сбережения, необходимые для приобретения в частную собственность объектов промышленности, накапливаются медленно. Также требуется время, чтобы рынок начал хорошо функционировать и определил рыночную стоимость предприятий. Кроме того, монополизированную социалистическую промышленность необходимо реструктурировать, прежде чем производственные предприятия можно было бы выставить на продажу[7, с. 37].

Имеются различные пути передачи прав собственности  из рук государства в руки частных  лиц. Выбор того или иного пути зависит от политических, экономических и социальных реалий, а также от приоритетов в каждой конкретной стране [8, с. 198].

 

Объектами приватизации являются:

    • государственное и общественное жилье;
    • государственные предприятия,    учреждения,      организации,
    • структурные   единицы   объединений   и   структурные  подразделения;
    • предприятий (в дальнейшем - предприятия);
    • государственное имущество, сданное в аренду;
    • доли  (паи,  акции),  принадлежащие   Республике   Беларусь   и административно-территориальным   единицам   в  имуществе  субъектов хозяйствования.

Не  подлежат  разгосударствлению   и  приватизации  предприятия (объединения),  организации и  виды имущества,  отнесенные законом к перечню  объектов, которые  могут находиться  только в собственности государства [9].

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 15 июля 2010 г. № 169-З «Об объектах, находящихся только в собственности государства, и видах деятельности, на осуществление которых распространяется исключительное право государства» [10] к объектам, находящимся только в собственности государства, относятся:

— земли: сельскохозяйственного назначения; природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения; лесного фонда; водного фонда; под дорогами и иными транспортными коммуникациями; общего пользования;

— земельные участки: на которых расположены объекты недвижимого имущества, находящиеся только в собственности государства; на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению (зоны эвакуации (отчуждения), зоны первоочередного отселения и зоны последующего отселения, с которых отселено население); на площадях залегания разведанных месторождений полезных ископаемых; которые в соответствии с утвержденными генеральными планами городов и иных населенных пунктов, градостроительными проектами детального планирования, схемами землеустройства районов и землеустроительной документацией предусмотрены для целевого использования, исключающего их предоставление в частную собственность, собственность иностранных государств, международных организаций;

Информация о работе Разгосударствление и приватизация в РБ