Разгосударствление и приватизация в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 22:40, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования —выяснить основные тенденции реформирования отношений собственности в Республике Беларусь и за рубежом.
Для достижения названной цели в исследовании необходимо решить следующие задачи:
— выяснить пути, формы и методы трансформации отношений собственности при переходе к рыночной экономике;
— изучить зарубежный опыт проведения разгосударствления и приватизации;
—найти возможность применения зарубежного опыта в Республике Беларусь.

Содержание

Термины и определения, обозначения и сокращения 4
Введение 5
1. Понятие и сущность разгосударствления и приватизации собственности 7
1.1 Основные цели, направления и методы разгосударствления 7
1.2 Важнейшие принципы, направления, субъекты и объекты приватизации 8
2. Приватизация и разгосударствление: зарубежный опыт и возможность его использования 15
2.2 Зарубежный опыт приватизации 15
2.2.1 Ваучерная приватизация в России 15
2.2.2 Приватизация в Германии 15
2.2.3 Приватизация в Польше 16
2.2.4 Приватизация в Венгрии 17
2.2.5 Приватизация в Чехии 18
2.2. Приватизация в Республике Беларусь. Возможность использования зарубежного опыта 19
Заключение 25
Список использованных источников 27
Приложения 30
Приложение А 30

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 130.18 Кб (Скачать)

 

2.2.2 Приватизация в Германии

Противоположностью  приватизационного опыта России является процесс платной приватизации в Германии. 

В Германии при переходе к социально ориентированной  рыночной экономике предпочтение отдавалось частной инициативе и частной  собственности.

При анализе  деятельности предприятий выяснилось, что лишь 8 % рабочих мест являются рентабельными, а производительность труда в ГДР составляла менее 30 % от западногерманского уровня. Тем  не менее, к концу 1994 года, когда попечительское ведомство завершило свою деятельность, удалось приватизировать или  вернуть прежним владельцам около 20000 предприятий, преимущественно производственных. При этом в договорном порядке  были получены гарантии создания 1,5 миллиона рабочих мест и выделения инвестиций на сумму 210 миллиардов марок. Как показывает текущая проверка выполнения гарантий, данных предприятиями, в среднем  было создано больше рабочих мест и вложено инвестиций, чем это  предусматривалось договорами.

С 1990 года одной из особенностей приватизации Германии является вовлечение западных Земель в этот процесс. Правительство Германии попыталось посредством изменений в законодательстве побудить Земли участвовать в приватизации.

Здесь ярким примером является опыт Баварии. Интересным является применение поступлений от приватизации. По Конституции этой Земли государственные доли в предприятиях являются частью основного капитала Земли. Следовательно, доходы от продажи этих участий должны снова вливаться в этот основной капитал. Полученные от приватизации средства не могут быть использованы ни на погашение государственной задолженности, ни на потребительские нужды.

За  счет полученных от приватизации поступлений  был образован фонд, средства которого шли на финансирование программы  «будущее Баварии». За ней стоит  широкомасштабная инвестиционная программа. которая включает в себя ряд проектов в области науки и исследований, поддержки малого и среднего предпринимательства, развития социальной, экономической и культурной инфраструктуры[16].

Похожий опыт приватизации и использования  средств от нее был использован  также в Землях Баден-Вюртемберг и Рейнланд-Пфальц [15, с. 4].

 

2.2.3 Приватизация в Польше

В начале переходного периода экономическая  ситуация в Польше была критической. В стране наблюдались огромная внешняя  задолженность(40 млрд долл. США), высокий  дефицит госбюджета (8% от ВВП) и гиперинфляция  до 250% в год.

Сложившаяся ситуация предопределила стратегию  приватизации этого периода, а в  частности использование полученных от продажи государственной собственности  средств в рамках государственного бюджета. Однако выручка от приватизации не принесла ожидаемых результатов. В период времени 1991-1995 гг. были приватизированы 142 предприятия, что составляет 4,3% предприятий от общего числа приватизированных в это период. В результате полученный от приватизации доход не смог ослабить нагрузку на государственный бюджет.

 

Таблица 1 - Доходы от приватизации в Польше

 

1991

1992

1993

1994

1995

Выручка: млн злотых

1741

499

789

1615

2643

Выручка: млрд долларов

1,7

0,4

0,4

0,7

1,1

% от ВВП

0,2

0,4

0,5

0,8

0,9

Дефицит госбюджета, % от ВВП

3,8

6,0

2,8

2,7

2,7


 

Примечание - Источник: [15, с. 5].

 

 2.2.4 Приватизация в Венгрии

Экономическая ситуация в Венгрии в начале переходного  периода была сложной, как и в  Польше. Инфляция была сравнительно невелика (17% в 1989), бюджет практически уравновешен, но вот внешняя задолженность  на тот период времени была огромна (19,2 млрд долл. США, что в два раза выше, чем в Польше в пересчете  на душу населения). В связи с этим было принято решение о продаже  государственного имущества, в особенности  иностранным инвесторам. Так предполагалось выручить иностранную валюту для  погашения задолженности.

В результате доходы от приватизации были подвержены сильным колебаниям. В 1994 году наблюдается  резкое падение поступлений, а в 1995 – резкий скачок, что объясняется  тем, что в то время закон по приватизации находился в стадии разработки. Этот период характеризовался многочисленными конфликтами и  переделом сфер влияния. Это вызвало  в 1994 году практическую остановку каких-либо действий в области приватизации. Высокая выручка в 1995 году может  объясняться как успех нового закона. Интересно, что более половины этой сумы было получено в результате так называемой «Новогодней распродажи» (было совершено только четыре крупных  сделки в сфере энергетики и телекоммуникаций в течение двух последних месяцев  этого периода).

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2 - Доходы от приватизации в Венгрии

 

1991

1992

1993

1994

1995

Выручка, млрд HUF

30,4

63,0

134,9

36,9

451,6

Выручка, млрд долларов

0,3

0,6

1,3

0,4

4,5

% от ВВП

1,2

2,2

3,8

0,8

8.0

Дефицит госбюджета, % от ВВП

2,1

6.2

5,4

9,8

6,2


 

Примечание: - Источник: [15, с. 6].

 

2.2.5 Приватизация в Чехии

Начальную ситуацию в Чехии, в отличие от Польши и Венгрии, можно назвать  относительно стабильной. Инфляция составляла 2,3%, а дефицит госбюджета – 2,8% от ВВП. Внешняя задолженность была невысока. Основную роль в приватизации в этой стране играли министерства финансов и приватизации, а также  приватизационные фонды национального  имущества. Министерства оценивали  и утверждали приватизационные проекты, а приватизационные фонды организовывали непосредственную передачу имущества  и распоряжались выручкой, полученной в результате приватизационных сделок.

В Чехословакии, в отличие от Польши и Венгрии, «справедливость» считалась более  важной целью, чем финансовые аспекты. Было принято решение вернуть  предприятия их старым владельцам.

До  конца 1995 года для этой цели было приватизировано  около 70% имущества. Около 30% предприятий  было приватизировано посредством  ваучерной приватизации. Остальное  имущество было продано или бесплатно  передано во владение старым собственникам  или общинам.

Фонд  национального имущества выручил  немалые суммы в ходе приватизации, хотя роль ваучерной приватизации была велика.

 

Таблица 3 - Доходы от приватизации в Чехии

 

1991

1992

1993

1994

1995

Выручка, млрд крон

18,5

38,4

25,9

30,6

33,5

Выручка:млрд долларов

n.a

n.a

0,8

0,9

1,3

% от ВВП

2,6

4,9

2,8

2,9

2,8

Дефицит госбюджета, % от ВВП

-

-

0,2

0,9

0,3


 

Примечание: Источник:[15, с. 7].

 

Таким образом, Польша имела значительно  меньшую выручку, чем Венгрия  и Чехия. Ежегодно Чехия имела  больший доход от приватизации (% от ВВП), чем Польша, а в течение  трех из пяти лет – больше, чем  Венгрия. Также можно сказать, что  выручка во всех трех странах относительно низкая. Таким образом, тезис о  том, что на форсированной приватизации невозможно много заработать, подтверждается. Это является причиной того, что  Польша и Венгрия меняют свою стратегию, но эти страны движутся в различных  направлениях: Венгрия решает организовать продажу собственности более  эффективно, а Польша сознательно  отказывается от фискальных целей приватизации.

Чехия в плане доходности имела лучшие результаты. Она не имела цели пополнить  госбюджет за счет средств от приватизации и поэтому учредила независимый  от госбюджета фонд, распоряжающийся  данными средствами.

В итоге  опыт приватизации показал, что платная приватизация не противоречит идее социальной справедливости, и полученные средства могут быть направлены в том числе и на социальные нужды. Далее опыт показал, что в Германии и в Чехии создавались фонды, целью которых являлось управление полученными от приватизации средствами. Преимуществами создания таких фондов является прозрачность при использовании полученных в процессе приватизации средств, а также удобство их инвестирования при таком способе их аккумулирования.

 

 

 

2.2. Приватизация в Республике Беларусь. Возможность использования зарубежного опыта

Начиная с 1991 года, в стране было реформировано 4864 предприятия. Из них 1575 — республиканской  собственности и 3289, то есть вдвое  больше, — коммунальной. Такие данные приводит Национальный статистический комитет со ссылкой на Госимущество.  При этом более половины — 55,8% —  «приватизации» пришлось на преобразование предприятий в акционерные общества. Выкуп арендованного имущества  арендной организацией составил почти 15%, на аукционах было продано 20% и  всего 8,9% — по конкурсу. За два десятилетия  из республиканской собственности  на конкурсах было продано 17 предприятий  и 9 — на аукционе. Еще 161 республиканское  предприятие было выкуплено арендной организацией, — этот вид приватизации был распространен в начале 1990-х  и сегодня не практикуется.

 

 

Рисунок 1 – Организация государственной  собственности по способу приватизации за период 1991 – 2011 (в процентах к  итогу)

Примечание  – Источник: [17].

 

Если  проанализировать следующую, можно  сказать, что за период 1991-2007 в Республике Беларусь наблюдался прирост числа  приватизируемых объектов. Приватизационные процессы развивались.

 

Таблица 4 — Разгосударствление и приватизация организаций (объектов) государственной собственности (единиц) за 1991 – 2007гг.

 

1991-2009

2004

2005

2006

2007

Всего

13685

670

550

567

642

в том числе:

         

Отчужденно

9130

525

504

551

629

Реформировано

4555

145

46

16

13

в том числе:

         

республиканской собственности

1423

51

27

4

5

коммунальной собственности

3132

94

19

12

8


 

Источник: [18, с. 593].

 

Ситуация  реформирования организаций (объектов) государственной собственности  по отраслям экономики за этот же период представлена в приложении А.

На  основании приложения можно установить, что лидерами в указанный период являлись торговля и сельское хозяйство.

2007 год можно считать поворотным  моментом в отношении властей  к приватизации. 

Столкнувшись с рядом внешних  вызовов, правительство стало проводить  политику точечной приватизации, которая  была направлена на обеспечение притока  иностранной валюты, необходимой  для финансирования растущего дефицита текущего счета. В результате наблюдалось резкое увеличение числа приватизационных сделок и рост доходов от их проведения. Если в 2006 году общий доход от таких операций составил всего USD 0.03 млн, то в 2007 году этот показатель был уже USD 1.2 млрд. Этот год мог рассматриваться как весьма многообещающее начало [16].

Данные  по разгосударствлению и приватизации в 2008-2011 гг. представлены в следующей  таблице.

 

Таблица 5 — Разгосударствление и приватизация организаций (объектов) государственной собственности (единиц) за 2008 – 2011гг.

 

2008

2009

2010

2011

Реформировано

194

232

221

88

в том числе:

       

республиканской собственности

157

169

109

43

муниципальной собственности

37

63

112

45


 

Примечание - Источник: собственная разработка на основе [18, с. 593], [19].

 

Новый этап приватизации начался в 2008 году, когда были внесены изменения  в декрет «О разгосударствлении и  приватизации госсобственности Республики Беларусь» от 1998 года. Планировалось, что Совмин будет утверждать трехлетние планы по приватизации и акционированию предприятий, которые будут продаваться на конкурсах и аукционах [19].  В 2008 году был принят трехлетний план приватизации государственного имущества на 2008–2010 годы. Он предполагал акционирование 519 предприятий и дальнейшую приватизацию 147 из них. Однако в итоге за 2008 год лишь 158 предприятий были акционированы, и акции только двух из них были в итоге проданы.  
Причиной различия между планом и результатом может быть назван приход мирового финансового кризиса, который стал тормозить подобные операции не только в Беларуси, но и во всем регионе. Однако в это время правительство показало явные признаки нежелания продавать государственные предприятия по более низким по сравнению с докризисным периодом, ценам. Вызванное кризисом снижение цен и изменение критериев оценки не устраивало белорусское правительство. В результате, несколько крупных сделок не состоялось, а поступления от приватизации за 2008 год составили USD 0.9 млрд, что несколько меньше, чем сумма предыдущего года. За исключением ежегодной оплаты за продажу «Белтрансгаза» в размере USD 625 млн, единственной  крупной сделкой стала продажа мобильного оператора «БеСТ» за USD 266 млн.

Торможение в процессе приватизации продолжилось в 2009 году, когда правительство  воздерживалось от продажи активов  компаний, несмотря на значительное внешнее  давление, которое оказывалось по разным причинам по двум направлениям. С одной стороны, российские компании были заинтересованы в получении  доступа к стратегическим отраслям Беларуси, с другой – условия  кредитных соглашений с МВФ и  Всемирным банком должны были создать  все необходимые условия, чтобы  заложить основу широкой программы  приватизации.  
        В 2009 году доходы от приватизации составили USD 1 млрд, что приблизительно соответствует уровню предыдущего года. Однако эта сумма также включает в себя транш за «Белтрансгаз» в размере USD 625 млн. Вместе с тем ближе к концу года появилась новая особенность: возможность продажи некоторых активов при наличии спроса по несколько более низким ценам. Несмотря на неоднократные заявления властей о намерении продать БПС-Банк за сумму USD 500 млн, эта сделка принесла только USD 280 млн, что стало свидетельством некоторой гибкости со стороны государства [20]. 

Информация о работе Разгосударствление и приватизация в РБ