Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 10:57, курсовая работа
Цель работы - изучить понятия приватизации и разгосударствления объектов государственной собственности, определить основные проблемы в этой сфере, изучить сущность и состояние данного процесса в нашей стране.
В процессе изучения были рассмотрены следующие вопросы:
разгосударствление: понятие, сущность, способы.
приватизация: понятие, сущность, функции, цели и способы.
опыт ваучерной приватизации
опыт платной приватизации
приватизация в развитых странах (Франция, Германия, Испания)
этапы проведения приватизация в Республике Беларусь
причины торможения приватизации
Введение 4
Реформирование собственности: разгосударствление и приватизация.
1.1. Разгосударствление: понятие, сущность, способы. 6
1.2. Приватизация: понятие, сущность, функции, цели и способы. 8
Опыт разгосударствления и приватизации в развитых и постсоциалистических странах.
2.1 Опыт ваучерной приватизации 10
2.2 Опыт платной приватизации 11
2.3 Приватизация во Франции 12
2.4 Приватизация в Германии 13
2.5 Приватизация в Испании 15
Особенности разгосударствления и приватизации в Республике Беларусь.
3.1. Этапы проведения приватизация в Республике Беларусь 18
3.2. Причины торможения приватизации 30
Заключение 36
Список использованных источников 38
Однако позже подобное стало невозможно. После неоднократных переоценок коллективы больше не могут претендовать на приобретение более-менее солидного пакета акций. У подавляющего большинства предприятий, которые преобразованы в акционерные общества в 1999г., доля государства составляет почти 100%.
Кроме того введение с 1 января 1998г. института «золотой акции» предоставляет государству, имеющему в акционерном обществе мизерный пакет, возможность полностью контролировать его стратегию. На менеджеров, склонных к проявлению собственной инициативы, набросили еще один поводок. Что же касается попыток создать стимулы для директора, то они остались декларациями. Так, с 1 января 1999г. введено в действие постановление Совета Министров, согласно которому акции, принадлежащие государству могут быть переданы в управлению руководителю предприятия на срок от 3-х до 5 лет. Размер вознаграждения директора в этом случае составит 10% от суммы дивидендов, начисленных на пакет, которым он управляет. Однако большого интереса у директорского корпуса этот документ не вызвал.
Чековая приватизация.
Белорусская ваучеризация началась 1 апреля 1994г. Она не сопровождалась бумом, тем не менее до начала раздачи акций (1 июля 1994г.) в очередь за ценными бумагами выстроились полмиллиона граждан.
В канун запуска массовой приватизации всполошились хозяйственники. На совете БНПА директора настаивали на приостановке процесса, до того как будут внесены соответствующие поправки в законодательство и появится возможность создать коллективного собственника.
Следует так же отметить, что и правительство страны так же не было сторонником бесплатной раздачи имущества – идея принадлежала Верховному Совету. Но в то время исполнительная власть была вынуждена с ней согласиться, поскольку похожий процесс начался в России.
Цель
безвозмездной чековой
Сужение
целей приватизации в РБ привело
к недопониманию задач
Формально чековая приватизация в Беларуси должна была завершиться в июле 2002г. Однако сегодня очевидно, что она провалилась. Единственный выполненный пункт – начисление чеков. Не решена ни одна из задач, которые стояли перед народной приватизацией, в первую очередь не создан рынок ценных бумаг.
Справка: Беларусь приступила к чековой приватизации 1 апреля 1994г. Владельцами ИПЧ «Имущество» стали 74 % граждан страны. Было начислено и выдано 427 млн. чеков. Первый этап чековой приватизации- раздача населению ИПЧ «Имущество» - завершился 1 июля 1996г. Второй этап – обмен их на акции приватизируемых предприятий – планировалось завершить 1 июля 1999г. Но в конце 1998г. в закон были внесены изменения, согласно которым сроки обращения ИПЧ «Имущество» определяются правительством по согласованию с Президентом. По состоянию на 1 января 2002г. остаток неиспользованных чеков составил 268,3 млн.
Наибольшее отрицательное влияние на процесс чековой приватизации оказало несоответствие темпов начисления чеков и темпов реформирования государственной собственности. Все остальные факторы – обесценивание чеков, переуступка их гражданами в пользу юридических лиц, подавление специализированных инвестиционных фондов (СИФов) и др. – являются следствием.
Что
касается граждан, то выиграли те, кто
на этапе первой волны приватизации
успел обменять свои чеки на акции
лучших предприятий. Большинство же,
однако, не торопились, дожидаясь лучших
времен. Теперь же очевидно: лучших времен
для массовой приватизации не будет.
Очевидно некоторое торможение приватизационного процесса в Республики Беларусь.
Необходимо ускорить темпы реформирования собственности для осуществления радикальных изменений в организационных формах промышленных предприятий, структурной среди их функционирования, способствующей развитию полноценной конкуренции производителей в борьбе за потребителей и рынки сбыта. Для этого необходимо активизация государственного регулирования процесса формирования институциальной среды. При этом следует учитывать, что российские "шоковые" методы реформирования для республики Беларусь неприемлемы.
В
структуре институциональных
Совершенствование отношений собственности будет осуществляться в интересах создания устойчивых предпосылок для экономического роста и должно обеспечить кардинальное повышение эффективности функционирования как отдельных предприятий, так и народнохозяйственного комплекса в целом. Основные его направления: развитие социально ориентированной многоукладной экономики рыночного типа, сохранение потенциала система образующих предприятий, максимальное привлечение отечественных и зарубежных инвестиций.
Для достижения этих целей предстоит:
Повысится
роль и значение директорского корпуса
в трансформации отношений
Предусматривается предпринять ряд мер по обеспечению эффективного управления государственными пакетами акций (долями) в уставных фондах негосударственных коммерческих организаций. Часть средств, получаемых от приватизации, а также дивидендов от акций, находящихся в государственной собственности, предполагается использовать для поддержки реформируемых предприятий.
В
процессе реформирования государственной
собственности на каждом этапе предполагается
обеспечить экономическую безопасность
и приоритет интересов
Итоги приватизации
за 2008 год
В 2008 году подлежало
приватизации 169 предприятий, в том числе:
50 — Минпрома, 45 — Минтранса, 20 — Минсельхозпрода,
14 — Минторга, 6 — Минстройархитектуры,
11 — Минэнерго, 8 — Минжилкомхоза, 6 — концерна
«Беллегпром», 3 — Минкультуры, 2 — Госкомвоенпрома,
2 — концерна «Белгоспищепром», 1 — Минсвязи,
1 — концерна «Белбиофарм».
По состоянию на 1 января 2009 года реформировано
156 предприятий.
Создание открытых акционерных обществ
осуществлялось как на базе одного унитарного
предприятия, так и на основе имущественных
комплексов нескольких предприятий исходя
из целесообразности развития отраслей,
необходимости создания оптимальной и эффективной
структуры управления.
С учетом этого,
было создано 107 открытых акционерных обществ,
в том числе:
крупные предприятия промышленного комплекса,
хорошо известные за пределами нашей страны,
такие как Минский автомобильный завод,
Минский механический завод имени С. И. Вавилова,
Минский моторный завод;
автотранспортные организации, осуществляющие
внутренние и междугородние автоперевозки —
на базе республиканского унитарного предприятия
Могилевское автотранспортное предприятие
«Облавтотранс» и его 20 дочерних предприятий
создано одно открытое акционерное общество.
Аналогичные подходы были применены при
преобразовании в ОАО республиканского
унитарного транспортного предприятия
«Брестгрузавтосервис» совместно с 11-ю
дочерними предприятиями;
предприятия агропромышленного комплекса,
осуществляющие разведение птицы на мясо
и производство яиц — Оранчицкая и Жлобинская
птицефабрики.
Кроме того, приватизированы
предприятия легкой промышленности;
жилищно-коммунального
В уставные фонды созданных открытых акционерных
обществ включено государственное имущество
на сумму более 4-х триллионов белорусских
рублей. Общая численность работающих
на реформированных предприятиях составляет
более 89 тысяч человек.
Кроме того, проведен комплекс работ, в соответствии
с действующим по приватизации законодательством
по продаже
РУП «Гомельский судостроительно-судоремонтный
завод» и РУП «Речицкий судостроительно-судоремонтный
завод» как имущественных комплексов.
В результате издан Указ Президента Республики
Беларусь от 10 января 2009 г. № 27 «О некоторых
вопросах продажи имущественных комплексов»
по продаже указанных судостроительно-судоремонтных
заводов. Проведен также комплекс работ
по подготовке к продаже на аукционе с условиями
филиала Могилевского республиканского
унитарного предприятия электроэнергетики
«Могилевэнерго» Бобруйского завода древесноволокнистых
плит как имущественного комплекса. Проект
распоряжения находится в Совете Министров
Республики Беларусь[21].
Считается что приватизация в Беларуси официально началась с мая 1991 года, однако закон «О разгосударствлении и приватизации» был принят верховным советом лишь с четвертой попытки – 19 января 1993г. А полное законодательное оформление белорусская приватизация получила только к середине 1996г.
До 20 марта 1998 процесс приватизации в РБ был слегка заторможен из-за отсутствия соответствующей программы, да и в последствие она развивалась не очень быстро. Но всё же, приватизация способствовала становлению и расширению негосударственного сектора экономики, предприятиями которого в настоящее время выпускается около 60 процентов объема промышленной продукции.
По состоянию
на 1 января 2009 года реформировано 156 предприятий.
Также было создано 107 открытых акционерных
обществ.
Хотя приватизация в нашей стране способствовала улучшению экономического положения, однако следует признать, что для развития рыночных отношений сделано недостаточно: не достигнута главная цель экономических преобразований - повышение эффективности функционирования экономики.
Заключение
В развитии человеческой цивилизации, экономических систем, становлении и развитии товарного производства наряду с разделением труда решающую роль играет собственность. Отношения собственности составляют основу любой экономической системы.
Гипертрофированное огосударствление экономики приводит к мономорфизму собственности, окостенению предпринимательских структур, препятствует функционированию рыночных механизмов. Именно поэтому необходимы разгосударствление и приватизация.
Разгосударствление – это передача от государства физическим и юридическим лицам частично либо полностью функций непосредственного управления хозяйствующими субъектами. Приватизация – одно из направлений разгосударствления собственности, заключающееся в передаче ее в частную собственность отдельных граждан и юридических лиц. Непосредственными целями приватизации являются: формирование слоя мелких и средних собственников; сокращение доли имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; перераспределение экономических основ власти.
В настоящее время в большинстве стран с переходной экономикой завершена приватизация мелких предприятий торговли, общественного питания, сферы услуг. Приватизация крупных предприятий происходит медленнее, чем намечалось первоначальными государственными программами, и с большими трудностями. Рыночная реструктуризация крупных компаний требует целенаправленного участия государства, а также проведения реформ предприятий.
В Республике Беларуси приватизация началась с мая 1991 года, однако закон «О разгосударствлении и приватизации» был принят верховным советом лишь с четвертой попытки – 19 января 1993г. А полное законодательное оформление белорусская приватизация получила только к середине 1996г.
До 20 марта 1998 процесс приватизации в РБ был слегка заторможен из-за отсутствия соответствующей программы, да и в последствие она развивалась не очень быстро. Но всё же, приватизация способствовала становлению и расширению негосударственного сектора экономики, предприятиями которого в настоящее время выпускается около 60 процентов объема промышленной продукции.