Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 10:57, курсовая работа
Цель работы - изучить понятия приватизации и разгосударствления объектов государственной собственности, определить основные проблемы в этой сфере, изучить сущность и состояние данного процесса в нашей стране.
В процессе изучения были рассмотрены следующие вопросы:
разгосударствление: понятие, сущность, способы.
приватизация: понятие, сущность, функции, цели и способы.
опыт ваучерной приватизации
опыт платной приватизации
приватизация в развитых странах (Франция, Германия, Испания)
этапы проведения приватизация в Республике Беларусь
причины торможения приватизации
Введение 4
Реформирование собственности: разгосударствление и приватизация.
1.1. Разгосударствление: понятие, сущность, способы. 6
1.2. Приватизация: понятие, сущность, функции, цели и способы. 8
Опыт разгосударствления и приватизации в развитых и постсоциалистических странах.
2.1 Опыт ваучерной приватизации 10
2.2 Опыт платной приватизации 11
2.3 Приватизация во Франции 12
2.4 Приватизация в Германии 13
2.5 Приватизация в Испании 15
Особенности разгосударствления и приватизации в Республике Беларусь.
3.1. Этапы проведения приватизация в Республике Беларусь 18
3.2. Причины торможения приватизации 30
Заключение 36
Список использованных источников 38
Как видно из приведенных данных наибольшее число предприятий, подвергнутых приватизации и разгосударствлению относится к отраслям промышленности, строительства и предприятиям АПК (кроме колхозов и совхозов).
В
таблице 2 приведены данные о проведении
разгосударствлении в Республики Беларусь
за период 1991 –2006 года.
Таблица 2. Итоги разгосударствления в Республики Беларусь за период 1991 –2006 года
Наименование показателя | 1991-2004 | 2005 | 2006 | Итого |
Разгосударствление
всего:
В т.ч. |
1061 | 27 | 4 | 1092 |
Выкуп арендованного имущества арендным предприятием | 135 | 0 | 0 | 135 |
Выкуп государственного имущества трудовым коллективом | 25 | 0 | 0 | 25 |
Выкуп государственного имущества частными лицами | 1 | 0 | 0 | 1 |
Преобразование в АО | 875 | 27 | 4 | 906 |
Продажа по конкурсу | 17 | 0 | 0 | 17 |
Продажа на аукционе | 8 | 0 | 0 | 8 |
Как
видно из представленных
данных, к 2005 наблюдается
снижение процесса разгосударствления.
Из всех форм разгосударствления
в 2005 и 2006 сохранилось
только - преобразование
в акционерные общества.
В
таблице 3 приведены данные о проведении
приватизации в Республики Беларусь
за период 1991 –2006 года
Таблица 3. Данные о видах приватизации в Республики Беларусь за период 1991 –2006 года
Количество объектов, ед. | Всего | |||
Наименование показателя | 1991-2004 | 2005 | 2006 | |
Отчуждение | 756 | 92 | 72 | 920 |
Продажа конкретному покупателю (из договора б/п) | 1 | 1 | 1 | 3 |
Продажа конкретному покупателю | 242 | 9 | 10 | 261 |
Продажа с аукциона | 323 | 72 | 55 | 450 |
Продажа с аукциона (из договора б/п) | 1 | 2 | 3 | 6 |
Продажа с аукциона методом понижения | 2 | 6 | 1 | 9 |
Продажа с аукциона методом понижения (из договора б/п) | 0 | 1 | 0 | 1 |
Продажа по конкурсу | 157 | 1 | 2 | 160 |
Безвозмездная передача | 24 | 0 | 0 | 24 |
Мена | 6 | 0 | 0 | 6 |
Однако
следует признать, что для развития
рыночных отношений сделано недостаточно:
не достигнута главная цель экономических
преобразований - повышение эффективности
функционирования экономики.
8За весь период приватизации (с 1991 года по август 2007 года) в республике реформировано 4103 объекта государственной собственности, из которых 1088 – республиканской собственности. В результате реформирования на базе республиканской собственности создано 902 акционерных общества, на базе предприятий коммунальной собственности – 1077 акционерных общества.
Правительство Беларуси утвердило план приватизации объектов, находящихся в республиканской собственности, на 2008 - 2010 годы, а также перечень открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации государственной собственности, акции которых, принадлежащие Республике Беларусь, подлежат продаже в 2008 - 2010 годах. Соответствующее решение содержится в постановлении Совета Министров от 14 июля 2008 г. № 1021, вступающего в силу со дня его официального опубликования.
В соответствии с планом приватизации объектов республиканской собственности, в течение 2008-2010 годов в Беларуси планируется приватизировать 519 предприятий.
Так, в 2008 году запланирована приватизация 176 предприятий, в том числе ПРУП "Минский моторный завод", КРУП "Оптоэлектронные системы", ПРУП "Завод Минскагропроммаш", ПРУП "Минский механический завод имени С.И.Вавилова", НПРУП "Белгазтехника", РДОРУП "Гомельтекстильторг"и других.
В 2009 году планируется приватизация 213 предприятий. Среди них – Гомельский завод сельскохозяйственного машиностроения "Гомсельмаш", Белорусский автомобильный завод, Минский завод колесных тягачей, РУПП "Витязь", НПРУП "Агат-Систем", ПВРУП "Инкотех", институт "Белгоспроект", завод "Электроника", РУП "Гомельтранснефть Дружба" и другие.
В 2010 году приватизации подлежат 130 предприятий. В их число входят Минский завод автоматических линий имени П.М.Машерова, Минский НИИ радиоматериалов, Оршанский льнокомбинат и другие.
В перечень открытых акционерных обществ, акции которых подлежат продаже в 2008 - 2010 годах, вошли 147 предприятий. Пакеты акций данных акционерных обществ будут продаваться в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 14 апреля 2008 г. № 7 "О внесении изменений и дополнений в Декрет Президента Республики Беларусь от 20 марта 1998 г. № 3".
На первом этапе (с 17 июля 2008 года) отменяется ограничение на отчуждение акций обществ, в уставных фондах которых доля государства либо отсутствует вообще, либо составляет 75% и более. Также полностью отменяется запрет на отчуждение акций акционерных обществ, осуществляющих переработку сельскохозяйственной продукции, переданных сельхозпроизводителям, и предприятий хлебопродуктов.
На втором этапе (с 1 января 2009 года) будут отменены ограничения на отчуждение акций акционерных обществ с долей государства свыше 50%.
При этом на первом и втором этапе отмена ограничений не распространяется на акции акционерных обществ, обеспечивающих функционирование стратегически значимых отраслей экономики.
На третьем этапе (с 1 января 2011 года) все ограничения будут полностью отменены.
Продажа
акций открытых акционерных обществ,
созданных в процессе разгосударствления
и приватизации, будет осуществляться
на конкурсах и аукционах [6].
Действующее в Республике Беларусь законодательство в области приватизации предусматривает условия и возможности участия иностранных инвесторов в процессе приватизации.
Так, учредителями акционерных обществ, создаваемых в процессе приватизации, могут быть, кроме государства, юридические и физические лица, в том числе иностранные, внесшие принадлежащие им денежные средства или иное имущество в уставные фонды данных обществ. При этом доля иностранного инвестора в уставном фонде созданного ОАО будет соответствовать стоимости внесенных им денежных средств или иного имущества.
Иностранный инвестор может стать участником ОАО, созданного в процессе приватизации республиканской собственности, путем внесения принадлежащего ему имущества в уставный фонд такого ОАО или приобретения дополнительного выпуска акций ОАО на сумму внесенного им вклада.
Иностранный инвестор может также приобрести акции открытых акционерных обществ по конкурсу, на аукционе либо на торгах в ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа».
Иностранный инвестор может принять участие в создании совместного предприятия в виде закрытого акционерного общества или в виде другой организационно-правовой формы на территории Республики Беларусь путем внесения денежного или неденежного вклада в уставный фонд создаваемого общества.
Государственные предприятия могут быть проданы на аукционе, по конкурсу в процессе приватизации государственной собственности. Участниками таких торгов могут быть иностранные инвесторы.
Законодательством
Республики Беларусь также предусмотрена
возможность продажи
3.2.
Причины торможения
приватизации
В 1997г. процесс приватизации снова затормозился, поскольку отсутствовала программа. 20 марта 1998г. был подписан декрет, который отменил принятие ежегодных программ и перечней предприятий, подлежащих приватизации. Процесс реформирования собственности наконец-то стал легитимным и непрерывным, но по-прежнему по желанию трудовых коллективов, а это по мнению экспертов способно существенно затормозить процесс приватизации. Кроме того, декрет запретил использование заемных средств, в том числе и кредитов для покупки акций членами трудовых коллективов (заметим, что многие предприятия, попавшие в первую приватизационную волну, использовали именно кредитные схемы, благодаря чему в их уставных фондах государственной доли нет или она очень мала). Механизмы же, способные быстро «включить» фондовый рынок, что обеспечило бы перелив капитала в наиболее эффективные сферы, в декрете обозначены не были.
По новому порядку, решение о приватизации предприятий с численностью работающих свыше 4 тысяч человек принимает Президент, от 2 до 4 тысяч – Совет Министров, а меньше 2 тысяч – Мингосимущество. Таким образом белорусское государство подтвердило, что оно не собирается упускать из своих рук сильнейший рычаг управления экономикой. Сразу же после выхода декрета Мингосимущество наметило реформировать около 500 предприятий республиканской и коммунальной собственности. Однако в 1998г. было преобразовано только 50 предприятий государственной собственности.
На первом этапе приватизации у директоров преобладала эйфория, связанная с изменением формы собственности. Они активно стремились освободиться от жесткого управления сверху, чтобы никто не мешал работать. Вперед вырвались в первую очередь, те предприятия, которые не нуждались в крупных капиталовложениях, работали на конкретного потребителя и т.д., то есть были более конкурентоспособными по своей природе. И попавшим в первую волну приватизации удалось решить поставленные задачи.