Разгосударствление и приватизация: мировой опыт и проблемы его использования в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 10:57, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - изучить понятия приватизации и разгосударствления объектов государственной собственности, определить основные проблемы в этой сфере, изучить сущность и состояние данного процесса в нашей стране.
В процессе изучения были рассмотрены следующие вопросы:
разгосударствление: понятие, сущность, способы.
приватизация: понятие, сущность, функции, цели и способы.
опыт ваучерной приватизации
опыт платной приватизации
приватизация в развитых странах (Франция, Германия, Испания)
этапы проведения приватизация в Республике Беларусь
причины торможения приватизации

Содержание

Введение 4
Реформирование собственности: разгосударствление и приватизация.
1.1. Разгосударствление: понятие, сущность, способы. 6
1.2. Приватизация: понятие, сущность, функции, цели и способы. 8
Опыт разгосударствления и приватизации в развитых и постсоциалистических странах.
2.1 Опыт ваучерной приватизации 10
2.2 Опыт платной приватизации 11
2.3 Приватизация во Франции 12
2.4 Приватизация в Германии 13
2.5 Приватизация в Испании 15
Особенности разгосударствления и приватизации в Республике Беларусь.
3.1. Этапы проведения приватизация в Республике Беларусь 18
3.2. Причины торможения приватизации 30
Заключение 36
Список использованных источников 38

Работа содержит 1 файл

курсач макра (приватизация).doc

— 325.50 Кб (Скачать)

      Вернемся  к началу истории приватизации в  РБ. Не дожидаясь, пока появится соответствующий  закон, правительство самостоятельно установило правила игры. Энтузиасты откликнулись и первые 4 десятка предприятий поменяли свой статус.

      Среди них была гродненская обувная  фабрика «Неман». Как ни трудно сейчас поверить в 1990г. ее работники встали в очередь за акциями. В то время руководство предприятия не сомневалось, что со временем рабочие купят всю фабрику. Кроме этого на приобретение акций направлялась прибыль самого предприятия. В то время белорусское правительство по примеру соседей говорило о недопустимости государственной монополии, поставив перед собой грандиозную задачу: за пятилетку довести долю частного сектора в экономике до 75%. До конца 1990г. планировалось приватизировать 334 предприятия, в том числе 33 предприятия союзного подчинения.

      В тот период белорусской приватизации никто не вынуждал соблюдать принцип добровольности. Порядок был такой: в Госимущество направлялась заявка с подписями не менее 50 % членов трудового коллектива, после ее рассмотрения создавалась комиссия по приватизации, которая разрабатывала соответствующий план, согласовывала его с трудовым коллективом и представляла на рассмотрение Госимуществу. Эксперты министерства помогали выбрать наиболее  приемлемую форму приватизации: для технологически несложных производств лучшей формой признавалась аренда с выкупом, для крупных предприятий – акционирование. Малоэффективным способом приватизации в Госимуществе считалось преобразование предприятий в народные.

      При первоначальном размещении акций 30 % оставалось за государством, 40% выкупал трудовой коллектив, остальное должно было направляться в свободную продажу. Фондовой биржи еще не существовало (ее планировалось открыть к концу 1991г.), но любой гражданин или юридическое лицо могли купить акции – для этого нужно было обратиться в акционерное общество.

      Однако главная проблема оставалась не в том: по мнению большинства экспертов того времени приватизационная компания шла не по закону, а по нормативным актам,  что не соответствовало принципам формирования рыночной экономики.

      Данный  период в истории белорусской приватизации завершился быстро. 17 февраля 1991г. приказом председателя Госимущества работа комиссий по приватизации объектов республиканской собственности была приостановлена до принятия Верховным Советом необходимого закона.

        28 мая 1991г. Верховный Совет принимает Постановление  «Об основных концептуальных положениях разгосударствления и приватизации экономики Белорусской ССР и о проекте Закона «О приобретении гражданами и юридическими лицами объектов государственной собственности (о приватизации)». Правовой основой для реформирования стал Временный порядок разгосударствления и приватизации государственной собственности, а также программа приватизации на 1991-1992гг.

      Однако  в канун принятия конкретных решений  приватизация натолкнулась на активное сопротивление со стороны исполнительных государственных структур под лозунгом борьбы с неоправданным разворовыванием государственной собственности. В ноябре 1992г. Верховный Совет своим решением полностью остановил процесс приватизации. Депутаты объяснили такой шаг необходимостью обуздать дикую «прихватизацию».

      В феврале 1993г. был принят Закон о  разгосударствлении и приватизации. Концепция блока приватизационных законов, предложенная депутатами впервые  вводила единое понятие госсобственности, а также единые правовые нормы для участия населения в перераспределении госимущества, земли и жилья. Однако в результате голосования земля осталась за скобками. Законодательством было закреплено, что 1/3 госимущества не подлежит приватизации – это традиционная сфера государственной монополии. Что же касается законодательства о безвозмездной приватизации, то после серьезной переработки оно стало существенно отличаться от аналогичных законодательных актов в других странах.

      Однозначно  говорилось, что цель безвозмездной  приватизации – обеспечение социального равенства. Каждый гражданин получает 2 вида квот: чеки «Жилье» и чеки «Государственное имущество». 50% оценочной стоимости объекта оплачивается приватизационными чеками по их номинальной стоимости с учетом индексации. Таким образом была создана законодательная база приватизационных процессов.

      16 июня 1993г. Верховный Совет утвердил  соответствующую госпрограмму. Согласно  этому документу, намечалось направить  на приватизацию 2/3 стоимости основных  фондов государственных предприятий и организаций, в том числе  в 1993г. – около  20 % (объемы на последующие годы определены не были). Кроме этого 6 июля Парламент принял закон об именных приватизационных чеках. Был также утвержден перечень предприятий не подлежащих приватизации.

      В сентябре 1993г. Беларусь открывает себя для зарубежных консалтинговых фирм. Был определен победитель первого тендера в области реализации программы приватизации – им стала британская сеть фирм Coopers&Lybrand International.

      ЕБРР  выделил республике в порядке безвозмездной финансовой помощи 980 тыс. ЭКЮ на разработку пилотных проектов  приватизации трех белорусских предприятий и обучение 80 специалистов. Из 35 фирм участвовавших в тендере в финальную часть попали 6. Эксперты предполагали начать работу в октябре и закончить ее через 9 месяцев в несколько этапов[10 c. 153].

      29 сентября 1993г. состоялся первый  массовый открытый аукцион в  рамках программы массовой приватизации  в г.Бресте, в разработке и реализации  программы которой впервые участвовали  эксперты Международной финансовой корпорации. Итоги аукциона превзошли ожидания и экспертов и городской власти.

      1 февраля 1994г. Совет Министров  РБ своим постановлением утвердил  Положение о специализированных  инвестиционных фондах, аккумулирующих  именные приватизационные именные чеки «Имущество». Инициаторы этого проекта надеялись, что белорусский ваучер заложит основу рынка ценных бумаг в РБ. Таким образом 1 июля 1994г. в РБ началась массовая приватизация.

      В марте 1994г. Президиум Совмина рассмотрел вопрос о выполнении программы приватизации за 1993г. Доля разгосударствленного приватизированного имущества составила 10,1% от запланированного. Тем не менее была утверждена программа приватизации на 1994г., в которой ставилась более радикальная задача - провести разгосударствление 20 % собственности. Однако итоги выборов Президента резко изменили ситуацию в стране.

      В этот период начинает раскручиваться моховик якобы антимафиозного процесса: Контрольная палата начала проверку предприятий приватизированных  в 1991-1992гг., исходя из правил 1994г., что носило явно предвзятый характер. Изменились приоритеты правительства в сторону снижения темпов приватизации и повышения ее качественных показателей.

      Таким образом, уже в сентябре 1994г. около  половины предприятий, включенных в  программу приватизаций отказались акционироваться.

      В итоге республиканская программа  приватизации в 1994 оказалась провалена. Фактически приватизация остановилась еще в июле , а 45 предприятий продолжали реформу во втором полугодии еще  по инерции.  Из запланированных 426 субъектов хозяйствования статус сменили только 180.  От государственной опеки было освобождено только 5 % стоимости основных фондов вместо намеченных 20%. Такой результат – логический итог прихода к власти новых сил.  

       23 мая 1995 после  трехчасового обсуждения на коллегии Совета Министров была утверждена Программа разгосударствления и приватизации на 1995г. В ней имелись определенные подвижки вперед. Так, впервые для директората предусматривалась льготная продажа 10 % акций и одновременно говорилось о персональной ответственности руководителя за срыв программы.

        Накануне, 17 мая 1995г. был подписан Указ № 191 «Об упорядочении распоряжения государственным имуществом», согласно которому требовалось все сделки с государственной собственностью свыше 10 тыс. МЗП согласовывать с Президентом.

      Одновременно, Мингосимущество, призванное задавать тон приватизации теряет свои позиции  – оно уже не только не определяет политику, но и ограничено в правах отчуждения. Кроме того, оно уже  в течение полугода не имеет министра.

      22 июля официальные СМИ сообщили. Что президент подписал Указ  «О  программе разгосударствления  и приватизации государственных  объектов, находящихся  в республиканской  собственности, на 1995 год.». Однако  в печати этот документ так  и не появился.

      Летом 1995г. промышленный кризис усиливает  наметившуюся тенденцию реприватизации. Первым «штрейкбрехером» стало упомянутое выше гродненское АО «Неман» (один из первенцев приватизации), коллектив  которого в связи с задержкой  заработной платы запросился обратно под крыло государства. Его примеру пытались последовать и другие – ОАО «Камволь», «Коммунарка» и т.д.

      В октябре того же года был провален пилотный проект по привлечению инвестиций в процесс приватизации. Региональный представитель ЕБРР заверил белорусское общество в невозможности ожидания разрешения приватизации от правительства. Эксперт фирмы Coopers&Lybrand International Э.Мэчкер отметил : «Цель пилотного проекта была дать мировому сообществу сигнал, куда инвестировать». Следовательно, провал пилотного проекта означал ответ на вопрос, куда не надо инвестировать. 

      По  состоянию на 1 июня 2003 года в республике в процессе разгосударствления и  приватизации реформировано 3670 государственных  предприятий, в том числе 26% объектов республиканской собственности. В процессе реформирования предприятий государственной собственности создано 1580 открытых акционерных обществ, а на аукционах, в том числе по конкурсу, продано 1370 объектов. В промышленности реформировано 32 процента предприятий, подлежащих реформированию по отрасли, в строительстве — 25 процентов. Более динамично реформирование осуществлялось в торговле, общественном питании и бытовом обслуживании, где приватизировано почти 70 процентов предприятий; в сфере переработки сельхозпродукции реформировано свыше 50 процентов объектов.

      В 2002 году осуществлено масштабное реформирование нефтехимических предприятий —  объединений «Химволокно» в Гродно и Могилеве, объединений «Полимир»  и «Нафтан» в Новополоцке, гродненского объединения «Азот» и Белорусского шинного комбината; на их базе созданы акционерные общества.

      В начале 2003 года в открытое акционерное  общество преобразовано Республиканское  унитарное предприятие по транспортировке  и поставке газа «Белтрансгаз» с  численностью работающих около пяти тысяч человек. Прорабатываются условия и порядок привлечения инвестиций для реконструкции и развития данного предприятия.

      Приватизация  способствовала становлению и расширению негосударственного сектора экономики, предприятиями которого в настоящее  время выпускается до 60 процентов объема промышленной продукции.

      В 2003 году предполагается реформировать  свыше 300 предприятий и организаций  республиканской и коммунальной собственности. В акционерные общества намечено преобразовать около 260 предприятий, из них 45 — в промышленности, свыше 40 — в строительстве, в торговле и общественном питании — до 90 предприятий. Наиболее крупными предприятиями, намеченными к преобразованию в 2003 году, являются такие, как минский завод полупроводниковых приборов, стеклозавод «Неман», минское объединение по производству вычислительной техники «МПОВТ», могилевский завод транспортного машиностроения «Могилевтрансмаш», минский завод «Транзистор».

      Продолжается  совершенствование нормативно правовой базы в области приватизации государственного имущества. В парламенте страны находится на рассмотрении проект новой редакции закона о приватизации, который разработан с учетом современного положения в сфере имущественных отношений, а также с учетом обеспечения унификации с российским законодательством. Одна из основных целей нового законопроекта — это правовое обеспечение создания условий для привлечения отечественных и зарубежных инвестиций в экономику страны.

      В 2005 году реформирование государственной  собственности проводилось с  целью повышения экономической эффективности работы предприятий, рационализации структуры государственной собственности, пополнения республиканского бюджета и бюджетов административно-территориальных единиц. При этом изменение организационно-правовой формы объектов государственной собственности осуществлялось на основе принципа «точечного» подхода к приватизации, предполагающего учет финансового состояния реформируемого предприятия, перспектив его развития, развития отраслей и регионов. 
В течение года реформировано 27 организаций республиканской собственности с общей численностью работающих более 5300 человек, в результате чего создано 24 открытых акционерных общества.

Информация о работе Разгосударствление и приватизация: мировой опыт и проблемы его использования в Республике Беларусь