Разгосударствление и приватизация: мировой опыт и проблемы его использования в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 10:57, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - изучить понятия приватизации и разгосударствления объектов государственной собственности, определить основные проблемы в этой сфере, изучить сущность и состояние данного процесса в нашей стране.
В процессе изучения были рассмотрены следующие вопросы:
разгосударствление: понятие, сущность, способы.
приватизация: понятие, сущность, функции, цели и способы.
опыт ваучерной приватизации
опыт платной приватизации
приватизация в развитых странах (Франция, Германия, Испания)
этапы проведения приватизация в Республике Беларусь
причины торможения приватизации

Содержание

Введение 4
Реформирование собственности: разгосударствление и приватизация.
1.1. Разгосударствление: понятие, сущность, способы. 6
1.2. Приватизация: понятие, сущность, функции, цели и способы. 8
Опыт разгосударствления и приватизации в развитых и постсоциалистических странах.
2.1 Опыт ваучерной приватизации 10
2.2 Опыт платной приватизации 11
2.3 Приватизация во Франции 12
2.4 Приватизация в Германии 13
2.5 Приватизация в Испании 15
Особенности разгосударствления и приватизации в Республике Беларусь.
3.1. Этапы проведения приватизация в Республике Беларусь 18
3.2. Причины торможения приватизации 30
Заключение 36
Список использованных источников 38

Работа содержит 1 файл

курсач макра (приватизация).doc

— 325.50 Кб (Скачать)

      За  пять лет было приватизировано 29 промышленных фирм и банков. Приватизация во Франции охватила, прежде всего, конкурентные, высокорентабельные отрасли. Работникам приватизируемых предприятий досталось по льготной цене лишь 10 % капитала.

      Приватизация  во Франции имела четко выраженный фискальный характер. Государство продавало свою собственность по значительно более высоким ценам по сравнению с компенсационными платежами при национализации. В итоге государство выручили 71 миллиардов франков, значительная часть этой суммы пошла на погашение государственного долга. Французская приватизация привела к росту численности акционеров – к концу 80-х годов она достигла 6 миллионов, т.е. собственником акций стал каждый шестой житель страны старше 18 лет . 

2.4 Приватизация в Германии 

      Возрождение предпринимательства в первый период времени после Второй мировой войны шло в восточных землях в нескольких формах. Это и создание новых фирм, и реприватизация, и организация совместных предприятий при участии западного капитала и бывших народных предприятий. Своего рода переходной мерой является децентрализация управления в рамках бывших комбинатов, в результате чего прежние государственные предприятия начинают действовать как свободные производители в рыночной среде.

      Сразу же после объединения Германии было подано около 6000 заявок о выкупе предприятий их бывшими владельцами. При полном выкупе хозяйства предприятия имели возможность получить кредит у Немецкого кредитного банка под залоговую стоимость земельного участка. Кредиты на модернизацию можно было получить по линии «Программы возрождения Европы».

      Хозяйство ГДР структурно было организовано в 250 комбинатов, в которых в свою очередь входило около 8000 предприятий. После объединения Германии все  они были переданы под управление ведомства по реорганизации и  приватизации, называемого Попечительским или Опекунским советом. Но не все предприятия могли быть приватизированы. Поэтому параллельно с приватизацией были и другие подходы поиска эффективного управления.

      Первым  путем был роспуск комбината: входящие в него предприятия получали полную самостоятельность, выбирали директоров и действовали на свой страх и риск. Второй путь – превращение комбината в штаб – квартиру с координационными и поддерживающими функциями, которые предприятию выгодно делегировать такого рода центру. Третий путь – это создание холдингов вместо прежних производственных объединений.

      В марте 1990 года в ГДР был издан  закон об учреждении и деятельности частных предприятий и об участии  в капитале, где определялись условия  приватизации.

      После того как обозначились временные рубежи объединения, понадобилось примерно 4 месяца, чтобы завершить формирование правовой базы для приватизации восточногерманских предприятий. Договор о создании валютного, экономического и социального союза между ФРГ и ГДР от 18 мая 1990 года учреждал Опекунский совет по управлению государственным имуществом. К нему переходил государственный долг ГДР в том объеме, в каком он мог быть погашен будущими доходами от реализации государственного имущества. Оставшаяся задолженность распределялась между новыми восточными землями [14 с. 5].

      При анализе деятельности предприятий  выяснилось, что лишь 8 % рабочих мест являются рентабельными, а производительность труда в ГДР составляла менее 30 % от западногерманского уровня. Тем  не менее, к концу 1994 года, когда попечительское ведомство завершило свою деятельность, удалось приватизировать или вернуть прежним владельцам около 20000 предприятий, преимущественно производственных. При этом в договорном порядке были получены гарантии создания 1,5 миллиона рабочих мест и выделения инвестиций на сумму 210 миллиардов марок. Как показывает текущая проверка выполнения гарантий, данных предприятиями, в среднем было создано больше рабочих мест и вложено инвестиций, чем это предусматривалось договорами [8, с. 6].

      После Попечительского совета были созданы другие организации, которые занимаются приватизацией оставшихся в руках государства производственных предприятий и контролируют выполнение договоров, заключенных с инвесторами. 

2.5 Приватизация в Испании 

      В Испании государственный сектор экономики за последние 25-30 лет значительно сократился. Если в середине 70-х годов его доля в общем объеме валового внутреннего продукта страны составляла более 90 %, в середине 80-х – 83 %, то сейчас – около 30 %. Продажа бывших государственных предприятий осуществляется уже почти 25 лет [4, с. 96].

      К государственному сектору экономики  еще совсем недавно относилось большинство  промышленных предприятий Испании. Вся электроэнергия в стране производилась  на государственных электростанциях компании «ЭНДЕСА». Государственными были – весь используемый в стране газ, 65 % угля и почти 90% стали. Полностью в руках государства находилась телефонная связь.

      К государственному сектору экономики  относились также сеть лучших гостиниц, ведущие туристические агентства и даже гольф-клубы. Разумеется, весь общественный транспорт в стране, кроме такси, был государственным.

      И весь этот гигантский сектор национальной экономики, включавший в себя более  половины всех предприятий Испании, управлялся из одного центра – так называемого Национального Института промышленности. По сути, это было одно грандиозное министерство.

      Впрочем, такая структура экономики, созданная  во времена диктатуры генерала Франко, вполне соответствовала тогдашнему авторитарному режиму. Франко пришел к власти в Испании в 1939 году в результате военного мятежа и трехлетней гражданской войны. Но лишь в 50-е годы его правительство обратилось к национальной экономике, пришедшей к тому времени в полный упадок.

      Частный капитал был весьма слабым, в стране преобладало мелкое производство. Но диктатор особо и не доверял ни частной инициативе своих сограждан, ни иностранному капиталу, и делал главную ставку на свое государство. В те годы, ведущие промышленные предприятия национализировались одно за другим.

      Легкой  промышленностью и сельским хозяйством генерал Франко практически не занимался. И сельское хозяйство Испании  оставалось традиционным: на юге преобладало  крупное частное землевладение, на севере – мелкое.

      Диктаторский  режим прекратился после смерти Франко в 1975 году, затем наступил «переходный период», когда были заложены основы демократических преобразований.

      Приватизацию  государственной собственности  в Испании начала Социалистическая Рабочая Партия, стоящая на позициях социал-демократии и близкая по идеологии, например, немецким социал-демократам. Эта партия находилась у власти почти 15 лет – с 1982 по 1996 годы. Примечательно, что именно левая партия начала приватизацию, поскольку даже ее лидеры убедились, что альтернативы не существует.

      Сменившая социалистов в 1996 году и находящаяся  по сей день у власти в Испании  правоцентристская Народная Партия продолжила приватизацию. Продажа государственных  предприятий – один из основных пунктов экономической программы  нынешнего председателя правительства Испании Хосе-Мария Аснара. По своим взглядам он близок немецким христианским демократам.

      Разногласий по поводу приватизации промышленных предприятий в испанском обществе практически не было. Против этого  не возражали даже коммунисты –  третья по влиянию политическая партия в Испании. Все ведущие политические силы страны, представленные в национальном парламенте, сходились в том, что роль государства в экономике должна быть ограниченной.

      Это не значит, впрочем, что разногласий  по поводу приватизации не существует вовсе. Но они затрагивают в основном социальную сферу – здравоохранение и образование. Здесь также давно присутствует частный сектор: многочисленные частные школы и университеты, развитая сеть частных клиник и консультаций. Тем не менее, ключевые позиции по-прежнему сохраняет за собой государство.

      Частный сектор пока не в состоянии решить всех существующих в социальной сфере  проблем. Ведь он всегда ориентирован на получение прибыли, а медицинское  обслуживание, также как и общественный транспорт, должны быть общедоступны.

      Что касается общественного транспорта, то после многочисленных парламентских  дебатов, в Испании началась приватизация национальной авиакомпании «Иберия». Автобусные междугородние перевозки  уже приватизированы.

      Практически все отрасли топливно-энергетического комплекса и телефонная связь также приватизированы.

      Например, бывший монополист, государственная  нефтегазовая международная «Бритиш  Петролеум» [4, с. 101].

      Что касается других крупных монополий, то, скажем, приватизация национальной телефонной компании «Телефоника» была полностью завершена еще в 1996 году. Полностью приватизирована и другая крупнейшая государственная монополия – национальная энергетическая компания «ЭНДЕСА».

      С другой стороны, в собственности  государства по-прежнему остаются самые крупные в стране угольные шахты «УНОСА», в провинции Астурия, на севере. Их приватизация пока нереальна – шахты убыточны, а просто закрыть их государство не может. Без работы сразу окажутся сотни людей. Поэтому испанское правительство считает пока более целесообразным предоставление дотаций этим шахтам, так как не в состоянии решить проблему переквалификации и трудоустройства шахтеров в этом угольном регионе.

      Как же осуществляется контроль за предприятиями  стратегических отраслей? Как правило, государство владеет в этих компаниях так называемой «золотой акцией», дающей право блокировать любое нежелательное, с точки зрения правительства, решение акционеров. Кроме того, ни испанская, ни зарубежная компания, не может купить сколько-нибудь значимый пакет акций предприятия, относящегося к числу стратегических, без специального разрешения правительства Испании.

      Существует  специальная, подотчетная парламенту, государственная Комиссия по приватизации, которая контролирует весь процесс  продажи государственных предприятий.  
 

        Из вышесказанного следует, что  почти во всех постсоциалистических  странах началу нормальной легитимной приватизации по стандартным схемам и в соответствии со специальными законами и государственными программами предшествовал этап так называемой спонтанной приватизации. Во многих странах была принята схема ваучерной приватизации, однако Единственным примером быстрой и успешной её реализации в Восточной Европе является приватизация в Чехии и Словакии, прошедшая в 1992—1994 гг.

      Опыт  платной приватизации был связан с острейшим бюджетным кризисом, поразившим почти все восточноевропейские страны. Для некоторых стран, например для Болгарии, характерно стремление продать госпредприятия дешевле, но как можно быстрее. Это объясняется необходимостью срочно пополнить бюджет, а также связано с необходимостью производить крупные платежи по внешнему долгу. Но , несмотря на это, приватизация и другие институциональные преобразования в Восточной Европе создали ту среду, которая благоприятствует экономической активности и помогла быстро преодолеть глубокий кризис.

      В развитых странах приватизация проходила  более гладко. Государство продавала  свои предприятия по более высоким  ценам. 

 

3. ОСОБЕННОСТИ РАЗГОСДАРСТВЛЕНИЯ  И ПРИВАТИЗАЦИИ  В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 

3.1.  Этапы проведения  приватизация в  Республике Беларусь 

      После распада СССР Беларусь имела практически  одинаковые со многими постсоциалистическими  странами стартовые условия, в том  числе тотальную государственную  экономику.

      Долго и мучительно как никогда, рождался у нас закон о приватизации. Его концептуальные положения были одобрены в мае 1991г., но лишь с четвертой попытки – 19 января 1993г. – Закон «О разгосударствлении и приватизации» был принят верховным советом [7]. Однако полное законодательное оформление белорусская приватизация получила только к середине 1996г.

      Уже в следующем году процесс снова  был заторможен – отсутствовала  соответствующая программа. 20 марта 1998г. Александр Лукашенко подписал Декрет  о приватизации, который  отменил принятие ежегодных программ и перечней предприятий, подлежащих разгосударствлению.

      Тем самым процесс получил возможность  стать непрерывным. Однако и на этот раз, несмотря на полное законодательное  оформление, реформа крупных предприятий  фактически была остановлена. Так и не определившись со стратегическим курсом, Беларусь вернулась к старым методам управления предприятиями.                     

Информация о работе Разгосударствление и приватизация: мировой опыт и проблемы его использования в Республике Беларусь