Равновесие конкурентной фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 21:16, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение поведения фирмы в условиях совершенной конкуренции.
Во время исследования были поставлены следующие задачи: определить, что собою представляет фирма и в чём её отличия от предприятия, почему существуют фирмы, какие бывают типы фирм и какие цели они преследуют; определить, какая конкуренция является совершенной и назвать её особенности, какое существует условие равновесия (максимизации прибыли) конкурентной фирмы; как ведёт себя фирма в условиях совершенной конкуренции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ФИРМА 4
1.1. Понятие «фирма» и отличие фирмы от предприятия 4
1.2. Возникновение фирмы. Типы фирм 5
1.3. Цели фирмы 6
2. КОНКУРЕНЦИЯ 9
2.1. Понятие «конкуренция». Совершенная и несовершенная конкуренция…………………………………………………………………….9
2.2. Конкурентные стратегии фирм 10
3. ФИРМА В УСЛОВИЯХ КОНКУРЕНЦИИ. РАВНОВЕСИЕ КОНКУРЕНТНОЙ ФИРМЫ 12
3.1 Фирма в условиях совершенной конкуренции 12
3.2. Равновесие конкурентной фирмы в краткосрочном периоде……….. 13
3.3. Равновесие конкурентной фирмы в долгосрочном периоде 19
3.4. Недостатки совершенной конкуренции……………………...…………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28

Работа содержит 1 файл

равновесие конкурентной фирмы.doc

— 181.00 Кб (Скачать)

3)     не должно существовать мотивов, побуждающих фирмы покинуть отрасль или привлекающих новые фирмы вступить в отрасль. Данное условие выполняется лишь при получении фирмами нормальной прибыли, то есть при равенстве цены долгосрочным минимальным средним общим издержкам

 

     P=min LR ATC,                                                                                         (3.2)

 

     где P – цена;

     min LR ATC – долгосрочные минимальные средние общие издержки.

              Обобщив все три условия, получим уравнение долгосрочного равновесия конкурентной фирмы:

 

MR(P)=LR MC=min LR ATC,                                                                 (3.3)

 

где MR – предельный доход;

LR MC – долгосрочные предельные издержки;

min LR ATC – долгосрочные минимальные средние общие издержки.

 

 

Рис. 3.6. Равновесие конкурентной фирмы в долгосрочном периоде

             

                            На графике видно, что в точке Е соблюдаются все три условия долгосрочного равновесия. Фирмы получают нормальную прибыль. Если же цена превысит минимальные средние издержки LR ATC, то фирмы в отрасли будут получать экономическую прибыль, что привлечёт в отрасль конкурентов, предложение повысится, а цена понизится до уровня равновесной. И наоборот, при понижении цены ниже равновесной фирмы будут получать прибыль меньше нормальной, что вызовет отток фирм из отрасли, предложение понизится, а цена возрастёт до уровня равновесной.

                            Следовательно, можно сделать вывод, что в условиях совершенной конкуренции экономическая прибыль является временным явлением, сигналом для притока или оттока капиталов из отрасли. Экономическая прибыль приводит в действие механизм перераспределения ресурсов, который в конечном счёте сводит её до нуля. Это явление получило название парадокса прибыли. [8, с. 255]

                            Долговременное равновесие для каждой конкурентной фирмы имеет одни и те же основные характеристики – это равенство цены долгосрочным предельным издержкам и минимальным средним общим издержкам. Данное тройное равенство говорит о том, что конкурентная фирма может получить экономическую прибыль в краткосрочном периоде, а в долгосрочном она будет просто возмещать свои затраты, производя объём продукции в соответствии с правилами равенства предельного дохода предельным издержкам.

 

3.4. Недостатки совершенной конкуренции

 

              Совершенная конкуренция, как и рыночная экономика в целом, обладает рядом недостатков. Говоря о том, что совершенная конкуренция обеспечивает эффективное распределение ресурсов и максимальное удовлетворение потребностей покупателей, не следует забывать, что она исходит из платежеспособных потребностей, из распределения денежных доходов, которые сложились ранее. Это создаёт равенство возможностей, однако отнюдь не гарантирует равенство результатов. Совершенная конкуренция учитывает лишь те издержки, которые окупаются. Однако в условиях недостаточной спецификации прав собственности существуют такие выгоды (издержки), которые не учитываются фирмами: их осуществляет общество.

              В этом случае говорят о побочных внешних выгодах или издержках (положительных или отрицательных экстерналиях). Поэтому в условиях недостаточной спецификации прав собственности возможно недопроизводство положительных и перепроизводство отрицательных экстерналий.

              Совершенная конкуренция не предусматривает производство общественных благ, которые хотя и приносят удовлетворение потребителям, однако не могут быть чётко разделены, оценены и проданы каждому потребителю в отдельности (поштучно). Это относится к таким общественным благам, как противопожарная безопасность, национальная оборона и т. д.

              Совершенная конкуренция, предполагающая огромное число фирм, не всегда способна обеспечить концентрацию ресурсов, необходимую для ускорения научно-технического прогресса. Это прежде всего касается фундаментальных исследований (которые, как правило, бывают убыточными), наукоёмких и капиталоёмких отраслей.

              Совершенная конкуренция способствует унификации и стандартизации продукции. Она не учитывает в полной мере широкий диапазон потребительского выбора. Между тем в современном обществе, достигшем высокого уровня потребления, развиваются разнообразные вкусы. Потребители всё больше не только учитывают утилитарное назначение вещи, но и обращают внимание на её оформление, дизайн, возможность приспособить её к индивидуальным особенностям каждого человека. Всё это возможно лишь в условиях дифференциации продуктов и услуг, что связано, однако, с повышением издержек их производства. [10, с. 232] 

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Фирмы заинтересованы не в наибольшем выпуске продукции, а в таком его объёме, который потребует наименьших издержек и обеспечит при этом максимизацию прибыли. В этом критерий экономической эффективности фирмы. А главной целью фирмы является максимизация прибыли, так как фирма находится в равновесии, когда она максимизирует прибыль. Принцип максимизации прибыли говорит о том, что в целях достижения максимальной прибыли фирма должна выбрать такой объём выпуска, при котором значения предельной выручки и предельных издержек равны. И именно в рамках такого равенства стабилизируется спрос фирм на факторы производства. Соответственно, ценовое равновесие на рынках факторов производства стабилизируется на уровне предъявляемого фирмами спроса. Другими словами, фирме потребуется такое количество и соотношение факторов производства при их данных рыночных ценах, которое необходимо для выпуска продукции в пределах равенства MC и MR.

                Одной из важных черт рынка является конкуренция между фирмами – производителями товаров и услуг. Фирма обычно функционирует в определенной рыночной среде, где ее экономические интересы сталкиваются с интересами других фирм. Поэтому, планируя объем выпуска продукции или устанавливая цену на нее, фирма должна исходить из особенностей конкурентной среды. Существуют следующие типы рыночных структур: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и монополия.

              Теория фирмы основана на принципе стремления к получению максимальной прибыли, то есть к увеличению разности между доходами и издержками.

              Стремление к получению максимальной прибыли – это тот критерий, который определяет поведение фирмы как в течение короткого, так и длительного периода.

              Короткий период – это отрезок времени, в течение которого фирма не может изменить ни общие размеры своих сооружений, ни количество машин и оборудования, используемых в производстве. В этот период они остаются постоянными, так как не изменяются вслед за изменением объёма производства. Другие факторы производства (труд, капитал) могут изменяться, поэтому являются переменными. Нельзя, скажем, для увеличения производства обуви в течение недели построить новое здание, но можно закупить дополнительные материалы или нанять новых рабочих. Продолжительность короткого периода зависит от отрасли, технологии и других причин. Например, в доменном производстве короткий период достаточно длителен, а в производстве мороженого – очень непродолжителен.

              В краткосрочном периоде деятельность фирмы может быть и прибыльной, и убыточной. В случае убыточности фирма может либо продолжать функционировать, либо закрыться, но во втором случае она всё равно продолжает нести затраты, равные постоянным издержкам (ликвидация фирмы относится к долгосрочному периоду)  – платить за кредит, вносить арендную плату за землю. Решение о временном прекращении производства будет приниматься не в момент исчезновения прибыли, а тогда, когда убытки превысят постоянные затраты. Следовательно, критерием целесообразности функционирования фирмы в краткосрочном периоде является условие: убытки не должны превышать размеров постоянных затрат.

              Таким образом, для фирмы, действующей в краткосрочном периоде, возможны три варианта поведения: производство ради максимизации прибыли, производство ради минимизации убытков, прекращение производства.               

Длительный период – это такой отрезок времени, в течение которого фирма получает возможность изменять мощность своих сооружений и оборудования в зависимости от постоянно изменяющихся уровней производства.

Долгосрочный период позволяет фирме вносить те изменения в производство, которые невозможно сделать в краткосрочном периоде: она может ввести новые производственные мощности и технологии с учётом достигнутого уровня науки и техники. Таким образом, в долгосрочном периоде фирма может изменять не только переменные факторы, но и постоянные. Кроме того, в долгосрочном периоде в отрасль могут входить новые фирмы, либо покидать её. Поэтому в долгосрочном периоде фирма более чувствительна к изменению цен.

Таким образом, долгосрочное равновесие конкурентной фирмы будет достигнуто при выполнении следующих трёх условий:

4)     фирма не должна иметь побудительных мотивов к увеличению или снижению объёма выпуска при наличии заданных размеров производственного предприятия, то есть соблюдается условие краткосрочного равновесия при равенстве предельного дохода долгосрочным предельным издержкам;

5)     фирма должна быть удовлетворена размерами имеющегося у неё предприятия, так как любое изменение вызовет рост средних общих издержек, то есть минимальные краткосрочные издержки равны минимальным долгосрочным издержкам;

6)     не должно существовать мотивов, побуждающих фирмы покинуть отрасль или привлекающих новые фирмы вступить в отрасль. Данное условие выполняется лишь при получении фирмами нормальной прибыли, то есть при равенстве цены долгосрочным минимальным средним общим издержкам. Данное тройное равенство говорит о том, что конкурентная фирма может получить экономическую прибыль в краткосрочном периоде, а в долгосрочном она будет просто возмещать свои затраты, производя объём продукции в соответствии с правилами равенства предельного дохода предельным издержкам. В краткосрочном периоде конкурентная фирма не  успевает изменить производственные мощности и поэтому стремится максимизировать прибыль или минимизировать убытки, регулируя объем производства.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1) Лемешевский И.М. Микроэкономика (экономическая теория. Ч.2): Учебное пособие для вузов. – Мн.: ООО «ФУ Аинформ», 2003. – 720 с.

2) Микроэкономика: Учебное пособие / М.И. Плотницкий, А.К. Корольчук, Л.В. Лемешевская, Н.К. Радько; Под ред. М.И. Плотницкого. – Мн.: Новое знание, 2002. – 427 с.

3) Тарануха Ю.В., Земляков Д.Н. Микроэкономика: Учебник / Под общ. ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича МГУ им. М.В. Ломоносова. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2002. – 304 с.

4) ЭТ: Учебник для студентов вузов / Под ред. В.Н. Камаева. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002. – 640 с.

5) Основы ЭТ: Учебное пособие / В.Л. Клюня, М.Л. Зеленкевич, Н.В. Черченко и др.; Под ред. В.Л. Клюни. – Мн.: НКФ «Экоперспектива», 1996. – 336 с.

6) Курс ЭТ: Учебник / М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов и др.; Под ред. М.И. Плотницкой. – Мн.: Книжный Дом, Мисанта, 2005. – 496 с.

7) ЭТ: Учебник / Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, А.И Добрынина, Г.П. Журавлёвой, Л.С. Тарасевича. – М.: ИНФРА, 2003. – 714 с.

8) ЭТ: Элементарный курс / Под ред. проф. Бартенева С.А. – М.: Юристъ, 2002. – 303 с.

9) ЭТ: Практикум / Под ред. доктора экономических наук, профессора А.С. Головачёва. – Мн.: Вышэйшая школа, 2006. – 468 с.

10) Основы микроэкономики. Серия: «Экономика», приложение к журналу «Право и экономика» / Под общ. ред. Э.А. Лутохиной. - Мн.: НКФ «Экоперспектива», 1998. – 248 с.

 

 



Информация о работе Равновесие конкурентной фирмы