Равновесие конкурентной фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 21:16, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение поведения фирмы в условиях совершенной конкуренции.
Во время исследования были поставлены следующие задачи: определить, что собою представляет фирма и в чём её отличия от предприятия, почему существуют фирмы, какие бывают типы фирм и какие цели они преследуют; определить, какая конкуренция является совершенной и назвать её особенности, какое существует условие равновесия (максимизации прибыли) конкурентной фирмы; как ведёт себя фирма в условиях совершенной конкуренции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ФИРМА 4
1.1. Понятие «фирма» и отличие фирмы от предприятия 4
1.2. Возникновение фирмы. Типы фирм 5
1.3. Цели фирмы 6
2. КОНКУРЕНЦИЯ 9
2.1. Понятие «конкуренция». Совершенная и несовершенная конкуренция…………………………………………………………………….9
2.2. Конкурентные стратегии фирм 10
3. ФИРМА В УСЛОВИЯХ КОНКУРЕНЦИИ. РАВНОВЕСИЕ КОНКУРЕНТНОЙ ФИРМЫ 12
3.1 Фирма в условиях совершенной конкуренции 12
3.2. Равновесие конкурентной фирмы в краткосрочном периоде……….. 13
3.3. Равновесие конкурентной фирмы в долгосрочном периоде 19
3.4. Недостатки совершенной конкуренции……………………...…………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28

Работа содержит 1 файл

равновесие конкурентной фирмы.doc

— 181.00 Кб (Скачать)

Конкурентная стратегия – деятельность фирмы, направленная на приобретение и удержание конкурентных преимуществ в отношении конкурирующих с ней фирм.

Конкурентная стратегия зависит от: 1) отраслевых особенностей, 2) способности реагировать на изменения условий, 3) стратегий, реализуемых конкурентами, и реализуется в таких формах, как:

      лидерство по низким ценам, связанное с обеспечением наиболее низких отраслевых издержек производства и дающее фирме большую устойчивость по отношению к отраслевым конкурентам и большую возможность в противодействии проникновению на рынок посторонних фирм и товарам-заменителям;

      дифференциация продукции, связанная с приданием продукту специфических свойств, которые обеспечат фирме большую лояльность потребителей, что приводит к расширению спроса на продукцию фирмы и делает его менее эластичным;

      нишевая специализация, при которой фирма концентрирует свои усилия на узкой части рынка, что приведёт к росту конкурентной устойчивости фирмы в результате снижения издержек или уникальности предоставляемого блага. [5, с. 132]


3. ФИРМА В УСЛОВИЯХ КОНКУРЕНЦИИ. РАВНОВЕСИЕ КОНКУРЕНТНОЙ ФИРМЫ

 

3.1. Фирма в условиях совершенной конкуренции

 

              Совершенная конкуренция – это рыночная структура, характеризующаяся большим количеством мелких фирм, которые предлагают однородную (стандартизированную) продукцию многим покупателям, возможностью свободного выхода из рынка и равной для всех участников рынка доступностью информации.

              Таким образом, на рынке совершенной конкуренции выполняются следующие условия:

      множество конкурирующих продавцов реализует стандартизированную продукцию многим покупателям;

      каждая фирма имеет не менее 1% общего объёма продаж за любой период;

      отдельные фирмы не рассматривают конкурентов как угрозу их рыночной доле продаж, а поэтому не интересуются производственными решениями друг друга;

      информация о ценах, технологии, прибыли доступна. Фирмы имеют возможность быстро реагировать на изменение рыночных условий;

      не существует ограничений для входа в рынок и выхода из него.

Значение анализа рынка совершенной (чистой) конкуренции состоит в том, что существуют отрасли, структура которых очень близка к этой модели; совершенную конкуренцию можно рассматривать как простейшую ситуацию, которая служит исходным пунктом для определения цены и объёма производства в более сложных моделях; с совершенной конкуренцией, как со стандартом, можно сравнивать эффективность реальной экономики.

              Кривая спроса для отдельной фирмы совершенно эластична (горизонтальна), так как фирма, изменяя объём продаж, не может повлиять на цену. В связи с тем что цена остаётся постоянной, средний (AR) и предельный (MR)  доходы также остаются постоянными и совпадают с кривой спроса, поскольку каждая дополнительная реализованная единица товара добавляет к валовому доходу одну и ту же величину, равную цене.

Валовой доход (TR) в этом случае определяется как произведение цены на соответствующее количество реализованного продукта. При постоянной цене каждая дополнительно реализованная единица товара увеличивает валовой доход на одну и ту же величину. Поэтому кривая валового дохода представляет собой прямую линию, восходящую из начала координат. [6, с. 175]

 

3.2. Равновесие конкурентной фирмы в краткосрочном периоде

 

В краткосрочном периоде фирма не в состоянии менять оборудование, поэтому единственным источником приспособления к изменяющимся условиям рынка является изменение объёма производства. В связи с этим благополучие фирмы будет зависеть от того, как она использует переменные факторы.

Чтобы определить объём производства, который позволит фирме максимизировать прибыль и минимизировать убытки, можно использовать два варианта: во-первых, сравнить валовой доход и валовые издержки; во-вторых, сравнить предельный доход и предельные издержки. Рассмотрим эти варианты.

Первый метод. Сравнивая валовой доход (ВД) и валовые издержки (ВИ), можно ответить на вопросы: следует ли продолжать процесс производства с точки зрения прибыльности и до каких пределов?

Известно, что валовые издержки равны сумме переменных и постоянных издержек, и что постоянные издержки фирма несёт всегда, даже находясь на нулевом цикле. Следовательно, при неблагоприятных условиях фирме следует продолжать производство, если она понесёт убытки меньшие, чем её постоянные издержки, которые она несёт, даже ничего не производя.

Чтобы определить, какую прибыль (или убытки) будет получать фирма, необходимо сопоставить валовые издержки с валовым доходом. Рассмотрим это графически (Рис. 3.1).

 

Рис. 3.1. Валовой доход и валовые издержки фирмы

 

           Валовой доход изображён прямой линией, т. к. каждая дополнительная единица продукции в условиях совершенной конкуренции добавляет одну и ту же величину (её цену) к валовому доходу. Валовые издержки вначале возрастают с ростом производства за счёт увеличения переменной части капитала. Затем падение кривой отражает действие закона убывающей отдачи факторов производства, в соответствии с которым, начиная с определённого момента, последовательное присоединение единиц переменного ресурса (труда, материалов и т. д.) к неизменному постоянному фактору даёт уменьшающийся добавочный продукт. На первых порах темп роста валовых издержек становится всё меньше и меньше, так как фирма использует свои постоянные ресурсы более эффективно. Потом, через определённое время, валовые издержки начинают увеличиваться возрастающими темпами вследствие неэффективности, которая сопровождает чрезмерное использование оборудования.

              Пересечения линий валовых издержек и валового дохода (в точках К 1  и К 2) являются критическими точками. В интервале до точки К 1 производство убыточно, так как валовой доход не возмещает здесь валовые издержки.

              Максимальная прибыль будет производиться при таком объёме производства, при котором будет достигнута наибольшая разница между валовым доходом и валовыми издержками. На графике прибыль максимизируется при объёме производства Q 1.

              Теперь рассмотрим ситуацию минимизацию убытков (Рис. 3.2).

Рис. 3.2. Ситуация минимизации убытков

 

              При низкой цене Р 1 фирма не покрывает валовые издержки. Перед фирмой возникает дилемма: продолжать производство, минимизируя убытки в краткосрочном периоде, или закрыться?

              Если данная цена не позволяет получить прибыль, то валовые издержки превышают валовой доход (графически кривые нигде не пересекаются). Фирма может продолжать производство, минимизируя убытки, если в краткосрочном периоде валовой доход превышает переменные издержки. В этом случае фирма в состоянии возмещать стоимость израсходованных сырья и материалов и выплачивать заработную плату наёмным рабочим. Таким образом, фирма не прекратит производство продукции в том случае, если она понесёт убыток значительно меньший, чем величина её постоянных издержек. А это возможно, если валовой доход фирмы превышает совокупные переменные издержки.

              Максимальный объём производства будет достигнут в точке Q 1, где валовой доход равен совокупным переменным издержкам. За точкой Е производство продукции становится нецелесообразным.

              Если же рыночная цена снизится до такого уровня (Р 2), при котором валовой доход не будет превышать переменные издержки, фирме остаётся минимизировать убытки в краткосрочном периоде путём закрытия (точка F).

              Вторым методом, позволяющим определить объём производства, при котором прибыль максимальная, а убытки минимальные, является сравнение предельных издержек и предельного дохода (Рис. 3.3).

 

Рис. 3.3. Предельные издержки и предельный доход

Из графика видно, что на начальных стадиях производства, когда объём выпуска относительно небольшой, предельный доход превышает предельные издержки. Однако фирма стремится максимизировать свои совокупные прибыли, а не прибыли на единицу продукции. Поэтому она продолжает наращивать производство. Но согласно закону убывающей производительности факторов дальнейшее наращивание производства вызовет рост предельных издержек, которые за определённым пределом (за точкой К) превысят предельный доход. Следовательно, фирма будет максимизировать прибыль при условии равенства предельного дохода и предельных издержек. При этом условии фирма будет максимизировать и объём выпуска продукции. За этим пределом (за точкой К) фирма должна избегать наращивания производства.

 

Рис. 3.4. Минимизация убытков фирмы

 

              При условии дальнейшего снижения рыночной цены возникает проблема минимизации убытков (Рис. 3.4). Предположим, что цена снизилась до уровня Р 2. В этом случае она уже не будет возмещать средние валовые издержки. Перед фирмой возникает дилемма: продолжать ли процесс производства или закрыть фирму, тем самым минимизируя убытки в краткосрочном периоде? Если цена ниже средних валовых издержек, но выше минимума средних переменных затрат, фирма сможет осуществлять производство. При этом она возместит переменные издержки и часть постоянных издержек. Графически от точки К до точки К 1 – зона минимальных убытков в краткосрочном периоде.

              Если же цена будет продолжать снижаться до уровня Р 3, то фирма не сможет возместить даже переменные издержки; её убытки будут больше, чем постоянные издержки, которые несёт фирма, находясь даже на нулевом цикле. В этой ситуации фирме выгоднее закрыться. Графически точка закрытия – это точка L, где цена переменных издержек и убытки максимальны.[5, с. 136]

              В краткосрочном периоде конкурентная фирма не  успевает изменить производственные мощности и поэтому стремится максимизировать прибыль или минимизировать убытки, регулируя объем производства (Рис. 3.5). Для определения его оптимального значения используются два подхода (метода):

      сравнение валового дохода с валовыми издержками: фирма в условиях совершенной конкуренции максимизирует прибыль при таком объеме производства, при котором ТR превышает ТC на максимальную величину;

      сравнение предельного дохода и предельных издержек: фирма в условиях совершенной конкуренции максимизирует прибыль при таком объёме производства, при котором МR=MC, а предельная прибыль от последней проданной единицы  равна нулю.

Рис. 3.5. Равновесие конкурентной фирмы в краткосрочном периоде

 

Также в краткосрочном периоде рассматривается ситуация, когда фирма, исходя из сложившейся ситуации на рынке, вынуждена продавать товар по цене ниже АТС, тогда речь идет о минимизации убытков.

Правило минимизации убытков: фирма всегда минимизирует свои убытки в краткосрочном периоде при таком объеме производства, при котором MC=MR, и при условии, что рыночная цена покрывает AVC. [7, с. 173]

 

3.3. Равновесие конкурентной фирмы в долгосрочном периоде

 

Долгосрочный период позволяет фирме вносить те изменения в производство, которые невозможно сделать в краткосрочном периоде: она может ввести новые производственные мощности и технологии с учётом достигнутого уровня науки и техники. Таким образом, в долгосрочном периоде она может изменять не только переменные факторы, но и постоянные. Кроме того, в долгосрочном периоде в отрасль могут входить новые фирмы, либо покидать её. Поэтому в долгосрочном периоде фирма более чувствительна к изменению цен.

Отрасль в условиях совершенной конкуренции – это большое число конкурирующих фирм, продающих определённый продукт на рынке. Свободный вход в отрасль означает, что каждый может основать предприятие в отрасли без всяких ограничений. Свободный выход из отрасли предполагает, что собственники фирм в отрасли могут прекратить хозяйственную деятельность в любое время. Свободные выход и вход требуют неограниченной мобильности ресурсов, чтобы инвесторы были свободны в выборе наиболее прибыльной отрасли.

              Равновесие в отрасли означает, что фирмы в отрасли удовлетворены состоянием дел и не стремятся её покинуть. В то же время прибыль в отрасли не привлекает конкурентов из других отраслей. По аналогии с краткосрочным периодом, фирмы получают максимальную прибыль при равенстве цены (предельного дохода) предельным издержкам (долгосрочным предельным издержкам). Поэтому в долгосрочном периоде расширение объёма выпуска может происходить не за счёт его роста на существующих предприятиях, а за счёт вступления в отрасль новых предприятий.

              Вступление в отрасль новых фирм будет означать, что прибыль здесь выше той, которую они могли бы получить в других отраслях. Привлечение новых фирм в отрасль произойдёт в том случае, если фирмы в отрасли получают экономическую прибыль. Если экономическая прибыль в отрасли отрицательна, фирмы не смогут возмещать свои альтернативные издержки и будут покидать отрасль в поисках более прибыльного помещения своих капиталов. Нулевая экономическая прибыль будет означать получение нормальной прибыли и отсутствие стимула для входа в отрасль и выхода из неё, то есть стабильное число фирм в отрасли – равновесие. Такое равновесие может быть достигнуто при снижении цены продукта до уровня минимальных средних общих издержек.

              Таким образом, долгосрочное равновесие конкурентной фирмы будет достигнуто при выполнении следующих трёх условий:

1)     фирма не должна иметь побудительных мотивов к увеличению или снижению объёма выпуска при наличии заданных размеров производственного предприятия, то есть соблюдается условие краткосрочного равновесия при равенстве предельного дохода долгосрочным предельным издержкам

 

     MR=LR MC,                                                                                              (3.1)

 

     где MR – предельный доход;

     LR MC – долгосрочные предельные издержки.

2)     фирма должна быть удовлетворена размерами имеющегося у неё предприятия, так как любое изменение вызовет рост средних общих издержек, то есть минимальные краткосрочные издержки равны минимальным долгосрочным издержкам;

Информация о работе Равновесие конкурентной фирмы