Расчетные операции организации как объект анализа

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 20:10, курсовая работа

Описание работы

Основной целью данной курсовой работы является изучение организации и методики анализа денежных средств и расчетных операций, обобщение опыта проведения анализа, а также определение эффективности и интенсивности использования денежных средств в процессе операционной, инвестиционной и финансовой деятельности.

Работа содержит 1 файл

курсач по ахд в апк.docx

— 76.27 Кб (Скачать)

Отличительной чертой данной формы расчетов является гарантия платежа, несмотря на усложнение документооборота, так как так  как зачисление средств поставщику (чекодержателю) производится не в момент предъявления чеков в свой банк, а лишь после их списания со счета  плательщика (чекодателя).

Расчеты аккредитивами. Аккредитив представляет собой поручение банка покупателя банку поставщика оплатить расчетные документы, предъявленные поставщиком. Банк покупателя называется банком-эмитентом, а поставщика — исполняющим банком. Для открытия аккредитива покупатель представляет обслуживающему его банку заявление. Банк на его основании перечисляет деньги с расчетного или других счетов клиента и бронирует их на специальном счете. Банк покупателя направляет банку поставщика поручение на открытие аккредитива, банк поставщика извещает его об открытии в его пользу аккредитива. Выплаты по аккредитиву производят в течение срока его действия в полной сумме или частями после представленных поставщиком реестров счетов и транспортных или приемо-сдаточных документов, удостоверяющих отгрузку товара. Сумма реестров счетов зачисляется на расчетный счет поставщика и списывается в расход со счета «Аккредитивы к оплате». Банку покупателя посылается авизо вместе со вторым экземпляром реестра счетов, товарно-транспортными и другими документами, предусмотренными условиями аккредитива. Аккредитив может быть отзывным или безотзывным, подтвержденным, переводным, резервным, покрытым или непокрытым. Под отзывным понимается аккредитив, который может быть отменен банком-эмитентом без предварительного уведомления бенефициара. Безотзывный аккредитив (подтвержденный аккредитив) не может быть отменен без согласия бенефициара. Под переводным понимается аккредитив, по которому по заявлению бенефициара банк-эмитент может дать согласие иному лицу (иному бенефициару) на полное либо частичное исполнение аккредитива, если это допускается обязательством. Под резервным аккредитивом понимается аккредитив, по которому банк выдает независимое обязательство выплатить определенную сумму денежных средств бенефициару по его требованию (заявлению). Покрытым называется аккредитив, при открытии которого банк-эмитент перечисляет исполняющему банку денежные средства плательщика, снятие с его расчетного счета или представленный банком плательщику кредит. При открытии непокрытого аккредитива банк-эмитент не перечисляет исполняющему банком денежные средства, а предоставляет ему право списать сумму аккредитива со счета банка-эмитента, открытого им в исполняющем банке. По истечении срока действия аккредитив закрывается. Неиспользованные суммы аккредитива перечисляются банку плательщика, который зачисляет их на тот счет, с которого они перечислялись. Для покупателя аккредитивная форма расчетов невыгодна, поскольку его денежные средства замораживаются на длительный срок, а для поставщика выгодна с точки зрения надежности и быстроты получения денег.

Расчеты в порядке плановых платежей применяются при равномерных постоянных поставках товаров и оказании услуг. Причем оплачивается не каждая отдельная поставка или физически оказанная услуга, а периодически средства перечисляются в сроки и в размерах, заранее согласованных сторонами. Периодически, но не реже одного раза в месяц, расчеты уточняются на основе фактического отпуска товаров или оказания услуг за истекший период в перерасчете и в порядке, обусловленном в соглашении. Плановые платежи производятся платежными поручениями, требованиями, а также сводными требованиями за услуги транспорта. В них делается пометка «Без акцепта», а в поручениях «Плановый платеж по соглашению от 200_ г.» плательщик может передавать банку заблаговременно все платежные поручения на платежи за предстоящий календарный месяц.

Расчеты с использованием банковских пластиковых  карточек способствуют уменьшению наличного денежного оборота и затрат по его обслуживанию, ускорению оборачиваемости средств в сфере потребительских сделок, повышению качества труда работников банка и обслуживания предприятий торговли, населения. Для   осуществления расчетов  с  персоналом  с использованием банковских   пластиковых   карточек  организация заключает договор банковского  карт-счета  между владельцем  (держателем)  банковской пластиковой  карточки  и  банком-эмитентом.

В современных условиях деньги являются неотъемлемым атрибутом  хозяйственной жизни. Поэтому все  сделки, связанные с поставками материальных ценностей и оказанием услуг, завершаются денежными расчетами. Последние могут принимать как наличную, так и безналичную форму. Организация денежных расчетов с использованием безналичных денег гораздо предпочтительнее платежей наличными деньгами, поскольку в первом случае достигается значительная экономия на издержках обращения. Широкому применению безналичных расчетов способствует разветвленная сеть банков, а также заинтересованность государства в их развитии.

 

1.2 Значение, задачи и методический  инструментарий анализа денежных  средств и расчетных операций

Особое  значение для стабильной деятельности предприятия имеет анализ денежных средств и расчетных операций с их использованием. Одним из основных условий финансового благополучия предприятия является приток денежных средств, обеспечивающий покрытие его  текущих обязательств. Следовательно, отсутствие такого минимально необходимого запаса денежных средств свидетельствует о наличии финансовых затруднений у предприятия. В то же время, чрезмерная величина денежных средств говорит о том, что реально предприятие терпит убытки,  связанные с инфляцией и обесценением денег. В этой связи возникает необходимость оценить рациональность управления денежными средствами на предприятии.

Основными задачами анализа денежных средств и расчетных операций являются:

  • оперативный, повседневный контроль за сохранностью наличных денежных средств и ценных бумаг в кассе предприятия;
  • контроль за использованием денежных средств строго по целевому назначению;
  • контроль за правильными и своевременными расчетами с бюджетом, банками, персоналом;
  • контроль за соблюдением форм расчетов, установленных в договорах с покупателями и поставщиками;
  • своевременная выверка расчетов с дебиторами и кредиторами для исключения просроченной задолженности;
  • диагностика состояния абсолютной ликвидности предприятия;
  • прогнозирование способности предприятия погасить возникшие обязательства в установленные сроки;
  • способствование грамотному управлению денежными потоками предприятия.

Решение задач анализа денежных потоков  возможно при наличии соответствующего методического обеспечения.

Наибольшее распространения в современной практике получили инструменты, которые дают возможность установить источники поступления и направления использования денежных средств.

Основными источниками информации для проведения анализа денежных средств и расчетных  операций являются бухгалтерский баланс, отчет о движении денежных средств. Отчет о движении денежных средств предприятия (ф. № 4) составляется на основе использования прямого метода.

Отчет о движении денежных средств - это  документ финансовой отчетности, в  котором отражаются поступление, расходование и денежных средств в ходе текущей хозяйственной деятельности, а также инвестиционной и финансовой деятельности за определенный период. Эти изменения отражаются так, что позволяют установить взаимосвязь между остатками денежных средств на начало и конец отчетного периода.

Сущность анализа движения денежных средств заключается в необходимости выделить по возможности все операции, затрагивающие движение денежных средств. При анализе источников поступления и направлений использования денежных средств устанавливается их состав, рассматривается динамика объема поступивших и направленных (использованных денежных средств в целом и в разрезе каждого слагаемого). Для оценки динамики определяется абсолютное отклонение, темп роста и темп прироста. Одновременно рассчитывается удельный вес каждого источника и направления использования в общей сумме поступивших и направленных денежных средств с целью выявления более существенных, значительно повлиявших на объем денежных потоков.

Для целей косвенного анализа привлекается информация бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, приложения к бухгалтерскому балансу, данные Главной книги. С ее помощью отдельно определяется движение денежных средств в рамках текущей, инвестиционной и финансовой деятельности. Совокупный результат, характеризующий состояние денежных средств на предприятии, складывается из суммы результатов движения средств по каждому виду деятельности.

Данный  метод предпочтителен с аналитической  точки зрения, так как он позволяет  определить взаимосвязь полученной прибыли с изменением величины денежных средств. Кроме того, косвенный метод  позволяет показать взаимосвязь  между различными видами деятельности предприятия, а также установить соотношение между чистой прибылью и изменениями в активах предприятия  за отчетный период. С его помощью  можно выявить наиболее проблемные места в деятельности организации  и разработать пути выхода из критической  ситуации.

К недостаткам метода можно отнести  высокую трудоемкость при составлении  аналитического отчета внешним пользователем  и необходимость привлечения  внутренних данных бухгалтерского учета.

  К наиболее распространенному  универсальному приему анализа можно отнести метод сравнения. Сравнение начинается с соотношения явлений, анализируются сравниваемые явления. Обязательным правилом применения приема сравнения являются сопоставимость показателей по структуре и условиям их формирования, так как сравнивать можно только качественно однородные величины. Сопоставляя фактические показатели отчетного периода с аналогичными показателями ряда прошлых лет, оценивают результаты работы в динамике и тенденцию развития данного экономического процесса.

Для успешного функционирования предприятия  необходимо осуществлять постоянный контроль над осуществлением операций с денежными  средствами, анализировать источники  их поступления, а также рационально  распределять их между видами деятельности. Постоянное совершенствование методического  инструментария позволит избежать непредвиденных обстоятельств  и улучшить основные показатели, характеризующие деятельность предприятия.

1.3 Экономическая характеристика организации

Открытое  акционерное общество «Шкловский льнозавод» создано на основании приказа  Могилевского областного комитета по управлению государственным имуществом и приватизации от 29.09.1995 № 181 путем  преобразования государственного предприятия  «Шкловский льнозавод» в соответствии с законодательством о приватизации государственного имущества и иным законодательствам РБ.

Общество  является коммерческой организацией, имеет обособленное имущество, самостоятельный  баланс, печать.

Согласно  Уставу предприятия ОАО «Шкловский льнозавод» основными положительными факторами в его деятельности на современном этапе являются:

  • высоквалифицированные рабочие и служащие, имеющие опыт работы в производстве льноволокна;
  • собственная ремонтная база техники для выращивания и уборки льна;
  • собственная сырьевая база, которая ежегодно увеличивается (в 2009 году она составила 1265 га, а в 2010-1500 га);

Однако  наряду с положительными моментами  имеют и отрицательные стороны  деятельности предприятия:

  • сильная зависимость от погодных условий;
  • высокая степень износа производственного оборудования (средний процент износа основных средств по предприятию составляет 50 %);
  • длительный срок оборота капитала при возделывании льна.

Исходя  из выше изложенного, можно сделать  вывод, что основными целями и  задачами перспективного развития ОАО  «Шкловский льнозавод» являются: выпуск высококачественной продукции на основе внедрения новых прогрессивных  технологий, увеличение объемов производства, обновление основных производственных фондов, повышение качества выпускаемой  продукции, улучшение условий труда.

В настоящее время предприятие  специализируется на выпуске длинного и короткого волокна, а также   общество осуществляет следующие, виды деятельности: выращивание прядильных культур и их семян производство льняных ниток, производство льняных  тканей, производство канатов, веревок, шпагата, производство спецодежды др.

Согласно  Учетной политике предприятия на 2011 год формы и способы ведения  бухгалтерского учета установлены  на основании действующих правовых актах и нормативных документов: Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» от» от 18.10.1994 г. № 3321-XII (с изм. и доп. от 26.12 2007 г. № 302 – 3), Постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 30.05.2003 №89 «Об утверждении типового плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета», Постановления Министерства финансов РБ от 17.04.2002 №62 «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации».

Учетной политикой предусмотрено ведение  бухгалтерского учета по журнально-ордерной форме учета. Характерной особенностью ее является то, что процесс обработки  первичных документов основывается на принципе систематического накопления и периодического обобщения их данных в регистрах аналитического и  синтетического учета. Записи в учетные  регистры осуществляются в разрезе  показателей, необходимых для составления  периодической и годовой отчетности. Журналы-ордера отражают однородные по экономическому содержанию операции, а также операции, взаимосвязанные  между собой.

Информация о работе Расчетные операции организации как объект анализа