Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 20:24, курсовая работа
Расчёт ВВП и других показателей систем национальных счетов, Определение взаимосвязи между уровнем инфляции и безработицы, Определение равновесного уровня национального дохода,мультипликатор автономных расходов
На практике уровень государственных расходов, налоговых поступлений может измениться даже в случае, если правительство не принимает соответствующих решений. Это объясняется существованием встроенной стабильности, которая определяет автоматическую (пассивную, недискреционную) фискальную политику. Встроенная стабильность основана на механизмах, которые работают в режиме саморегулирования и самоорганизации и автоматически реагируют на изменения состояния экономики. Их называют встроенными (автоматическими) стабилизаторами. Таким образом, под автоматической фискальной политикой понимается экономический механизм, который автоматически реагирует на изменение экономического положения без необходимости принятия каких-либо шагов со стороны государства. Одним из стабилизаторов выступает автоматическое изменение налоговых поступлений. Почти все налоги дают рост налоговых поступлений по мере роста ВВП, и наоборот, налоговые поступления снижаются при уменьшении объема национального производства. Кроме налоговых поступлений к встроенным стабилизаторам относят пособия по безработице и социальные выплаты. Во время спада рост выплат и пособий сдерживает падение совокупного спроса, противодействуя нарастанию кризиса, а в период подъема объем социальных выплат и пособий по безработице сокращается, препятствуя появлению избыточного спроса. Встроенная стабильность только сглаживает, но не исправляет нежелательных изменений в ВВП. В связи с этим на практике ее дополняет дискреционная фискальная политика.
1.Как правительство должно изменить величину своих расходов для достижения потенциального уровня ВВП. Обоснуйте правительственную политику и ответьте на вопросы.
а) что произойдёт с кривой планируемых расходов? Покажите графически.
б) какова величина мультипликатора государственных расходов?
в) как изменится сальдо государственного бюджета?
В данном случае фактический равновесный доход ниже потенциального (Y < Y*), что означает возникновение рецессионного разрыва в экономике. Рецессионный разрыв связан с недостаточностью совокупных расходов для обеспечения уровня выпуска полной занятости (Y*). Поэтому, для достижения потенциального уровня ВВП, правительство должно увеличивать совокупные расходы.
При увеличении правительством государственных закупок на величину ∆G, кривая планируемых расходов (Ep) сдвигается вверх с Ep1 до Ep2. Равновесный доход возрастёт с Y1 до Y2.
∆Y = mg∙ ∆G (2.5),
где: mg – мультипликатор государственных закупок
(2.6)
Смещение кривой планируемых расходов произойдёт на величину ∆G.
Eр2 = Eр1 + = 288 + 30,181 = 318,181
Изобразим ситуацию графически:
Рис. 2.3 Изменение планируемых расходов за счет изменения государственных расходов
Доходы1 ГБ = Т + Y∙t = 80 + 595,041∙0,14 = 163,306;
Расходы1 ГБ = G + TR = 80+10 = 90;
Сальдо1 ГБ = Д – Р = 163,306– 90 = 73,306;
(сальдо положительно, поэтому профицит ГБ)
Сальдо2 ГБ = (T + t* Y*) – (G+∆G+TR) = (80+657,394∙0,14) – (80+30,181+10) =
172,035 – 120,181 = 51,854;
∆Сальдо ГБ = Сальдо2ГБ – Сальдо1 ГБ = 51,854-73,305= -21,452.
(при увеличении государственных расходов сальдо государственного бюджета изменяется на величину -21,452).
2. Как должны изменится налоговые поступления для достижения потенциального ВВП. Обоснуйте политику и ответьте на вопросы:
а) что произойдёт с кривой планируемых расходов? Покажите на графике.
б) какова величина мультипликатора налогов?
в) как в таком случае изменится сальдо государственного бюджета?
Для достижения уровня выпуска полной занятости налоговые поступления должны уменьшиться. В результате равновесный доход увеличится с Y до Y* и планируемые расходы вырастут на величину ∆Т*MPC, что приведёт к сдвигу кривой планируемых расходов вверх с Ep1 до Ep2.
∆Y = mт∙ ∆T (2.7),
где: mт – мультипликатор налогов
(2.8)
Как известно:
Eр2 = Eр1 - ∆T∙MPC;
Eр2= 288 +50,296∙0,8;
Eр2= 318,1788;
Изобразим ситуацию графически:
Рис. 2.4 Изменение планируемых расходов за счет изменения налоговых поступлений
Доходы1 ГБ = Т + Y∙t = 80 + 595,041∙0,14 = 163,306;
Расходы1 ГБ = G + TR = 80+10 = 90;
Сальдо1 ГБ = Д – Р = 163,306– 90 = 73,306.
(сальдо положительно, поэтому профицит ГБ)
Сальдо2 ГБ = (T +∆T+t·Y*) – (G+TR) = (80+657,394∙0,14-50,298) – 90
= 31,737;
∆Сальдо ГБ = Сальдо2ГБ – Сальдо1 ГБ = 31,737-73,306= -41,569.
(при увеличении налогов сальдо государственного бюджета изменяется на величину -41,569).
3.Как должны изменится трансферты для достижения потенциального ВВП.
Обоснуйте политику и ответьте на вопросы:
а) что в таком случае произойдёт с кривой планируемых расходов? Покажите графически.
б) какова величина мультипликатора трансфертов?
в) как изменится сальдо государственного бюджета?
Для достижения потенциального уровня ВВП необходимо увеличивать трансфертные платежи. Социальные трансфертные платежи способствуют увеличению равновесного дохода в экономике и росту совокупного спроса. В результате увеличения трансфертов равновесный доход увеличится с Y1 до Y2 и планируемые расходы вырастут на величину ∆ТR*MPC, что приведёт к сдвигу кривой планируемых расходов вверх с Ep1 до Ep2.
∆Y = mTR ·∆TR (2.9),
где: mTR – мультипликатор трансфертов
(2.10)
Как известно:
Eр2 = Eр1 + ∆TR∙MPC;
Eр2= 288 +50,296∙0,8;
Eр2= 318,1788.
Изобразим графически:
Рис. 2.8 Изменение планируемых расходов за счет изменения TR
Доходы1 ГБ = Т + Y∙t = 80 + 595,041∙0,14 = 163,306;
Расходы1 ГБ = G + TR = 80+10 = 90;
Сальдо1 ГБ = Д – Р = 163,306– 90 = 73,306;
(сальдо положительно, поэтому профицит ГБ)
Сальдо2 ГБ = (T +t·Y*) – (G+TR+ ∆TR) = (80+657,394∙0,14) – (80+10+50,298)
= 31,737;
∆Сальдо ГБ = Сальдо2ГБ – Сальдо1 ГБ = 31,737-73,306= -41,569.
(при увеличении трансфертов сальдо государственного бюджета изменяется на величину -41,569).
4. Какая из фискальных мер наиболее эффективная и почему?
Изменение государственных закупок, товаров и услуг оказывают прямое воздействие на совокупный спрос, а изменение налогов и трансфертов оказывают косвенное воздействие на него, поэтому наиболее эффективной фискальной политикой является изменение государственных закупок, товаров и услуг, мультипликационный эффект от которого всегда превышает мультипликационный эффект от изменения трансфертов.
Выводы по второму разделу:
Кейнс считал, что на всех рынках должны быть жёсткие цены, а т.к. цены жёсткие, то равновесие рыков устанавливается не на уровне полной занятости. В пункте 2.1 был определён равновесный уровень дохода (Yе = 595,041). С помощью данных Y и Y* определила было выявлено, что в экономике существует рецессионный разрыв дохода, который равен ∆Y = Y* - Y = 657,394 – 595,041 = 62,353. Также были определены равновесные величины потребления и сбережения, которые составили 415,04 млрд.руб и 26,69 млрд.руб. соответственно. Был прослежен угол изменения кривой планируемых расходов, под влиянием MPC.
В следующем пункте было рассмотрено действие и влияние фискальной политики. Инструментами фискальной политики являются налоги, трансферты и государственные расходы, с помощью которых на практике было, как должны изменяться налоговые поступления, как должны изменяться трансферты и как должно правительство изменять свои расходы для того, чтобы достичь потенциального уровня ВВП (Y*). Государственные закупки необходимо увеличить на величину ∆G=30,181, налоговые поступления уменьшить на величину ∆Т= -50,298, а трансферты увеличить на величину ∆TR=50,298.
3 МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ НА ТОВАРОНОМ И ДЕНЕЖНОМ РЫНКЕ В ЗАКРЫТОЙ И ОТКРЫТОЙ ЭКОНОМИКЕ
3.1 Вывод кривой IS и LM и условия равновесия в модели IS-LM
Кривая IS описывает равновесия на товарном рынке и отражает взаимосвязь между рыночной ставкой процента и дохода. Во всех точках кривой IS соблюдается равенство инвестиций и сбережений – это условие равновесного товарного рынка. Кривая IS имеет отрицательный наклон, т.к. снижение ставки процента увеличивает объем инвестиций и, соответственно, совокупный спрос, увеличивая равновесное значение дохода. Равновесие на товарном рынке достигается, если AD = AS.
Рис. 3.1 Кривая IS
Кривая IS выводится из простой кейнсианской модели, но отличается тем, что часть инвестиционных расходов зависит от ставки процента. И поскольку в модель включается новая эндогенная переменная – ставка процента, необходимо рассматривать её более подробно.
Для сберегателей ставка процента выступает вознаграждением, за отказ от потребления в текущем периоде, в счёт ожидаемых потреблений в будущем.
Для фирм (заёмщиков) процентная ставка представляет собой цену заёмных средств.
Кривая LM отражает зависимость между ставкой процента и доходом Y, возникающую при равновесии на денежном рынке, которые удовлетворяют функции спроса на деньги MD при заданной Центральным Банком величине денежного предложения MS. Во всех точках кривой LM спрос на деньги равен их предложению.
Спрос на деньги зависит от уровня цен и от величины дохода и процентной
ставки. Состоит из 3 элементов:
1. трансакционного спроса (спрос на деньги для сделок) – спрос на деньги для
осуществления покупки товара и услуг, не зависит от ставки процента, а опреде-
ляется уровнем дохода.
2. спекулятивного спроса (спрос на деньги как имущество) – часть общего спроса на деньги, определяется желанием людей сохранить своё имущество или накопить его, который отрицательно зависит от ставки процента, т.е. чем выше процент, тем больше вложения в ценные бумаги и ниже спекулятивный спрос на ликвидность.
3. мотив предосторожности – желание хранить деньги для обеспечения в будущем
возможности распоряжаться определённой частью своих ресурсов в форме наличных денег, а так же желание хранить наличные деньги для непредвиденных обстоятельств – болезни, несчастные случаи и т.д. В сущности этот мотив является разновидностью трансакционного спроса. Так же положительно зависит от уровня