Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 20:24, курсовая работа
Расчёт ВВП и других показателей систем национальных счетов, Определение взаимосвязи между уровнем инфляции и безработицы, Определение равновесного уровня национального дохода,мультипликатор автономных расходов
Если фактический равновесный объём выпуска Y больше потенциального Y*, то это означает, что совокупные расходы избыточны. Избыточность совокупного спроса вызывает в экономике инфляционный бум: уровень цен возрастает потому, что фирмы не могут расширять производство адекватно растущему совокупному спросу, так как все ресурсы уже заняты.
Рецессионный разрыв – величина, на которую должен возрасти совокупный спрос (совокупные расходы), чтобы повысить равновесный ВВП до неинфляционного уровня полной занятости.
Если фактический равновесный объём выпуска Y ниже потенциального Y*, то это означает, что совокупный спрос неэффективен, то есть совокупные расходы недостаточны для обеспечения полной занятости ресурсов.
Мультипликатор – это коэффициент, который показывает, во сколько раз увеличивается (сокращается) совокупный доход (выпуск) при увеличении (сокращении) расходов на единицу.
Действие мультипликатора основано на том, что расходы, сделанные одним экономическим агентом обязательно превращаются в доход другого экономического агента, который часть этого дохода расходует, создавая доход третьему агенту и т.д. В результате общая сумма доходов будет больше, чем первоначальная сумма расходов.
Стоит отметить, что мультипликатор обратно пропорционален склонности к сбережению и прямо пропорционален склонности к потреблению.
Чем больше дополнительные расходы населения на потребление, тем больше будет величина мультипликатора, а, следовательно, и приращение ВВП при данном объёме приращения автономных расходов. Чем больше дополнительные сбережения населения, тем меньше величина мультипликатора, а, следовательно, и приращение ВВП при данном объёме приращения автономных расходов.
Предельная склонность к потреблению (MPC) - доля прироста расходов на потребительские товары и услуги в любом изменении располагаемого дохода.
Средняя склонность к потреблению (АРС) - доля располагаемого дохода, которую домашние хозяйства расходуют на потребительские товары и услуги.
Предельная склонность к сбережению (MPS) – доля прироста сбережений в любом изменении располагаемого дохода.
Средняя склонность к сбережению (APS) – доля располагаемого дохода, которую домашние хозяйства сберегают.
Фактические расходы (Е) – это расходы, которые в действительности сделали домашние хозяйства и фирмы.
Планируемые расходы (Ер) – это расходы, которые намеревались сделать домашние хозяйства и фирмы.
Мотивы сбережений домашних хозяйств:
1) покупки дорогостоящих товаров;
2) обеспечение в старости;
3) страхование от непредвиденных обстоятельств и т.д.
Мотивы инвестиций фирм:
1) максимизация нормы чистой прибыли;
2) реальная ставка процента учитывается при составлении планов инвестиций.
Метод изъятий и инъекций:
Производство любого объёма продукции даёт адекватный размер дохода после уплаты налогов. Известно, что часть этого дохода хозяйства могут не потреблять или сберечь. Сбережение, =>, представляет собой изъятие, утечку или отвлечение расходов из потока расходов – доходов. В следствие сбережения, потребление становится меньше ВВП. Самого по себе потребления не достаточно, чтобы выбрать с рынка весь объём произведённой продукции, что приводит к снижению общего объёма производства. Однако предпринимательский сектор не намерен продавать всю продукцию конечным потребителям. Часть продукции принимает форму средств производства или инвестиционных товаров, которые будут реализованы внутри самого предпринимательского сектора. Поэтому инвестиции можно рассматривать как инъекции расходов в поток расходы – доходы, что дополняет потребление. Иначе говоря, инвестиции представляют собой потенциальную компенсацию, или возмещение, изъятие средств на сбережения.
Таблица 2.1 Показатели, характеризующую экономику некоторой страны:
Показатели | Значения |
| 2 |
Cа - автономное потребление | 150 |
MPC - предельная склонность к потреблению | 0,8 |
I - автономные инвестиции | 100 |
G – государственные расходы | 80 |
T – налоги | 80 |
t – ставка пропорционального налога | 0,14 |
TR – трансферты (F) | 10 |
1.Определите равновесный уровень дохода.
Ye = C + I + G (2.1),
где: Ye – уровень равновесного дохода;
C – потребление;
I – инвестиции;
G – государственные расходы.
где: Cа – автономное потребление.
MPC – предельная склонность к потреблению – коэффициент, который показывает на сколько изменилось потребление при изменении Y на единицу.
Ye = Ca + MPC∙(Yе - T – Yе·t + TR) + I + G;
Ye = 150 + 0,6∙(0,86Yе-70) +100 + 80;
Ye = 150 + 0,516Yе - 42 - 180;
0,484Yе = 288;
Ye= 595,041.
2. Используя данные раздела, определите, совпадает ли потенциальный с равновесным, если нет, то определите характер разрыва в экономике и найдите его величину. Покажите ситуацию графически.
Y* = 657,394;
Ye = 595,041;
Y = Y* - Y;
Y = 657,394 – 595,041 = 63,353.
Как видно, потенциальный уровень ВВП не совпадает с равновесным. В данном случае имеет место рецессионный разрыв дохода. Если фактический равновесный объем выпуска Yе ниже потенциального Y*, то это означает, что совокупный спрос неэффективен, то есть совокупные расходы недостаточны для обеспечения полной занятости ресурсов. Чтобы увидеть, что произойдёт с кривой планируемых расходов, строим график. Для построения графика необходимо найти точку пересечения с осями координат, а именно с осью расходов.
Y=0: Ер1 = Са+МРС∙(Y-T-Y∙t+TR)+I+G;
Ер1 = Са + MPC∙(0-T-0∙t+TR) + I + G;
Ер1= 150 + 0,6(-80+10)+100+50;
Ер1=288 (млрд.руб.).
Изобразим рецессионный разрыв графически:
Рис. 2.1 Рецессионный разрыв на конкретном примере
3. Определите равновесные величины потребления и сбережения домашних хозяйств.
Потребление есть использование продукта в процессе удовлетворения потребностей. Это заключительная фаза производства. Можно сказать, что потребление – это количество товаров и услуг, которые приобретены и потреблены в течение определённого периода времени.
Yd=441,73(млрд. руб.);
С = 150 + 0,6*441,73 = 415,04(млрд. руб.).
Сбережения можно определить как часть личного располагаемого дохода, предназначенная для удовлетворения потребностей в будущем. Оно выступает как отсроченное потребление или та часть дохода, которая в настоящее время не потребляется.
S = Yd – C (2.3)
S=441,73-415,04=26,69.
4. В связи с уменьшением экономической нестабильности предельная склонность к сбережению домохозяйств увеличивается на 10 %, как это отразится на равновесном ВВП, и что произойдёт с кривой планируемых расходов. Покажите на графике.
MPS = 1 – MPC (2.4)
MPS = 1 – 0,6 = 0,4;
увеличим МPS на 10% и получим:
MPS2 = 0,4+0,1∙0,4=0,44;
MPC2 = 1 – MPS2 = 1 – 0,44 = 0,56;
Yе2 = 150+0,56∙ (0,86∙Yе2-70)+100+80;
Yе2 = 560,957;
Y=595,041-560,957=34,084.
Можно сделать вывод, что при увеличении предельной склонности к сбережениям (MPS) домашних хозяйств на 10% равновесный ВВП уменьшится,
т.к. MPC=0,6 уменьшится до MPC2=0,56 , следовательно кривая планируемых расходов будет более пологой и угол наклона будет =2º.
Изобразим графически:
Рис. 2.2 Изменение кривой планируемых расходов
2.2 Макроэкономическая политика и ее влияние на равновесие
товарного рынка
Одним из основных инструментов макроэкономического регулирования является фискальная политика. Фискальная политика представляет собой деятельность государства по регулированию правительственных расходов и налоговой политики. Среди многочисленных задач фискальной политики являются: устойчивый рост национального дохода, умеренные темпы инфляции, полная занятость, сглаживание циклических колебаний
экономики. К инструментам фискальной политики относятся различные виды налогов и налоговых ставок, кроме того, трансфертные платежи и другие виды государственных расходов. Важнейшим комплексным инструментом и показателем эффективности фискальной политики является государственный бюджет, объединяющий налоги и расходы в единый механизм. Различные инструменты по-разному воздействуют на экономику. Государственные закупки товаров и услуг оказывают прямое воздействие на совокупный спрос, их увеличение приводит к увеличению совокупных расходов и как следствие к росту выпуска с мультипликативным эффектом. Помимо государственных закупок имеется еще один вид госрасходов – трансфертные платежи. Они не включаются в ВВП, однако, они учитываются в личном доходе и располагаемом доходе. Трансфертные платежи косвенно влияют на потребительский спрос, увеличивая располагаемый доход домохозяйств. Изменение налогов оказывает косвенное воздействие на совокупный спрос, который выражается через изменение потребительских расходов, через изменение инвестиционных расходов. При росте приведёт к уменьшению спроса и как следствие выпуска т.к. уменьшается располагаемый доход. Инвестиционные расходы также уменьшаются вследствие уменьшения прибыли предприятия. В совокупности это приведёт к уменьшению спроса и как следствие выпуска.При уменьшении налога наблюдается обратная ситуация.
Исходя из вышесказанного наиболее эффективным инструментом фискальной политики является изменение государственных закупок, товаров и услуг, мультипликационный эффект от которого всегда превышает мультипликацион- ный эффект от изменения трансфертов.
Виды фискальной политики:
стимулирующая
сдерживающая
Под дискреционной политикой понимают сознательное манипулирование правительством государственными расходами и налогами. Ее еще называют активной фискальной политикой. Она может осуществляться с помощью как прямых, так и косвенных инструментов. К первым относят изменение государственных закупок товаров и услуг, трансфертных платежей. Ко вторым – изменения в налогообложении (ставок налогов, налоговых льгот, базы налогообложения), политику ускоренной амортизации. В период спада в экономике фискальная политика имеет стимулирующий характер и направлена на развитие производства. При этом правительство увеличивает государственные закупки и трансферты населению, инвестиции и субсидии, а также снижает налоги, стимулируя тем самым совокупный спрос. Такая политика приводит к дефицитному финансированию, зато сдерживает падение производства. В условиях инфляции, вызванной избыточным спросом, проводится сдерживающая фискальная политика. Суть ее заключается в уменьшении государственных расходов, увеличении налогов, сочетании того и другого. Результатом является сдерживание совокупного спроса. Такая политика способствует притоку финансовых средств в госбюджет и ориентирует на положительное сальдо