Рациональное поведение потребителя на рынке

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 23:56, контрольная работа

Описание работы

Целью потребителя, ради которой он покупает товар, является удовлетворение своих запросов и потребностей и получение удовольствия от потребления товаров и услуг. Главным фактором потребительского выбора является полезность того или иного товара.
Полезность (utility) — это степень удовлетворения потребностей индивидов, которую они получают при потреблении товаров или услуг либо ведении какой-либо деятельности.
Понятие «полезность» было введено в экономическую науку английским философом Иеремией Бентамом (1748–1832). Сегодня вся наука о рыночной экономике, по сути, держится на двух теориях: полезности и стоимости.

Содержание

1. Содержание категории предельной и общей полезности. Суть принципа убывающей предельной полезности. 3
2. Условие максимизации полезности. Аксиомы порядкового подхода. 5
3. Кривые безразличия, их свойства, предельная норма замещения благ. 8
4. Бюджетная линия или экономическое ограничение выбора потребителя. Потребительское равновесие и точка его оптимума. 12
5. Реакция потребителя на изменение дохода и цены. 14
6. Эффект дохода и эффект замены по Хиксу и Слуцкому. 16
Список использованной литературы. 21

Работа содержит 1 файл

Контрольная_microecomnomics.docx

— 312.42 Кб (Скачать)

Перейдем ко второму варианту разделения общего эффекта, когда цена блага X растет (рис. 20). Повышение цены вызывает перемещение оптимального положения потребителя на более низкую кривую безразличия U1U1. Общий эффект роста цены блага X состоит в сокращении его потребления с Х1 до Х2. В этом случае эффект замены составит Х1 - Х3, а эффект дохода – Х3 - Х2.

Рис. 20. Эффект замены и эффект дохода по Хиксу. Цена X повышается

Следует отметить, что в  обоих вариантах эффект замены показывается движением вдоль одной и той  же кривой безразличия, а эффект дохода - перемещением с одной кривой безразличия  на другую.

Эффект замены является всегда отрицательным: понижение цены одного блага стимулирует потребителей увеличивать его потребление, уменьшая потребление другого блага; повышение  цены стимулирует потребителей замещать это благо другими, относительно подешевевшими.

Эффект дохода может быть отрицательным для полноценных  благ, положительным - для неполноценных  благ, нейтральным – когда спрос на благо при изменении дохода не изменяется и эффект дохода равен нулю.

Сопоставляя подходы Слуцкого и Хикса относительно деления общего эффекта на эффект замены и эффект дохода, можно сделать следующие выводы. Методология Хикса допускает знание потребительских предпочтений, кривых безразличия, в то время как методология Слуцкого этого не требует, ибо она основывается на фактах поведения потребителей на рынке. Методология Хикса соответствует основным положениям порядковой теории предельной полезности. Методология Слуцкого базируется на количественной теории предельной полезности. По методологии Слуцкого, промежуточная бюджетная линия касается чаще всего более высокой, чем исходная, кривой безразличия, что и требуется по методологии Хикса. По Слуцкому, потребитель, располагая возможностью приобрести тот же набор благ, что и до изменения цен, окажется на более высоком уровне благосостояния, чем перед изменением цен.  

Список использованной литературы.

 

  1. Вечканова Г. Р., Вечканов Г.С. Микроэкономика, 8 издание - СПб.: Питер, 2010. — 208 с.
  2. Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И.  Микроэкономика В 2-х томах. Институт "Экономическая школа", Санкт-Петербург, 2004.
  3. Курс экономической теории: учебник — 6-е исправленное, дополненное и переработанное издание. — Киров: «АСА», 2009. — 848 с.
  4. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. 2-е изд., изм. - М.: НОРМА, 2002. — 572 с.
  5. Хайек Ф. А. Глава 2. Карл Менгер (1840-1921) // Судьбы либерализма в XX веке. — М.: ИРИСЭН, 2009. — С. 79—118. — 337 с.
  6. http://www.economicportal.ru/ponyatiya-all/utility.html
  7. http://www.study-economics.ru/potrebitelskij-vybor/

 

 

 


Информация о работе Рациональное поведение потребителя на рынке