Принципы рационального поведения потребителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 14:53, реферат

Описание работы

Для лучшего продвижения товаров на рынке необходимо тщательное изучение данного рынка, а также факторов, влияющих на поведение покупателей. Целью данной работы является изучение принципов рационально потребления.

Содержание

Введение 3
1. Сущность и виды потребления 4
2. Принципы (правила) рационального поведения потребителя 7
Заключение 15
Список литературы 16

Работа содержит 1 файл

Поведение потребителя.docx

— 54.04 Кб (Скачать)

Негосударственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

Тульский институт управления и бизнеса 

имени Никиты Демидовича Демидова

(НОУ ВПО ТИУБ им. Н.Д.  Демидова)

 

 

Кафедра Экономики

 

Р Е Ф Е Р А Т

по дисциплине

"Экономическая теория"

 

на тему

" Принципы рационального поведения потребителя "

 

 

 

 

Выполнил:                  ___________                  студент  гр. ________

(подпись студента)

____________________________(ФИО студента)

 

 

Проверил:                 ___________                     ___________________________

(должность преподавателя)

 

 


(ФИО преподавателя)

 

 

Оценка работы: _______ баллов (__________________)

 

 

 

 

 

 

 

 

Тула, 2013 

Содержание

Введение 3

1. Сущность и виды потребления 4

2. Принципы (правила) рационального поведения потребителя 7

Заключение 15

Список  литературы 16

 

 

 

Введение

 

Размеры, структура и динамика спроса потребителя в условиях ограниченного  бюджета в микроэкономике исследуется  теорией потребительского поведения, основанной на маржинализме. Ее исходными  принципами является признание, во-первых, экономического суверенитета потребителя (т. е. возможности влиять на предложение  товаров через спрос) и, во-вторых, рациональности поведения потребителя, если он получает максимум полезности при ограниченном доходе. Для того чтобы выявить внутреннее содержание потребительского поведения, необходимо дать определение понятию потребления в общем. Согласно словарю потребление – это непрерывно следующие один за другим процессы получения продукта (услуги, работы) и будущее его использование в своих целях.

Поведение потребителей –  понятие широкое и включает в  себя не только процесс покупки продукта (услуги, работы), но и также поведение  потребителей до покупки и после  ее осуществления. Рассматривая поведение  потребителей до покупки, работники  организации, изучающие товар и  рынок его сбыта, рассматривают  причины, которые могут повлиять на решение купить данный товар или  отказаться от его приобретения. На результат выбора могут повлиять семья, группа, которая для индивида является неким стандартом. При покупке  рассматривают реакцию потребителей, изучают, каким образом потребитель  будет делать покупку. Анализируя поведение  потребителей после совершения ими  покупки, изучают степень удовлетворенности  потребителя покупкой, вероятность  повторной покупки и другие процессы.

Для лучшего продвижения  товаров на рынке необходимо тщательное изучение данного рынка, а также  факторов, влияющих на поведение покупателей. Целью данной работы  является изучение принципов рационально потребления. 

  1. Сущность и виды потребления

 

Экономическое поведение  – образ, способ, характер экономических  действий граждан, работников, руководителей, производственных коллективов в  тех или иных складывающихся условиях экономической деятельности.

Потребитель – это тот, кто приобретает и использует товары, заказывает работы и услуги для личных бытовых нужд, не связанных  с извлечением прибыли.

Потребителем выступает  каждый из нас, фирма, организация и  государство в целом.

Потребление – использование, употребление. Применение продукции, вещей, благ, товаров и услуг в целях  удовлетворения потребностей.

Виды потребления:

1) производственное (расходование, использование ресурсов в процессе  производства);

2) непроизводственное (конечное  потребление благ людьми, населением  для удовлетворения жизненных  потребностей).

Виды потребностей:

1) первичные (физиологические,  экзистенциальные) и вторичные (социальные, престижные, духовные);

2) насыщаемые (имеющие чёткий предел) и ненасыщаемые (стремление удовлетворить которые не имеет чётко обозначенного предела [потребность в знаниях]).

К потребностям (мотивам) относят  не только то, что приносит пользу, крайне необходимо для жизни, но и реальные запросы на предметы, которые могут  оказаться вредными для здоровья, но потребляются в силу сложившихся  привычек и получаемого удовольствия.

Цель потребителя –  извлечение максимальной полезности от потребления товаров и услуг.

Ограничения на пути достижения цели потребителя: 1) потребительский, семейный бюджет (баланс денежных доходов  и расходов семьи); 2) цены на товары и услуги; 3) ассортимент предлагаемых товаров и услуг.

Торстейн Веблен (1856-1929) [«Теория праздного класса» (1899)] отвергал представление о человеке, выступающем в качестве субъекта максимизации полезности или, как он сам писал, в качестве «молниеносного вычислителя удовольствий и неприятностей или маленького шарика, раскатывающегося под действием стимулов, которые швыряют его туда-сюда, в то время как он сам остаётся невозмутимым». В действительности экономическое поведение человека носит более сложный, иногда даже иррациональный характер. Человек находится под влиянием различных психологических стереотипов – инстинкта подражания, инстинкта самосохранения, склонности к соперничеству, праздному любопытству и т.д. При этом особую роль играет то, что Веблен называл «завистливое сравнение» (кто-то живёт лучше, кто-то имеет больше). Отсюда учёный выводил приверженность к «престижному», демонстративному потреблению и накоплению капитала.

Потребление демонстративное  – потребление товаров и услуг  с целью получения эффекта  от демонстрации их использования.

Веблен критически относился к капитализму, рыночной системе. Он полагал, что эта система эксплуатирует худшие черты человеческой психологии. Используя стремление людей к демонстративному потреблению, крупные фирмы непрерывно поднимают цену, формируют спрос с помощью рекламы, воздействуют на распределение и использование экономических ресурсов в своих интересах. Это ведёт к неразумной трате ресурсов в богатых странах за счёт бедных и лишает потребителя свободы выбора, навязывает ему решения, выгодные крупным предприятиям, монополизировавшим рынок.

Выход из создавшейся ситуации Веблен видел в переходе власти от «праздного класса» (т.е. крупной буржуазии) к «технократам», т.е. рационально мыслящему инженерно-техническому персоналу, которые преобразуют капитализм в более разумную, более чуткую к насущным потребностям людей систему.

Рациональное поведение  потребителя – это продуманное  поведение, предполагающее сопоставление  результатов действия с затратами.

Этапы рационального поведения  потребителя:

1) осознание необходимости  покупки; 

2) поиск информации о  товаре или услуге;

3) оценка возможных вариантов  покупки; 

4) принятие решения.

 

 

  1. Принципы (правила) рационального поведения потребителя

 

Потребитель появляется на рынке с целью приобрести товары, необходимые для удовлетворения его многочисленных потребностей. Потребительское поведение — это процесс формирования спроса потребителей на разнообразные товары и услуги с учетом их дохода и личных предпочтений.

На рынке потребитель  сталкивается с бесчисленным количеством  товаров и услуг, из которых он должен сформировать свою «потребительскую корзину», т.е. набор товаров, который  обладает для него определенной полезностью. Это первое правило потребительского поведения. 

Потребительская корзина (или  вектор потребления) — это совокупность товаров и услуг, выбранных покупателем  и обладающая для потребителя  определенным качеством. 

Записывается потребительская  корзина как 

Q=(Qt,Q2, Qi- Ся), 

где Q — количество товара (Q, > 0); я — число товаров в  экономике (п > 0). 

Потребительская корзина  является основой для расчета  минимального потребительского бюджета, тогда под ней понимается не только набор товаров и услуг, объективно необходимых для удовлетворения первоочередных потребностей человека, но и оценка этого набора в действующих  ценах. В этом случае формула потребительской  корзины приобретает следующий  вид: 

Q = б,Р, + Q2P2 + Qf, + ... QnPn, где Р — цена товара (Р} > 0) 

Полезность, являющаяся целью  потребления, представляет собой свойство экономических благ удовлетворять  потребности, приносить удовольствие, удовлетворение от потребления. 

В экономической теории различают  общую и предельную полезность. 

Общая полезность (TU) - есть совокупное удовлетворение, получаемое в результате потребления данного количества товара или услуг за данное время.

С ростом количества блага, которым располагает потребитель, растет общая полезность, но при  этом темп увеличения общей полезности замедляется (График 1). Если благо, удовлетворяющее потребность в еде (т.е. пищу), разделить на три части, первую часть условно обозначить 10 ед., то при добавлении второй части полезность увеличится до 18, на не до 20 ед., так как интенсивность удовлетворения потребности уменьшается (ведь 10 ед. уже потреблены и чувство голода уже не такое острое). После третьей части полезность увеличится уже до 24 ед. и т.д. Добавление последующих частей в конечном итоге приведет к достижению определенного пика, после которого общая полезность начнет убывать.

    График 1

По горизонтали откладываем  количество блага, по вертикали —  общую полезность блага. Точка max показывает пик насыщения потребности.

График общей полезности показывает, что если сначала общая  полезность блага растет, то после  точки max она убывает

Предельная полезность MU — это дополнительная полезность, получаемая от потребления одной дополнительной единицы данного блага за единицу времени.

График 2

Товар

полезность (TU)

предельная полезность (MU)

1

10

10

2

14

4

3

16

2


Кривая предельной полезности (График 2) показывает, что полезность потребляемых одна за другой частей блага  постепенно убывает, поскольку растет степень удовлетворения потребителей. Если предельная полезность равна нулю, следовательно, данное благо существует в количестве, которое может полностью  удовлетворить данную потребность.

Падение предельной полезности по мере приобретения потребителем дополнительных единиц определенного товара как известно как название закона убывающей предельной полезности.

Математически закон  убывания предельной полезности означает, что вторая производная общей полезности по количеству данного блага является отрицательной величиной:

Чем больше потребление блага, тем меньше прирост полезности, получаемый от единичного приращения потребления  этого блага (Если последовательное потребление какого-либо блага постепенно приводит человека к состоянию насыщения, то дополнительная полезность от использования одной дополнительной единицы данного блага начинает сокращаться). Это первый закон Госсена.

Суть первого закона Госсена в том, что предельная полезность каждой следующей единицы блага, получаемой в данный момент, меньше полезности предыдущей единицы.

В современных условиях при  измерении полезности благ маржиналисты разделились на кардиналистов, отстаивающих идею о возможности количественного измерения абсолютных величин предельной полезности, и ординалистов, отрицающих возможность и необходимость измерения абсолютных величин предельной полезности. 

Кардиналисты, пытаясь вычислить предельную полезность, вводят условную единицу — ютиль (от англ, utility — полезность), с помощью которой определяют степень удовлетворения потребности. Совокупную полезность любого количества блага определяют путем суммирования показателей предельной полезности.  Если каждая последующая единица блага обладает все меньшей и меньшей предельной, или добавочной, полезностью, то потребитель станет покупать дополнительные единицы блага лишь при условии снижения их цены. Закон убывающей предельной полезности позволяет обосновать закон падающего спроса (нисходящую кривую спроса), а также объяснить, как следует покупателю распределить свой денежный доход между различными товарами и услугами, которые он может купить. Приобретая одни товары, потребители жертвуют потреблением других. Поэтому выбор потребителя в условиях рыночной экономики всегда связана, не только с оценкой полезности потребляемых благ, но и с сопоставлением цен альтернативных товаров. Изменение цены изменяет и потребительский выбор, так как изменяется реальный доход потребителя и альтернативная стоимость данного блага. 

Потребительский выбор —  это выбор, максимизирующий функцию полезности рационального потребителя в условиях ограниченности ресурсов (денежные доходы).

Максимизация полезности заключается в том, что потребитель  с определенными ограничениями (доход, цены) выбирает такой набор благ и услуг, который одинаково полно  удовлетворяет имеющиеся потребности, т.е. не существует потребности, удовлетворенной  больше или меньше, чем другие. заключается в том, что потребитель с определенными ограничениями (доход, цены) выбирает такой набор благ и услуг, который полно удовлетворяет имеющиеся потребности, т.е. не существует потребности, удовлетворяющей больше или меньше, чем другие. во-первых, полностью расходует свой доход на приобретение товаров и на накопление (максимизация полезности не означает, что потребитель должен обязательно израсходовать все свои деньги, сбережения также обладают полезностью и служат стимулом для будущего потребления); во-вторых, так организовывает свои покупки, чтобы получить одинаковое удовлетворение от денежных средств, направленных на приобретение каждого товара (включая сбережения)

Информация о работе Принципы рационального поведения потребителя