Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 12:47, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование способов и приемов экономического поведения фирмы для реализации условий снижения средних издержек и, тем самым повышения прибыли.
Цель обуславливает постановку и решение конкретных задач, обеспечивающих реализацию цели.
Во-первых, задача достижения снижения издержек и повышения доходности включает поиск путей рационального использования ограниченных ресурсов фирмы.
Во-вторых, использование ресурсов требует изучения состава и структуры издержек фирмы, учета особенностей применения ресурсов.
В-третьих, оптимальный выпуск продукции, достигаемый при наименьших затратах предполагает изучение роли масштаба производства, действия экономических законов, способствующих этому, учета периодов времени и других факторов.
В работе использованы следующие методы: системный анализ, предельный и среднесрочный анализ.
По своей структуре работа состоит из трех частей и подпунктов. В первой части рассматриваются все подходы к анализу издержек фирмы. Во второй части производится анализ факторов, обуславливающих размер издержек. В третьей части освещаются основные направления повышения рентабельности производства.
Оптимизация прибыли предприятия в условиях рыночных отношений требует постоянного притока оперативной информации не только внешнего характера (о состоянии рынка, спроса на продукцию, ценах и т.п.), но и внутреннего - о формировании затрат на производство и себестоимости продукции. Эта информация опирается на систему производственного учета расходов по местам их возникновения и видам изделий, на выявленные отклонения расхода ресурсов от стандартных норм и смет, на данные о калькуляции себестоимости отдельных видов продукции, учете результатов реализации по видам изделий.
Система "директ-костинг" является атрибутом рыночной экономики. В ней достигнута высокая степень интеграции учёта, анализа, и принятия управленческих решений. Главное внимание в этой системе уделяется изучению поведения затрат ресурсов в зависимости от изменения объемов производства, что позволяет гибко и оперативно принимать решения по нормализации финансового состояния предприятия.
Наиболее важные аналитические возможности маржинального анализа состоят в определении:
Проведение расчётов по методике маржинального анализа требует соблюдения ряда условий:
Особенностью системы "директ-костинг" является соединение производственного и финансового учета. По системе "директ-костинг" учет и отчетность на предприятиях организованы таким образом, что появляется возможность регулярного контроля данных по схеме "затраты - объем - прибыль". Основная модель для отчёта по анализу прибыли по данным Компании (за 9 мес. 2008 г.) выглядит следующим образом (без учёта процентных платежей по кредиту в размере 29 455 тыс. тенге):
В
системе "директ-кост" кроме разделения
затрат на постоянные и переменные
применяется категория
Маржинальный доход предприятия (валовая маржа) это выручка минус переменные издержки. Маржинальный доход на единицу продукции представляет собой разность между ценой этой единицы и переменными затратами на нее. Он включает в себя не только постоянные затраты, но и прибыль. Маржинальный анализ (анализ безубыточности) широко применяется в странах с развитыми рыночными отношениями. Это эффективный метод решения взаимосвязанных задач, отслеживающей зависимость финансовых результатов бизнеса от издержек и объёмов производства.
Анализ "Издержки - объём - прибыль" называемый также операционным анализом, является неотъемлемой частью управленческого учёта и служат для ответа на важнейшие вопросы, возникающие перед финансистами предприятия на всех основных этапах его денежного оборота.
На рисунке 2 приведена принципиальная схема денежного оборота предприятия. В отличии от внешнего финансового анализа, результаты операционного (внутреннего) анализа могут составлять коммерческую тайну предприятия.
Ключевыми элементами анализа "издержки - объем - прибыль" служат: операционный рычаг, порог рентабельности, запас финансовой прочности.
Действие
операционного (производственного, хозяйственного)
рычага проявляется в том, что любое изменение
выручки от реализации всегда порождает
более сильное изменение прибыли. В практических
расчетах для определения силы воздействия
операционного рычага применяют отношения
валовой маржи (маржинального дохода)
к прибыли. Этот показатель обозначается
также, как сумма покрытия. Желательно,
чтобы валовой маржи хватало не только
на покрытие постоянных расходов, но и
на формирование прибыли.
Для
нашей анализируемой Компании сила
воздействия операционного
Показатель силы воздействия производственного рычага определяет, во сколько раз возрастает прибыль при 1%-ом росте выручки от реализации продукции. Таким образом, зная данные о росте выручки от реализации продукции и силу воздействия производственного рычага, можно прямым способом определить рост прибыли при увеличении объёма выпуска продукции. Чем больше доля постоянных затрат в структуре общих издержек, тем сильнее сила воздействия операционного рычага.
Следует отметить, что сила воздействия операционного рычага всегда рассчитывается для определенного объёма продаж, для данной выручки от реализации. Изменяется выручка от реализации - изменяется и сила воздействия операционного рычага. При снижении выручки от реализации сила воздействия операционного рычага возрастает как при повышении, так и при понижении удельного веса постоянных затрат в общей их сумме. Каждый процент снижения выручки дает всё больший и больший процент снижения прибыли, причём грозная сила операционного рычага возрастает быстрее, чем увеличиваются постоянные затраты. При возрастании выручки от реализации, если порог рентабельности (точка окупаемости затрат) уже пройден, сила воздействия операционного рычага убывает: каждый процент прироста выручки даёт всё меньший и меньший процент прироста прибыли (при этом доля постоянных затрат в общей их сумме снижается). Но при скачке постоянных затрат, диктуемом интересами дальнейшего наращивания выручки или другими обстоятельствами, предприятию приходится проходить новый порог рентабельности. На небольшом удалении от порога рентабельности сила воздействия операционного рычага будет максимальной, а затем вновь начнёт убывать... и так вплоть до нового скачка постоянных затрат с преодолением нового порога рентабельности.
Всё это оказывается чрезвычайной полезным для:
При пессимистических прогнозах динамики от реализации нельзя раздувать постоянные затраты, так потеря прибыли от каждого процента потери выручки может оказаться многократно большей из-за слишком сильного эффекта операционного рычага. Однако, если в долгосрочной перспективе ожидается повышение спроса на продукцию, то можно отказаться от режима жёсткой экономии на постоянных затратах, так как предприятие с большей их долей будет получать больший прирост прибыли.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
Эффективное управление текущими затратами невозможно без определения порога рентабельности (критической точки, "мертвой точки", точки окупаемости - такие названия встречаются в экономической литературе).
Порог рентабельности – это такая выручка от реализации при которой предприятие уже не имеет убытков, но еще не имеет и прибылей. Валовой маржи в точности хватает на покрытие постоянных затрат, и прибыль равна нулю.
С понятием "порог рентабельности" связано понятие "запас финансовой прочности".
Запас финансовой прочности (зона безопасности) представляет собой разность между фактической выручкой от реализации и порогом рентабельности в стоимостном выражении.
Таким
образом, используя систему «директ-костинг»,
и анализируя различного рода факторы,
влияющие на изменение статей расходов,
предприятие получает возможность
управлять своими издержками (и соответственно,
прибылью) и прогнозировать их. При этом
рекомендуется уделять внимание наиболее
важным с точки зрения существенности
статьям издержек.
Таким образом, себестоимость продукции является важнейшей экономической категорией и характеризует затраты предприятия на производство и реализацию продукции. Она является также важнейшим качественным показателем работы предприятия, так как характеризует уровень использования всех ресурсов (переменного и постоянного капитала), находящихся в распоряжение предприятия.
Управление издержками производства и реализации продукции с целью их минимизации на предприятии является составной частью управлением предприятием в целом. Управление издержками на предприятии необходимо, прежде всего, для:
Существенного снижения себестоимости продукции на предприятии можно достичь только за счет разработки и реализации комплексной программы снижения издержек, которая должна быть постоянно действующей и периодически корректироваться с учетом изменяющихся обстоятельств.
Затраты всегда являются результатом действия спроса и предложения. Возрастание спроса на любое благо повысит затраты на приобретение этого блага лишь постольку, поскольку оно не вызовет роста величины предложения.
В результате проведенного анализа можно выделить следующие положительные и отрицательные факторы деятельности данного предприятия:
Положительные факторы:
Так
же можно заметить, что отмечается
довольно высокий уровень инвестиционных
рисков Фонда по данному проекту. Предлагаемым
путём улучшения создавшейся ситуации
может являться совместный поиск с проектной
компанией новых крупных потребителей
производимой продукции, что позволит
улучшить финансовое состояние Компании,
и дополнительно, осуществление параллельного
поиска стратегического инвестора.
Информация о работе Пути снижения издержек производства на предприятии