Пути снижения издержек производства на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 12:47, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование способов и приемов экономического поведения фирмы для реализации условий снижения средних издержек и, тем самым повышения прибыли.

Цель обуславливает постановку и решение конкретных задач, обеспечивающих реализацию цели.

Во-первых, задача достижения снижения издержек и повышения доходности включает поиск путей рационального использования ограниченных ресурсов фирмы.

Во-вторых, использование ресурсов требует изучения состава и структуры издержек фирмы, учета особенностей применения ресурсов.

В-третьих, оптимальный выпуск продукции, достигаемый при наименьших затратах предполагает изучение роли масштаба производства, действия экономических законов, способствующих этому, учета периодов времени и других факторов.

В работе использованы следующие методы: системный анализ, предельный и среднесрочный анализ.

По своей структуре работа состоит из трех частей и подпунктов. В первой части рассматриваются все подходы к анализу издержек фирмы. Во второй части производится анализ факторов, обуславливающих размер издержек. В третьей части освещаются основные направления повышения рентабельности производства.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ПО ЭКОНОМИКЕ ПРЕДПРИЯТИЯ.doc

— 501.50 Кб (Скачать)

     Общая себестоимость 1 керамзитового блока  на 2008 год составила 150,29 тг. Производственная себестоимость равна 127,14 тг. Основная сумма приходится на цемент, керамзит, а так же на проценты по кредиту. 

        Таблица 6 Калькуляция себестоимости керамзитовых кирпичей на 2008 год 

     (тенге)

    Наименование Ед. изм. Норма на              1 кирпич Цена  за единицу стоимость 1 кирпича
      Производственная  себестоимость                 
      Керамзит м³ 0,002521 2 646,00  6,650
      Цемент кг 0,455 22,00  10,010
      ГСМ л 0,010250349 80,00  0,820
      Электроэнергия   0,062623408 7,20  0,451
      Сигментная  лента   0,0342 1,80  0,062
      Термоплёнка   0,00016 316,00  0,051
      Пластификатор   0,0015 208,00  0,312
      Текущий ремонт       0,061
      Амортизация кирпичного завода       1,210
      Зарплата  производственного персонала       1,457
      Социальный  налог       0,189
      Резерв  отпусков       0,146
      Итого производственная себестоимость       21,42
      Административные  расходы        0,982
      Проценты  по кредиту       2,309
      Итого       3,29
      Общая себестоимость без  НДС       24,71

     Общая себестоимость 1 керамзитового кирпича  составляет 24,71 тг. Производственная себестоимость  равна 21,42 тг.

     Анализ  объёмов производства за 9 месяцев 2008 по отношению к 9 месяцам 2007 года (см. Таблицу 7) показывает снижение объёмов  производства сырья и основных видов продукции: глины – на 71%, керамзита – на 38%. 

     Таблица 7 Производство продукции 

     (тенге)

№ п/п Наименование  материала Ед. изм. Произведено Прирост, %
2007 9-2007 9-2008
кол-во сумма кол-во сумма кол-во сумма кол-во сумма
1 Глина т 81 577 9 817 891 61 471 7 411 008 17 676 3 317 904 -71,24% -55,23%
2 Керамзит м³ 81 075 184 583 692 65 274 148 787 776 40 541 120 847 038 -37,89% -18,78%
3 Керамзитоблоки шт. 52 340 7 933 427     200 760 25 259 338    
4 Кирпичи керамзитовые цветные шт.         50 304 1 348 643    
5 Кирпичи керамзитовые шт. 1 845 980 43 849 962 1 023 260 25 217 431 1 558 752 33 263 571 +52,33% +31,91%
6 Песчанно-гравийная  смесь м³ 3 000 325 352            
7 Фигурная плитка шт.         13 365 375 314    
        246 510 324   181 416 216   184 411 807    
 

     Производство  керамзитовых кирпичей за период с 30.09.2007 по 30.09.2008 увеличилось на 52%, что было связано с началом производства. Компания начала выпускать новые виды продукции – керамзитоблоки, кирпичи керамзитовые цветные, фигурную тротуарную плитку.

     Общий объем реализации за 9 месяцев 2008 года снизился на 7,5% по сравнению с аналогичным периодом 2007 года (см. Таблицу 8). 

     Таблица 8 Объёмы реализации продукции Компании 

     (тенге)

    Месяц Сумма реализации (без НДС) Месяц Сумма реализации (без НДС) Прирост, %
      Январь 2007 12 514 350    Январь 2008 13 113 069  -4,78%
      Февраль 2007 15 544 865    Февраль 2008 25 726 195  -65,50%
      Март 2007 26 199 744    Март 2008 20 906 751  20,20%
      Апрель 2007 35 099 137    Апрель 2008 46 005 518  -31,07%
      Май 2007 35 473 175    Май 2008 37 675 278  -6,21%
      Июнь 2007 44 060 283    Июнь 2008 37 401 698  15,11%
      Июль 2007 41 141 528    Июль 2008 16 545 727  59,78%
      Август 2007 39 807 978    Август 2008 33 531 333  15,77%
      Сентябрь 2007 40 851 344    Сентябрь 2008 37 476 503  8,26%
    Итого доходы

    за 9 мес. 2007 года

    290 692 405  Итого доходы

    за 9 мес. 2008 года

    268 382 072  7,67%
      Октябрь 2007 36 348 579   
      Ноябрь 2007 34 758 631   
      Декабрь 2007 16 145 163   
    Итого доходы

    за 2007 год

    377 944 778   

     Ниже  показаны на диаграммах объёмы и суммы  реализации по основным видам выпускаемой  продукции – керамзита и продукции  кирпичного завода. Реализация имеет  сезонный характер, и связана со временем проведения строительных работ. 

     

     

     По  состоянию на 30.09.2008 можно отметить, что появилась устойчивая тенденция к спаду производства и реализации продукции. В ноябре и декабре 2008 года Компания практически не осуществляла реализацию продукции. Это объясняется общим спадом производства в отрасли и ухудшением экономической ситуации в стране, влиянием глобального экономического кризиса. Фактически, выход компании на рынок производства кирпича произошел в неподходящее время.

     Руководство Компании считает, что потребуются  дополнительные временные и материальные затраты на стандартизацию продукции  кирпичного завода, без которой невозможна реализация продукции по государственным заказам. Дополнительные материальные затраты необходимы для испытания продукции кирпичного завода на сейсмопрочность. После таких испытаний возможно включение продукции завода в каталог строительных материалов Республики Казахстан с последующим применением в объектах, строящихся по государственным заказам.

2.3 Планирование себестоимости товарной и реализуемой продукции на предприятии ТОО «Строитель»

 

     Ввиду незначительного срока операционной деятельности Компании, и как следствие отсутствия достаточных статистических данных для планирования себестоимости продукции, позволяющей провести постатейное сравнение фактических расходов с плановыми не представляется возможным (точнее, сравнение и расчёты будут некорректными).

     Однако, в перспективе, когда Компания раскрутит  свою операционную деятельность, основными направлениями в анализе затрат должно стать анализ оплаты труда и прямых материальных затрат, как наиболее затратные статьи, и последующий детальный анализ причин изменений.

    Прямые  материальные затраты исчисляются  на основе норм потребления сырья  согласно технологии производства и их стоимости закупа (включая прогнозные изменения цен). Затраты на оплату труда прогнозируются исходя из потребности в производственных трудовых ресурсах и расчётных величин оплат труда (и соответствующих налогов).

     Как известно, затраты предприятия составляют постоянные и переменные издержки. Повышение прибыли предприятия возможно двумя путями, либо снизить издержки, либо повысить продажи (либо комбинацией этих двух путей). При росте продаж, срабатывает так называемый «эффект масштаба» или операционный рычаг, т.е. когда за счёт роста реализации снижается удельный вес постоянных и переменных издержек в единице продукции, и происходит рост прибыли в абсолютном размере. Однако, учитывая те непростые внешние условия, в которых оказалась Компания (как и все компании строительной отрасли), Компании необходимо максимально сократить все статьи издержек.

     Как показывает практика, более половины расходов компаний составляют расходы  по оплате труда, и здесь Компании необходимо проанализировать обоснованность величин начисляемых окладов (премий и т.п.) штатных и нештатных сотрудников. Кроме того, опуская социальный аспект, имеет смысл (при неблагоприятных внешних условиях) рассмотреть возможность сокращения данной самой большой статьи расходов.

     При нормальной же операционной деятельности, статьи издержек планируются исходя из норм потребления, и введение системы бонусов за сэкономленные сырьё и материалы являются неплохой системой мотивации для снижения норм расходов (перерасходов), и как следствие снижения издержек.

     Вообще  же, при анализе статей постоянных и переменных издержек, следует использовать принцип существенности (Паретто-оптимальность), т.е. основное внимание следует уделять тем 20% статей, которые формируют 80% всех расходов фирмы. 
 

3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СНИЖЕНИЮ ЗАТРАТ НА ПРЕДПРИЯТИИ

 

     На  производственных предприятиях, управление себестоимостью является важнейшей задачей. И в дальнейшем, когда операционная деятельность Компании будет развиваться (да и сама Компания начнёт генерировать прибыль), решение этой задачи возможно на основе маржинального анализа, методика которого базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: издержками, объемом производства продукции и прибылью.

     Проведение маржинального анализа базируется на современной системе учета себестоимости "директ-костинг", которую ещё называют "системой управления себестоимостью" или "системой управления предприятием".

     В этой системе себестоимость промышленной продукции учитывается и планируется только в части переменных затрат. Постоянные расходы собираются на отдельном счёте и с заданной периодичностью списываются непосредственно на финансовый результат предприятия. При этом они также находятся под постоянным контролем, т.е. осуществляется жесткая проверка обоснованности их уровня, контролируются сметы по предприятию и цехам, так как экономия или перерасход в части постоянных расходов также оказывает влияние на формирование прибыли.

Информация о работе Пути снижения издержек производства на предприятии