Пути повышения конкурентоспособности товаров на предприятии»

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 10:30, реферат

Описание работы

Конкуренция как движущая сила развития общества вынуждает производителей товаров постоянно искать новые пути повышения их качества, снижения цены, повышения качества сервиса. В последнее время в связи с дефицитностью ресурсов встает новая проблема — экономия ресурсов у потребителей за счет целенаправленного повышения качества. По-видимому, в XXI веке эта задача будет приоритетной, так как в конце XX века затраты ресурсов у потребителей сложной техники за срок ее службы превышали до пяти раз цену в промышленно развитых странах и до 20 раз в развивающихся странах.

Содержание

1.Введение
2. Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия.
3.Качество - главный фактор определяющий конкурентоспособности
3.1Факторы влияющие на качество продукции.
4. Стимулирование сбыта, как один из путей повышения конкурентоспособности товара
5. Пути повышения конкурентоспособности товаров
6.Заключение
7.Использованная литература.

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 136.00 Кб (Скачать)
 

                              

    Содержание: 

1.Введение 

2. Факторы,  влияющие на конкурентоспособность  предприятия.  

3.Качество - главный фактор определяющий конкурентоспособности

    3.1Факторы влияющие на качество продукции. 

4. Стимулирование сбыта, как один из путей повышения конкурентоспособности товара  

5. Пути повышения конкурентоспособности товаров 

6.Заключение 

7.Использованная литература. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Введение

Конкуренция —  состязательность, соперничество, напряженная  борьба юридических или физических лиц за покупателя (за его деньги), за свое выживание в условиях действия жесткого закона конкуренции как объективного процесса "вымывания" некачественных товаров и услуг в рамках антимонопольного законодательства, соблюдения закона "О защите прав потребителей". 

Конкуренция как  движущая сила развития общества вынуждает  производителей товаров постоянно искать новые пути повышения их качества, снижения цены, повышения качества сервиса. В последнее время в связи с дефицитностью ресурсов встает новая проблема — экономия ресурсов у потребителей за счет целенаправленного повышения качества. По-видимому, в XXI веке эта задача будет приоритетной, так как в конце XX века затраты ресурсов у потребителей сложной техники за срок ее службы превышали до пяти раз цену в промышленно развитых странах и до 20 раз в развивающихся странах. 

Конкуренция — динамичный и развивающийся процесс, непрерывно меняющийся ландшафт, на котором появляются новые товары, новые пути маркетинга, новые производственные процессы и новые рыночные сегменты. 

Рассматривая  вопрос о факторах, определяющих успех  фирмы в конкуренции, необходимо исходить из основополагающего принципа - конкурентоспособность отражает продуктивность использования ресурсов. Принцип  справедлив как на уровне отдельной фирмы, так и на уровне экономики страны в целом. 

Исходя из него, можно утверждать, что для обеспечения  конкурентоспособности фирма должна постоянно заботиться о наиболее полном и эффективном использовании  имеющихся в ее распоряжении ресурсов, а также приобретаемых для будущего производства всех видов ресурсов. 

Продавец, реализующий  товар, обязан овладеть вниманием покупателей  и побудить их к приобретению товара. Естественно, что потребительские  свойства товаров покупателями оцениваются: одним из товаров отдается предпочтение, и эти товары приобретаются. Процесс продажи может не состояться, если произведенные товары не соответствуют условиям их реализации и не пользуются спросом. Итак, конкуренция характеризуется наличием нескольких соперников, одной и той же сферой деятельности, совпадающей целью.

Как показывает опыт, конкуренция вынуждает предпринимателей постоянно искать и находить новые  виды продуктов, услуг, которые могли  бы понравиться клиентам, производить  продукцию высокого качества по разумным ценам в целях удержания потребителя. Стимулирует эффективно использовать ресурсы. Вознаграждает тех, кто упорно и эффективно работает. В то же время наказывает ленивых и недальновидных. 

     Таким образом, рынок, конкуренция разворачивают экономику лицом к человеку, делают всех участников конкурентного процесса материально заинтересованными в удовлетворении тех потребностей, которые выражаются через спрос. Они действуют эффективно, создавая (посредством цен) сигналы для капиталовложений, стимулируют освоение достижений научно-технического прогресса, снижение затрат, повышение качества, расширение ассортимента товаров и услуг. Только борьба за потребителя, за выживание в условиях конкуренции побуждает внедрять НТП, осваивать новую продукцию, услуги, повышать эффективность производства. Реальность такова: минуя конкуренцию, добиться экономического чуда на антитоварной, антирыночной основе невозможно.

Важнейшим фактором успеха в конкурентной борьбе является обеспечение высокого качества товаров, услуг, работы. 

     Конкурентоспособность — это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке. 

       Конкурентоспособность объекта определяется по отношению к конкретному рынку либо к конкретной группе потребителей, формируемой по соответствующим признакам стратегической сегментации рынка. Если не указан рынок, на котором конкурентоспособен объект, то это означает, что данный объект в конкретное время является лучшим мировым образцом.

          Система обеспечения конкурентоспособности как методология построения отдельных разделов системы менеджмента  (стратегического маркетинга, инновационного менеджмента, производственного менеджмента, тактического маркетинга и др.), ориентированная на достижение конкурентоспособности управляемого объекта, базируется на экономических законах функционирования рыночных отношений, законах организации, научных подходах, принципах и методах управления.   

         В системе обеспечения конкурентоспособности особое внимание уделено стратегическому маркетингу как началу всего, первой функции управления.

Основа конкурентоспособности  тесно связана с успешным определением отличительного преимущества (ОП), или конкурентного отличия. Без отличительного преимущества долгосрочный успех на рынке становится маловероятным, а компания превращается в уязвимую мишень для конкурентов.  

 Под отличительным преимуществом понимается что-то, чем обладает компания или один из ее продуктов, чего очень хотят целевые покупатели и чего нет пока у конкурентов. Преимущество может быть в самых разных сферах: в технической оснащенности, сервисе, доставке, широте ассортимента и так далее.

Одни  в своей  рекламе делает упор на способности  и доброжелательность своих дилеров, другие  —  на возвышенность своих  марок,  охват и готовность помочь, новаторство и творческий потенциал, скорость и надежность,  повышенный комфорт и удобство, ценность и надежность, заключенные в названии марки.

В основе анализа  конкурентоспособности предприятия  лежит оценка показателей конкурентоспособности, характеризующих финансовое положение предприятия, эффективность производственной деятельности и  сбыта,  конкурентоспособность товара. 

2.Факторы,  влияющие на конкурентоспособность  предприятия

Конкурентоспособность предприятия определяется его способностью в долгосрочном плане сохранять или увеличивать свою долю на рынке конкретного товара или группы товаров 1.

        

Конкурентоспособность предприятия определяется с помощью  двух групп показателей, отражающих конкурентоспособность выпускаемой  продукции и эффективность использования ресурсов. Вторая группа  включает показатели, характеризующие состояние и использование живого труда, основных производственных фондов, материальных затрат, оборотных средств, а также финансовое положение предприятия. 

        При оценке конкурентоспособности предприятия предметом пристального внимания должна быть номенклатура выпускаемой продукции и ее конкурентоспособность. Именно продукция с ее качеством, упаковкой, сервисом, рекламой и т.д. привлекает не только покупателя, но и бизнесмена, акционера, инвестора. 

Общие правила оценки конкурентоспособности  продукции следующие:

-выбор и анализ  рынка для реализации товара;

-изучение конкурентов  по производству и реализации  аналогичных товаров;

-выбор и обоснование  наиболее конкурентоспособного  товара-аналога в качестве базы для сравнения;

-определение  необходимых групп параметров, подлежащих  оценке;

-установление  набора единичных показателей  по соответствующим группам параметров;

-выбор методик  расчета, определение и анализ  сводных показателей по товарным группам;

-расчет интегрального  показателя конкурентоспособности  товара предприятия;

-выработка товарной  политики предприятия относительно  производства товара для данного  рынка, расширения его производства, экспорта, разработка мероприятий  по повышению конкурентоспособности товара, снятия его с производства и др.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рисунок 1.   Схема оценки конкурентоспособности  товара

         Первая группа включает показатели, характеризующие экономические параметры:  себестоимость, цену изделия и потребления, условия платежа и поставок, сроки и условия гарантии и т.д.

Чтобы удовлетворить  свою потребность, покупатель должен приобрести товар, а затем, если это достаточно сложное изделие, нести расходы  за эксплуатацию - покупать топливо, смазочные масла, запасные части.

Таким образом, затраты покупателя складываются из двух частей- расходов на покупку и  расходов, связанных с потреблением, что вместе составляет «цену потребления».

          Цена потребления существенно выше продажной цены. Поэтому наиболее конкурентоспособен не тот товар, за который просят минимальную цену на рынке, а тот, у которого минимальная цена потребления за весь срок его службы у покупателя. 

Факторные условия  конкурентоспособности предприятия  представляют собой сложную комбинацию факторов внутренней и внешней среды, при этом следует особо отметить влияние факторов конкурентоспособности продукции и товара. Отдельно выделяют факторы успеха предприятия или его конкурентные преимущества. Часть факторных условий при благоприятном направлении их использования может превратиться в факторы успеха предприятия.

     Факторные условия конкурентоспособности  предприятия:

Факторы внешней  среды- силы ближайшего окружения (конкуренты, родственные и поддерживающие отрасли), отдаленные силы (правительство, случайные явления);

   

  Факторы внутренней среды

- ресурсы предприятия  (производственные, финансовые и  другие ресурсы);

-Условия деятельности (характер конкуренции, параметры спроса, параметры факторов), стратегия предприятия;

-Факторы конкурентоспособности продукции (качество, цена);

-Конкурентоспособность продукции;

-Финансовая конкурентоспособность предприятия;

-Факторы успеха предприятия;

-Конкурентоспособность предприятия.  

Большинство факторов конкурентоспособности предприятия  могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на конкурентоспособность производителя. Важным является не просто установление факторов конкурентоспособности, но и определение их влияния на конечный результат. 

На значимость факторных условий и, соответственно, факторов успеха предприятия, влияют:

-уровень развития  экономики;

-размер предприятия;

-основной вид  деятельности;

-уровень развития  внешних связей.

         

       Для анализа конкурентоспособности предприятия необходимо определить конкурентные позиции фирмы и ее продукта по сравнению с другими фирмами в отрасли.

Для этого необходимо проанализировать факторы внешней  и внутренней среды предприятия: положение предприятия в отрасли; конкурентоспособность продукции; позиции конкурентов; позиции потребителей; позиции поставщиков.

Обязательным  этапом анализа конкурентоспособности  предприятия является сбор и анализ информации о конкурентах. Полнота  и качество собранной информации во многом определяют эффективность  дальнейшего анализа.

Информация о работе Пути повышения конкурентоспособности товаров на предприятии»