Пути повышения эффективности производственного предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 17:05, курсовая работа

Описание работы

Цель - раскрыть сущность и развитие производственного предпринимательства в Республики Казахстан, изучить направления государственной поддержки для развития предпринимательского сектора. Таким образом, выбранная тема решает актуальные проблемы развития производственного предпринимательства в современных условиях.
Для достижения этой цели в курсовой работе поставлены следующие задачи:
исследовать теоретические основы производственного предпринимательства;
выявить особенности государственной поддержки малого и среднего бизнеса;
выявить пути повышения дохода производственного предпринимательства на примере ТОО «Коржинколь-А»

Работа содержит 1 файл

куурсачь Пути повышения эффективности производственного предпринимательств).doc

— 369.00 Кб (Скачать)

     Введение 

     Многообразие  видов предпринимательской деятельности можно сгруппировать в три  основных: производственная, коммерческая, финансовая. Важнейшим видом предпринимательской  деятельности является производственная. Здесь осуществляется основная фаза производственного цикла - производство продукции и услуг.

     Одним из приоритетных направлений экономической  реформы, производимой в настоящее  время в Казахстане, является становление  и развитие малого бизнеса. Общество всё больше осознаёт, что малый  бизнес представляет собой одно из ключевых условий формирования рыночных механизмов и является составляющей частью современной рыночной системы.

     Предпринимательская деятельность как процесс начинается с идеи, которая при определённых условиях реализуется в конкретный проект, суть которого должна базироваться на принципе: найти потребность и удовлетворить её.

     Невозможно  заниматься предпринимательством, не зная реально достижимой цели, которая  была бы понятна и подчинённым, и  потребителям результатов вашей  деятельности (товаров, услуг). Цель должна быть чётко сформулирована самим предпринимателем, руководителем фирмы, чтобы её довести до всех сотрудников, которые воплощают вашу цель в конкретные результаты труда.

     Идея  материализуется в целях предпринимательства: удовлетворение потребностей для систематического получения прибыли. На этом этапе создания собственного дела целесообразно соизмерить возможности реализации идеи, которые формируются в стратегических и тактических целях.

     Важно, чтобы выполняемая работа нравилась  и приносила моральное и творческое удовлетворение - успеха можно достичь только тогда, когда делэ- смысл жизни или периода жизни.

     Цель - раскрыть сущность и развитие производственного предпринимательства в Республики Казахстан, изучить направления государственной поддержки для развития предпринимательского сектора. Таким образом, выбранная тема решает актуальные проблемы развития производственного предпринимательства в современных условиях.

     Для достижения этой цели в курсовой работе поставлены следующие задачи:

  • исследовать теоретические основы производственного предпринимательства;
  • выявить особенности государственной поддержки малого и среднего бизнеса;
  • выявить пути повышения дохода производственного предпринимательства на примере ТОО «Коржинколь-А»

   Предметом исследования является организационно-экономический механизм формирования системы планирования предпринимательской деятельности в строительных организациях.

   Теоретической и методологической основой послужили: научные труды в области планирования, менеджмента, экономики организации отечественных и зарубежных авторов.

   Для написания курсавой  работы использованы данные годовых отчетов за 2008 – 2010гг., статистических отчетностей и первичных  бухгалтерских документов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 Теоретические аспекты производственного предпринимательства 

    1. Производственное  предпринимательство как ведущий вид предпринимательства
 
 

     Предпринимательская деятельность весьма разнообразна. Поскольку  любой бизнес в той или иной степени связан с основными фазами воспроизводственного цикла - производством продукции и услуг, обменом и распределением товаров, их потреблением - можно выделить следующие виды предпринимательской деятельности: производственное предпринимательство, коммерческое, финансовое. Будучи относительно самостоятельными видами предпринимательской деятельности, они пронизывают и дополняют друг друга, т.е. один вид деятельности может содержаться в другом.

     Производственное предпринимательство можно назвать ведущим видом предпринимательства. Здесь осуществляется производство продукции, товаров, работ, оказываются услуги, создаются определенные духовные ценности. Состав видов предпринимательства наглядно представлен в схеме на рис.1. 
 

 

     Рисунок 1. Схема  состава видов предпринимательства 

 

     Как видно по схеме, к производственному предпринимательству относятся инновационная, научно-техническая деятельность, непосредственно производство товаров и услуг, производственное их потребление, а также информационная деятельность в этих областях. Любой предприниматель, вознамерившийся заняться производственной деятельностью, прежде всего, должен определить, какие конкретно товары он будет производить, какие виды услуг намерен оказывать. Далее предприниматель приступает к маркетинговой деятельности. Для выявления потребности в товаре, спроса на него он вступает в контакты с потенциальными потребителями, покупателями товаров, с оптовыми или оптово-розничными торговыми организациями. Формальным завершением переговоров может служить контракт, заключенный между предпринимателем и будущими покупателями товаров. Такой контракт позволяет свести к минимуму предпринимательский риск. В противном случае предприниматель начинает производственную деятельность по выпуску товара, имея лишь устную договоренность. В условиях сложившихся рыночных отношений на Западе устная договоренность, как правило, служи )- надёжной гарантией и в последующем, при необходимости, может быть оформлена в виде контракта, сделки. Значительно сложнее в нашей стране. В условиях лишь формирующихся рыночных отношений надежность устной договоренности очень невелика, а риск существенно высок.

     Следующий этап производственного предпринимательства  приобретение или аренде (наём) факторов производства.

     Как известно, в число факторов производства входят: производственные фонды, рабочая сила, информация. Производственные фонды в свою очередь подразделяются на основные и оборотные.

     Основные производственные фонды (орудия труда) включают в себя здания, сооружения, передаточные устройства, силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, производственный инвентарь, лабораторное оборудование и др.

     Оборотные производственные фонды (предметы труда) составляют сырьё, основные и вспомогательные материалы, топливные и энергетические ресурсы, тара и тарные материалы, малоценный и быстроизнашивающийся инструмент, запасные части для ремонтов. Сюда же относят покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты собственного изготовления.

     Особо следует остановиться на расходах будущего периода. Главное их назначение - обеспечить повышенные расходы на первых порах освоения новой продукции. Впоследствии в течение определенного времени эти расходы будут отнесены на издержки производства.

     Рабочую силу предприниматель нанимает путём  объявлений, через биржи труда, агентства по трудоустройству, с помощью друзей, знакомых. При подборе персонала следует учитывать образование кандидата на определенную работу, уровень его профессиональных навыков, опыт предшествующей работы, личные качества.

     Осуществление предпринимательской сделки связано с денежными затратами. Общую потребность в деньгах (дп) на производственную предпринимательскую деятельность можно рассчитать по формуле:

дп = др+дм+дс+ди+ду, ( 1 )

где  Др - денежные средства, необходимые для оплаты наемных работников; Дм - денежная оплата стоимости приобретаемых сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, топлива, энергии; Дс - денежные расходы, связанные с приобретением и использованием средств труда (основных производственных фондов) - зданий, сооружений, передаточных устройств, машин, оборудования и др.; Ди - оплата услуг сторонних организаций и лиц (строительные работы, транспортные услуги и др.).

     Для начала производственной деятельности предпринимателю надо иметь необходимый  стартовый капитал. Не каждый может его иметь. В этом случае предприниматель обращается в коммерческий банк или к другому обладателю свободных денежных средств за получением кредита. Можно избрать и другой путь - получения предпринимателем факторов производства в кредит. Однако в любом случае предприниматель должен будет вернуть кредитору денежную сумму, полученную в кредит или равную стоимости взятых в кредит факторов производства плюс проценты за пользование кредитом.

     Результатом производственной деятельности предпринимателя  являются реализация продукции (работ, услуг) покупателю, потребителю и выручка определенной суммы денег. Разность между денежной выручкой и издержками производства составит прибыль предприятия.

     Различают валовую (балансовую) и остаточную (чистую) прибыль предпринимателя. Валовая прибыль представляет собой денежную сумму, которая остается у предпринимателя после оплаты им всех затрат на производство и реализацию продукции, но до выплаты налогов. Остаточная прибыль определяется вычитанием из валовой прибыли налогов, отчислений, различных платежей, штрафов, пошлин и т.п. и представляет собой конечный итог деятельности предпринимателя-производственника.

     Общую финансовую оценку деятельности такого предпринимателя определяют показателям  рентабельности. Он рассчитывается как отношение остаточной прибыли к полным издержкам производства. Так, например, если общая сумма полных издержек производства составила 40,0 млн., а чистая прибыль - 60млн. тенге, то рентабельность будет равна 15% (6/40*100). Для западных предпринимателей такая рентабельность считалась бы высокой, для отечественных - минимальной. Очевидно, в данном случае имеет значение и масштаб производства.

          Одна из форм технологических нововведений - венчурный бизнес характерен для коммерциализации результатов научных исследований в наукоёмких и в первую очередь в высокотехнологических областях, где получение эффекта не гарантировано и имеется значительная доля риска. Под венчурной фирмой понимается научно-техническая фирма, занятая разработкой и внедрением новых технологий и продукции с неопределенным заранее доходом, то есть с рискованным вкладом капитала.

     Малые предприятия играют важную роль в  развитии инновационного предпринимательства. В свою очередь венчурный бизнес имеет ряд преимуществ перед  другими формами организации инновационного предпринимательства в малом бизнесе: высокая гибкость, динамизм и др.

     Венчурное предпринимательство базируется на принципах разделения и распределения  риска. Оно позволяет авторам  идей, не имеющем в достаточном  объеме собственных средств, реализовать эти идеи.

     Венчурный бизнес зародился и получил широкое  развитие в США. Любой малый инновационный  бизнес испытывает ограниченность материальных и финансовых ресурсов, слабость научно-технической  базы и нуждается в эффективной  поддержке со стороны государства. В США разработана и действует комплексная программа государственной иомощи малому инновационному бизнесу. Она включает в себя прямое финансирование малых предприятий из федерального бюджета, систему контрактного финансирования этих предприятий министерствами и ведомствами, благоприятное налоговое законодательство и амортизационный климат. Суть венчурного бизнеса в США состоит в том, что инновационные фирмы реализуют свои идеи с помощью средств, предоставляемых инвесторами в обмен на приобретение по льготной цене акций создаваемых компаний.

     В современных условиях в Казахстане имеются все необходимые предпосылки  для развития венчурного предпринимательства. Прежде всего, это наличие динамично  развивающегося рынка ценных бумаг. Далее - всё возрастающее проникновение зарубежных фирм на казахстанский рынок интеллектуальной собственности. Причем это проникновение носит не только характер прямой экспансии, но и форму инвестирования в отечественные инновационные проекты. Одной из предпосылок является скрытая приватизация государственной интеллектуальной собственности, когда сотрудники государственных предприятий и научно-исследовательских организаций переходят в малый инновационный бизнес.

     Если  говорить о малом предпринимательстве, то его развитию у нас уделяют особое внимание органы исполнительной и законодательной власти, что нашло свое отражение в Гражданском кодексе РК, ряде законодательных актов, программных документов по углублению экономических реформ. По данным Статистического регистра в республике на 1.01.2009г. было зарегистрировано 1061,4 тысяч предприятий малого бизнеса, из них 655 тысяч индивидуальных предпринимателей. 

    1. Состояние и тенденции развития предпринимательства  в Казахстане

Казахстанский бизнес - это тот сектор экономики, который в буквальном смысле порожден реформами. Периодом зарождения в стране цивилизованного бизнеса можно смело назвать 1997 год, когда был принят Указ Президента страны от 07.07.1997 г. № 3589 «О приоритетных и региональных программах поддержки и развития малого предпринимательства в Республике Казахстан». С тех пор приоритетное развитие его является неотъемлемой частью государственной политики и с ним же связано большинство кардинальных изменений в обществе.

     Одним из приоритетных направлений экономической реформы, производимой в настоящее время в Казахстане, является становление и развитие малого бизнеса. Общество всё больше осознаёт, что малый бизнес представляет собой одно из ключевых условий формирования рыночных механизмов и является составляющей частью современной рыночной системы. Развитие малого бизнеса в единстве с диверсификацией (разбиением) промышленного сектора составляют одну из основ стратегии «Казахстан - 2030». Малый бизнес в Казахстане является не только необходимым звеном в создании рыночной системы хозяйствования, но и наиболее существенным элементом в социальном преобразовании общества.

     Казахстан провозгласил курс на формирование социально  ориентированного рыночного общества, который требует радикальных  преобразований, направленных на преодоление монополизма и развития конкуренции. Предпринимательство, являясь одним из основных звеньев переходного периода к рыночной экономике, ускорило формирование навыков рыночного поведения отдельных людей в масштабе всего государства.

Информация о работе Пути повышения эффективности производственного предпринимательства