Проверка соответствия бухгалтерской отчетности требованиям действующего законодательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 15:51, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы работы продиктована тем, что соответствие бухгалтерского учета и учетной политики действующему законодательству относятся к значимым областям аудита, оказывающим существенное влияние на достоверность бухгалтерской отчетности. В связи с этим, проверка организации бухгалтерского учета и учетной политики организации является объектом проверки на всех этапах аудита бухгалтерской отчетности - от планирования до формирования заключения.
Целью работы является изучение порядка аудиторской проверки соответствия бухгалтерской отчетности требованиям действующего законодательства.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….………….3
1. Подготовительный этап аудиторской проверки………………………………..……5
1.1. Понимание деятельности аудируемого лица……………………………………….……8
1.2 . Согласование условий по проведению аудита………………………………………….13
1.3. Первичный аудит начальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности………………………………………………………………………………..15
2. Методика аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики………18
2.1. Цели и задачи аудита……………………………………………………………….21
2.2 .Учетная политика предприятия …………………………………………………...23
2.3. Нормативная база регулирования организации бухгалтерского учета ……...…26
Заключение………………………………………………………………………………28
Глоссарий……………………………………………………………………………...…31
Список использованных источников…………………………………………………..34
Приложение .…………………………………

Работа содержит 1 файл

Титова Т.В. Проверка соответствия.....doc

— 203.50 Кб (Скачать)

     В ходе проверки аудиторы на основании изучения Положения о бухгалтерской службе, должностных инструкций, устных опросов главного бухгалтера и сотрудников службы выясняют ее организационную структуру, распределение обязанностей, сложность выполняемых работ, уровень квалификации учетного персонала. Анализ объектов учета, видов и объема обрабатываемой учетной информации, использования компьютерных технологий в учетном процессе позволяет установить фактическую трудоемкость работ по отдельным группам хозяйственных операций и определить общую потребность в специалистах и их рациональное закрепление за участками учета.

     Предприятие самостоятельно определяет форму бухгалтерского учета (простую, журнально-ордерную, мемориально-ордерную или автоматизированную). Основными  факторами, влияющими на такой выбор, являются объем обрабатываемой информации, численность сотрудников предприятия, уровень квалификации учетного персонала, уровень применения компьютерных технологий. В настоящее время все большее распространение получает автоматизированная форма учета, преимуществами которой является возможность оперативной обработки значительных массивов информации, реализация принципа однократного ввода информации в систему, возможность получения разнообразных отчетов по мере необходимости и за любой период времени. Внедрение этой формы приводит к изменению структуры бухгалтерии - в ее составе появляется подразделение, которое занимается программным и техническим сопровождением компьютерных систем.9

     Сопоставление фактической организационной структуры бухгалтерии с оптимальной и анализ применяемой формы бухгалтерского учета дает возможность аудиторам сделать вывод, насколько структура бухгалтерии и форма бухгалтерского учета соответствуют условиям организации и управления предприятия и обеспечивают полноту, своевременность и экономичность обработки учетной информации.

     В процессе решения следующей задачи аудиторы изучают график документооборота и устанавливают: порядок оформления первичных документов и сроки  сдачи их в бухгалтерию, состав форм внутренней отчетности и порядок их составления и представления, применяются ли типовые формы первичных документов, обосновано ли использование нетиповых форм и т. д. На основе ознакомления с фактически сложившимся на предприятии документооборотом определяется обеспеченность структурных подразделений бланками первичных документов, реальные сроки их подготовки и сдачи в бухгалтерию, содержание первичных документов, создаваемых автоматизированным способом, структура форм внутренней отчетности. Сопоставление полученной информации позволяет сформулировать вывод о соответствии (или несоответствии) фактического состава используемых на предприятии первичных документов и форм внутренней отчетности и их движения требованиям действующего законодательства и особенностям предприятия.

     Особое  внимание аудиторы должны обратить на содержание Положения об учетной  политике предприятия. В процессе оценки данного документа устанавливается  соответствие элементов и правил реализации учетной политики предприятия  требованиям, установленным Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/98), полнота отражения особенностей деятельности предприятия, правильность оформления этого документа и вносимых в него изменений. 

     2.2. Учетная политика предприятия 

     Учетная политика предприятия должна включать следующие элементы:

- рабочий план  счетов бухгалтерского учета,  содержащий синтетические и аналитические  счета, необходимые для ведения  бухгалтерского учета в соответствии  с требованиями своевременности  и полноты учета и отчетности;

- формы первичных  учетных документов, применяемых  для оформления фактов хозяйственной  деятельности, по которым не предусмотрены  типовые формы первичных учетных  документов, а также формы документов  для внутренней бухгалтерской  отчетности;

- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств;

-  методы оценки  активов и обязательств;

- правила документооборота  и технология обработки учетной  информации;

- порядок контроля  за хозяйственными операциями;

- другие решения,  необходимые для организации  бухгалтерского учета.

     Анализ  аудиторской практики свидетельствует, что на отдельных предприятиях в  Положениях об учетной политике указанные  элементы только обозначены, а их подробная  характеристика отсутствует. Это приводит к тому, что на предприятиях не обеспечивается четкий выбор из рекомендуемых нормативными документами вариантов оформления и отражения в учете определенных хозяйственных операций того варианта, который наиболее соответствует специфике предприятий.[15, с.144]

     Затем аудиторы устанавливают насколько система правил, используемых для реализации учетной политики на предприятии, соответствует следующим правилам, регламентированным действующим законодательством:

- неизменность  принятой методики отражения  хозяйственных операций, оценки  имущества и обязательств в течение отчетного года, от одного отчетного года к другому;

- полнота отражения  за отчетный период всех хозяйственных  операций, имущества и результатов  его инвентаризации;

- правильность  отнесения доходов и расходов  к отчетным периодам;

- строгое разделение текущих затрат и капитальных вложений;

- тождество данных  аналитического учета оборотам  и остаткам по счетам синтетического  учета на первое число каждого  месяца, а также показателей бухгалтерской  отчетности данным аналитического  и синтетического учета;

- использование  метода двойной записи;

- разделение  хозяйственной деятельности предприятия  на отчетные периоды (месяц,  квартал и год);

- соблюдение  имущественной обособленности предприятия;

- предположение  о непрерывности деятельности  предприятия.

     Несоблюдение  названных правил приводит к искажению  картины имущественного и финансового  положения предприятия и должно рассматриваться аудиторами как  неправильное ведение бухгалтерского учета.

     Если  при изучении Положения об учетной  политике будет установлено, что в него вносились изменения, аудиторы должны подтвердить правильность порядка оформления и практического применения внесенных изменений. При этом следует учитывать, что изменение учетной политики предприятия может производиться в случаях:

- изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету;

- разработки  предприятием новых способов  ведения бухгалтерского учета,  направленных на более достоверное  представление фактов хозяйственной  деятельности в учете и отчетности или уменьшение трудоемкости учетного процесса;

- существенного  изменения условий деятельности, которое связано с реорганизацией, сменой собственников, изменением  видов деятельности.

     Изменение учетной политики должно вводиться  с 1 января года (начала финансового года), следующего за годом его утверждения руководителем предприятия. Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности предприятия, оцениваются в денежном выражении и раскрываются в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности.10

     В развитие учетной политики предприятия  могут быть подготовлены инструкции и методики организации бухгалтерского учета конкретных хозяйственных операций. По данным этих документов аудиторы формируют представление о конкретных действиях администрации по оформлению, регистрации и обобщению фактов хозяйственной деятельности.

     Обобщая результаты изучения организации бухгалтерского учета и учетной политики, предприятия аудиторы устанавливают соответствие организации бухгалтерского учета и учетной политики требованиям действующего законодательства и особенностям деятельности предприятия, определяют зоны повышенного риска при проверке однородных групп хозяйственных операций. 

     2.3. Нормативная база регулирования организации бухгалтерского учета 

     Нормативная база, используемая аудитором при  проверке порядка ведения бухгалтерского учета и соответствия его организации  действующему законодательству, - это соответствующие кодексы, законы, положения, методические материалы по учету и отчетности, налогообложению и аудиторские правила (стандарты).

     Основными нормативными актами, регулирующими  организацию бухгалтерского учета  на предприятии, являются:

     Федеральный закон Российской Федерации от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изменениями и дополнениями).

     Федеральный закон Российской Федерации от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (с изменениями и дополнениями).

     Федеральный закон Российской Федерации от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (с изменениями и дополнениями).

     Положения по ведению бухгалтерского учета  и бухгалтерской отчетности в  Российской Федерации, утверждены Приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н (с изменениями и дополнениями).

     Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утверждены Приказом Минфина России от 09.12.1998 № 60н (с изменениями  и дополнениями).

     Положение по бухгалтерскому учету «Доходы  организации» ПБУ 9/99, утверждено Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н.

     Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утверждено Приказом Минфина  России от 06.05.1999 № 33н.

     Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов  и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» ПБУ 3/2000, утверждено Приказом Минфина России от 10.01.2000 № 2н.

     Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете (утверждено Министерством финансов СССР 29.07.1983 № 105).

     Методические  указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утверждены приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49 (с изменениями и дополнениями).

     Письмо  Минфина России «О рекомендациях  по применению учетных регистров  бухгалтерского учета на предприятиях» от 24.07.1992 № 59.

     Приказ  Минфина России от 31.10.2000 № 94н «Об  утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкции по его  применению» (с изменениями и  дополнениями).

     Заключение

 

       Главной целью аудита является определение достоверности и правдивости финансовой отчетности компании, а также контроль за соблюдением ею законов и норм хозяйственного права и налогового законодательства.

     В ходе аудиторской проверки финансовых отчетов устанавливается точность отражения в них финансового положения и результатов деятельности предприятия; соответствие ведения бухгалтерского учета установленным требованиям, критериям; соблюдение проверяемым предприятием действующего законодательства.

     Особое  значение имеет тот факт, что проверку достоверности отчетности предприятия, соблюдения действующего законодательства и составление аудиторского заключения по этому вопросу выполняет независимый аудитор.

     В условиях рынка предприятия являются независимыми производителями. Однако финансовые результаты их деятельности, содержащейся в бухгалтерской (финансовой) отчетности, интересуют достаточно большое количество пользователей информации, и прежде всего тех, кто входит в так называемые партнерские группы предприятия, т.е. непосредственно участвует в его финансовой и хозяйственной деятельности, вносит свой вклад в эту деятельность, требует компенсации за свой вклад и, исходя из своих интересов, анализирует информацию о предприятии.

     Аудиторские проверки в равной степени можно  считать средством достижения коммерческого успеха, поскольку “добавочная стоимость" консультаций, осуществляемых специалистами по видению бизнеса, и их советов, в конечном счете, способствуют экономическому успеху клиента.

     Вопросы организации бухгалтерского учета  и учетной политики относятся к значимым областям аудита, оказывающим существенное влияние на достоверность бухгалтерской отчетности.

Информация о работе Проверка соответствия бухгалтерской отчетности требованиям действующего законодательства