Проверка соответствия бухгалтерской отчетности требованиям действующего законодательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 15:51, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы работы продиктована тем, что соответствие бухгалтерского учета и учетной политики действующему законодательству относятся к значимым областям аудита, оказывающим существенное влияние на достоверность бухгалтерской отчетности. В связи с этим, проверка организации бухгалтерского учета и учетной политики организации является объектом проверки на всех этапах аудита бухгалтерской отчетности - от планирования до формирования заключения.
Целью работы является изучение порядка аудиторской проверки соответствия бухгалтерской отчетности требованиям действующего законодательства.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….………….3
1. Подготовительный этап аудиторской проверки………………………………..……5
1.1. Понимание деятельности аудируемого лица……………………………………….……8
1.2 . Согласование условий по проведению аудита………………………………………….13
1.3. Первичный аудит начальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности………………………………………………………………………………..15
2. Методика аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики………18
2.1. Цели и задачи аудита……………………………………………………………….21
2.2 .Учетная политика предприятия …………………………………………………...23
2.3. Нормативная база регулирования организации бухгалтерского учета ……...…26
Заключение………………………………………………………………………………28
Глоссарий……………………………………………………………………………...…31
Список использованных источников…………………………………………………..34
Приложение .…………………………………

Работа содержит 1 файл

Титова Т.В. Проверка соответствия.....doc

— 203.50 Кб (Скачать)

     В случае повторяющихся на протяжении ряда лет аудиторских проверок аудитор должен решить, требуют ли обстоятельства пересмотра условий аудиторского задания и есть ли необходимость напомнить аудируемому лицу о действующих условиях задания.

     В случае если аудитора до завершения задания просят изменить его условия на такие, которые предоставляют более низкий уровень уверенности в достоверности финансовой отчетности, нежели разумная уверенность, аудитор должен рассмотреть целесообразность такого изменения.6

     Прежде чем согласиться на изменение условий аудиторского задания в сторону оказания сопутствующих услуг, аудитор должен также рассмотреть любые юридические или договорные последствия таких изменений.

     В случае изменений условий задания аудитору и экономическому субъекту, ранее являвшемуся аудируемым лицом, необходимо согласовать новые условия.

     Аудитор не должен соглашаться на изменение условий задания при отсутствии разумного обоснования.

     Если аудитор не может согласиться на изменение аудиторского задания на иное и ему не разрешают продолжать работу согласно первоначальному заданию, то ему следует отказаться от задания или рассмотреть вопрос о необходимости сообщить о возникшей ситуации и об обстоятельствах, послуживших причиной отказа, другим сторонам, например совету директоров или акционерам. 
 
 
 

     1.3 Первичный аудит начальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности 

     При проведении первичного аудита бухгалтерской  отчетности экономического субъекта следует провести проверку достоверности и начальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности.

     Начальные и сравнительные показатели бухгалтерской  отчетности должны отражать результаты финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта и последовательное применение учетной политики экономического субъекта за период, предшествующий первичному аудиту.

     При проведении первичного аудита важно  получить достаточный объем аудиторских  доказательств, позволяющих убедиться  в том, что начальные и сравнительные показатели проверяемой бухгалтерской отчетности не содержат существенных искажений, способных повлиять на достоверность проверяемой бухгалтерской отчетности.

     Первичный аудит начальных и сравнительных  показателей бухгалтерской отчетности должен быть спланирован и проведен таким образом, чтобы обеспечить выявление не всех имеющихся искажений, а только тех, которые имеют существенное значение.

     Достаточность аудиторских доказательств достоверности  начальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности зависит от следующих факторов, которые аудиторская организация обязана проанализировать:

существенность  начальных и сравнительных показателей  в отношении проверяемой бухгалтерской  отчетности;

величина риска  возможных искажений бухгалтерской отчетности в предыдущем отчетном периоде;

учетная политика, применяемая экономическим субъектом;

факт выдачи аудиторского заключения, отличного  от безусловно положительного.

     Для выполнения требований, предъявляемых  к проведению первичного аудита начальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности, аудиторская организация может провести на выборочной основе следующие аудиторские процедуры:

ознакомиться  с финансово-хозяйственной деятельностью  экономического субъекта;

провести анализ учетной политики экономического субъекта;

ознакомиться  с порядком составления бухгалтерской  отчетности;

оцепить работу отдела внутреннего аудита экономического субъекта;

в случае необходимости  запросить у экономического субъекта первичные документы, относящиеся к предыдущему отчетному периоду;

     При получении в результате проведения аудиторских процедур достаточного объема аудиторских доказательств  и отсутствия в них существенных искажений в отчетном периоде  аудиторская организация должна выразить мнение о достоверности проверяемой отчетности в форме безусловно положительного аудиторского заключения.

     Если  же установлено, что отдельные начальные  и сравнительные показатели бухгалтерской  отчетности содержат искажения, которые  существенно влияют на достоверность отчетности, то аудиторская организация должна выразить свое мнение о достоверности проверяемой отчетности в форме условно-положительного заключения.7

     Если  же аудиторская организация установила, что начальные и сравнительные  показатели бухгалтерской отчетности недостоверны, то она должна выразить мнение о проверяемой отчетности в форме отрицательного аудиторского заключения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 

2.Методика аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики 

     Планирование  аудиторской проверки постановки бухгалтерского учета включает следующие основные этапы:

предварительное планирование;

подготовка и  составление плана;

подготовка и  составление программы.

     На  этапе предварительного планирования аудитору следует получить и изучить  информацию о деятельности предприятия, его организационно-управленческой структуре, видах производственной деятельности, номенклатуре выпускаемой  продукции, структуре уставного  капитала, технологических особенностях производства, основных покупателях и поставщиках, системе внутреннего контроля.

     Важное  место на предварительном этапе  планирования занимает анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности, который позволяет  аудитору оценить финансовое положение предприятия, а также определить важнейшие показатели хозяйственной деятельности, что, в свою очередь, помогает установить плановый уровень существенности. На этапе предварительного планирования аудиторская организация оценивает возможность проведения аудита.8

     По  окончании предварительного планирования руководитель проверки должен составить  и документально оформить план аудита, описав в нем предполагаемые объемы и порядок проведения аудиторской  проверки.

     При планировании проверки должны соблюдаться принципы комплексности и оптимальности.

     Содержание  плана аудита системы бухгалтерского учета может уточняться в ходе проверки в зависимости от масштабов  и специфики деятельности аудиторского лица, сложности проверки и конкретных методик, применяемых аудитором.

     При разработке плана аудитора системы  бухгалтерского учета необходимо учитывать:

общие экономические  факторы и условия в отрасли, влияющие на деятельность предприятия;

особенности деятельности предприятия, его финансовое состояние, требования к финансовой (бухгалтерской) или иной отчетности;

общий уровень  компетентности руководства;

учетную политику, принятую предприятием, и ее изменения;

влияние нормативно-правовых актов на организацию бухгалтерского учета;

ожидаемые оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля;

существование подразделения внутреннего аудита и возможное влияние результатов  его работы на процедуры внешнего аудита и т.д.

     Заключительным  этапом процесса планирования является разработка и документальное оформление программы аудита.

     Программа аудита системы бухгалтерского учета  более детально определяет характер, временные рамки и объем запланированных  аудиторских процедур, необходимых  для выполнения плана аудита.

     Таким образом, программа является более  подробным развитием плана аудиторской проверки для полного сбора информации, достаточно для составления обоснованного и объективного заключения о системе бухгалтерского учета предприятия.

     Программа аудита включает набор инструкций для  аудитора, выполняющего проверку системы бухгалтерского учета, и должна быть подробно проработана с тем, чтобы одновременно являться руководством при выполнении задания, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения работы.

     Аудиторскую программу целесообразно составлять в виде программы тестов и аудиторских процедур по существу. Программа тестов представляет собой перечень процедур для сбора информации о функционировании системы бухгалтерского учета. Аудиторские процедуры по существу включают в себя детальную проверку достоверности отражения в учете оборотов и сальдо по счетам.

     Аудитор в ходе планирования и непосредственного  проведения аудиторской проверки обязан достичь понимания системы бухгалтерского учета проверяемого предприятия. С  этой целью уже на стадии планирования аудитору необходимо предварительно оценить систему бухгалтерского учета, для этого изучению, анализу и оценке подвергаются самые существенные стороны деятельности предприятия (критериями выбора служат максимальные суммы по оборотам и сальдо счетов бухгалтерского учета), и, основываясь на том, как осуществляется учет и контроль на этих самых больших и ответственных участках, аудитор формирует свое мнение о состоянии системы бухгалтерского учета в целом.

     На  стадии планирования руководитель аудиторской  проверки разрабатывает аудиторские процедуры, позволяющие провести анализ и оценку полученной аудитором информации, исследование важнейших финансовых и других показателей (особенно их необычных отклонений от ожидаемых значений), а также выяснить причины их искажений.

     При аудите системы бухгалтерского учета  необходимо проверять:

имеются ли должностные  инструкции на каждого работника  бухгалтерии;

есть ли график работ всех подразделений бухгалтерии  с указанием сроков выполнения работ;

назначены ли приказом материально-ответственные лица и заключены ли с ними договоры о полной индивидуальной и материальной ответственности;

соответствие  методических вопросов учетной политики действующему законодательству;

соблюдается ли в течение отчетного года принятая учетная политика отражения отдельных хозяйственных операций и оценки имущества в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации;

полноту отражения  в учете за отчетный период (месяц, квартал, год) всех хозяйственных операций, осуществленных в этот период;

проведена ли инвентаризация имущества и обязательств, правильно  ли оформлены ее результаты;

правильность  отнесения доходов и расходов к отчетным периодам;

наличие приказа  об учетной политике и ее соответствие действующему законодательству и специфике деятельности предприятия;

применяемую  форму бухгалтерского учета,  ее  соответствие форме учета, утвержденной в установленном порядке;

соответствие  структуры и штата бухгалтерии  объему совершаемых операций. 

     2.1. Цели и задачи аудита 

     Задача аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики предприятия - установить соответствие организации бухгалтерского учета и учетной политики требованиям действующего законодательства и особенностям деятельности предприятия.

     Для достижения поставленной цели аудиторы должны решить следующие задачи:

установить соответствие организационной структуры бухгалтерии  и формы бухгалтерского учета  условиям организации и управления предприятия;

охарактеризовать  системы документации и документооборота;

дать оценку учетной политики предприятия.

     В соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" руководители предприятия могут в зависимости  от объема учетной работы: учредить бухгалтерскую службу как структурное  подразделение, возглавляемое главным  бухгалтером; ввести в штат должность бухгалтера; передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту; вести бухгалтерский учет лично. Объем учетной работы на конкретном предприятии определяется рядом факторов: составом задач, которые ставит руководство перед учетными работниками; количеством, разнообразием и сложностью регистрируемых хозяйственных операций; уровнем компьютеризации учетного процесса и др.

Информация о работе Проверка соответствия бухгалтерской отчетности требованиям действующего законодательства