Проверка соответствия бухгалтерской отчетности требованиям действующего законодательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 15:51, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы работы продиктована тем, что соответствие бухгалтерского учета и учетной политики действующему законодательству относятся к значимым областям аудита, оказывающим существенное влияние на достоверность бухгалтерской отчетности. В связи с этим, проверка организации бухгалтерского учета и учетной политики организации является объектом проверки на всех этапах аудита бухгалтерской отчетности - от планирования до формирования заключения.
Целью работы является изучение порядка аудиторской проверки соответствия бухгалтерской отчетности требованиям действующего законодательства.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….………….3
1. Подготовительный этап аудиторской проверки………………………………..……5
1.1. Понимание деятельности аудируемого лица……………………………………….……8
1.2 . Согласование условий по проведению аудита………………………………………….13
1.3. Первичный аудит начальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности………………………………………………………………………………..15
2. Методика аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики………18
2.1. Цели и задачи аудита……………………………………………………………….21
2.2 .Учетная политика предприятия …………………………………………………...23
2.3. Нормативная база регулирования организации бухгалтерского учета ……...…26
Заключение………………………………………………………………………………28
Глоссарий……………………………………………………………………………...…31
Список использованных источников…………………………………………………..34
Приложение .…………………………………

Работа содержит 1 файл

Титова Т.В. Проверка соответствия.....doc

— 203.50 Кб (Скачать)

     После заключения договора аудитору следует расширить объем и степень детализации информации, поэтому в ходе аудита полученная ранее информация оценивается, обновляется и пополняется.

     Знания о деятельности аудируемого лица приобретаются за счет непрерывного сбора и оценки информации и соотнесения ее с аудиторскими доказательствами и полученными сведениями на всех стадиях аудита.2

     При повторяющихся на протяжении ряда лет аудиторских проверках данного аудируемого лица аудитор обновляет и заново оценивает информацию, собранную ранее, включая сведения из рабочих документов за предыдущие годы. Аудитор должен также выявить значительные изменения, имевшие место после проведения предыдущей аудиторской проверки.3

     Аудитор может получать сведения о деятельности аудируемого лица из разных источников:

предыдущий опыт работы с данным аудируемым лицом и его областью деятельности;

беседы с сотрудниками аудируемого лица;

беседы с внутренними аудиторами и изучение отчетных документов внутренних аудиторов;

беседы с другими аудиторами, юристами и консультантами, которые оказывали услуги данному аудируемому лицу или в данной области деятельности;

беседы со специалистами, не относящимися к данному аудируемому лицу (например, экономистами данной отрасли, представителями отраслевых регулирующих органов и др.);

публикации, относящиеся к данной области деятельности (государственные статистические данные, обобщающие материалы, статьи, профессиональные журналы и др.);

нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность аудируемого лица;

посещение административных зданий и производственных помещений аудируемого лица;

документы, непосредственно подготовленные аудируемым лицом (протоколы заседаний; материалы, рассылавшиеся акционерам или представленные регулирующим органам; рекламные материалы; финансовая (бухгалтерская) отчетность за предыдущие годы; сметы; внутренние отчеты руководства и др.).

     Знание деятельности аудируемого лица является основой для выражения профессионального мнения аудитора. Понимание деятельности и правильное использование такой информации помогает аудитору:

оценивать риски и выявлять проблемные области;

эффективно планировать и проводить аудит;

оценивать аудиторские доказательства;

обеспечивать высокое качество аудита и надежность выводов.

     Знание деятельности аудируемого лица необходимо, например, при:

оценке неотъемлемого риска и риска средств контроля;

рассмотрении коммерческих рисков и действий руководства аудируемого лица в отношении данных рисков;

разработке общего плана аудита и программы аудита;

определении уровня существенности и оценке того, является ли он надлежащим;

сборе аудиторских доказательств для определения надлежащего их характера и выполнения соответствующих предпосылок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности;

оценке официальных разъяснений и заявлений руководства и определенных ими оценочных значений;

определении областей, где могут потребоваться какие-либо специфические познания и навыки аудитора;

выявлении аффилированных лиц и операций с ними;

выявлении противоречивой информации (например, заявлений, противоречащих друг другу);

обнаружении необычных обстоятельств (фактов недобросовестных действий, несоблюдения нормативных актов);

подготовке квалифицированных запросов и оценке характера ответов на них с точки зрения их разумности;

анализе надлежащего характера учетной политики и раскрытий информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности.

     Аудитор должен добиться, чтобы сотрудники, выполняющие аудиторскую проверку, получили достаточный объем информации о деятельности аудируемого лица, позволяющий им выполнять порученную работу.

     Для эффективного использования информации о деятельности аудируемого лица аудитору следует проанализировать, каким образом характер данной деятельности влияет на финансовую (бухгалтерскую) отчетность в целом и соответствуют ли предпосылки подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности знаниям аудитора об этой деятельности.4

     Факторы, подлежащие рассмотрению для получения информации о деятельности аудируемого лица (объекты познания бизнеса)

     1. Общие экономические факторы:

общий уровень экономической деятельности (спад, рост);

    процентные ставки и наличие финансовых ресурсов; инфляция;

политика правительства;

курс иностранной валюты и механизмы валютного контроля.

     2. Особенности отрасли, влияющие на деятельность аудируемого лица:  рынок и конкуренция;      

цикличная или сезонная деятельность;

изменения в технологии производства;

коммерческий риск (например, высокая технология, высокая мода, легкий доступ на рынок для новых конкурентов);

сокращение или расширение деятельности;

неблагоприятные условия (снижение спроса, неиспользуемые производственные мощности, серьезная ценовая конкуренция);

базовые экономические показатели;

проблемы отрасли и отраслевые особенности бухучета;

экологические требования и проблемы;

требования нормативно-правовых актов;

доступность и стоимость энергоресурсов;

специфические особенности деятельности (например, в отношении трудовых контрактов, методов финансирования, методов ведения бухгалтерского учета).

     3. Управление и структура собственности аудируемого лица: корпоративная структура — частная, общественная, государственная (включая любые недавние или запланированные изменения);

собственники и аффилированные лица (местные, иностранные, деловая репутация и опыт);

структура капитала (включая изменения);

организационная структура;

цели, принципы, стратегические планы руководства;

приобретения компаний, их слияние или ликвидация отдельных видов хозяйственной деятельности (запланированные или недавно произошедшие);

источники и методы финансирования;

совет директоров (состав, деловая репутация и профессиональный опыт отдельных лиц, независимость от управляющих и контроль за их деятельностью и др.);

руководители (опыт и репутация; текучесть кадров; основной финансовый персонал и его статус в организации; укомплектованность бухгалтерии кадрами и др.);

наличие и качество работы подразделения внутреннего аудита;

отношение к среде внутреннего контроля.

     4. Продукция, рынки, поставщики, расходы, производствен- 
ная деятельность аудируемого лица:

характер хозяйственной деятельности (производственная деятельность, торговля, финансовые услуги, импорт/ экспорт);

местонахождение помещений, складов, офисов;

характеристика наемного персонала (по месту нахождения, уровню заработной платы, особенности деятельности профсоюзов, социального обеспечения и др.);

продукция или услуги и рынки (основные заказчики и контракты, условия оплаты, норма прибыли, доля рынка, конкуренты);

важные поставщики товаров и услуг (долгосрочные контракты, стабильность поставок, условия оплаты, импорт);

товарно-материальные запасы (местонахождение, количество);

франшизы, лицензии, патенты;

важные категории расходов;

исследования и разработки;

активы, обязательства и операции в иностранной;

законодательство и нормативные акты, в значительной степени влияющие на деятельность аудируемого лица;

действующие информационные системы; планы по внесению изменений;

особенности полученных займов.

     5. Факторы, относящиеся к финансовому положению и доходности аудируемого лица:

основные финансовые показатели; тенденции их изменения.

     6. Условия, в которых подготавливается отчетность аудируемого лица, в том числе внешние факторы, оказывающие воздействие на руководство в процессе подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности.

     7. Особенности законодательства:

среда регулирования и нормативные требования; налогообложение;

особенности требований по раскрытию информации, характерные для данного вида деятельности;

требования к аудиторскому заключению;

возможные пользователи финансовой (бухгалтерской) отчетности. 

     1.2 Согласование условий по проведению аудита 

     Необходимость согласования условий по проведению аудита определяется Международным стандартом аудита МСА 210, а также российскими Правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

     При проведении аудита аудиторам необходимо:

согласовать условия проведения аудита с аудируемым лицом;

предпринять определенные действия в ситуации, когда руководители аудируемого лица просят аудитора изменить условия аудиторского задания на такое, которое предоставляет более низкий уровень уверенности в достоверности финансовой отчетности по сравнению с разумной уверенностью, которая требуется для выражения мнения в стандартном заключении.5

     Аудитор и руководство аудируемого лица должны достичь согласия по поводу условий проведения аудита. Согласованные условия необходимо отразить в договоре. Аудитор может использовать в ходе достижения договоренности с руководством аудируемого лица форму письма о проведении аудита.

     Договор (письмо) о проведении аудита является документальным отражением и подтверждением того, что аудитор принимает назначение, соглашается с целями и объемом аудита, объемом обязательств перед аудируемым лицом и формой аудиторского заключения и иных отчетов.

     Аудитор может также указать в договоре/письме о проведении аудита:

Договоренности по координации работы с сотрудниками аудируемого лица в ходе планирования аудита;

что он ожидает получить от руководства официальные письменные заявления, сделанные в связи с аудитом;

что руководство окажет содействие в направлении запросов кредитным организациям и контрагентам аудируемого;

что руководство обеспечит присутствие сотрудников аудитора в ходе проводимой инвентаризации имущества аудируемого лица;

какие-либо другие письма или отчеты;

стоимость выполнения аудиторского задания, а также порядок признания работы выполненной и производства взаиморасчетов.

     При необходимости в договоре (письме) о проведении аудита или в приложениях к нему могут быть также освещены договоренности о привлечении к работе по каким-либо аспектам аудита других аудиторов и экспертов, договоренность о привлечении к совместной работе внутренних аудиторов, любое ограничение ответственности аудитора, где это возможно, ссылки на любые дополнительные соглашения между аудитором и аудируемым лицом.

Информация о работе Проверка соответствия бухгалтерской отчетности требованиям действующего законодательства