Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 15:51, курсовая работа
Актуальность темы работы продиктована тем, что соответствие бухгалтерского учета и учетной политики действующему законодательству относятся к значимым областям аудита, оказывающим существенное влияние на достоверность бухгалтерской отчетности. В связи с этим, проверка организации бухгалтерского учета и учетной политики организации является объектом проверки на всех этапах аудита бухгалтерской отчетности - от планирования до формирования заключения.
Целью работы является изучение порядка аудиторской проверки соответствия бухгалтерской отчетности требованиям действующего законодательства.
Введение……………………………………………………………………….………….3
1. Подготовительный этап аудиторской проверки………………………………..……5
1.1. Понимание деятельности аудируемого лица……………………………………….……8
1.2 . Согласование условий по проведению аудита………………………………………….13
1.3. Первичный аудит начальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности………………………………………………………………………………..15
2. Методика аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики………18
2.1. Цели и задачи аудита……………………………………………………………….21
2.2 .Учетная политика предприятия …………………………………………………...23
2.3. Нормативная база регулирования организации бухгалтерского учета ……...…26
Заключение………………………………………………………………………………28
Глоссарий……………………………………………………………………………...…31
Список использованных источников…………………………………………………..34
Приложение .…………………………………
После заключения договора аудитору следует расширить объем и степень детализации информации, поэтому в ходе аудита полученная ранее информация оценивается, обновляется и пополняется.
Знания о деятельности аудируемого лица приобретаются за счет непрерывного сбора и оценки информации и соотнесения ее с аудиторскими доказательствами и полученными сведениями на всех стадиях аудита.2
При повторяющихся на протяжении ряда лет аудиторских проверках данного аудируемого лица аудитор обновляет и заново оценивает информацию, собранную ранее, включая сведения из рабочих документов за предыдущие годы. Аудитор должен также выявить значительные изменения, имевшие место после проведения предыдущей аудиторской проверки.3
Аудитор может получать сведения о деятельности аудируемого лица из разных источников:
предыдущий опыт работы с данным аудируемым лицом и его областью деятельности;
беседы с сотрудниками аудируемого лица;
беседы с внутренними аудиторами и изучение отчетных документов внутренних аудиторов;
беседы с другими аудиторами, юристами и консультантами, которые оказывали услуги данному аудируемому лицу или в данной области деятельности;
беседы со специалистами, не относящимися к данному аудируемому лицу (например, экономистами данной отрасли, представителями отраслевых регулирующих органов и др.);
публикации, относящиеся к данной области деятельности (государственные статистические данные, обобщающие материалы, статьи, профессиональные журналы и др.);
нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность аудируемого лица;
посещение административных зданий и производственных помещений аудируемого лица;
документы, непосредственно подготовленные аудируемым лицом (протоколы заседаний; материалы, рассылавшиеся акционерам или представленные регулирующим органам; рекламные материалы; финансовая (бухгалтерская) отчетность за предыдущие годы; сметы; внутренние отчеты руководства и др.).
Знание деятельности аудируемого лица является основой для выражения профессионального мнения аудитора. Понимание деятельности и правильное использование такой информации помогает аудитору:
оценивать риски и выявлять проблемные области;
эффективно планировать и проводить аудит;
оценивать аудиторские доказательства;
обеспечивать высокое качество аудита и надежность выводов.
Знание деятельности аудируемого лица необходимо, например, при:
оценке неотъемлемого риска и риска средств контроля;
рассмотрении коммерческих рисков и действий руководства аудируемого лица в отношении данных рисков;
разработке общего плана аудита и программы аудита;
определении уровня существенности и оценке того, является ли он надлежащим;
сборе аудиторских доказательств для определения надлежащего их характера и выполнения соответствующих предпосылок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности;
оценке официальных разъяснений и заявлений руководства и определенных ими оценочных значений;
определении областей, где могут потребоваться какие-либо специфические познания и навыки аудитора;
выявлении аффилированных лиц и операций с ними;
выявлении противоречивой информации (например, заявлений, противоречащих друг другу);
обнаружении необычных обстоятельств (фактов недобросовестных действий, несоблюдения нормативных актов);
подготовке квалифицированных запросов и оценке характера ответов на них с точки зрения их разумности;
анализе надлежащего характера учетной политики и раскрытий информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности.
Аудитор должен добиться, чтобы сотрудники, выполняющие аудиторскую проверку, получили достаточный объем информации о деятельности аудируемого лица, позволяющий им выполнять порученную работу.
Для эффективного использования информации о деятельности аудируемого лица аудитору следует проанализировать, каким образом характер данной деятельности влияет на финансовую (бухгалтерскую) отчетность в целом и соответствуют ли предпосылки подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности знаниям аудитора об этой деятельности.4
Факторы, подлежащие рассмотрению для получения информации о деятельности аудируемого лица (объекты познания бизнеса)
1. Общие экономические факторы:
общий уровень экономической деятельности (спад, рост);
процентные ставки и наличие финансовых ресурсов; инфляция;
политика правительства;
курс иностранной валюты и механизмы валютного контроля.
2. Особенности отрасли, влияющие на деятельность аудируемого лица: рынок и конкуренция;
цикличная или сезонная деятельность;
изменения в технологии производства;
коммерческий риск (например, высокая технология, высокая мода, легкий доступ на рынок для новых конкурентов);
сокращение или расширение деятельности;
неблагоприятные условия (снижение спроса, неиспользуемые производственные мощности, серьезная ценовая конкуренция);
базовые экономические показатели;
проблемы отрасли и отраслевые особенности бухучета;
экологические требования и проблемы;
требования нормативно-правовых актов;
доступность и стоимость энергоресурсов;
специфические особенности деятельности (например, в отношении трудовых контрактов, методов финансирования, методов ведения бухгалтерского учета).
3. Управление и структура собственности аудируемого лица: корпоративная структура — частная, общественная, государственная (включая любые недавние или запланированные изменения);
собственники и аффилированные лица (местные, иностранные, деловая репутация и опыт);
структура капитала (включая изменения);
организационная структура;
цели, принципы, стратегические планы руководства;
приобретения компаний, их слияние или ликвидация отдельных видов хозяйственной деятельности (запланированные или недавно произошедшие);
источники и методы финансирования;
совет директоров (состав, деловая репутация и профессиональный опыт отдельных лиц, независимость от управляющих и контроль за их деятельностью и др.);
руководители (опыт и репутация; текучесть кадров; основной финансовый персонал и его статус в организации; укомплектованность бухгалтерии кадрами и др.);
наличие и качество работы подразделения внутреннего аудита;
отношение к среде внутреннего контроля.
4. Продукция,
рынки, поставщики, расходы, производствен-
ная деятельность аудируемого лица:
характер хозяйственной деятельности (производственная деятельность, торговля, финансовые услуги, импорт/ экспорт);
местонахождение помещений, складов, офисов;
характеристика наемного персонала (по месту нахождения, уровню заработной платы, особенности деятельности профсоюзов, социального обеспечения и др.);
продукция или услуги и рынки (основные заказчики и контракты, условия оплаты, норма прибыли, доля рынка, конкуренты);
важные поставщики товаров и услуг (долгосрочные контракты, стабильность поставок, условия оплаты, импорт);
товарно-материальные запасы (местонахождение, количество);
франшизы, лицензии, патенты;
важные категории расходов;
исследования и разработки;
активы, обязательства и операции в иностранной;
законодательство и нормативные акты, в значительной степени влияющие на деятельность аудируемого лица;
действующие информационные системы; планы по внесению изменений;
особенности полученных займов.
5. Факторы, относящиеся к финансовому положению и доходности аудируемого лица:
основные финансовые показатели; тенденции их изменения.
6. Условия, в которых подготавливается отчетность аудируемого лица, в том числе внешние факторы, оказывающие воздействие на руководство в процессе подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности.
7. Особенности законодательства:
среда регулирования и нормативные требования; налогообложение;
особенности требований по раскрытию информации, характерные для данного вида деятельности;
требования к аудиторскому заключению;
возможные
пользователи финансовой (бухгалтерской)
отчетности.
1.2
Согласование условий по проведению аудита
Необходимость согласования условий по проведению аудита определяется Международным стандартом аудита МСА 210, а также российскими Правилами (стандартами) аудиторской деятельности.
При проведении аудита аудиторам необходимо:
согласовать условия проведения аудита с аудируемым лицом;
предпринять определенные действия в ситуации, когда руководители аудируемого лица просят аудитора изменить условия аудиторского задания на такое, которое предоставляет более низкий уровень уверенности в достоверности финансовой отчетности по сравнению с разумной уверенностью, которая требуется для выражения мнения в стандартном заключении.5
Аудитор и руководство аудируемого лица должны достичь согласия по поводу условий проведения аудита. Согласованные условия необходимо отразить в договоре. Аудитор может использовать в ходе достижения договоренности с руководством аудируемого лица форму письма о проведении аудита.
Договор (письмо) о проведении аудита является документальным отражением и подтверждением того, что аудитор принимает назначение, соглашается с целями и объемом аудита, объемом обязательств перед аудируемым лицом и формой аудиторского заключения и иных отчетов.
Аудитор может также указать в договоре/письме о проведении аудита:
Договоренности по координации работы с сотрудниками аудируемого лица в ходе планирования аудита;
что он ожидает получить от руководства официальные письменные заявления, сделанные в связи с аудитом;
что руководство окажет содействие в направлении запросов кредитным организациям и контрагентам аудируемого;
что руководство обеспечит присутствие сотрудников аудитора в ходе проводимой инвентаризации имущества аудируемого лица;
какие-либо другие письма или отчеты;
стоимость выполнения аудиторского задания, а также порядок признания работы выполненной и производства взаиморасчетов.
При необходимости в договоре (письме) о проведении аудита или в приложениях к нему могут быть также освещены договоренности о привлечении к работе по каким-либо аспектам аудита других аудиторов и экспертов, договоренность о привлечении к совместной работе внутренних аудиторов, любое ограничение ответственности аудитора, где это возможно, ссылки на любые дополнительные соглашения между аудитором и аудируемым лицом.