Промышленная политика: проблемы и перспективы модернизации Узбекистана

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 22:54, курсовая работа

Описание работы

Модернизация экономики коренным образом изменяет характер, формы, стратегии и рычаги реализации промышленной политики. Ориентация на устойчивый рост сочетается с усилением нацеленности на инновационное развитие экономики. Соответствующие изменения происходят в структуре, функциях и формах взаимодействия субъектов промышленной политики. Функции всех субъектов промышленной политики существенно усложняются, а формы их взаимодействия диверсифицируются.
В условиях переходной экономики прослеживается тенденция снижения потенциала и темпов воспроизводства основных фондов промышленности, отчетливо наблюдается высокая степень износа основных производственно-промышленных фондов, снижения темпов коэффициента обновления и тенденция старения производственного оборудования. Например, средний возраст производственного оборудования в странах с переходной экономикой составляет примерно 17 лет, при норме 10 лет в условиях инновационной экономики и против 6,6 лет в США1.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты организации промышленной политики 5
1.1 Понятие и сущность промышленной политики 5
1.2. Модели, методы проведения современной промышленной политики 9
Глава 2. Анализ и перспективы развития промышленного производства в Узбекистане 13
2.1. Анализ промышленного развития узбекской экономики 13
2.2. Проблемы и перспективы промышленного развития узбекской экономики 17
Заключение 21
Список использованной литературы 24

Работа содержит 1 файл

prom politika.docx

— 81.81 Кб (Скачать)

    Моделирование изменения темпов экономического роста показывает, что при сокращении в воспроизводственной структуре капитала доли на расширение производства за счет увеличения доли технического перевооружения и реконструкции может привести к изменению темпов экономического роста. На наш взгляд, оптимального значения экономический рост может достичь при примерно одинаковых долях инвестиций в новое строительство, техническое перевооружение и реконструкцию на уровне 42,5% и инвестиций на расширении действующих предприятий на уровне 15%.

    Реализация основной цели развития промышленности будет осуществляться по следующим направлениям:

    - обеспечение устойчивых темпов  роста промышленного производства;

    - позитивные структурные сдвиги, связанные с увеличением доли продукции обрабатывающих отраслей по сравнению с добывающими и доли высокотехнологичной и наукоемкой продукции и услуг в ВВП.

    Антикризисные мероприятия по поддержке предприятий реального сектора в экономике Узбекистана сводятся к следующему: поддержка и обеспечение стабильной работы предприятий-экспортеров; неинфляционное стимулирование внутреннего спроса на продукцию отечественных производителей товаров и услуг; расширение ресурсной базы и обеспечение роста инвестиционной активности в сфере реального сектора экономики; модернизация электроэнергетики, сокращение энергоемкости и внедрение системы энергосбережения; стимулирование развития малого бизнеса и частного предпринимательства.

    Основные направления развития инновационной деятельности, приоритеты инновационной политики и этапы ее реализации определяются потребностями промышленных производств в технологическом перевооружении и наличием инвестиционных ресурсов. Создание благоприятных условий для развития инноваций позволит модернизировать технологическую базу и кардинально поднять конкурентоспособность национальной экономики.

 

Заключение

    Проведенный анализ функционирования экономического механизма реализации промышленной политики в условиях модернизации экономики Узбекистана позволить нам получить следующие выводы.

  1. В современной экономической теории имеют место различные подходы определения механизма реализации промышленной политики, однако в контексте модернизации экономики и осуществления структурных сдвигов еще недостаточно глубоко изучены.
  2. Концепции индустриального развития являются определяющими в разработке экономической политики развитых странах. Одним из центральных звеньев экономической политики выступает промышленная политика в различных ее формах проявления и механизмах реализации. В каждой стране в силу особенностей внутренних и внешних факторов, влияющих на экономику, разрабатываются и реализуются различные модели промышленной политики.
  3. Для промышленной политики экономически развитых стран характерно отсутствие жестких отраслевых приоритетов, вследствие, прежде всего, высокодиверсифицированной структуры бизнеса. Исследование опыта реализации промышленной политики в странах с разным уровнем экономического развития позволяет отметить, что государственный механизм экономического воздействия действует при определенных условиях. Многие страны (Япония, Республика Корея, Чили, Бразилия) путем создания и государственной поддержки конкурентоспособных отраслей промышленности смогли решить задачу индустриализации и найти свое место в международном разделении труда. Конкурентоспособность отраслей по своей сути выступает показателем эффективности реализации промышленной политики.
  4. Государство должно помочь в определении ключевых направлений технологического развития на долгосрочную перспективу. Так, в Японии для этого разрабатывается прогноз того, какая новая продукция, какие технологии обеспечат выход на передовые рубежи технологического прогресса через 10 лет. Во Франции с этой же целью обобщается мнение ведущих научных центров о ключевых технологиях на ближайшие 5-10 лет. Такие прогнозы в последующем становятся основой для формирования приоритетов, по которым государство оказывает поддержку предприятиям.
  5. Экономический рост в современных условиях обеспечивается различными факторами, но процесс динамичного развития возможен в условиях модернизации, протекающей во всех ключевых сферах жизнедеятельности общества и характеризующейся структурно-функциональной дифференциацией и образованием соответствующих форм интеграции, ключевым звеном модернизации выступают инновации.
  6. Новые знания и создаваемые на их основе новые технологии дают в развитых странах до 90% прироста валового продукта. Те страны, которым удается создавать и экспортировать новые технологии, сегодня являются мировыми лидерами, обладают существенными конкурентными преимуществами в международном разделении труда.
  7. Как показывает анализ, в законодательной базе реализации промышленной политики Узбекистана имеются некоторые элементы несовершенства. В частности: отсутствуют закон об инновационной деятельности и модернизации экономики; необходимо приведение в соответствие с поставленной целью модернизации амортизационную политику; необходимо проведение промышленной политики с акцентом на увеличение доли обрабатывающих отраслей по отношению к добывающим; кардинальный пересмотр технологической структуры инвестиций; учет оптимальной воспроизводственной структуры инвестиций, направленных на модернизацию экономики.

    В курсовой работе разработаны следующие научные предложения и практические рекомендации по совершенствованию экономического механизма реализации промышленной политики в условиях модернизации экономики Узбекистана:

  1. В целях совершенствования инвестиционной политики в условиях модернизации национальной экономики следует:

     – проводить политику по дальнейшему совершенствованию механизма реализации государственных инвестиционных программ;

     – совершенствовать механизм совместного участия государства и частного бизнеса в финансировании инвестиционных проектов по приоритетным отраслям промышленности;

     – усилить акценты на ресурсосбережение на основе активной структурной, инвестиционной и инновационной политики, создание условий и факторов, стимулирующих развитие высокотехнологических отраслей с ориентиром на наукоемкие и энергосберегающие производства;

     – увеличить расходы на НИОКР и довести этот показатель до уровня 1,0-1,5% от ВВП;

  1. Как свидетельствует мировой опыт, модернизация экономики в развитых странах осуществлялась при достаточно высокой норме инвестиций на уровне 30–45%. В 2010 году этот показатель в Узбекистане составил 24,9%. Следовательно, норму инвестиций в условиях модернизации и реализации Программ инвестиций в экономике с учетом снижения энергоемкости, капиталоемкости, материалоемкости и перехода на ресурсосберегающие технологии, необходимо сохранить и довести до 28-30%.
  2. В Узбекистане прослеживается причинно-следственная связь между воспроизводственной структурой инвестиций и темпами экономического роста. По нашим расчетам, оптимальная воспроизводственная структура инвестиций наблюдается при сокращении доли инвестиций на расширение производства и при одновременном росте доли инвестиций в модернизацию и реконструкцию действующих предприятий. Оптимального значения экономический рост может достичь при примерно одинаковых долях инвестиций в новое строительство, техническое перевооружение и реконструкцию на уровне 42,5% и инвестиций на расширении действующих предприятий на уровне 15%.

    Важным элементом обеспечения устойчивого экономического роста и модернизации экономики должна стать гибкая амортизационная политика, стимулирующая процессы технического и технологического обновления. В современных условиях она стала важным средством стимулирования инвестиций, о чем свидетельствует увеличение доли амортизационных отчислений в общей сумме капитальных вложений развитых стран. Эта доля за 1960-1990 гг. возросла в США с 36,3 до 60,6 %, во Франции — с 64,2 до 73,3 %, в Германии — с 44,5 до 73,2%, в Японии с 32-35 до 45-50%. Россия за счет амортизационных отчислений финансирует 20-25% инвестиций в основной капитал. В Узбекистане нормы амортизационных отчислений составляют на машины и оборудование 15%, и на пассивную часть основных производственных фондов – 5%21. На наш взгляд, приведение норм амортизационных отчислений до уровня индустриально-развитых стран позволит обновить основной капитал и снизить средний возраст действующего оборудования до 10 лет, необходимых в условиях инновационного развития.

  1. В экономике Узбекистана прослеживается корреляционная взаимосвязь между коэффициентом обновления и долей инновационной продукции в объеме промышленного производства. Нами рассчитано, что для обеспечения устойчивого экономического роста и модернизации экономики при норме инвестиций 30%, коэффициент обновления промышленного оборудования должен составлять не менее 18-22%.
  2. На наш взгляд, остается скромным вклад промышленности в модернизацию и осуществление структурных сдвигов в экономике. Для реализации этих целей следует увеличить долю высокотехнологичных отраслей до 19% и довести удельный вес промышленной продукции в ВВП до 28%.

 

Список использованной литературы

  1. Закон Республики Узбекистан "О внешнеэкономической  деятельности" от 14 июня 1991 года, № 285-xii.
  2. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Республикой Узбекистан и европейскими сообществами и их государствами-членами Флоренция, 21 июня 1996 года.
  3. И. Каримов. Узбекистан свой путь обновления и прогресса. Т.: Ўзбекистон. 1992.
  4. Каримов И.А. «Все наши устремления и программы – во имя дальнейшего развития Родины и повышения благосостояния народа» // Газета «Народное слово» от 22 января 2011 г.
  5. Каримов И.А. «Наша главная задача – дальнейшее развитие страны и повышение благосостояния народа» – Т.: «Узбекистан», 2010. – С. 53.
  6. Алексеев А.В. Российский производственный потенциал по гамбургскому счету // ЭКО. – 2010. – № 9.
  7. Смирнов Е. Инновационный вектор промышленной политики Европейского Союза // международная экономика.
  8. Промышленность Узбекистана. 2010 – Статистический сборник. – Ташкент, 2010.
  9. Узбекистан 2009 в цифрах: действенность антикризисных решений // Экономическое обозрение. – 2010, №3. – С. 37; Приложение № 1а к Постановлению Президента РУз от 15.12.2010 г. N ПП-1442.
  10. Татаркин А.И. промышленная политика как основа системной модернизации экономики России // Экономика и управление: Российский научный журнал, 2008. – № 2.
  11. Татаркин А., Романова О., Филатова М. Структурная перестройка промышленности как элемент длинного нового процесса // Финансы, 2007. - № 4. – С.18.
  12. www.mfa.uz Официальный сайт МИД РУз.
  13. www.stat.uz Официальный сайт Государственного комитета по статистике РУз.
  14. www.infoman.uz Информационное Агентство.

Информация о работе Промышленная политика: проблемы и перспективы модернизации Узбекистана