Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 22:54, курсовая работа
Модернизация экономики коренным образом изменяет характер, формы, стратегии и рычаги реализации промышленной политики. Ориентация на устойчивый рост сочетается с усилением нацеленности на инновационное развитие экономики. Соответствующие изменения происходят в структуре, функциях и формах взаимодействия субъектов промышленной политики. Функции всех субъектов промышленной политики существенно усложняются, а формы их взаимодействия диверсифицируются.
В условиях переходной экономики прослеживается тенденция снижения потенциала и темпов воспроизводства основных фондов промышленности, отчетливо наблюдается высокая степень износа основных производственно-промышленных фондов, снижения темпов коэффициента обновления и тенденция старения производственного оборудования. Например, средний возраст производственного оборудования в странах с переходной экономикой составляет примерно 17 лет, при норме 10 лет в условиях инновационной экономики и против 6,6 лет в США1.
Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты организации промышленной политики 5
1.1 Понятие и сущность промышленной политики 5
1.2. Модели, методы проведения современной промышленной политики 9
Глава 2. Анализ и перспективы развития промышленного производства в Узбекистане 13
2.1. Анализ промышленного развития узбекской экономики 13
2.2. Проблемы и перспективы промышленного развития узбекской экономики 17
Заключение 21
Список использованной литературы 24
Моделирование изменения темпов экономического роста показывает, что при сокращении в воспроизводственной структуре капитала доли на расширение производства за счет увеличения доли технического перевооружения и реконструкции может привести к изменению темпов экономического роста. На наш взгляд, оптимального значения экономический рост может достичь при примерно одинаковых долях инвестиций в новое строительство, техническое перевооружение и реконструкцию на уровне 42,5% и инвестиций на расширении действующих предприятий на уровне 15%.
Реализация основной цели развития промышленности будет осуществляться по следующим направлениям:
- обеспечение устойчивых темпов роста промышленного производства;
- позитивные структурные сдвиги, связанные с увеличением доли продукции обрабатывающих отраслей по сравнению с добывающими и доли высокотехнологичной и наукоемкой продукции и услуг в ВВП.
Антикризисные мероприятия по поддержке предприятий реального сектора в экономике Узбекистана сводятся к следующему: поддержка и обеспечение стабильной работы предприятий-экспортеров; неинфляционное стимулирование внутреннего спроса на продукцию отечественных производителей товаров и услуг; расширение ресурсной базы и обеспечение роста инвестиционной активности в сфере реального сектора экономики; модернизация электроэнергетики, сокращение энергоемкости и внедрение системы энергосбережения; стимулирование развития малого бизнеса и частного предпринимательства.
Основные направления развития инновационной деятельности, приоритеты инновационной политики и этапы ее реализации определяются потребностями промышленных производств в технологическом перевооружении и наличием инвестиционных ресурсов. Создание благоприятных условий для развития инноваций позволит модернизировать технологическую базу и кардинально поднять конкурентоспособность национальной экономики.
Проведенный анализ функционирования экономического механизма реализации промышленной политики в условиях модернизации экономики Узбекистана позволить нам получить следующие выводы.
В курсовой работе разработаны следующие научные предложения и практические рекомендации по совершенствованию экономического механизма реализации промышленной политики в условиях модернизации экономики Узбекистана:
– проводить политику по дальнейшему совершенствованию механизма реализации государственных инвестиционных программ;
– совершенствовать механизм совместного участия государства и частного бизнеса в финансировании инвестиционных проектов по приоритетным отраслям промышленности;
– усилить акценты на ресурсосбережение на основе активной структурной, инвестиционной и инновационной политики, создание условий и факторов, стимулирующих развитие высокотехнологических отраслей с ориентиром на наукоемкие и энергосберегающие производства;
– увеличить расходы на НИОКР и довести этот показатель до уровня 1,0-1,5% от ВВП;
Важным элементом обеспечения устойчивого экономического роста и модернизации экономики должна стать гибкая амортизационная политика, стимулирующая процессы технического и технологического обновления. В современных условиях она стала важным средством стимулирования инвестиций, о чем свидетельствует увеличение доли амортизационных отчислений в общей сумме капитальных вложений развитых стран. Эта доля за 1960-1990 гг. возросла в США с 36,3 до 60,6 %, во Франции — с 64,2 до 73,3 %, в Германии — с 44,5 до 73,2%, в Японии с 32-35 до 45-50%. Россия за счет амортизационных отчислений финансирует 20-25% инвестиций в основной капитал. В Узбекистане нормы амортизационных отчислений составляют на машины и оборудование 15%, и на пассивную часть основных производственных фондов – 5%21. На наш взгляд, приведение норм амортизационных отчислений до уровня индустриально-развитых стран позволит обновить основной капитал и снизить средний возраст действующего оборудования до 10 лет, необходимых в условиях инновационного развития.
Информация о работе Промышленная политика: проблемы и перспективы модернизации Узбекистана