Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 22:54, курсовая работа
Модернизация экономики коренным образом изменяет характер, формы, стратегии и рычаги реализации промышленной политики. Ориентация на устойчивый рост сочетается с усилением нацеленности на инновационное развитие экономики. Соответствующие изменения происходят в структуре, функциях и формах взаимодействия субъектов промышленной политики. Функции всех субъектов промышленной политики существенно усложняются, а формы их взаимодействия диверсифицируются.
В условиях переходной экономики прослеживается тенденция снижения потенциала и темпов воспроизводства основных фондов промышленности, отчетливо наблюдается высокая степень износа основных производственно-промышленных фондов, снижения темпов коэффициента обновления и тенденция старения производственного оборудования. Например, средний возраст производственного оборудования в странах с переходной экономикой составляет примерно 17 лет, при норме 10 лет в условиях инновационной экономики и против 6,6 лет в США1.
Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты организации промышленной политики 5
1.1 Понятие и сущность промышленной политики 5
1.2. Модели, методы проведения современной промышленной политики 9
Глава 2. Анализ и перспективы развития промышленного производства в Узбекистане 13
2.1. Анализ промышленного развития узбекской экономики 13
2.2. Проблемы и перспективы промышленного развития узбекской экономики 17
Заключение 21
Список использованной литературы 24
Однако в отечественной экономике понятие «промышленной политики» стало трактоваться как «государственная политика в области промышленности», «государственная поддержка промышленности», «политика промышленного развития». Такие определения, в отличие от «industrial policy», предполагают реализацию определенного набора мер и действий для ответа на проблемы реального состояния промышленности в конкретный момент и на определенной территории. Политика промышленного развития в данном понимании нацелена на решение наиболее острых, реально существующих и постоянно возникающих, но текущих проблем промышленности. По нашему мнению, меры, направленные на стимулирование роста промышленности в целом, могут быть фоном для промышленной политики, но не являются ее частью. Даже если какие-то меры существенно воздействуют на структуру промышленности, мы не основаны на осознанном стремлении изменить эту структуру в определенном направлении, их нельзя рассматривать как элементы промышленной политики.
Существует целый ряд трактовок, которые ошибочно, с нашей точки зрения, отождествляют понятие промышленной политики с механизмом ее реализации. В частности, данная категория зачастую формулируется как «система мер прямого и косвенного государственного регулирования инновационного, конкурентоспособного и эффективного развития промышленности и устранения для реализации этой цели тех препятствий, которые не могут быть преодолены естественным ходом событий, то есть механизмами саморегуляции рынка»6. Промышленная политика понимается также как «комплекс мер государственного регулирования экономических процессов на отраслевом и корпоративном уровнях, направленный на стимулирование инновационной активности, структурной перестройки экономики и экономического роста»7. Она трактуется и как «совокупность действий государства как института, предпринимаемых для оказания влияния на деятельность хозяйствующих субъектов (предприятий, корпораций, предпринимателей и т.д.), а также на отдельные аспекты этой деятельности, относящиеся к приобретению факторов производства, организации производства, распределению и реализации товаров и услуг во всех фазах жизненного цикла его продукции»8.
Существует также понимание промышленной политики, связанное с формулировкой ее цели как инструмента решения экономических и социальных проблем общества. Трактовка промышленной политики как инструмента повышения эффективности производства, повышения бюджетной обеспеченности территории, уровня и качества жизни населения и т.д. также уязвима, поскольку она фактически подменяет понятие экономической или социальной политики. Все вышесказанное позволяет предложить следующее понятие промышленной политики. В современных условиях промышленная политика представляет собой составную часть стратегии общественного развития, основанной на системе отношений между государственными и муниципальными органами власти, хозяйствующими субъектами, научными и общественными организациями по поводу формирования структурно-сбалансированной, конкурентоспособной промышленности, интеллектуальное ядро которой представлено новейшим технологическим укладом. Механизм ее реализации предполагает систему правовых, экономических, организационных и других мер, содействующих формированию конкурентоспособного промышленного комплекса, обеспечению его эффективного функционирования. Сущность промышленной политики заключается в обоснованном выборе ее субъектами приоритетных видов деятельности и в оказании им эффективной поддержки9.
Промышленная политика является лишь одним из направлении государственной политики, имеющим определенные точки соприкосновения с другими ее областями, но в то же время характеризующимся специфическими целями и инструментами реализации.
В отличие от макроэкономической политики объектом промышленной политики не является народное хозяйство в целом. Промышленная политика частично взаимосвязана с региональной политикой с позиции размещения производительных сил, использования земли и природных ресурсов, но, естественно, она не решает такие вопросы, как социальное развитие регионов, их статус и др. От социальной политики, объектом воздействия которой являются уровень и качество жизни населения, промышленная политика отличается тем, что занимается производственной деятельностью предприятия, а не проблемами повышения жизнеспособности населения. Экономическая политика, реализующая указанную выше цель повышения жизнеспособности населения, имманентно присуща властным структурам. Этот вид государственной деятельности имеет свои объекты, не тождественные объектам промышленной деятельности, когда ставится цель формирования конкурентоспособной промышленности.
Поэтому отождествление этих видов государственной политики, каждый из которых имеет не только свои объекты, цели, но и специфический арсенал средств их достижения, особый временной лаг, когда необходимо реализовать различные целевые установки, представляется нам неправомерным. Но, конечно, деятельность по реализации промышленной политики с целью формирования конкурентоспособной и высокопроизводительной промышленности не должна противоречить решению задач повышения эффективности производства, уровня и качества жизни. Наоборот, она является платформой, на базе которой в дальнейшем эти задачи могут быть решены наиболее успешно. Таким образом, в рамках промышленной политики соединяется миссия промышленности в контуре социально-экономической системы государства, и стратегия как форма реализации миссии в конкретных исторических условиях.
Системный подход к пониманию промышленной политики означает также, что государство должно предусматривать соответствующую поддержку не только конкретным хозяйствующим субъектам, но и формировать приоритеты реализации промышленного потенциала, структурных преобразований, учитывать территориальные особенности экономического развития, инициировать формирование и развитие благоприятной институциональной среды. При разработке промышленной политики на базе системного подхода особое внимание необходимо обратить на согласованность и взаимный учет требований, предъявляемых к другим видам государственной политики, а также их требований к формированию целей, принципов, форм и методов реализации промышленной политики.
В экономической литературе существуют различные точки зрения по поводу понимания экономического механизма. На наш взгляд, экономический механизм, как экономическая категория выполняет следующие функции:
-обеспечивает взаимосвязанность, сбалансированность всех структурных элементов общественного производства как целостной системы;
-согласовывает экономические интересы всех субъектов общества;
-способность согласовывать экономические интересы и приводить их в равновесие может служить критерием его совершенства;
-претворяет в жизнь экономическую политику государства, его стратегические цели и задачи.
Следовательно, государственное регулирование экономики и ее отдельных структурных звеньев осуществляется с помощью экономического механизма, который представляет собой систему форм и методов организации и регулирования экономической жизни общества. Такими формами и методами выступают, в частности, экономическая политика государства, которая реализуется через достижение определенных целей.
При определении механизма государственной промышленной политики, мы разделяем точку зрения тех экономистов, которые считают, что это совокупность правовых и организационных форм ее реализации, общеэкономических и специфических методов и инструментов воздействия на промышленность.
В экономической литературе понятие государственная промышленная политика трактуется с различных позиций10. В узком смысле под промышленной политикой понимается отраслевая политика, суть которой состоит в конкретизации общей структурной и экономической политики применительно к отдельным отраслям индустрии. Государственная промышленная политика, исследуемая в широком аспекте, выходит за рамки отраслевых проблем.
Промышленная политика, как ядро государственной экономической политики, связана в первую очередь с проведением инновационной, инвестиционной и структурной перестройки промышленного производства. Промышленная политика главной целью имеет экономический рост при динамичном изменении структуры и повышении эффективности промышленного производства и конкурентоспособности продукции.
Промышленная политика не может быть направлена только на решение проблем отдельных отраслей или же их совокупности. Она должна способствовать повышению эффективности экономики через оптимизацию распределения ресурсов и позволять оперативно и адекватно реагировать на внешние шоки, являясь, основой устойчивого экономического роста.
Промышленную политику часто рассматривают как стратегию развития, оптимизации и повышения эффективности промышленного производства, рост конкурентоспособности отраслей и предприятий, как на внешнем, так и на внутреннем рынке. Следовательно, промышленная политика, являясь рычагом структурных преобразований в экономике, способна и может оказывать влияние на экономический рост в долгосрочной перспективе.
Как показывает мировая практика различные модели промышленной политики, несмотря на их национальные особенности, могут эффективно сочетаться для достижения целей сбалансированного экономического развития. В таких ситуациях, эффективность в долгосрочном плане определяет комплексный подход к разработке долгосрочной стратегии развития, основанной на выявлении и определении приоритетов развития, на формировании институтов реализации этой стратегии и обеспечении макроэкономической стабильности. Проблема разработки промышленной политики представляет собой задачу многоуровневой и многофакторной оптимизации. Определение приоритетов, исходя из выбранных критериев, является ключевым этапом в разработке промышленной политики, предъявляющим наиболее жесткие требования к методологической базе.
Опыт разработки и реализации промышленной политики в различных странах свидетельствует, что она должна опираться на теоретические исследования и включать комплекс долгосрочных и среднесрочных статистических наблюдений и эконометрические расчеты. Отсутствие ясной концепции промышленной политики, определения инструментов ее осуществления, разработки направлений и определения приоритетов промышленной политики является одним из основных препятствий к ее эффективной реализации.
В условиях реализации антикризисной программы страны невозможно рассматривать промышленную политику в отрыве от процессов модернизации, включающую структурную перестройку экономики.
Отечественные и русские исследователи широко обсуждают такие модели, как «жесткая» и «мягкая» промышленная политика. Под первой из них обычно понимается политика, целью которой является создание и развитие приоритетных отраслей экономики. Она предполагает опору на бюджетное субсидирование и кредитование предприятий приоритетных отраслей, механизмы косвенного субсидирования компаний, протекционистский курс во внешней торговле. В отличие от «жесткой» «мягкая» промышленная политика направлена на содействие росту конкурентоспособности национальных компаний производителей и поддержку инвестиционных проектов, позволяющих частному бизнесу повысить уровень эффективности,
В странах ЕС используются вертикальные и горизонтальные модели промышленной политики11. Вертикальная модель, соответствующая, по нашему мнению, «жесткой модели» промышленной политики, предполагает стимулирование конкретных производств или отраслей при использовании в качестве инструмента господдержки всевозможных льгот. Считается, что она наиболее характерна для слаборазвитых стран. Горизонтальная модель и соответствующая ей «мягкая» промышленная политика ориентируются на создание общих для всех отраслей возможностей развития производства. Она распространена в экономически развитых странах, в том числе в государствах Евросоюза.
Сегодня, когда инновационное развитие объявлено важнейшим приоритетом, грамотная промышленная политика должна быть направлена на создание высокотехнологичного, интеллектуального ядра промышленности.
Достаточно отчетливо начинают проявляться положительные тенденции улучшения технологической структуры промышленности. Это имеет особое значение для страны, ибо сформировавшаяся на сегодняшний день аномальная технологическая многоукладность привела к колоссальному отставанию экономики как целостного организма от ведущих стран мира в технологическом развитии.. Данное явление получило название «голландской болезни», итогом которой является перераспределение ресурсов в рамках экономики страны в целом с высокотехнологичного уровня на низкотехнологичный.
Политика по обеспечению структурных сдвигов должна быть дополнена мерами по преодолению основных проблем в конкретных, наиболее значимых секторах экономики. Структурные реформы в Узбекистане включали следующие этапы и задачи:
−1991-1995гг. – ускоренное развитие базовых отраслей в целях достижения энергетической независимости;
−1996-2004 гг. – развитие национальной экономики за счет импортозамещения;
−2005 г. – по настоящее время – обеспечение устойчивых высоких темпов экономического роста при приоритете инструментов экспортоориентированной промышленной политики.
Известно, что структура ВВП показывает степень участия отраслей в национальной экономике и может служить индикатором ее развитости. Важнейшим критерием уровня развития экономики служит динамика сокращения доли сельского хозяйства в структуре ВВП при постепенном увеличении доли сферы услуг. Вместе с тем, материально-вещественной основой развития и осуществления модернизации экономики остается устойчивое развитие промышленности, ее диверсификация, наличие отраслей высоких технологий и продуктов с высокой степенью обработки, доля которой не должна сокращаться.
Информация о работе Промышленная политика: проблемы и перспективы модернизации Узбекистана