Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 22:54, курсовая работа
Модернизация экономики коренным образом изменяет характер, формы, стратегии и рычаги реализации промышленной политики. Ориентация на устойчивый рост сочетается с усилением нацеленности на инновационное развитие экономики. Соответствующие изменения происходят в структуре, функциях и формах взаимодействия субъектов промышленной политики. Функции всех субъектов промышленной политики существенно усложняются, а формы их взаимодействия диверсифицируются.
В условиях переходной экономики прослеживается тенденция снижения потенциала и темпов воспроизводства основных фондов промышленности, отчетливо наблюдается высокая степень износа основных производственно-промышленных фондов, снижения темпов коэффициента обновления и тенденция старения производственного оборудования. Например, средний возраст производственного оборудования в странах с переходной экономикой составляет примерно 17 лет, при норме 10 лет в условиях инновационной экономики и против 6,6 лет в США1.
Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты организации промышленной политики 5
1.1 Понятие и сущность промышленной политики 5
1.2. Модели, методы проведения современной промышленной политики 9
Глава 2. Анализ и перспективы развития промышленного производства в Узбекистане 13
2.1. Анализ промышленного развития узбекской экономики 13
2.2. Проблемы и перспективы промышленного развития узбекской экономики 17
Заключение 21
Список использованной литературы 24
МИНИСТЕРСТВО
ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
УНИВЕРСИТЕТ
МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И ДИПЛОМАТИИ
факультет «Международные экономические отношения»
Кафедра
«Международная экономика и международная
экономические отношения»
Промышленная
политика: проблемы
и перспективы
модернизации Узбекистана
Абдиев Бахриддин Баходирович
(Ф.И.О.
студента полностью)
Научный
руководитель
______
(ученая
степень, ученое
звание, должность
Ф.И.О.)
Работа сдана: _________________________
(дата, регистрационный номер)
Работа проверена: _____________________
(дата, рекомендация руководителя
«К
защите» либо «На
доработку»)
Защита:____________
(дата,
итоговая оценка)
Ташкент-2011
План
Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты организации промышленной политики 5
1.1 Понятие и сущность промышленной политики 5
1.2. Модели, методы проведения современной промышленной политики 9
Глава 2. Анализ и перспективы развития промышленного производства в Узбекистане 13
2.1. Анализ промышленного развития узбекской экономики 13
2.2. Проблемы и перспективы промышленного развития узбекской экономики 17
Заключение 21
Список
использованной литературы 24
Модернизация экономики коренным образом изменяет характер, формы, стратегии и рычаги реализации промышленной политики. Ориентация на устойчивый рост сочетается с усилением нацеленности на инновационное развитие экономики. Соответствующие изменения происходят в структуре, функциях и формах взаимодействия субъектов промышленной политики. Функции всех субъектов промышленной политики существенно усложняются, а формы их взаимодействия диверсифицируются.
В условиях переходной экономики прослеживается тенденция снижения потенциала и темпов воспроизводства основных фондов промышленности, отчетливо наблюдается высокая степень износа основных производственно-промышленных фондов, снижения темпов коэффициента обновления и тенденция старения производственного оборудования. Например, средний возраст производственного оборудования в странах с переходной экономикой составляет примерно 17 лет, при норме 10 лет в условиях инновационной экономики и против 6,6 лет в США1.
Как отметил Президент Республики Узбекистан И.А.Каримов: «Важнейшим приоритетом для нас продолжает оставаться модернизация, техническое и технологическое перевооружение производства, ускоренное обновление ведущих отраслей экономики»2.
«Сама логика долгосрочной стратегической цели экономического развития страны выдвигает в качестве основного приоритета на 2011 год продолжение начатой с первых дней независимости политики структурных преобразований и опережающего развития высокотехнологичных современных отраслей и производств, направленной на повышение конкурентоспособности и укрепление позиций Узбекистана на мировых рынках»3.
Одним из важных компонентов антикризисной программы страны является поддержка отечественных товаропроизводителей, выпускающих продукцию на экспорт, реального сектора экономики, в частности, наукоемких отраслей, составляющих основу модернизации экономики. В целях модернизации и перевода экономики на инновационный путь развития необходимы разработка механизма совершенствования структуры экономики, совокупность мероприятий долговременного характера, направленных на стратегическое регулирование экономических процессов для развития приоритетных отраслей, устойчивые темпы прироста инвестиций в основной капитал, преимущественно инновационного характера, способствующих ускоренному проведению модернизации, технического и технологического обновления производства, повышению конкурентоспособности отечественных товаров на внутреннем и внешних рынках. Осуществление эффективной инновационной политики в республике должно быть тесно связано с изменением структуры ведущих отраслей и масштабом качественных изменений в экономике. Именно на решение этих задач нацелена промышленная политика.
Следовательно, теоретическое осмысление фундаментальных и прикладных аспектов промышленной политики и механизм ее реализации в условиях модернизации экономики приобретают особое научно-практическое значение, что определяет актуальность темы курсовой работы.
В условиях либерализации экономики, реализации антикризисной программы в стране остро ощущается потребность в разработке концепции и механизма реализации промышленной политики для осуществления структурных сдвигов и перевода экономики Узбекистана на инновационный путь развития.
Актуальность темы, недостаточная изученность вопросов экономического механизма реализации промышленной политики в модернизации экономики, теоретическая и практическая значимость решения этих проблем определили выбор темы курсовой работы.
Цель курсовой работы. Целью курсовой работы является разработка научных предложений и практических рекомендаций, направленных на повышение эффективности механизма реализации промышленной политики в условиях модернизации экономики Узбекистана.
Задачи курсовой работы:
-уточнение категорий «промышленная политика» и «индустриальная политика», классификация научных концепций, посвященных промышленной политике, разработка более совершенного определения;
-раскрыть место промышленной политики в реализации структурной политики и осуществлении глубоких структурных сдвигов в экономике;
-анализ состояния, структуры экономического механизма реализации промышленной политики и рычагов ее осуществления;
-определение места промышленной политики в модернизации экономики и переводе на инновационный путь развития;
-изучение состояния, структуры и тенденции развития промышленности Узбекистана за годы независимости;
-анализ мирового опыта в области разработки и реализации промышленной политики и ее роли в модернизации экономики отдельных стран;
-определение места государства в осуществлении промышленной политики в условиях реализации антикризисной программы страны;
-определение
факторов, оценка состояния и
разработка перспективных
-разработка научных предложений и практических рекомендаций по совершенствованию механизма реализации и повышения эффективности промышленной политики в Узбекистане на среднесрочный период.
Объектом курсовой работы являются социально-экономические, институциональные аспекты функционирования промышленности.
Предметом курсовой работы является совокупность экономических отношений формирующихся при реализации промышленной политики в условиях модернизации экономики Узбекистана.
Работа состоит из введения, двух глав с двумя параграфами в каждой главе, заключения и списка использованной литературы.
«Промышленная политика» и «политика промышленного развития» трактуются как синонимы. С теоретической точки зрения, это не совсем верно. Первое понятие, известное как «industrial policy», означает не только «секторальную политику», но также политику государства по содействию выходу промышленности из структурного кризиса за счет: 1) преодоления несоответствия между возникающей новой технико-экономической парадигмой промышленного развития и институциональной структурой общества, 2) завершения структурной перестройки промышленности в рамках единства технологических, отраслевых и институциональных преобразований как важнейшего этапа циклического развития структуры промышленности4.
Успехи институционально-эволюционной экономической теории способствовали привлечению внимания специалистов не только к широко применявшемуся в 1950-е гг. системному анализу, но и к формированию системного подхода на новой теоретической основе. Предложенная Я. Корнаи системная парадигма оказалась универсальной и использовалась для обсуждения таких важнейших проблем, как определение скорости трансформации, целесообразности реализации комплексного пакета реформ в целом или проведения их в несколько этапов, порядка принятия новых законов. На базе этой парадигмы могут быть выявлены изменения, которые инициируются и осуществляются с участием государства или эволюционно.
Дальнейшее развитие системной парадигмы Я. Корнаи применительно к формированию экономической политики государства получило развитие в работах многих зарубежных экономистов. В соответствии с ней экономика страны рассматривается как целостная система, в составе которой выделяются взаимодействующие социально-экономические подсистемы мезо-, микро- и наноэкономического уровней: отрасли, территории, корпорации, отдельные граждане, общественные группы и другие существенные для экономики образования. Различные классификации экономических систем, например по местоположению, масштабам распределению собственности, имманентным методам регулирование и др., имеют специфическую значимость для развития экономическое теории и формирования на этой основе соответствующей экономически политики.
Представляется, что для целей формирования промышленной политики может быть использована типология экономических систем, предлагаемая Институтом экономики Уральского отделения РАН. В качестве типов экономических систем, определяющих развитие промышленного сектора предлагается рассматривать такие системы как систему субъектов, систему субъективных действий по развитию промышленного комплекса, систему объектов и систему конечных результатов функционирования объекта. В качестве субъектов рассматриваются совокупность государственных и муниципальных органов, хозяйствующие субъекты, научные и общественные организации, способные влиять на развитие промышленного комплекса. Субъективные действия представляют собой совокупность действий (решений, законов), принимаемых субъектами по развитию промышленного комплекса. Объекты понимаются как совокупность организаций, предприятий, фирм, юридических и физических лиц, реализующих воспроизводственные функции в сфере промышленности. Объективный результат может быть представлен совокупностью показателей, полно отражающих происходящее в объекте количественные и качественные изменения.
Каждая конкретная экономическая система осуществляет функции, во-первых, по созданию, поддержанию существовании, развитию и взаимодействию других систем; во-вторых, по ограничению или прекращению функционирования или взаимодействия других систем и, в-третьих, по поддержанию своего собственного существования и развития. Каждая система проходит определенные стадии жизненного цикла. В частности, промышленная политика на разных этапах функционирования и развития промышленности реализует специфические цели с позиции формирования ее отраслевой структуры.
В условиях циклически развивающейся экономики на этапе выхода из структурного кризиса промышленная политика содействуют формированию нового типа отраслевой структуры промышленности, на этапе экономического роста – его развитию и укреплению, на этапе стабилизации – реализации сложившегося потенциала. В зависимости от этапа развития промышленная политика обеспечивает либо поддержку сложившейся структуры промышленности, либо формирование отраслевой структуры нового типа5.
В период современной структурной перестройки целью промышленной политики является формирование конкурентоспособного промышленного комплекса в результате становления нового типа его отраслевой структуры, характеризующейся наличием высокотехнологичного ядра, в котором преобладают производства пятого и имеются элемент шестого и седьмого технологических укладов.
Информация о работе Промышленная политика: проблемы и перспективы модернизации Узбекистана