Производственная программа промышленного предприятия, ее экономическая характеристика и определение оптимальных объемов производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 20:04, реферат

Описание работы

Экономика России как материальная база проводимого общественного переустройства представляет собой сложный комплекс отраслей, среди которых особое место традиционно принадлежит промышленности. Промышленность – главная и ведущая отрасль материального производства. Она оказывает решающее воздействие на развитие производительных сил и производственных отношений.

Работа содержит 1 файл

ВЕСЬ ТЕКСТ КУРСОВОЙ.doc

— 130.50 Кб (Скачать)

Выбор оптимальной производственной программы должен основываться на знании спроса на конкретные виды товаров и услуг. При этом цена продукции определяется рынком. Отсюда очевидно, что спрос на конкретную продукцию выступает ограничением, которое определяется внешней средой и которое в обязательном порядке следует учитывать при разработке плана производства.

Необходимо постоянно анализировать схемы производственных потоков и четко определить на предстоящий год, откуда и куда будут поступать все виды сырья и комплектующих изделий. В этом разделе плана нужно предусмотреть рациональную технологическую схему и показать, что эта схема обеспечивает всемерное сокращение затрат труда, времени и материалов. Очень важно также оценить возможности быстро изменять ассортимент продукции в соответствии с требованиями рынка.

Для обеспечения конкурентоспособности надо всеми силами добиваться хорошей репутации предприятия и выбирать надежных поставщиков и смежников. Престиж продукции обычно определяется по самому слабому звену технологической цепочки.

Предприятие должно четко определить, на каких стадиях технологического процесса и каким образом будет проводиться контроль качества, какими документами этот процесс будет регламентироваться. К формам правовой защиты продукции предприятия относятся лицензии, патентны, товарные знаки или авторские права и т. п.

Для исчисления показателей плана промышленного предприятия используют различные показатели. Натуральные показатели используются при планировании объема производства, материальных ресурсов.

Однако применение натурального измерителя показателей плана ограничивается невозможностью обобщения различных по характеру натуральных показателей, поэтому для измерения объема производства однородных изделий, различных по материалоемкости или другому признаку, применяют условно-натуральный измеритель. В этом случае за условную единицу принимают одно из однородных изделий, а все остальные приравнивают к нему по одному из перечисленных выше признаков.

Задача проектирования производственного процесса состоит в том, чтобы обеспечить: заданный объем и календарный план выпуска продукции, оптимальные затраты на производство при высоком качестве продукции, потенциальную возможность перестройки производства на выпуск новой продукции и увеличение объемов ее выпуска, соблюдение отраслевых и межотраслевых стандартов и нормативов.

В целях рациональной организации производственного процесса необходимо соблюдение ряда принципов:

Принцип специализации означает разделение труда между отдельными подразделениями предприятия, рабочими местами.

Принцип пропорциональности  предполагает относительно равную производительность в единицу времени взаимосвязанных подразделений предприятий.

Принцип параллельности предусматривает одновременное выполнение отдельных операций или частей производственного процесса.

Принцип прямоточности предполагает такую организацию производственного процесса, при которой обеспечивается кратчайший путь движения предметов труда от запуска сырья и материалов до получения готовой продукции.

Принцип ритмичности означает, что весь производственный процесс и составляющие его части по изготовлению данного количества продукции повторяются через равные промежутки времени.

Принцип непрерывности предполагает сокращение или ликвидацию перерывов между операциями в производстве продукции.

Принцип технической оснащенности ориентирован на механизацию, автоматизацию производственного процесса, устранение ручного труда вредоносного для здоровья человека.

Принцип гибкости заключается в необходимости обеспечивать быструю переналадку оборудования в условиях меняющейся конъюнктуры рынка и перехода на выпуск иной номенклатуры продукции.

Немаловажную роль в процессе планирования играет расчет необходимых размеров выпуска продукции на следующий период по предприятию.

Рассчитаем необходимый размер выпуска необходимой продукции в сумме по предприятию  ООО «Урюпинский трикотаж» на третий квартал текущего года.

Данные за второй квартал текущего года:

Выпуск продукции за второй квартал составил – 350 тыс. руб.

Фактически продукция во втором квартале составила:

на 1 апреля – 81 тыс. руб.                               на 1 июня – 85 тыс. руб.

на 1 мая – 88 тыс. руб.                                     на 1 июля – 93 тыс. руб.

План выпуска продукции на третий квартал – 400 тыс. руб.

Учитывая данные анализа, принято решение ускорить выпуск продукции в третьем квартале на 10 дней, по сравнению с предыдущим кварталом.

Решение.

1. Определим среднюю сумму  продукции:

81:2 + 88 + 85 + 93:2   = 86,7 тыс. руб.

               4-1

2. Определим сумму выпуска продукции в день:

350:90 = 3,9 тыс. руб.

3. Определим сумму выпуска продукции в днях:

86,7:3,9 = 22,2 дня

4. Определим выпуск продукции в днях на следующий квартал:

22,2 – 10 = 12,2 дня

5. Определим сумму выпуска продукции в день на следующий квартал:

400:90 = 4,4 тыс. руб.

6. Определим сумму выпуска продукции на третий квартал:

12,2*4,4 = 53,7 тыс. руб.

Ответ: 53,7 тыс. руб.

Таким образом, необходимый размер выпуска продукции в сумме по  рассматриваемому предприятию на третий квартал составит 53,7 тыс. руб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Задачи и принципы планирования реализации продукции промышленных предприятий

Планирование также должно быть ориентировано и на сбыт продукции. Для решения проблемы реализации мало выйти на рынок с партией продукции и найти на нее разового покупателя. Чтобы наладить стабильную работу, предприятию необходимо обеспечить постоянный стабильный рынок сбыта. А для этого продукция должна соответствовать требованиям, которые предъявляют к ней потребители. Это главным образом качество продукции и цена единицы продукции.

План сбыта (реализации) следует разрабатывать по каждому виду продукции с разбивкой на предстоящие два года по месяцам и территориям в натуральном и стоимостном выражении. Если ассортимент вырабатываемой продукции (как на рассматриваемом предприятии) насчитывает много наименований, то в орбиту планирования включают до 20 % товаров, которые занимают в номенклатуре продукции до 80 %  от всего объема продаж. Очень часто отдельные виды продукции объединяют в группы с выделением основных, а остальные рассматривают в графе «прочая продукция».

Учитывая меняющуюся конъюнктуру рынка, многие предприятия вынуждены вносить оперативные изменения в организацию и технику производства, добиваясь при этом:

1. расширения возможности перестройки машин и оборудования;

2. унификации комплектующих компонентов и материалов как условия повышения гибкости предприятия в целом;

3. повышения качества изделий, расширения их ассортимента.

В условиях рыночной экономики важен стоимостной измеритель. В стоимостных измерителях планируются объем реализации продукции, товарная и валовая продукция.

По объему реализуемой продукции оценивается производственно-финансовая деятельность предприятия. Объем реализуемой продукции  в плане определяется как стоимость предназначенных к поставке и подлежащих оплате в плановом периоде:

                                    готовых изделий;

                                    полуфабрикатов собственного производства;

                                    работ промышленного характера, предназначенных к реализации на сторону.

Объем реализуемой продукции по плану можно определить по формуле[7]:

Рп = Тп + Онп1 – Онп2

 

Тп - объем товарной продукции по плану;

Онп1 и Онп2 – остатки нереализованной продукции на начало и конец планового периода.

Объем реализованной продукции определяется в плане в действующих оптовых ценах предприятия.

Приведем пример расчета объема реализуемой продукции по предприятию ООО «Урюпинский трикотаж» на  предстоящий год.

Директор утвердил на предстоящий год следующие задания, тыс. руб.:

1. выработать и поставить покупателям готовых изделий из собственного сырья – 342,0;

2. выполнить работу промышленного характера на сторону – 67,0;

3. произвести капитальный ремонт своего оборудования – 189,0;

4. остатки готовой продукции на складах:

                                    на начало года – 34,0;

                                    на конец года – 30,0;

Все выполненные работы должны быть оплачены в планируемом году.

Отсюда товарная продукция будет равна 598,0 тыс. руб.(342,0 + 67,0 + 189,0 =598,0) и реализуемая продукция – 602,0 тыс. руб. (598,0 + 34,0 – 30,0 = 602,0).

Таким образом, планирование является механизмом управления внутренней средой предприятия. Однако результаты его деятельности в значительной степени определяются и внешней средой. Планировать финансово-хозяйственную деятельность необходимо для того, чтобы уметь ответить на следующие вопросы: где, когда, как и для кого предприятие собирается производить и продавать продукцию; какие цели ставит перед собой предприятие в будущем; установить, какие ресурсы необходимы для достижения поставленных целей и как добиться эффективного использования привлеченных ресурсов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Основные перспективы развития производственной деятельности предприятия отражены в планировании производства на предприятии. Здесь отражено точное предвидение и программирование на перспективу хода производственного процесса и его результатов по этапам. В плане с учетом специализации и кооперации труда устанавливается по датам четкое задание на выполнение конкретного вида и объема работ и расходование ресурсов по каждому цеху, отделу, бригаде и рабочему. В плане предусмотрена последовательность выполнения связанных между собой работ.

План всегда устремлен в будущее. Он включает обязательные сведения: конкретные исполнители работы, ее сроки, необходимые материалы, оборудование, требуемые специалисты, производственный персонал, стоимость работы в денежном выражении и источники финансирования.

Для выполнения успешной деятельности предприятия план предусматривает:

1. обеспечение технического, производственного и социального развития за счет заработанных средств;

2. полную ответственность за результаты деятельности;

3. осуществление внутренней перестройки планирования на основе расширения прав и усиления экономической ответственности филиалов, цехов, отделов предприятий за обеспечение и повышение стабильности их работы;

4. ориентация предприятия на получение прибыли.

На рассматриваемом предприятии ОАО «Урюпинский трикотаж» перспектива производственной деятельности планируется с изменениями в лучшую сторону:

1. планируется увеличить объем производства продукции на 52 %;

2. расширить ассортимент и улучшить качество выпускаемой продукции, для чего:

      внедрить новые технологии и оборудование;

      закупить новое высококачественное сырье;

      увеличить количество высококвалифицированных специалистов;

      производить новые виды изделий.

3. создать новую более яркую, рекламу, новую торговую марку, что поднимет престиж предприятия;

4. осуществлять межотраслевую интеграцию закупок, производства и торговли;

5. улучшить маркетинговую деятельность. Она должна быть направлена на изучение качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции, широты и объема рынка, состоянии покупательского спроса, тенденции его изменении.

Некоторое время предприятие простаивало в производстве, но затем вновь пошло в подъем. И для эффективного развития рассматриваемого предприятия имеются реальные предпосылки:

1. наличие производственных мощностей, возможность их рационального использования;

2. отработанные технологии;

3. развитие системы продаж продукции;

4. наличие новых производственных кадров;

Безусловно, ни одному предприятию ни на один день нельзя упускать перспективу его деятельности. Всему персоналу, особенно руководителям, нужно твердо знать: то, что сегодня можно относительно легко выполнить для создания хорошей перспективы  будущей деятельности предприятия, очень трудно или вообще невозможно будет сделать через 3-5 лет, когда перспектива станет сегодняшним днем.

Информация о работе Производственная программа промышленного предприятия, ее экономическая характеристика и определение оптимальных объемов производства