Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 20:04, реферат
Экономика России как материальная база проводимого общественного переустройства представляет собой сложный комплекс отраслей, среди которых особое место традиционно принадлежит промышленности. Промышленность – главная и ведущая отрасль материального производства. Она оказывает решающее воздействие на развитие производительных сил и производственных отношений.
Производственная деятельность данного предприятия относится к серийному и массовому типу производства, потому что предметы труда поступают периодически конструктивно одинаковыми партиями, а также изготовление значительной части продукции периодически повторяется. Используется труд рабочих, которые могут быстро освоить новую профессию.
В нашей стране крупные и крупнейшие предприятия занимают доминирующее положение, а они, как правило, оснащены физически и морально устаревшим оборудованием, предусматривают массовый выпуск продукции с невысокими качественными параметрами.
Увеличение объема и доли продуктов производства в общей «корзине» потребительских товаров резко снизило зависимость людей от природно-климатических условий, но одновременно усилило их зависимость от уровня индустриального потенциала. Деление стран мира на три группы – развитые, развивающиеся и неразвитые – осуществляется исключительно по индустриально-
Невозможно существенно изменить экономическую, социальную и политическую жизнь страны, оставляя при этом неизменным общественный процесс и его организацию.
Сама производственная деятельность промышленного предприятия приближает производство к источникам сырья и районам реализации товаров (значительная часть производственной продукции направляется на удовлетворение спроса местного населения), а также обеспечивает рациональное использование сырья, повышает занятость сельскохозяйственного населения, особенно в межсезонье. Технология производства основана на умении использовать химические, физические и прочие свойства природного сырья, материалов, энергии, с которыми люди имеют дело.
2. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ, ИХ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Для характеристики производственной программы предприятия используют показатели производства важнейших видов продукции в натуральном выражении, включая показатели качества продукции и стоимостные показатели – объем реализованной товарной и валовой продукции[2] (она охватывает как завершенную, так и промежуточную продукцию. Этот показатель наиболее часто используется в машиностроении, металлургии и т. п.).
Товарная продукция (ТП) представляет собой объем всей произведенной предприятием за определенный период конечной продукции, исчисленный в денежном выражении.
Величина реализованной продукции (РП) определяется на основе формулы балансовой увязки (Р + В + Т2 = П + Т1). Этот показатель учитывается при анализе итогов работы за отчетный период.
В соответствии с отчетом о прибылях и убытках большое значение имеет показатель – выручка (нетто) от реализации товаров продукции (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей), который используется для определения финансовых результатов от реализации.
Также для предприятия и его производственной деятельности исключительное значение имеет процесс механизации и в дальнейшем – автоматизации, химизации и электрофикации производства. При характеристике уровня механизации[3] производства изучают следующие показатели: коэффициент механизации производства, исчисленный как отношение объема продукции, выработанной с использованием машин к общему объему выпуска продукции; коэффициент механизации работ – отношение произведения числа количества труда и работ с использованием механизмов к произведению общей суммы затрат труда и производства данной продукции; коэффициент механизации труда, исчисляемый отношением числа рабочих, использующих механизмы при выполнении работ, к общей численности рабочих на данном предприятии.
В составе основных фондов важным звеном является производственная мощность, которая характеризует способность предприятия обеспечить максимально возможный выпуск продукции за определенный период времени в натуральном выражении в установленном планом ассортименте и качестве при полном использовании оборудования и производственных площадей на данном предприятии. Производственная мощность измеряется, как правило, в тех же единицах, в которых планируется производство продукции. Например, мощность трикотажной фабрики – в количестве изделий (штуках).
Одними из важных показателей производственной деятельности являются финансовые результаты предприятии.
Предприятие в процессе своей деятельности совершает материальные и денежные затраты на простое и расширенное воспроизводство основных фондов и оборотных средств, производство и реализацию продукции. Затраты представляют собой средства, израсходованные в целях обеспечения реализации продукции, получения дохода и прибыли. Наибольший удельный вес во всех расходах предприятий занимают затраты на производство продукции. совокупность производственных затрат показывает, во что обходится предприятию изготовление выпускаемой продукции, т.е. составляет производственную себестоимость продукции. Предприятия производят также затраты по реализации продукции, т. е. осуществляют коммерческие расходы (внепроизводственные).
Материальные затраты – наиболее крупный элемент затрат на производство. Их доля в общей сумме затрат составляет 60 – 90 %. Состав таких затрат включает расходы на материалы и сырье (за вычетом стоимости возвратных отходов по цене возможного использования или реализации, учитывая, что отходы одного производства могут служить полноценным сырьем для другого).
Затраты на оплату труда – второй по удельному весу элемент затрат на производство. Это затраты на оплату труда основного производственного персонала предприятия, включая премии за производственные результаты, а также затраты на оплату труда не состоящих в штате предприятия работников, занятых в основной деятельности.
Третий элемент затрат – это отчисления на социальные нужды или отчисления во внебюджетные социальные фонды. Предприятия отчисляют в пенсионный фонд 34 % от начисленной суммы оплаты труда, в фонд социального страхования – 6,3 %, в фонды обязательного медицинского страхования – 4,6 %, в государственный фонд занятости – 2,5 %.
Следующий крупный элемент затрат – износ основных производственных фондов, равный сумме амортизационных отчислений. Сюда же относятся ускоренная амортизация основных фондов и ее индексация.
Прочие затраты в составе себестоимости продукции – это налоги, сборы, отчисления в специальные внебюджетные фонды, платежи за предельно допустимые выбросы, обязательное страхование имущества предприятия, вознаграждения, платежи по кредитам в пределах ставок, установленных законодательством, оплата услуг связи, плата за аренду, износ по нематериальным активам.
К затратам на производство относят все виды расходов по поддержанию основных производственных фондов в рабочем состоянии – на капитальный, средний и текущий ремонт; уход, эксплуатацию машин и оборудования и др.
Немаловажно и деление затрат (издержек) по отношению к объему производства на постоянные, переменные и предельные.
К постоянным относятся такие издержки, сумма которых в данный период времени не зависит непосредственно от величины и структуры производства и реализации. Вместе с тем, средние постоянные издержки на единицу продукции имеют четко выраженную тенденцию к снижению по мере увеличения производства и реализации единиц продукции.
Переменными называются затраты, величина которых находится в непосредственной зависимости от объема производства и реализации и от их структуры при производстве и реализации нескольких видов продукции.
Общая величина издержек определяется как сумма постоянных и переменных издержек и переменных затрат. При решении вопросов о расширении или сокращении производства и реализации на первый план выходит умение определить характер изменения издержек обращения. Подобные издержки прироста и сокращения называются собственно предельными издержками. В книге Й. Ворст и П. Ревентлоу «Экономика фирмы» (М., Высшая школа. 1994. С. 66)[4] указано: «Под предельными издержками понимается средняя величина издержек прироста или сокращения на единицу продукции, возникших как следствие изменения объемов производства и реализации более чем на одну единицу».
Реализация готовой продукции, выполненных работ, оказанных услуг позволяет определить финансовый результат деятельности предприятия. В объем реализации не включается стоимость продукции, не отгруженной в отчетном периоде покупателям, и внутризаводской оборот.
Выручка от реализации продукции – это сумма денежных средств, полученных предприятием за произведенную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги. Это главный источник средств для возмещения затрат и образования доходов предприятия. Важным моментом в процессе реализации продукции является своевременность поступления средств. На размер выручки от реализации влияют объем выпускаемой продукции, ее ассортимент, качество, уровень цен, формы расчетов и т. д.
Предприятия реализуют свою продукцию потребителям, получая за нее денежную выручку. Однако это еще не означает получение прибыли. Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство продукции и ее реализацию, т.е. с себестоимостью продукции. Предприятие получает прибыль, если выручка превышает себестоимость.
Прибыль – один из важнейших показателей эффективности хозяйственной деятельности, отражающий конечный финансовый результат. Это основной источник финансовых ресурсов предприятия, связанный с получением валового дохода. Валовой доход[5] – выручка от реализации продукции за вычетом материальных затрат, т.е. включающий в себя оплату труда и прибыль. Между себестоимостью, валовым доходом и прибылью предприятия существует определенная связь (Приложение 2).
Конечный финансовый результат слагается из финансового результата от реализации продукции, основных фондов и иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
Прибыль (убыток) от реализации продукции определяется от реализации в действующих ценах без НДС и акцизов и затратам на производство и реализацию продукции.
Вторая составляющая валовой прибыли предприятия – прибыль от реализации основных фондов и иного имущества (Приложение 2). Третья составляющая валовой прибыли – прибыль от внереализационных операций, т.е. не связанных с основной деятельностью.
Итак, вся производственная деятельность нацелена на получение прибыли, за счет реализованной продукции. Доходы и расходы являются основными финансовыми результатами. Прибыль складывается из доходов предприятия за минусом расходов на определенные нужды.
3. ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ВЫПУСКА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
3.1. Задачи и принципы планирования выпуска продукции промышленных предприятий
Планирование – это разработка и корректировка плана, включающее предвидение, обоснование, конкретизацию и описание деятельности хозяйственного объекта на ближайшую и отдаленную перспективу.
Планирование производства на предприятии[6] – это точное предвидение и программирование на перспективу хода производственного процесса и его результатов по этапам. В плане с учетом специализации и кооперации труда устанавливается по датам четкое задание на выполнение конкретного вида и объема работ и расходование ресурсов по каждому цеху, отделу, бригаде и рабочему. В учебной литературе для вузов Японии управление и планирование представлены в одной общей схеме, где соотносится планирование и управление производственной деятельности предприятия (Приложение1).
Планирование как метод хозяйственного предвидения и программирования основан на детальных расчетах и указаниях. В плане содержатся предписания для работников и руководителей, чтобы предприятие достигло поставленной цели (Приложение 1).
Цели и задачи плана на всех этапах его исполнения увязываются с ресурсами, необходимыми для получения заданного результата.
В зависимости от отрасли производства и характера выполняемых работ для цехов, участков и бригад устанавливаются соответствующие плановые показатели и нормативы:
1. подробная подетальная номенклатура и объем выпуска продукции в течение года, месяца, декады, суток;
2. качество изготовленной продукции по соответствующим оценочным показателям;
3. численность персонала и выработка, измеренная натуральными показателями объема выпуска продукции на одного человека;
4. фонд заработной платы;
5. нормы расходования материалов, инструмента, топлива и энергии;
6. нормы потерь от брака продукции, поломок, естественной убыли, внеплановых простоев оборудования, его внепланового ремонта.
Маркетинговые исследования в основном предоставляют информацию о внешней среде и в первую очередь о рынках товаров. Это важнейший этап работы над планом производства.
Основным моментом в деле управления производством продукции является разработка плана производства.
Основанием для разработки производственной программы и формирования ассортимента продукции является учет конъюнктуры рынка и планов (прогнозов) сбыта изделий при последующей увязке натуральных и стоимостных показателей и ограничений по трудовым, материальным и финансовым ресурсам.
Главная задача этого раздела бизнес-плана состоит в определении того, что предприятие будет в состоянии реально производить определенное количество товара в нужные сроки и требуемого качества.