Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 13:00, курсовая работа
В условиях рыночной экономики любое предприятие ставит своей главной задачей получение прибыли и удовлетворение общественных потребностей. В ходе своей деятельности с целью достижения поставленных целей предприятие должно анализировать и планировать свою деятельность, чтобы оптимизировать производственный процесс, соответствие затрат и доходов, выявить слабые стороны и резервы повышения эффективности работы. С целью анализа процесса производства предприятие вводит понятие производственной мощности.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Производственная мощность предприятия………………………………….4
1.1. Понятие производственной мощности, виды, этапы планирования…….4
1.2. Производственная программа и производственная мощность предприятия……………………………………………………………………...15
2. Анализ производственной мощности ООО «Европарт»…………………...20
2.1. Общая характеристика предприятия……………………………………....20
2.2. Анализ использования производственной мощности предприятия….…24
2.3. Рекомендации по планированию производственной мощности предприятия………………………………………………………………….…..26
Заключение………………………………………………………………………32
Список литературы……………………………
По данным таблицы можно сделать вывод о том, что практически по всем показателям в 2009 году по отношению к 2008 году наблюдается рост, а по отношению к 2007 году снижение. Прибыль от продаж растет более высокими темпами, чем чистая прибыль, что обусловливается ростом иных расходов.
Ввиду
того, что ООО «Европарт» представляет
собой небольшое
Рис.
2 - Организационная структура ООО «Европарт»
На предприятии функционирует линейная структура управления.
Представленная
организационная структура
Однако
анализ организационной структуры
показал существенный недостаток -
полное отсутствие финансово-аналитического
отдела, то есть должности финансового
менеджера. Как следствие на предприятии
не подготавливается информация о финансовом
состоянии, в котором находится фирма
в определенный момент времени (так как
предприятие небольшое, я считаю, что,
необязательно создавать целый отдел,
можно взять одного человека на должность
финансового менеджера).
2.2.
Анализ использования
Степень
использования производственной мощности
определяется следующим образом:
К=
Фактический выпуск продукции / среднегодовая
производственная мощность
Факторы изменения ее величины можно установить на основании отчетного баланса производственной мощности, который составляется в натуральном и стоимостном выражении (в сопоставимых ценах) по видам выпускаемой продукции и в целом по предприятию:
мк = мн + мс + мр + мин + мас - мв,
где Мк, Мн — соответственно производственная мощность на конец и начало периода;
Мс — увеличение мощности за счет строительства новых и расширения действующих предприятий;
Мр — увеличение мощности за счет реконструкции действующих предприятий;
Мин — увеличение мощности за счет внедрения инновационных мероприятий;
Мас — изменение мощности в связи с изменением ассортимента продукции с различным уровнем трудоемкости;
Мв — уменьшение мощности в связи с выбытием машин, оборудования и других ресурсов.
Анализ использования производственной мощности ООО «Европарт» проведем в таблице 2.
Таблица 2
Анализ использования производственной мощности
Показатель | 2008 | 2009 | Изменение |
Выпуск продукции, тыс. руб. | 29700 | 31306 | +1606 |
Производственная мощность, тыс. руб. | 35600 | 38500 | +2900 |
Прирост
производственной мощности за счет:
а) ввода в действие нового и модернизированного оборудования б) реконструкции цехов |
+1930 +970 | ||
Степень использования мощности, % | 83,4 | 81,3 | -2,1 |
Производственная площадь, м2 | 840 | 920 | +80 |
Выпуск продукции на 1 м2 производственной площади, тыс. руб. | 35,36 | 34,03 | -1,33 |
Для характеристики степени использования пассивной части основных средств рассчитывают показатель выхода продукции на 1м2 производственной площади, который в некоторой степени дополняет анализ использования производственных мощностей предприятия. Повышение уровня данного показателя способствует увеличению производства продукции и снижению ее себестоимости.
Из табл. 2 следует, что объем производства на анализируемом предприятии в отчетном году вырос на 1606 тыс. руб., в том числе за счет:
- увеличения производственной площади предприятия
ВП = (+80) *35,36 = +2830 тыс. руб.;
- сокращения выпуска продукции на 1 м2 площади
ВП = 920* (-1,33) = -1224 тыс. руб.
Сводка факторов:
2830-1224=1606 тыс.руб.
Таким образом, можно сделать
вывод, что предприятие
2.3.
Рекомендации по планированию производственной
мощности предприятия
Менеджеры предприятия должны исследовать три измерения стратегии выбора производственной мощности перед принятием соответствующих решений: выбор размера запаса производственной мощности, выбор времени и размера расширения и связывание решений по производственной мощности с другими принимаемыми решениями.
Выбор
размера запаса производственной мощности.
Средний уровень использования производственной
мощности не должен подходить слишком
близко к 100 процентам. Когда возникает
такая ситуация – это сигнал о необходимости
увеличения производственной мощности
или уменьшения объемов принимаемых заказов.
Запас производственной мощности – это
количество дополнительной производственной
мощности, которую фирма сохраняет, чтобы
справиться с внезапными увеличениями
в спросе или временными потерями в производительности;
она измеряет насколько средний уровень
использования (в терминах реальной производственной
мощности) меньше 100 процентов. Запас производственной
мощности (ПМзап) определится по
формуле:
ПМзап
= 100 % - ПМисп,
где
ПМисп – уровень использования
производственной мощности, %.
Запас
производственной мощности в ООО
«Европарт» составляет:
ПМзап=100-81,3=18,7%
Данный
запас производственной мощности достаточно
велик, что обоснованно
В бизнесе используют большие запасы производственной мощности, когда спрос подвержен значительным изменениям. Большие запасы производственной мощности также необходимы, когда будущий спрос точно не определен, особенно, если низка гибкость ресурсов. Другой тип неуверенности в спросе происходит из-за изменений в сочетании видов изделий. Хотя общий спрос может остаться устойчивым, центр тяжести может перемещаться от одних сочетаний к другим. Неуверенность в своевременности поставок также приводит к необходимости использования больших запасов производственной мощности. Производственную мощность часто можно наращивать только большими фрагментами, и необходимость ее расширения на минимальный уровень может создать большой запас производственной мощности.
Аргумент
в пользу маленьких запасов
Выбор времени и размера расширения. Вторая проблема стратегии производственной мощности состоит в том, чтобы определить: когда ее расширять и насколько. Существует две крайние стратегии: экспансионистская стратегия, которая добавляет производственную мощность большими, но редкими порциями, и стратегия wait-and-see («ждать и смотреть» или «поживем-увидим»), которая делает эти добавки меньшими порциями, но более часто. В первом случае производственная мощность наращивается заблаговременно (когда заканчивается ее запас), а во втором случае – тогда, когда ее дефицит достигнет определенного порога.
В ООО «Европарт» рекомендуется применять вторую стратегию.
Выбор
времени и размера расширения
связаны между собой. Если увеличивается
спрос и время между
Несколько доводов можно высказать за экспансионистскую стратегию. Расширение может дать экономию за счет масштаба производства и помочь фирме уменьшить затраты и конкурировать на цене. Эта стратегия могла бы увеличивать долю фирмы на рынке или действовать как форма превентивного маркетинга.
Консервативная wait-and-see стратегия состоит в том, чтобы расшириться с меньшими затратами, например, ремонтируя существующие производственные мощности, а не создавая новых. Так как стратегия wait-and-see следует за спросом, это уменьшает риск перепроизводства, основанного на чрезмерно оптимистических прогнозах спроса, устаревшей технологии или неточных предположениях относительно конкуренции. Однако, эта стратегия имеет другие риски, например – быть обойденным конкурентами, применяющими превентивный маркетинг или неспособностью отреагировать на неожиданно высокий спрос. Wait-and-see стратегия удовлетворяет этой краткосрочной перспективе, но может разрушить долю на рынке на длительном отрезке времени.
Руководство может выбирать одну из этих двух стратегий или любой из множества промежуточных вариантов. Со стратегиями умеренной середины фирмы могут расширяться более часто (меньшими объемами) чем с экспансионистской стратегией, но не всегда отставать от спроса как с wait-and-see стратегией. Стратегия из этой середины – follow-the-leader («следовать за лидером»), то есть, расширяя производство тогда, когда это делают другие. Если остальные действуют таким же образом, то никто не получает конкурентного преимущества.
Связь производственной мощности и других принимаемых решений. Решения о расширении производственной мощности должны быть тесно связаны со стратегиями и операциями во всей организации. Когда менеджеры принимают решения относительно местоположения, гибкости ресурса и оборудования, они должны рассмотреть воздействие этого решения на размер запаса производственной мощности. Этот запас предохраняет организацию от неопределенности также, как и гибкость ресурсов и оборудования. Если система хорошо сбалансирована и сделано изменение в некоторой другой области принятия решений, то запас производственной мощности тоже может нуждаться в изменении, чтобы компенсировать это решение. К примерам таких связей с производственной мощностью можно отнести: