Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 21:38, курсовая работа
В XXI веке смогут занять достойное место в мировом сообществе только страны, идущие по пути инновационного развития, обеспечившие структурную перестройку и модернизацию экономики и на этой основе рост конкурентоспособности продукции. Реализация этого приоритетного направления требует повышения роли научных исследований и разработок, превращения научно-инновационного потенциала в один из важнейших ресурсов устойчивого экономического роста. Развитие науки, стимулирование инноваций должны быть нацелены на рост предложения инновационной продукции и услуг путем формирования рынков инновационного капитала и информационно-консультационных услуг, совершенствования нормативной и правовой базы оборота интеллектуальной собственности и ее защиты, улучшения системы кадрового обеспечения экономики.
Инновационная политика – это совокупность принципов и мероприятий, обеспечивающих создание благоприятного инновационного климата в стране [4, с.319].
В качестве главной задачи инновационной политики государства ставится ускоренное освоение в производстве передовых отечественных и зарубежных научных разработок с целью насыщения рынка современной, конкурентоспособной продукцией [8].
Что касается зарубежного опыта проведения инновационной политики, рассмотрим его на примере Европейского союза.
Деятельность ЕС в стимулировании инновационной активности в Европе финансируется в рамках научно-исследовательских программ (Research and Technological Framework Programmes). Эти Рамочные программы включают исследовательские проекты по анализу инновационной политики и ее эффективности в странах Европы, а также практические мероприятия по улучшению инновационной среды. Многие из этих проектов выполнялись в течение действия ряда Рамочных программ и продолжают функционировать в Шестой рамочной программе, принятой ЕС на период 2002-2006 гг. Наиболее важные из них следующие: Анализ инновационной политики в странах Европы (Trend Chart of Innovation in Europe), Европейское инновационное табло (European Innovation Scoreboard), Обзор инноваций (Community Innovation Survey).
Можно выделить пять приоритетов, которые характеризуют направления современной европейской инновационной политики:
Динамика инновационной политики Европейского союза свидетельствует о наступлении нового этапа в ее развитии. Инновации становятся приоритетом. Европейский союз решает задачи обеспечения координации всех политических инициатив под вектором инноваций. Промышленная, налоговая, региональная экономическая политики, регулирование рынка труда, конкуренции подчиняются требованиям инноваций. Формирование национальной инновационной системы Беларуси должно опираться на имеющийся опыт институционального строительства европейских стран в инновационной сфере, необходимо расширение участия Беларуси в Рамочных программах Евросоюза [9, с.87-97].
В качестве одного из элементов государственной инновационной политики как системного образования выступает ее законодательное обеспечение. Оно охватывает совокупность норм, тем или иным образом регламентирующих новаторскую деятельность в стране, а также направленных на стимулирование деятельности национальных хозяйствующих субъектов.
Взаимосвязь планирования и программирования мероприятий инновационной политики с ее законодательным обеспечением проявляется в том, что государственным планам и программам для повышения их степени значимости часто придается статус законов. Реализация налогового стимулирования инновационной деятельности объективно предполагает наличие в стране налогового законодательства, в рамках которого прописаны конкретные мероприятия, направленные на обеспечение указанного стимулирования. Необходимой предпосылкой амортизационного стимулирования инновационной активности является установление государством на законодательном уровне норм, условий и порядка амортизационных списаний. При отсутствии выполнения отмеченных требований не способны существовать не только обозначенные выше составляющие инновационной политики, но и налоговая и амортизационная политика как таковые. Аналогичный вывод может быть сделан также при рассмотрении взаимосвязей законодательного обеспечения инновационной политики с остальными элементами данной системы.
Кроме
этого, для обеспечения большей простоты
и прозрачности реализации налогового
стимулирования инновационной деятельности
видится целесообразным сосредоточение
всех законодательных норм, предусматривающих
льготы субъектам новаторской деятельности
в сфере налогообложения в рамках предлагаемого
к разработке и принятию Инновационного
кодекса Республики Беларусь [10].
1.4.1
Мировой опыт
определения показателей
инновационной экономики
При характеристике инновационной политики используются показатели, характеризующие уровень развития инновационной экономики.
В настоящий момент в современной мировой практике существует значительное число различных показателей, оценивающих уровень развития инновационной экономики, её потенциал. Поскольку общепризнанного понятия инновационной экономики не существует, то к её показателям в общем случае относят множество индикаторов: начиная с оценки человеческого капитала, показателей, измеряющих знания, НТП, и заканчивая отдельными показателями фондового рынка. С другой стороны, оценка инновационной экономики естественно должна включать оценку всех стадий инновационного цикла и связанных с ними процессов.
Различные
международные организации
В качестве положительных примеров можно привести следующие системы показателей:
Согласно методики экспертов ВЭФ, возможность достижения экономикой устойчивого экономического роста в среднесрочной и долгосрочной перспективе в равной степени зависит от трёх категорий переменных: макроэкономическая среда, государственные институты и технология. В долгосрочном периоде рост экономики невозможен без НТП. Для стран «новаторов» (в том числе США, Япония, Корея, Канада и др.) доля инновационной составляющей при расчёте индекса роста конкурентоспособности составляет ½, тогда как для остальных – всего 1/3. Индекс научно-технического потенциала рассчитывается на основе таких данных как: число патентов на 1 млн. населения, позиция страны по уровню технологического развития, вклад иностранных инвестиций в инновационную деятельность местных фирм, число пользователей Интернет на 10 000 человек и т.д. [5, с.11-12].
Так, 31 октября 2007г. ВЭФ представил вниманию мирового сообщества Отчет о глобальной конкурентоспособности 2007—2008гг. Группу лидеров (стран, вошедших в первую десятку) представляют США, Швейцария, Дания, Швеция, Германия, Финляндия, Сингапур, Япония, Великобритания и Нидерланды. Среди развивающихся стран лидирующие позиции занимают Китай и Индия — 34-е и 48-е места соответственно. Последнее, 131-е место в рейтинге занимает Чад. Литва занимает 38-е место, а Латвия - 45-е. Среди стран СНГ самое высокое место — 58-е — заняла Россия, поднявшись на одну позицию по сравнению с прошлогодним показателем. Далее идут Казахстан (61-е место), Узбекистан (62-е), Азербайджан (66-е). Украина в нынешнем рейтинге находится на 73-й позиции. Грузия занимает 90-е место, Армения — 93-е, Молдова — 97-е. Беларусь в данный рейтинг, к сожалению, не попала [11].
Предложенная Директоратом по предпринимательству КЕС система «инновационных показателей», включает в себя 16 индикаторов, разделённых на четыре группы в соответствии с приложением А.
Оценка инновационной деятельности по предложенной методике позволяет сопоставить успехи различных стран и определить области, которые требуют дополнительных усилий со стороны частных организаций и государства. Вместе с тем предложенные параметры определяют лишь сильные и слабые стороны проводимой государством инновационной политики. В то время как инновационная деятельность является сложным процессом, на который влияют многие факторы. Для достижения успеха в инновационной деятельности странам необходимо инвестировать как в создание, так и в распространение новых знаний.
В мировой практике используется система индикаторов уровня инновационного развития страны, ежегодно рассчитываемых экспертами ОЭСР. Оценка ведётся по следующим показателям:
1.
создание и распространение
и т.д.
2. информационная экономика:
и т.д.
3. глобальная интеграция экономической активности:
и т.д.
4. производительность и структура экономики:
и т.д.
Данная
система позволяет сопоставить
уровень и динамику развития стран-участниц
этой организации. В отличие от европейской
системы, которая оценивает инновационный
потенциал только развитых стран, ОЭСР
приводит статистику и по отдельным странам,
которые не являются её членами [5,
с.11-14].
Инновационный путь развития – одна из приоритетных задач социально-экономического развития страны, которая раскрыта в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы. В ней отражены и основные показатели инновационного развития Республики Беларусь и их прогноз, указанные в приложении Б.
Конкретизируем некоторые из них.
Доля инновационно-активных важнейших предприятий в общем количестве предприятий промышленности.
Инновационно-активные предприятия – предприятия, осуществляющие разработку и/или внедрение новых или усовершенствованных продуктов, технологических процессов и иные виды инновационной деятельности; осуществляющие затраты на технологические инновации.
Инновационная активность организации оценивается тремя основными характеристиками: наличием завершенных инноваций; степенью участия организации в разработке данных инноваций и оценкой основных причин, по которым инновационная деятельность не осуществлялась.
Численность работников, выполняющих научные исследования и разработки.
Численность работников, выполняющих научные исследования и разработки – работники, состоящие в списочном составе организации (подразделений высших учебных заведений, предприятий, других организаций, выполнявших исследования и разработки), без лиц работавших по совместительству и договорам гражданско-правового характера.
Увеличение финансовых затрат на исследования и разработки за счет средств республиканского бюджета.
Затраты на исследования и разработки – общая сумма затрат на выполнение научных исследований и разработок с учетом работ выполненных соисполнителями, с начала отчетного года, включая как текущие, так и капитальные затраты.