Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 12:22, курсовая работа
Цель предоставленной курсовой работы сформировать достаточно твердое убеждение в надобности непременного применения прогнозирования в исследовании общественно - экономических и общественно-политических процессов.
Введение 3
1.Прогнозирование в системе исследования социально - экономических и политических процессов 4
1.1 Моделирование как инструмент прогнозирования с заданными свойствами 4
1.2 Направления применения прогнозирования в исследовании социально-экономических и политических процессов 8
2. Особенности прогнозирования как подхода к исследованию социально – экономических и политических процессов 14
2.1 Прогнозирование в контекте принятия решений 14
2.2 Применение в прогнозировании экспертных оценок в исследовании социально - экономических и политических процессов 17
2.3 Прогнозирование в исследовании социально-экономической обстановки с учетом применения интерактивно - аналитических систем групповой поддержки решений 24
Заключение 31
Список литературы 32
В случаях, когда имеется возможность количественной оценки значения целевой функций, задача хорошо формализуема, привлекать экспертов нецелесообразно. Независимо от целей и задач применение экспертного метода предполагает соблюдение следующих условий:
- экспертная оценка должна производиться только в том случае, когда нельзя использовать для решения вопроса более объективные методы;
- количество экспертов должно быть оптимальным;
- ответы экспертов должны быть однозначными;
- поддающимися математической
Процесс организации экспертизы условно разделяется на три фазы; подготовки, проведение, истолкование. Продолжительность каждой фазы зависит от степени подготовленности к выполнению работ, от выбранной методики проведения экспертизы, от назначении материалов для дальнейшей работы, а также от директивных сроков исследования пронесся.
Подготовка экспертизы включает такие стадии, как постановка задачи экспертизы, подбор экспертов, выбор метода экспертного опроса и обучение экспертной группы.
Фаза проведения экспертизы характерна тем, что эксперту необходимо иметь время для обдумывания задачи и подготовки собственного мнения. Поэтому для эксперта стремятся создать такие условия, которые позволяют ему выполнить работу независимо от результатов работы своих коллег. Во время проведения экспертизы организатор работ должен контролировать сроки, готовить и представлять экспертам дополнительные материалы с разъяснениями или сведениями, которые могут им пригодиться в работе.
Третья фаза - использование результатов - начинается тогда, когда получены материалы от экспертов. Организатор проведении экспертизы осуществляет обработку данных и анализирует полученные результаты. В зависимости от поставленной цели экспертизы применяются различные методы обработки результатов. Важным моментом заключительной фазы проведения экспертизы является публикация окончательного результата с подготовленными предложениями по их применению.16
Использование процедуры экспертизы осуществляется либо для оценивания текущего состояния системы или процесса с целью выработки определенных действии для выхода из сложившейся ситуации, которая интересует исследователя, либо для представления будущего системы (процесса), зависящего от влияния факторов внешней среды. Следует помнить, что возможны варианты, которые связаны с выбором либо одного исследуемого объекта, либо совокупности объектов с однотипными признаками. Например, в социальных процессах под объектом исследования можно понимать человека (личность) или какое-либо явление, содержащее множество признаков.
Прежде чем приступить к подбору экспертов, необходимо поставить задачу и сформулировать цель. Проведение экспертного оценивания осуществляется либо ВОАИН, либо в несколько туров – все зависит от установленной процедуры проведения экспертизы. Например, при выявлении рейтинга объекта исследования достаточно провести один тур голосования, причем число экспертов (респондентов) должно превышать количество оцениваемых объектов. Другое дело, когда требуется с помощью группы экспертов подобрать набор вариантов (предложении по включению объектов на рассмотрение), а затем среди отобранных вариантов выделить наиболее значимые. В таком случае проводятся обсуждение или голосование, или оценка в несколько турок (не менее двух), причем группы экспертов, их квалификация и количество членов в группе могут меняться в каждом туре голосования.
Цели
проведении экспертного оценивания
можно свести к следующим пяти группам:
упорядочение объектов, выбор наиболее
предпочтительного варианта, конструирование,
моделирование и классификация.
Рис
2.1 Отображение выстраивания объектов
в порядке их значимости
Упорядочение заключается в том. что экспертам предлагается рассмотреть схожие по своим свойствам объекты и выстроить их в определенном порядке, например в порядке их значимости. Для установления приоритетов или порядковых мест требуются определенные правила оценивания. В процессе экспертного оценивания должно участвовать довольно большое количество экспертов. которые высказывают свою личную точку зрения, используя количественные опенки. Данные обрабатываются метолом ранжирования (замена количественных оценок порядковыми номерами). Результаты можно представить в виде диаграммы, на которой отображаются частоты попадания номеров рассматриваемых объектов, либо отображается номер места, которое занял каждый объект при опенке экспертами. В качестве примера на рис. 2.1 представлено отображение упорядочения четырех объектов после проведения процедуры их оценивания экспертами.
Выбор наиболее предпочтительного варианта преследует если из множества имеющихся вариантов выбрать один (наиболее значимый), причем может оказаться так. что каждый вариант имеет собственные показатели, выраженные количественными и лингвистическими оценками. Только опыт работы эксперта, его знания предметной области позволяют сформулировать наиболее подходящее решение.
Как правило, в качестве входа для работы эксперта предлагаются объекты, которые отличаются характеристиками. Решение поставленной задачи осуществляется методом голосования, с установкой критерия, определяющего принятие варианта, если число голосов (процент положительных ответов) превышает заданный уровень значимости. При выборе наиболее предпочтительного варианта выполняется процедура голосования в один или несколько туров. В последнем случае появляется возможность после каждого тура сужать множество рассматриваемых вариантов, а также менять экспертную комиссию.
Прогнозирование заключается в том, что исследователь ставит цель: создать систему показателей для оценки объекта. В этом случае каждый эксперт должен дать свои предложения по показателям, а затем необходимо обсудить и оставить только те, которые приняты большинством голосов. Организация работы экспертной комиссии состоит из двух этапов: внесение предложений и выбор наиболее подходящих вариантов проводится либо тайное, либо открытое голосование по каждому из предложенных вариантов. Характерно, что в качестве исходного материала рассматриваются один объект (процесс) и предложенный конечный набор показателей (свойств) данного объекта (процесса).
Моделирование
системе прогнозирования
В дальнейшем можно будет подобрать группу объектов, которые соответствуют предъявляемым требованиям, выработанным с помощью экспертов. Например, требуется создать список потенциальных претендентов на занятие конкретной вакантно» должности. Исходя из сложившейся обстановки (это могут быть пожелания общественности, мнение руководства, требования профсоюзной организации, социальная ситуация и т. п.) эксперты должны указать наиболее важные параметры будущего кандидата (мужчина или женщина, образование кисшее или среднее, предельный возраст и т. п.). Поэтому для выбора из возможного с писка претендентов на занятие вакантной должности необходимо иметь некоторый ориентир в виде эталона с указанием наиболее важных качественных показателен. Подбор кандидатур, удовлетворяющих эталону, намного сужает задачу дальнейшего обсуждения.
Существует представление об идеальном «портрете» эксперта, который имеет в качестве характеристик следующие показатели.
Креативность - способность решать творческие задачи, метод решения которых пока неизвестен.
Интуиция
~ способность делать заключение об
исследуемом объекте без
Предикативность - способность предвидеть или предугадывать будущее состояние исследуемого объекта.
всесторонность - способность видеть проблему с различных точек зрения.
Проблема подбора специалистов на роль эксперта при решении конкретной задачи пока не решена однозначно. Тем не менее существуют подходы при формировании группы в виде экспертной комиссии. Названия подходов, перечисленных ниже, при формировании экспертной комиссии (труппы) говорят сами за себя и не чуждаются в каких-либо комментариях:
- случайный выбор;
- выбор по категориям;
- подбор противоположностей;
- выбор по методу самооценки;
- выбор методом оценки группой;
- выбор на основе имеющихся сведений по предыдущей работе.
В том случае. когда эксперты рассматривают несколько объектов и проводят их оценивание или выбор наилучшего варианта, либо пытаются провести классификацию объектов, встает вопрос о компетентности экспертов в конкретной предметной области. Если эксперты исходя из своих знании и благодаря умению увидеть проблему с профессиональной точки зрения дают близкие оценки, то это хорошо. В случае, когда наблюдаются противоположные высказывания со стороны экспертов по отношению к одному и тому же объекту, встает вопрос о правильности подбора экспертов. При подборе экспертов большое внимание уделяется согласованности их мнении. С этой целью на этапе формирования экспертной группы проводятся контрольные измерения с последующей математической обработкой их результатов.
Глубокие перемены в сфере общественных отношений в нашей стране и переход к многоукладной экономике существенным образом изменили требования к процессам управления. Появилась необходимость в новых средствах анализа социально - экономической и политической ситуации.18
На современном этапе развития информационных технологий возникла проблема создании новых методов решения слабоструктурированных проблем. Детерминированные математические модели используют экстраполяцию существующей ситуации и связаны с усложнением алгоритма, так как включают в себя большее число параметров, что как правило, делает, эти модели не всегда оправданными при прогнозировании социальных процессов. В значительной степени затруднены быстрый и адекватный анализ социально-политической и экономической обстановки (включая определение зон нестабильности и социальной напряженности), анализ электорального климата в условиях недостаточной и недостоверной информации.
Возрастает роль экспертов как носителей знании и инженеров - когнитологов. В связи с этим не вызывает сомнения необходимость разработки, совершенствования и внедрения новых методов принятия решений с использованием знаний группы экспертов, функционирующих в среде групповой поддержки принятия решений или СГППР.
В настоящее время главными критериями оценивания проектируемых и функционирующих систем поддержки управленческих решений становятся качество принимаемых решении, а также количественные характеристики обрабатываемой в процессе принятия решении информации.
В связи с этим возникает необходимость создания систем нового типа, а именно - систем коллективного анализа и оценки слабоструктурированных предметных областей, с развитым аналитическим блоком и применением методов качественного анализа проблемной ситуации. При этом наиболее эффективно используется интеллектуальный потенциал лип. принимающих групповое решение (ЛП ГР), в процессе взаимодействия между собой. Необходимость обращения к знаниям экспертов вызвана недостаточностью либо отсутствием информации, отсутствием времени на ее сбор и обработку, а также неэффективностью использования знаний экспертов в традиционных системах. С учетом этого фактора в последнее время в органах управления создаются ситуационные центры (СЦ), которые комплектуются СГППР для анализа сложных и слабоструктурированных проблем, каковыми являются проблемы, связанные с социально - экономической и политической обстановкой.19
Актуальность задачи обусловила необходимость исследования технологий проектирования и функционирования интерактивно-аналитических СГППР с использованием средств отображения информации коллективного пользования (СОИ КП), при развитом интерфейсе интерактивно аналитического взаимодействия ЛПГР,