Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 12:22, курсовая работа
Цель предоставленной курсовой работы сформировать достаточно твердое убеждение в надобности непременного применения прогнозирования в исследовании общественно - экономических и общественно-политических процессов.
Введение 3
1.Прогнозирование в системе исследования социально - экономических и политических процессов 4
1.1 Моделирование как инструмент прогнозирования с заданными свойствами 4
1.2 Направления применения прогнозирования в исследовании социально-экономических и политических процессов 8
2. Особенности прогнозирования как подхода к исследованию социально – экономических и политических процессов 14
2.1 Прогнозирование в контекте принятия решений 14
2.2 Применение в прогнозировании экспертных оценок в исследовании социально - экономических и политических процессов 17
2.3 Прогнозирование в исследовании социально-экономической обстановки с учетом применения интерактивно - аналитических систем групповой поддержки решений 24
Заключение 31
Список литературы 32
Сравнительный анализ разных методов исследования (метод главных компонент, статистические методы, кластерный анализ, в том числе дискриминантный и таксономический, детерминационный анализ, структурно-логический метод, метод структурного баланса и другие) показывает, что применение этих методов по отдельности может давать хорошие результаты, формулирующиеся на языке метода, которые, однако, довольно трудно увязываются между собой. Поэтому в решении сложных комплексных задач ситуационного анализа, связанных с мониторингом и управлением, раздельное, трудно согласуемое использование этих методов порождает целый ряд специфических проблем. Исходя из этого возникла задача создания комплексного метода, отвечающего современным требованиям и обеспечивающего согласованное использование ситуационного анализа разного уровня - от концептуального до оперативного, от теоретических представлений до практического применения в практике социального и политического мониторинга и управления.
В качестве такого метола и был предложен метод проективной структуре чаще. основывающийся на комплексировании нескольких апробированных структурных методов и позволяющий проводить согласованный анализ социального объекта на концептуальном. стратегическом и оперативном уровнях.
Под проекцией объекта исследования понимается его отображение (посредством измерения) на некотором множестве параметров, достаточно полно характеризующих объект в контексте проблемной ситуации или конкретной частной задачи ситуационного анализа.10
Любой
объект социальной природы подчиняется
некоторым закономерностям
Проекции
многомерного объекта на ту иди иную
систему координат
Целенаправленное
выявление структур проекций рассматривается
как процесс проективно-
По структуре проекций объекта можно судить о состоянии и тенденциях изменения объекта, т. с. таким образом решать задачу реконструкции объекта, а при наличии проекции на разные системы координат и по моделям реконструкций, полученных в разные моменты времени, можно конструировать прогнозы поведения объекта. Если при построении прогноза есть только одна временная точка, то в качестве второй условно выбирается точка текущею момента, т. е. учитывается прогнозный фон, под которым понимается вся совокупная информация о состоянии объекта и его изменениях на момент интерпретации результатов и построения моделей. При достаточном накоплении результатов исследовании появляются возможность конструирования достоверных гипотез о закономерностях повеления объекта, возможность выявления механизмов его функционирования.
Посредством прямых или опосредованных измерении параметров объекта, их структуризации и последующего практического применении результатов анализа исследователь получает новое знание об объекте, выявляет наиболее устойчивые, измеримые параметры, отражающие его поведение, структуру связей между ними, а также формирует или уточняет представления об общих и частных механизмах функционирования объекта, которые фиксируются не концептуально, а на структурно-логических и когнитивных картах. Именно это и является обшей научной целью проективно-структурного исследования объекта социально-политической природы. На основе выявленных существенных параметров {переменных) и структуры их связей уточняется и развивается концептуальная модель предмета конкретного исследования, с помощью которой проводится интеркарта получаемых результатов, строятся прогнозы и сценарии. Моделирование рассматривается в качестве основного метода познания объектов социально –политической природы, отличающихся динамичностью. Очевидно, что модели таких объектов способны отражать только отдельные их аспекты, выбираемые исследователем, и взятые по отдельности они ни в коей мере не могут претендовать на полноту и рассматриваться как полные модели системного объекта. Согласно методологии «мягких систем», они являются, прежде всего, системным способом мышления об объекте, методом его познания, когда задачи выбираются на основе возможностей и интересов исследователя, когда явно обозначается, через используемый язык описания объекта и предмета исследования, позиции исследователя, в рамках которой рассматривается существующий предмет исследования, его элементы и отношения между ними. Здесь проявляется субъекто - объектная двойственность знания об объекте социально-политической природы.
Одним из ключевых свойств режима прогнозирования является легитимность и общепризнанность полученных результатов. Поэтому важно, чтобы эти результаты стали составной частью политической стратегии территориальной власти и послужили отправной точкой в процессе выбора социально-экономических приоритетов.
Механизм реализации этого этапа включает в себя перевод программных целей в форму политических решений, целесообразность которых последовательно подчеркивается серией типовых мероприятий.
К ним следует отнести: сбор подписей в поддержку данного решения, прохождение предусмотренного законодательством порядка рассмотрения и принятия решения, лоббирование решения через своих представителей в органах власти и пр.12
Методологический смысл теста заключен в выработке последовательной серии действий различных участников процесса прогнозирования, направленных на сближение их интересов и преодоление рассогласованности.
В основе этой рассогласованности лежит неустойчивый характер контактов между основными субъектами, образующими систему местного самоуправления, тормозящий процессы формирования и реализации местной инициативы и обусловливающий необходимость вмешательства в дела местного значения органов власти вышестоящего звена управления.
Налаживание
контактов образует важнейшее условие
формирования первичных признаков
самоорганизующегося
Выбор субъектов, составляющих основу взаимодействия местных сообществ, продиктован их ролью в процессе становления гражданского общества, а также проявлением типовых проблем, источниками которых и является отсутствие эффективного взаимодействия между ними.
Отличительной особенностью этой программы является ее вектор, имеющий ориентацию снизу вверх, что составляет важнейшее требование использования режима программирования в развитии местных сообществ. Поддержка этой ориентации возможна лишь при активном участии в процессе разработки программы тех, кого она непосредственно касается. Представленный тест имеет значение как прообраз тех действий, которые необходимо совершить его участниками для решения проблемной задачи.
Основным стимулом в проведении этих игр стала осознанная необходимость в выработке эффективных мер по нейтрализации актуальных для субъекта программирования проблем, выявленных в ходе широкого общественного Обсуждения. Характерной чертой прогнозирования является максимально открытый и доступный режим обсуждения перспективных направлений в развитии организации (территориального образования), нацеленный не только отобрать оптимальный вариант выхода из сложившейся ситуации, но и сделать этот выбор общественно признанным, и потому наиболее взвешенным и практически реализуемым. Процедура программирования может быть осуществлена в любой из представленных выше форм (организационно-деятельностной или деловой игры, кейс-обсуждения, семинара и пр.) и избирается исходя из целей программы, ее масштаба и степени вовлеченности в нее заинтересованных сторон.13
Достижение результата, положенного в основу процедуры, становится возможным в процессе преодоления четырех этапов
На первом этапе — подготовительном — проводится сбор информации, подбирается оптимальная форма организации обсуждения, комплектуются рабочие группы, в которых должен быть реализован интерактивный режим обсуждения, разрабатывается сценарий обсуждения, формулируются проблемы, выносимые на обсуждение, а также составляется смета расходов на проведение всего мероприятия.
На втором этапе — постановочном — производится оценка ситуации, подбираются показатели, характеризующие возможность изменения этой ситуации, определяется место организации (территориального образования) в системе общественного разделения труда, ее конкурентоспособность, привлекательность среди партнеров и населения.
На
третьем этапе —
На
четвертом этапе — проектном
— определяются конкретные шаги, способные
ослабить негативное влияние стоящих
перед субъектом
В результате проведенной работы аккумулируются все прозвучавшие в ходе обсуждения замечания и предложения, оценивается их результативность и ресурсная обеспеченность, намечаются первоочередные действия по достижению актуализированных целей, лежащих в основе проектируемой программы.
Примером
действий по прогнозированию в государственной
и муниципальной сфере
Исследование процессов, которые отражают социальные изменения и экономическую жизнь страны, анализом и обработкой информации об объектах, которые участвуют в том или ином процессе. Следует отметить, что сильное влияние на социальные процессы и процессы в экономике оказывают внешние факторы, которые рассматриваются в определенный промежуток времени. Внешние факторы или как их называют, факторы внешней среды, оказывают либо непосредственное, либо косвенное влияние на ход развития процесса. Ввиду указанных причин статистические сведения, собираемые о развитии процесса в прошлом, не всегда являются основанием для планирования работ на будущее. В любом процессе можно выделить базовые элементы (объекты), которые обладают определенными свойствами. Следовательно, можно наблюдать за ходом развития процесса, контролировать) управлять элементами, объединенными в комплекс для обслуживании процесса, как в текущий момент времени, так и в будущем. Исследователь процессов оперирует не только количественной информацией, но также качественными оценками свойств объектов. Для решения определенного класса задач при исследовании и управлении ходом протекания процесса эксперты приглашаются в следующих случаях:
1) когда возникает ситуация при развитии промесса с недостаточно точными исходными данными или они вовсе отсутствуют. В этом случае эксперты способны выработать согласованное мнение и внести свои предложения по будущему развитию процесса в связи с тем, что необходимо делать в текущий момент времени;
2) когда возникает ситуация критериальностн и необходимо работать с качественными или количественными признаками;15