Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 20:35, курсовая работа
Инвестиционные стратегии в мировом бизнесе могут обеспечить дополнительный прилив иностранного капитала. В последние годы корпоративная стратегия ориентирована на глобальные процессы, а прямые иностранные инвестиции становятся неотъемлемой их составляющей. Более того, используя новые технологии, компании укрепляют стратегические возможности для усиления своих позиций на зарубежных рынках и повышения эффективности капиталовложений. Одной из основных стратегий транснациональных компаний является стратегия слияний и поглощений (M&A).
Введение 3
Раздел 1 5
1.1 Причины и методы слияния и поглощения в международном бизнесе. 5
1.2. Оценка эффективности слияний и поглощений 16
Раздел 2 24
2.1. Последствия слияния и поглощения компаний 24
2.2. Виды слияния и поглощения 25
2.3.Сделки по слиянию и поглощению и их последствия 28
2.4. Особенности слияний и поглощений в Европе 33
Раздел 3 36
3.1. Крупнейшие сделки ХХI века 36
3.2. Перспективы рынка слияний и поглощений в посткризисный период 41
Заключение 45
Как известно, сделки между крупнейшими ТНК мира, в основном, носят трансграничный характер. Поэтому особый интерес представляет проследить динамику трансграничных M&A. Наиболее полные данные об этом дает World investment report [12]. В 2004 г. трансграничные M&A возросли на 28% до 381 млрд. долл. Количество сделок, заключенных в 2004 г. по трансграничным СИП, составило примерно 5100, что на 12% выше уровня предыдущего года. Также продолжился рост доли мега-слияний и поглощений (суммы сделок свыше 1 млрд. долл.) в общей стоимости сделок M&A. Самой крупной сделкой в 2004 г. стала сделка по поглощению испанской компанией Hispano великобританской компании Abbey National – 15,8 млрд. долл. Эта сделка по стоимости была почти такой же, как наиболее крупная сделка в 2003 г., однако ее стоимость составила лишь одну тринадцатую самой крупной сделки, которая когда-либо происходила (сделка по поглощению Mannesmann компанией Vodafone).
Трансграничные M&A выросли значительнее на местном и региональном уровне, чем на глобальном. Например, между странами ЕС (15 его членов) стоимость таких сделок выросла в 2004 г. на 57% до уровня в 99 млрд. долл., что составляло 57% всех сделок M&A в этом регионе в данном году (в 2003 г. аналогичная цифра составила 52%).
Причинами, повлиявшими на рост сделок M&A, стали низкие ставки процента, возросшие прибыли корпораций, увеличение цен активов по сравнению с 2003 г. (что отразилось на росте индексов на фондовых биржах). Кроме того, рост стоимости и количества сделок по трансграничным M&A был обусловлен ростом стоимости многих компаний из развитых стран в результате данных сделок. В развивающихся странах, где такие сделки менее распространены, поскольку лишь немногие фирмы из этих стран привлекают иностранные инвестиции и по-прежнему существуют значительные ограничения по сделкам M&A, также наблюдался рост трансграничных M&A. Их стоимость выросла на 36%, достигнув отметки в 55 млрд. долл., что составляет две трети от пика, достигнутого в 2001 г. особенно сильный рост трансграничных покупок наблюдался в Китае и Индии, где стоимость сделок удвоилась по сравнению с 2003 г., и достигла своих рекордных цифр 6,8 млрд. и 1,8 млрд. долл. соответственно.[12] Впервые Китай стал самой главной страной – целью для трансграничных M&A среди развивающихся стран. В Индии этому тренду способствовала политика либерализации. В Китае же движущими факторами стали быстрый экономический рост и либерализация, особенно после вступления его в ВТО.
Активизация рынка M&A в последние годы связана с улучшением состояния мировой экономики, – полагают аналитики. «В 1990-х мы уже столкнулись с бумом на рынке M&A. Однако затем в 2001–2002 годах произошел кризис, который во многом был вызван ростом дефицита финансовых ресурсов. Это привело к спаду объемов сделок по слиянию и поглощению.
Примером глобализации деятельности компании и превращения ее в ТНК путем трансграничных M&A может стать компания Deutche Telecom. Компания Deutche Telecom, некогда германский монополист в области телекоммуникаций, взяла в 1998 г. курс на экспансию с целью занять достойное место на глобальном рынке телекоммуникационных и информационных услуг. Будучи основным продавцом прежде всего телефонных услуг на рынке Германии и обладая значительной массой абонентов, компания имела достаточно свободных средств, чтобы произвести требуемые для этого инвестиции. Уже в 1998 г. обнаружились тенденции потери компанией ведущих позиций на рынке, что было связано как с «неповоротливостью» бывшего государственного предприятия, так и с деятельностью различных антимонопольных организаций, вынуждавших компанию открывать рынок для появлявшихся конкурентов.
В рамках концерна была образована подструктура, непосредственно подчиняющаяся высшему руководству, целью которой являлась разработка стратегии выхода Deutche Telecom в ряды глобальных игроков, а также ее реализация с помощью слияний и поглощений в ряде стран. Структура подразделения отражала географические направления ее деятельности, включая следующие 4 региона: Америка, Азия и Океания, Западная Европа и Центральная и Восточная Европа, с офисами в ведущих странах этих регионов. Кроме того, к подразделению относятся отдел, состоящий из специалистов по проведению сделок слияний/поглощений, 2 независимых отдела по инвестиционному консалтингу и высший совет, принимающий окончательные решения относительно инвестиций.
«Рост через интернационализацию» — под таким лозунгом началась кампания по приобретению иностранных активов. Уже в 2000 г. отношение чистого дохода, полученного за границей, к его общей величине увеличилось по сравнению с предыдущим годом с 11 до 19%. В 2002 г. эта цифра составила уже 25%. После приобретения американских компаний VoiceStream и PowerTel к июню 2001 г. количество сотрудников, занятых за рубежом, превысило 36000.
Как глобальный продавец телекоммуникационных и информационных услуг «Телеком» делает ставку на 4-х основных направлениях, нашедших отражение в его структуре: мобильная связь (T-Mobile), Интернет-услуги (T-Online), системные решения (T-Systems) и фиксированная связь (T-Com).
После приобретения ряда мобильных операторов T-Mobile стала крупнейшим в мире оператором в стандарте GSM, включая кроме прочих и большинство операторов Центральной и Восточной Европы в Хорватии, Польше, Словакии, Чешской Республике, Украине, Венгрии и России. Приобретение Debis Systemhaus cделало T-Systems одной из крупнейших в мире компаний по системной интеграции и 2-м по величине провайдером подобных услуг в Европе, обслуживающим таких крупнейших клиентов, как Mercedes. Следует отметить, что именно рынок системной интеграции, с ежегодным темпом роста в 20%, обещает быть одним из наиболее интересных в будущем. Подразделение обладает на сегодняшний день порядка 40000 сотрудников в 20 странах мира с 10 млрд. прибыли. Клиентская база T-Com состоит из 41 млн. частных клиентов и 350000 юридических. В результате активного приобретения иностранных активов доля выручки, получаемой за границей, постоянна росла и достигла в области фиксированной связи в первом полугодии 2002 г. 33% (в соответствующем периоде 2001 г. — 27%).
Основными мотивами, преследуемыми компанией в ходе слияний/поглощений, являлись выведение торговой марки на глобальный уровень, достижение умеренной диверсификации и синергии по ряду направлений. Так, приобретя американскую компанию Debis, Deutche Telecom вышел на рынок системных решений и, объединив ноу-хау в сферах телекоммуникации и информационных технологий, способен предлагать широкий спектр товаров и услуг «из одних рук». Тем самым появилась возможность значительно повысить получаемую маржу и конкурировать за ранее недоступные крупные контракты.
Европа находится на первых этапах очередного периода слияний и поглощений. Многие компании выходят из непростого времени реструктуризации и реформирования систем корпоративного управления. В 2004 году начался рост прибылей и уверенности в экономической ситуации. Имея ресурсы наличности, компании могут свободно выбирать дальнейшие пути развития: они могут распределить прибыли между акционерами, вложить их в собственное развитие либо (что наиболее важно) купить другое предприятие. Кредиты стали дешевы и доступны, поэтому профинансировать сделку по слиянию и поглощению стало просто.
По данным агентства Bloomberg за первые 2 месяца 2006 г. стоимость трансграничных сделок с участием европейских компаний составила 200 млрд. долл. Впервые на трансграничные сделки пришлось более половины всех сделок M&A. Среди них можно выделить те, которые происходили внутри ЕС и с участием компаний – не членов ЕС. На первую группу пришлось 42% в 2005 г., что на 10%, чем в 2004 (согласно данным компании Dealogic), хотя по другим данным [12] в 2004 г. на первую группу пришлось 57% от общего объема трансграничных сделок.
На рост трансграничных M&A в Европе повлияли следующие факторы:
Медленный
экономический рост – это одна
из причин, по которым компании ищут
расширения за счет слияний и поглощений,
а не развития собственной деятельности.
За годы политики минимизации расходов
все потенциальные резервы
За первые 9 месяцев 2004 г. европейские компании 239 раз поглощали американские, общая стоимость составила 14 млрд. долл. (на 70% больше, чем в 2003 г.), что составляло примерно 20% всех сделок [15]
Слияние
фармацевтических гигантов — компаний
«Пфайзер» и «Фармация
Мировой
рынок подвержен быстрым
Принципиально
новым в сделке компаний «Пфайзер»
и «Фармация Корпорейшн»
Можно
предположить, что, концентрируя капитал,
компания «Пфайзер» стремится стать
форпостом, осуществляющим клинические
исследования инновационных лекарственных
средств, разработанных
Одной
из крупнейших сделок в корпоративной
истории является приобретение в 2002
году американской корпорацией General Electric
компании Honeywell, специализирующейся на
производстве электронного оборудования
для авиационной
Сделка по поглощению General Electric компании Honeywell была оценена в 45 млрд. долл. США, несмотря на то, что годовой оборот Honeywell составлял 24 млрд. долл. Дополнительно General Electric взяла на себя еще 3,4 млрд. долл. долгов Honeywell. Сделка имела форму обмена акциями. [8]
General Electric
являлась крупнейшим в мире
производителем авиационных
До проведения этой сделки General Electric значительное внимание уделяла развитию сектора услуг, в результате чего 42% дохода корпорации приносили финансовые подразделения, с поглощением Honeywell компания возвращается в реальный сектор экономики.
Важнейшими мотивами General Electric при приобретении Honeywell явились:
Информация о работе Процессы слияния и поглощения в международном бизнесе