Процессы слияния и поглощения в международном бизнесе

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 20:35, курсовая работа

Описание работы

Инвестиционные стратегии в мировом бизнесе могут обеспечить дополнительный прилив иностранного капитала. В последние годы корпоративная стратегия ориентирована на глобальные процессы, а прямые иностранные инвестиции становятся неотъемлемой их составляющей. Более того, используя новые технологии, компании укрепляют стратегические возможности для усиления своих позиций на зарубежных рынках и повышения эффективности капиталовложений. Одной из основных стратегий транснациональных компаний является стратегия слияний и поглощений (M&A).

Содержание

Введение 3
Раздел 1 5
1.1 Причины и методы слияния и поглощения в международном бизнесе. 5
1.2. Оценка эффективности слияний и поглощений 16
Раздел 2 24
2.1. Последствия слияния и поглощения компаний 24
2.2. Виды слияния и поглощения 25
2.3.Сделки по слиянию и поглощению и их последствия 28
2.4. Особенности слияний и поглощений в Европе 33
Раздел 3 36
3.1. Крупнейшие сделки ХХI века 36
3.2. Перспективы рынка слияний и поглощений в посткризисный период 41
Заключение 45

Работа содержит 1 файл

Курсач, Процессы слияния и поглощения в международном бизнесе.docx

— 76.23 Кб (Скачать)

      Как известно, сделки между крупнейшими  ТНК мира, в основном, носят трансграничный характер. Поэтому особый интерес  представляет проследить динамику трансграничных M&A. Наиболее полные данные об этом дает World investment report [12]. В 2004 г. трансграничные M&A возросли на 28% до 381 млрд. долл. Количество сделок, заключенных в 2004 г. по трансграничным СИП, составило примерно 5100, что на 12% выше уровня предыдущего года. Также продолжился рост доли мега-слияний и поглощений (суммы сделок свыше 1 млрд. долл.) в общей стоимости сделок M&A. Самой крупной сделкой в 2004 г. стала сделка по поглощению испанской компанией Hispano великобританской компании Abbey National – 15,8 млрд. долл. Эта сделка по стоимости была почти такой же, как наиболее крупная сделка в 2003 г., однако ее стоимость составила лишь одну тринадцатую самой крупной сделки, которая когда-либо происходила (сделка по поглощению Mannesmann компанией Vodafone).

      Трансграничные  M&A выросли значительнее на местном и региональном уровне, чем на глобальном. Например, между странами ЕС (15 его членов) стоимость таких сделок выросла в 2004 г. на 57% до уровня в 99 млрд. долл., что составляло 57% всех сделок M&A в этом регионе в данном году (в 2003 г. аналогичная цифра составила 52%).

      Причинами, повлиявшими на рост сделок M&A, стали низкие ставки процента, возросшие прибыли корпораций, увеличение цен активов по сравнению с 2003 г. (что отразилось на росте индексов на фондовых биржах). Кроме того, рост стоимости и количества сделок по трансграничным M&A был обусловлен ростом стоимости многих компаний из развитых стран в результате данных сделок. В развивающихся странах, где такие сделки менее распространены, поскольку лишь немногие фирмы из этих стран привлекают иностранные инвестиции и по-прежнему существуют значительные ограничения по сделкам M&A, также наблюдался рост трансграничных M&A. Их стоимость выросла на 36%, достигнув отметки в 55 млрд. долл., что составляет две трети от пика, достигнутого в 2001 г. особенно сильный рост трансграничных покупок наблюдался в Китае и Индии, где стоимость сделок удвоилась по сравнению с 2003 г., и достигла своих рекордных цифр 6,8 млрд. и 1,8 млрд. долл. соответственно.[12] Впервые Китай стал самой главной страной – целью для трансграничных M&A среди развивающихся стран. В Индии этому тренду способствовала политика либерализации. В Китае же движущими факторами стали быстрый экономический рост и либерализация, особенно после вступления его в ВТО.

      Активизация рынка M&A в последние годы связана  с улучшением состояния мировой  экономики, – полагают аналитики. «В 1990-х мы уже столкнулись с бумом  на рынке M&A. Однако затем в 2001–2002 годах произошел кризис, который  во многом был вызван ростом дефицита финансовых ресурсов. Это привело  к спаду объемов сделок по слиянию  и поглощению.

      Примером  глобализации деятельности компании и  превращения ее в ТНК путем  трансграничных M&A может стать компания Deutche Telecom. Компания Deutche Telecom, некогда германский монополист в области телекоммуникаций, взяла в 1998 г. курс на экспансию с целью занять достойное место на глобальном рынке телекоммуникационных и информационных услуг. Будучи основным продавцом прежде всего телефонных услуг на рынке Германии и обладая значительной массой абонентов, компания имела достаточно свободных средств, чтобы произвести требуемые для этого инвестиции. Уже в 1998 г. обнаружились тенденции потери компанией ведущих позиций на рынке, что было связано как с «неповоротливостью» бывшего государственного предприятия, так и с деятельностью различных антимонопольных организаций, вынуждавших компанию открывать рынок для появлявшихся конкурентов.

      В рамках концерна была образована подструктура, непосредственно подчиняющаяся  высшему руководству, целью которой  являлась разработка стратегии выхода Deutche Telecom в ряды глобальных игроков, а также ее реализация с помощью слияний и поглощений в ряде стран. Структура подразделения отражала географические направления ее деятельности, включая следующие 4 региона: Америка, Азия и Океания, Западная Европа и Центральная и Восточная Европа, с офисами в ведущих странах этих регионов. Кроме того, к подразделению относятся отдел, состоящий из специалистов по проведению сделок слияний/поглощений, 2 независимых отдела по инвестиционному консалтингу и высший совет, принимающий окончательные решения относительно инвестиций.

      «Рост через интернационализацию» — под  таким лозунгом началась кампания по приобретению иностранных активов. Уже в 2000 г. отношение чистого  дохода, полученного за границей, к  его общей величине увеличилось  по сравнению с предыдущим годом  с 11 до 19%. В 2002 г. эта цифра составила  уже 25%. После приобретения американских компаний VoiceStream и PowerTel к июню 2001 г. количество сотрудников, занятых за рубежом, превысило 36000.

      Как глобальный продавец телекоммуникационных и информационных услуг «Телеком»  делает ставку на 4-х основных направлениях, нашедших отражение в его структуре: мобильная связь (T-Mobile), Интернет-услуги (T-Online), системные решения (T-Systems) и  фиксированная связь (T-Com).

      После приобретения ряда мобильных операторов T-Mobile стала крупнейшим в мире оператором в стандарте GSM, включая кроме  прочих и большинство операторов Центральной и Восточной Европы в Хорватии, Польше, Словакии, Чешской  Республике, Украине, Венгрии и России. Приобретение Debis Systemhaus cделало T-Systems одной  из крупнейших в мире компаний по системной  интеграции и 2-м по величине провайдером  подобных услуг в Европе, обслуживающим  таких крупнейших клиентов, как Mercedes. Следует отметить, что именно рынок системной интеграции, с ежегодным темпом роста в 20%, обещает быть одним из наиболее интересных в будущем. Подразделение обладает на сегодняшний день порядка 40000 сотрудников в 20 странах мира с 10 млрд. прибыли. Клиентская база T-Com состоит из 41 млн. частных клиентов и 350000 юридических. В результате активного приобретения иностранных активов доля выручки, получаемой за границей, постоянна росла и достигла в области фиксированной связи в первом полугодии 2002 г. 33% (в соответствующем периоде 2001 г. — 27%).

      Основными мотивами, преследуемыми компанией  в ходе слияний/поглощений, являлись выведение торговой марки на глобальный уровень, достижение умеренной диверсификации и синергии по ряду направлений. Так, приобретя американскую компанию Debis, Deutche Telecom вышел на рынок системных решений и, объединив ноу-хау в сферах телекоммуникации и информационных технологий, способен предлагать широкий спектр товаров и услуг «из одних рук». Тем самым появилась возможность значительно повысить получаемую маржу и конкурировать за ранее недоступные крупные контракты.

2.4. Особенности слияний и поглощений в Европе

      Европа  находится на первых этапах очередного периода слияний и поглощений. Многие компании выходят из непростого времени реструктуризации и реформирования систем корпоративного управления. В 2004 году начался рост прибылей и уверенности  в экономической ситуации. Имея ресурсы  наличности, компании могут свободно выбирать дальнейшие пути развития: они  могут распределить прибыли между  акционерами, вложить их в собственное  развитие либо (что наиболее важно) купить другое предприятие. Кредиты  стали дешевы и доступны, поэтому  профинансировать сделку по слиянию  и поглощению стало просто.

      По  данным агентства Bloomberg за первые 2 месяца 2006 г. стоимость трансграничных сделок с участием европейских компаний составила 200 млрд. долл. Впервые на трансграничные сделки пришлось более половины всех сделок M&A. Среди них можно выделить те, которые происходили внутри ЕС и с участием компаний – не членов ЕС. На первую группу пришлось 42% в 2005 г., что на 10%, чем в 2004 (согласно данным компании Dealogic), хотя по другим данным [12] в 2004 г. на первую группу пришлось 57% от общего объема трансграничных сделок.

На рост трансграничных M&A в Европе повлияли следующие факторы:

  1. Улучшение финансового состояния европейских компаний: увеличение денежных средств, повышение доходов.
  2. Ухудшение общего состояния европейской экономики.

     Медленный экономический рост – это одна из причин, по которым компании ищут расширения за счет слияний и поглощений, а не развития собственной деятельности. За годы политики минимизации расходов все потенциальные резервы экономии были исчерпаны, поэтому компании теперь стремятся снизить расходы путем  максимального использования возможностей совместной деятельности.

  1. Еще одной причиной бума M&A в Европе стала европейская интеграция. Компаниям необходимо выживать в экономике, улучшая свои финансовые показатели. Это можно сделать путем M&A. Кроме того, новые страны ЕС являются объектом повышенного интереса потенциальных стратегических инвесторов.

      За  первые 9 месяцев 2004 г. европейские компании 239 раз поглощали американские, общая  стоимость составила 14 млрд. долл. (на 70% больше, чем в 2003 г.), что составляло примерно 20% всех сделок  [15]

Раздел 3

3.1. Крупнейшие сделки ХХI века

     Слияние фармацевтических гигантов — компаний «Пфайзер» и «Фармация Корпорейшн»  является естественным следствием стратегии  этих операторов мирового рынка.

     Мировой рынок подвержен быстрым переменам, поэтому успешные компании должны постоянно  корригировать свой стратегический курс развития, чтобы обеспечить максимальный приток капитала. Поскольку уже в 2003–2004 гг. уровень рыночной капитализации  компании «Пфайзер» снизился до 249 млрд долл. США.[8] Bозникла потребность в некоторых изменениях в стратегическом курсе развития. Приобретая компанию «Фармация Корпорейшн», компания «Пфайзер» обеспечила себе сбалансированный и диверсифицированный портфель защищенных патентами препаратов различных фармако-терапевтических групп.

     Принципиально новым в сделке компаний «Пфайзер»  и «Фармация Корпорейшн» является то, что стороны сделали упор на концентрацию капитала в сфере фармацевтического  бизнеса. Созданный сверхгигант является непотопляемым, и поэтому не нуждается в холдинговой поддержке внутренних нефармацевтических структур.

     Можно предположить, что, концентрируя капитал, компания «Пфайзер» стремится стать  форпостом, осуществляющим клинические  исследования инновационных лекарственных  средств, разработанных биотехнологическими  компаниями, и их маркетинг на мировом  фармацевтическом рынке. Биотехнологические компании при этом получат солидную прибыль и возможность продолжать работу над созданием новых препаратов. А компания «Пфайзер», пополняя свой портфель препаратов новыми запатентованными лекарственными средствами, обеспечивает дальнейший рост прибыли

     Одной из крупнейших сделок в корпоративной  истории является приобретение в 2002 году американской корпорацией General Electric компании Honeywell, специализирующейся на производстве электронного оборудования для авиационной промышленности, автоматизированных систем контроля и  высокотехнологичных материалов.

Сделка  по поглощению General Electric компании Honeywell была оценена в 45 млрд. долл. США, несмотря на то, что годовой оборот Honeywell составлял 24 млрд. долл. Дополнительно General Electric взяла  на себя еще 3,4 млрд. долл. долгов Honeywell. Сделка имела форму обмена акциями. [8]

General Electric являлась крупнейшим в мире  производителем авиационных двигателей, а Honeywell занимала позиции ведущего  мирового производителя авионики, в основном работающего на  государственный заказ правительства  США. Совокупный оборот авиационных  подразделений объединенной компании  ориентировочно составит 20 млрд. долл. В результате General Electric превращается  в мирового лидера по производству  авиаоборудования. Размер General Electric в  результате реализации сделки  увеличился почти на треть,  и американская компания превратилась  из гиганта в супергиганта  мировой экономики. [8]

До проведения этой сделки General Electric значительное внимание уделяла развитию сектора услуг, в результате чего 42% дохода корпорации приносили финансовые подразделения, с поглощением Honeywell компания возвращается в реальный сектор экономики.

Важнейшими  мотивами General Electric при приобретении Honeywell явились:

  • слияние исследовательской базы, Honeywell является держателем целого ряда патентов, интересующих как General Electric, так и его конкурентов.
  • стремление не допустить усиления конкурента — компании United Technologies Corp., которая до последнего момента также вела переговоры о поглощении Honeywell, но General Electric были предложены лучшие условия сделки;
  • усиление позиций на рынке автоматизации производства (у основного конкурента в этой области — швейцарско-шведской компании ABB, занимающего до поглощения треть рынка, после объявления этой сделки курс акций упал на 5,1%)[8];
  • стремление сохранить доходы компании в условиях возможного экономического спада и прогнозируемого увеличения госзаказа для оборонной промышленности, что заставило General Electric усилить реальный сектор, который после поглощения Honeywell снова должен стать преобладающим над сектором услуг. В периоды стагнации выигрывают, как правило, производители технологий и продукции по сравнению со сферой финансов или электронным бизнесом;
  • приобретение дополнительной клиентской базы: от потребителей технологий и продуктов Honeywell в области нефтехимии до покупателей в области автоматизации бизнес-процессов;
  • помимо экономии издержек за счет слияния исследовательской базы предполагается и сокращение издержек по другим направлениям, в частности, за счет устранения дублирования функций. [8]

Информация о работе Процессы слияния и поглощения в международном бизнесе