Процессы слияния и поглощения в международном бизнесе

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 20:35, курсовая работа

Описание работы

Инвестиционные стратегии в мировом бизнесе могут обеспечить дополнительный прилив иностранного капитала. В последние годы корпоративная стратегия ориентирована на глобальные процессы, а прямые иностранные инвестиции становятся неотъемлемой их составляющей. Более того, используя новые технологии, компании укрепляют стратегические возможности для усиления своих позиций на зарубежных рынках и повышения эффективности капиталовложений. Одной из основных стратегий транснациональных компаний является стратегия слияний и поглощений (M&A).

Содержание

Введение 3
Раздел 1 5
1.1 Причины и методы слияния и поглощения в международном бизнесе. 5
1.2. Оценка эффективности слияний и поглощений 16
Раздел 2 24
2.1. Последствия слияния и поглощения компаний 24
2.2. Виды слияния и поглощения 25
2.3.Сделки по слиянию и поглощению и их последствия 28
2.4. Особенности слияний и поглощений в Европе 33
Раздел 3 36
3.1. Крупнейшие сделки ХХI века 36
3.2. Перспективы рынка слияний и поглощений в посткризисный период 41
Заключение 45

Работа содержит 1 файл

Курсач, Процессы слияния и поглощения в международном бизнесе.docx

— 76.23 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение 3

Раздел 1 5

1.1 Причины и методы слияния и поглощения в международном бизнесе. 5

1.2. Оценка эффективности слияний и поглощений 16

Раздел 2 24

2.1. Последствия слияния и поглощения компаний 24

2.2. Виды слияния и поглощения 25

2.3.Сделки по слиянию и поглощению и их последствия 28

2.4. Особенности слияний и поглощений в Европе 33

Раздел 3 36

3.1. Крупнейшие сделки ХХI века 36

3.2. Перспективы рынка слияний и поглощений в посткризисный период 41

Заключение 45

Список литературы 47 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

      Инвестиционные  стратегии в мировом бизнесе  могут обеспечить дополнительный прилив иностранного капитала. В последние  годы корпоративная стратегия ориентирована  на глобальные процессы, а прямые иностранные  инвестиции становятся неотъемлемой их составляющей. Более того, используя  новые технологии, компании укрепляют  стратегические возможности для  усиления своих позиций на зарубежных рынках и повышения эффективности  капиталовложений. Одной из основных стратегий транснациональных компаний является стратегия слияний и  поглощений (M&A).

      В настоящее время проблема слияний  и поглощений достаточно актуальна. Это обусловлено следующими причинами. С каждым годом происходит увеличение  числа сделок по слиянию и поглощению, начиная с 2003 г., по мнению экспертов, началась новая волна.[2] Такой бум требует анализа факторов, лежащих в его основе. Сделки по слияниям и поглощениям оказывают глобальное воздействие на мировую экономику и на экономику отдельных стран. Укрупнение бизнеса делает его более влиятельным, менее подвластным регулированию и контролю не только со стороны национальных правительств, но и со стороны международных экономических организаций. Поэтому актуально рассмотрение тенденций и динамики сделок по слияниям и поглощениям. Данный факт свидетельствует о противоречивости подобных сделок.

      Именно  слияния и поглощения в качестве одного из основных компонентов корпоративной  стратегии стали важнейшим инструментом получения компаниями дополнительных конкурентных преимуществ в борьбе за новые рынки, увеличение объемов  продаж, повышение своей рыночной капитализации, что предопределяет особую важность анализа процессов  слияний и поглощений в современной  экономике.  
Обострение конкурентной борьбы между крупнейшими международными монополиями вынуждает их расширять масштабы операций по приобретению одних компаний, установлению контроля над другими, реализации с отдельными партнерами совместных инвестиционных проектов.

      Цель  данной работы – проанализировать структуру сделок по слияниям и поглощениям  в мире; на основе различных источников информации проследить тенденцию развития сделок по слияниям и поглощениям  в международном бизнесе, ознакомиться с мотивами, которые приводят к  слиянию т поглощению. 
 
 
 
 
 
 
 

Раздел 1

1.1 Причины и методы  слияния и поглощения  в международном  бизнесе.

     В условиях международного бизнеса очень  важно уметь ориентироваться  в типах слияний компаний, выявлять основные цели, которые преследуют стороны при заключении сделки слияния  или поглощения компаний, оценивать  эффективность такой сделки и  ее возможные последствия. Если компании грозит поглощение другой фирмой, то к  этому процессу надо очень хорошо подготовиться: или своевременно принять  противозахватные меры. Достаточно активно  апробированные в мировой практике, или же своими действиями добиться выгодных для себя условий поглощения, памятуя о том, что в большинстве  случаев, как это не парадоксально, в результате такой сделки выигрывает не поглощающая, а поглощаемая компания.

     В соответствии с общепринятыми подходами  под слиянием подразумевается любое  объединение хозяйствующих субъектов, в результате которого образуется единая экономическая единица из двух или  более структур, ранее существовавших. [1, 15]

     Следовательно, необходимым условием оформления сделки слияния компаний является появление  нового юридического лица, при этом новая компания образуется на основе двух или нескольких прежних фирм, утрачивающих полностью свое самостоятельное  существование. Новая компания берет  все под свой контроль, после чего последние распускаются. Например, если компания А объединяется с компаниями В и С, то в результате на рынке  может появиться новая компания D (D=А+В+C), а все остальные ликвидируются.

     Поглощение  компании можно определить как взятие одной компанией другой под свой контроль, управление ею с приобретением абсолютного или частичного права собственности на нее. Поглощение компании зачастую осуществляется путем скупки всех акций предприятия на бирже, означающей приобретение этого предприятия.

      Наиболее  часто встречающиеся виды слияний  компаний. В зависимости от характера  интеграции компаний целесообразно  выделять следующие виды:

  • Горизонтальные слияния – объединение компаний одной отрасли, производящих одно и то же изделие или осуществляющих одни и те же стадии производства;
  • Вертикальные слияния – объединение компаний разных отраслей, связанных технологическим процессом производства готового продукта, расширение компанией-покупателем своей деятельности либо на предыдущие производственные стадии, вплоть до источников сырья, либо на последующие – до конечного потребителя. Например, слияние горнодобывающих, металлургических и машиностроительных компаний.
  • Родовые слияния – объединение компаний, выпускающих взаимосвязанные товары. Например, фирма, производящая автомобили, объединяется с фирмой, производящей детали или покрытие.

Тип слияний  зависит от ситуации на рынке, а также  от стратегии деятельности компаний и ресурсов, которыми они располагают.

Слияния и поглощения компаний имеют свои особенности в разных странах  или регионах мира. Так, например, в  отличие от США, где происходят, прежде всего, слияния или поглощения крупных  фирм, в Европе идет поглощение мелких и средних компаний, семейных фирм, небольших акционерных обществ.

В 2004 году было заключено 26 200 сделок по слиянию  и поглощению компаний, что на 1700 сделок превысило данные за предшествующий год и в 2,3 раза больше, чем в 2003 году. Объем заключенных сделок в 2002 году возрос по сравнению с 2000 годом почти в 5 раз. [1, 70]

2000 год  характеризуется рядом очень  ярких историй в области слияния  компаний. Так, в ноябре 2000 года  фирма Netscape Communications – пионер рынка  Интернет-технологий – была куплена  за 4,21 млрд. долларов крупнейшей  в мире компанией, предоставляющей  доступ в Интернет, – America Online (AOL). Взлет компании Netscape был, наверное, самым стремительным за всю  историю США: буквально за четыре  года она превратила свой рисковый  проект в многомиллиардный бизнес[1, 71]

      К первой группе мотивов, нацеленных прежде всего на уменьшение издержек, можно отнести следующие:

 Экономия  масштабов.

      Экономия, обусловленная масштабами, достигается  тогда, когда средняя величина издержек на единицу продукции снижается  по мере увеличения объема производства продукции. Один из источников такой  экономии заключается в распределении  постоянных издержек на большее число  единиц выпускаемой продукции. Основная идея экономии за счет масштаба состоит  в том, чтобы выполнять больший  объем работы на тех же мощностях, при той же численности работников, при той же системе распределения  и т.д. Иными словами, увеличение объема позволяет более эффективно использовать имеющиеся в наличии ресурсы [2]. Однако существуют определенные пределы увеличения объема производства, при превышении которых издержки на производство могут существенно возрасти, что приведет к падению рентабельности производства.

      Отклонения  от оптимального с точки зрения издержек на единицу продукции объема производства возможны в обе стороны. Недопроизводство из-за недостатка заказов и перепроизводство из-за недостатка мощностей (например, если вследствие срочности заказа станок работает на предельной скорости, потребляя больше ресурсов на единицу выпускаемой продукции). Оба отклонения могут быть выровнены после удачного слияния/поглощения.

      Следует отметить, что данный мотив особенно характерен для горизонтальных слияний. Тем не менее, для транснациональных  компаний он не играет значительной роли, т.к. их производство, в основном, и  так масштабно. Возможно, в некоторых  регионах, где действую обе сливающиеся  компании, данная сделка и приведет к экономии на масштабе, но а целом  по миру это менее актуально.

Мотив ликвидации дублирующих функций.

      Данный  мотив тесно связан как с мотивом  экономии на масштабах, так и с  повышением эффективности использования  имеющихся ресурсов. Смысл заключается  прежде всего в сокращении управляющего и обслуживающего персонала и  расширении функций за счет устранения дублирования функций различных  работников и централизации ряда услуг.

      Например, в результате слияния компаний Procter&Gamble и Gillette произошло снижение количества маркетинговых контрактов. По данным отчета банка JPMorgan, Procter&Gamble сможет сэкономить на сокращении издержек в результате слияния с Gillette не менее $1 млрд за ближайшие три года. [3]

Мотив уменьшения налогов, таможенных платежей и иных сборов.

      Нередко одной из веских причин слияний/поглощений является сокращение налоговых платежей. Например, высокоприбыльная фирма, несущая  высокую налоговую нагрузку, может  приобрести компанию с большими налоговыми льготами, которые будут использованы для созданной корпорации в целом. У компании может иметься потенциальная  возможность экономить на налоговых  платежах в бюджет благодаря налоговым  льготам, но уровень ее прибылей недостаточен, чтобы реально воспользоваться этим преимуществом.

      В США если фирма выплачивает дополнительные дивиденды, то владельцы акций должны заплатить налоги по их получении. Вместе с тем использование свободных  денежных средств для приобретения другой фирмы не повлечет немедленных  последствий по уплате налогов покупающей фирмой или ее акционерами.

      Интенсивное лоббирование собственных интересов  позволяет ТНК добиваться изменения  налогового и таможенного законодательства, получать исключительные лицензии на провоз определенных товаров и т.п.

 Мотив  преимуществ на рынке капитала.

      Как и в случае с поставщиками, финансовые организации дорожат крупными клиентами, что позволяет новообразованной компании эффективнее использовать инструмент давления.

 Мотив  устранения неэффективности управления.

      Распространение качественного менеджмента на поглощаемую  компанию и привнесение более  совершенных технологий управления способны стать важным фактором успехов  объединенной структуры.

      Ко второй группе мотивов, нацеленных на увеличение/стабилизацию поступлений, можно отнести следующие:

 Мотив  взаимодополняющих ресурсов.

      Слияние может оказаться целесообразным, если две или несколько компаний располагают взаимодополняющими ресурсами. Эти компании после объединения  будут стоить дороже по сравнению  с суммой их стоимостей до слияния, так как каждая приобретает то, чего ей не хватало, причем получает эти ресурсы дешевле, чем они обошлись бы ей, если бы пришлось их создавать самостоятельно.

Мотив приобретения крупных контрактов.

      У новой компании появляется достаточно мощностей, чтобы конкурировать  за крупные, в том числе государственные, контракты — возможность, которой  не обладала ни одна из объединявшихся компаний. Получение такого контракта  обеспечивает оптимальную загрузку мощностей и позволяет реализовать  экономию масштабов. Крупнейшие ТНК  обладают также достаточной экономической  мощью, чтобы лоббировать свои интересы, тем самым становясь еще сильнее.

Информация о работе Процессы слияния и поглощения в международном бизнесе