Процесс ценообразования в экономике здравоохранения

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2010 в 16:48, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является проведение анализа выполнения порядка ценообразования на медицинские услуги в условиях рыночных отношений, рассмотрение основных проблем, которые возникают в здравоохранении в связи с использованием различных методик ценообразования, поиск возможностей решения проблем ценообразования.
Исходя из целей, основными задачами работы будут являться рассмотрение основных методов и приёмов современного ценообразования, применяемые в практике медицинских учреждений, проведение исследования по выявлению факторов, влияющих на цену медицинской услуги.
Здравоохранение вообще и каждому ЛПУ в частности нельзя обходить стороной такие вопросы, как маркетинг и ценообразование. Решение вопросов, связанных с применением маркетинга, возможно разработкой своих, более оптимальных методов ценообразования поможет медицинским учреждениям перестроиться и эффективно функционировать в рыночных условиях.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3стр.

Особенности формирования цен на медицинские услуги…………………5стр.

Функции цены………………………………………………………………...5стр.

Подходы к установлению цен………………………………………………..6стр.

Стратегия рыночного ценообразования………………………………….....9стр.

Схема ценообразования……………………………………………………..10стр.

Методы ценообразования…………………………………………………...12стр.

Система цен на медицинские услуги в России……………………………12стр.

Заключение…………………………………………………………………..15стр.

Список литературы………………………………………………………….17стр.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 46.34 Кб (Скачать)
Система цен на медицинские  услуги в России
 

       Система цен – это совокупность видов  цен, взаимодействие которых обеспечивает эффективное функционирование рыночной экономики. В литературе существует следующая группировка цен:

       По  оптовым ценам продукция реализуется крупными (оптовыми) партиями. Оптовые цены применяется в торгово-сбытовых операциях между предприятиями, при реализации продукции через товарные биржи, базы «Медтехники», крупные аптечные фирмы.

       По  розничным ценам товары продаются индивидуальным покупателям, при небольшом объеме каждой продажи. По таким ценам часто реализуются товары для конечного потребителя и в меньшей мере – организациям, предпринимателям. Розничная цена выше оптовой на величину торговой надбавки, за счет которой и создается прибыль организаций розничной торговли (аптек, магазинов «Медтехники» и пр.).

       Тарифы (расценки) представляют собой цены, по которым производится оплата услуг (поставка электроэнергии, услуги связи, медицинские услуги и пр.). Существуют тарифы на медицинские услуги по обязательному медицинскому страхованию (ОМС). Медицинская организация, имеющая лицензию на оказание медицинской помощи, может использовать средства ОМС в соответствии с договорами на оплату медицинской помощи (медицинских услуг) по территориальной программе ОМС по тарифам, принятым в рамках тарифного соглашения на территории субъекта РФ. Состав тарифа обычно состоит из текущих затрат плюс средства на развитие медицинского учреждения.

       Тарифы  имеют следующие особенности:

  • тарифы устанавливаются только на те виды медицинской помощи, которые включаются в территориальные программы ОМС.
  • тарифы рассчитываются на каждый из используемых объемных показателей, к которым относятся: годовая программа амбулаторного ведения пациента, пролеченный больной в стационаре, консультация, операция, диагностическая лечебная манипуляция.

       Многие  территории РФ, охваченные ОМС, используют единые методики расчетов тарифов. В  ОМС объектом финансирования становится пациент, группа заболеваний, услуга, исполнитель  данного вида медицинской помощи. На высокоспециализированную медицинскую  помощь могут устанавливаться индивидуальные тарифы.

       Еще одна методика расчета цен на медицинские  услуги основана на основе клинико-статистических групп (КСГ) или медико-экономических  стандартов (МЭС), которые используются для определения стоимости лечения случая заболевания или группы случаев. В КСГ (на основе статистической информации) группируются сходные случаи заболеваний, в отношении которых применяется лечебно-диагностические мероприятия. Случай лечения заболевания включает сумму процедур и соответственно время на выполнение лечебно-диагностического процесса, что дает возможность рассчитать стоимость законченного случая лечения. Сведения о возможных осложнениях и сопутствующих заболеваниях дают возможность определить сложность лечения больного с учетом возраста, степени тяжести болезни, сроков лечения, наличия осложнений и сопутствующих заболеваний, специфики трудозатрат и установить стоимость лечения.

       В англоязычной медицинской литературе существует понятие сходное с  КСГ – диагностически-родственные группы (DRG).

       Одной из методик установления цены на медицинскую  услугу является использование т.н. условных единиц трудоемкости (УЕТ), под  которой понимается стоимость одной  минуты проведенного исследования или  процедуры. При расчете затрат на одно посещение врача общая сумма  расходов конкретного подразделения (месячная, квартальная или др.) делится  на нормативные трудозатраты врачебного персонала за этот же период. Умножением полученной величины на количество УЕТ  или минут по данной услуге определяется стоимость медицинской услуги.

       Государственные цены на платные медицинские услуги населению (прейскурантные цены). Государственные цены на платные медицинские услуги населению в основном используются для расчетов ЛПУ с населением при оказании медицинской помощи на коммерческой основе.         Договорные цены на медицинские и сопутствующие им услуги по заказам организаций и предприятий. Эти цены утверждаются прямыми договорами между медицинскими учреждениями и организацией – заказчиком работ. Проявляют себя как наиболее свободные в сегодняшней практике.

       Сведения  о возможных осложнениях и  сопутствующих заболеваниях дают возможность  определить сложность курации и операции при лечении больного. Последние определяются с учетом возраста, степени тяжести болезни, сроков лечения, наличия осложнений и сопутствующих заболеваний, специфики трудозатрат. Для определения сложности каждого вида медицинской услуги проводится обработка информации по амбулаторным картам или историям болезни экспертным путем.

       Для тех служб, где на исследование затрачивается  не одинаковое время врача и среднего и младшего персонала, рассчитываются раздельно стоимость минуты работы врача, среднего и младшего медицинского персонала.

       По  нижеследующей формуле определяется себестоимость процедуры:

       Cp=Зв : Fв х tв + Зм/с : Fм/с х tм/с+Змл.м/п : Fмл.м/п х tмл.м/п + Lp,

       где 3в ,Зм/с, Змл.м/п – оплата труда врача, среднего и младшего медицинского персонала; Lp – другие затраты отделения в расчете на 1 мин работы; tв , tм/с, tмл.м/п –нормативное время на исследование у врача и среднего и младшего медицинского персонала.

       Определив себестоимость детальных услуг, можно перейти к расчету себестоимости  простых услуг, представляющих совокупность детальных, т.е. определить себестоимость  законченного случая лечения заболевания  или группы заболеваний.

       Под детальной услугой понимается элементарная услуга, оказанная больному (физиопроцедура, иссечение, блокада и др.). При расчете себестоимости детальной услуги необходимо знать трудоемкость процедуры, выраженной временными затратами или единицами трудоемкости, а также виды и количество потребляемых медикаментов, количественный и качественный состав медицинских работников, оказывающих данную услугу, и иметь сведения о затратах подразделения в целом.

       Таким образом, формула расчета стоимости случая оказания помощи больному по КСГ будет иметь следующий вид:

       Су = L10 + Ldp + Lm + О + K,        

       где L10-стоимость посещения врача; Ldp – стоимость диагностического исследования или лечебной процедуры; Lm – стоимость медикаментов в соответствии с объемом лечения, затраты на которое несет учреждение; О – стоимость амбулаторной операции; К – стоимость консультации специалиста.

       Если  фактическая длительность лечения  отклоняется от средней по КСГ в ту или иную сторону данный случай становится объектом внимания экспертов. Врач-эксперт устанавливает обоснованность фактических сроков лечения, при котором доминирующим фактором является конечный результат, т.е. состояние больного. В случае обоснованности увеличения сроков лечения в цену услуги прибавляются расходы, связанные с увеличением сроков лечения. В случае сокращения сроков лечения при положительном конечном результате оплата производится согласно КСГ. 

       Заключение 

       Маркетинг становится неотъемлемой частью управления здравоохранения.

       Здравоохранение, которое ранее было практически  выключено из сферы товарно-денежных отношений, теперь входит в нее.

       При этом ценообразование становится одной  из важнейших проблем здравоохранения.

       Цена  – важнейший элемент рыночных отношений. В условиях рыночного  механизма цена определяется как  равновесная между спросом и  предложением. Важную роль играет изучение спроса, так как именно от него будет  зависеть дальнейшая деятельность предприятия. На основании обработки и анализа  полученных результатов планируется  цена услуги. Однако в здравоохранении  экономические отношения не могут  быть чисто рыночными. Уровень цен  на медицинские услуги должен, с  одной стороны, не создавать сверх  прибыли для медицинских учреждений и не ограничивать доступ граждан  к основным медицинским услугам, а с другой стороны не приводить  к резкому и необоснованному  увеличению объема спроса на услуги и  нерентабельной деятельности медицинских  учреждений. При разработке цен следует  учитывать, что ориентация цен на фактические затраты конкретного  ЛПУ ведет к затратному и неэффективному развитию экономики здравоохранения, установление же усредненных цен  лишает возможности многие ЛПУ создавать  экономические фонды, необходимые  для расширенного воспроизводства.

       Развитие  рыночных отношений в здравоохранении  привело учреждение к поиску информации о внешней среде: конкурентах, потребителях, партнерах. В настоящих условиях только тщательное изучение рынка и  прогнозирование деятельности способствует развитию организации.

       Информацию, необходимую для разработки стратегии  развития получают с помощью маркетинговых  исследований. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

  1. Краткий курс экономики здравоохранения (учебно – методическое пособие для подготовки к занятиям студентов)/Столяров С.А., Колядо В.Б. – Б: издательство Алтайский государственный медицинский университет,2005. – 260с.
  2. Основы медицинского маркетинга: Учебное пособие./Кучеренко В.З., Семенов В.Ю., Сырцова Л.Ю. и др.  - М.: ФФ ОМС, 1998.
  3. Рынок медицинских услуг: Некоторые его характеристики, проблемы и аспекты управления/Столяров С.А.– Б: Аз Бука, 2005. – 269 c.
  4. Экономика здравоохранения: Учебное пособие /Под общ. Ред. А. В. Решетникова. – М.: ГЭОТАР-МЕД,2004. – 272 с.

Информация о работе Процесс ценообразования в экономике здравоохранения