Процесс ценообразования в экономике здравоохранения

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2010 в 16:48, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является проведение анализа выполнения порядка ценообразования на медицинские услуги в условиях рыночных отношений, рассмотрение основных проблем, которые возникают в здравоохранении в связи с использованием различных методик ценообразования, поиск возможностей решения проблем ценообразования.
Исходя из целей, основными задачами работы будут являться рассмотрение основных методов и приёмов современного ценообразования, применяемые в практике медицинских учреждений, проведение исследования по выявлению факторов, влияющих на цену медицинской услуги.
Здравоохранение вообще и каждому ЛПУ в частности нельзя обходить стороной такие вопросы, как маркетинг и ценообразование. Решение вопросов, связанных с применением маркетинга, возможно разработкой своих, более оптимальных методов ценообразования поможет медицинским учреждениям перестроиться и эффективно функционировать в рыночных условиях.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3стр.

Особенности формирования цен на медицинские услуги…………………5стр.

Функции цены………………………………………………………………...5стр.

Подходы к установлению цен………………………………………………..6стр.

Стратегия рыночного ценообразования………………………………….....9стр.

Схема ценообразования……………………………………………………..10стр.

Методы ценообразования…………………………………………………...12стр.

Система цен на медицинские услуги в России……………………………12стр.

Заключение…………………………………………………………………..15стр.

Список литературы………………………………………………………….17стр.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 46.34 Кб (Скачать)

Содержание

Введение………………………………………………………………………3стр.

Особенности формирования цен на медицинские  услуги…………………5стр.

Функции цены………………………………………………………………...5стр.

Подходы к установлению цен………………………………………………..6стр.

Стратегия рыночного ценообразования………………………………….....9стр.

Схема ценообразования……………………………………………………..10стр.

Методы  ценообразования…………………………………………………...12стр.

Система цен на медицинские услуги в России……………………………12стр.

Заключение…………………………………………………………………..15стр.

Список  литературы………………………………………………………….17стр. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

             В настоящее время происходит реформирование отношений в здравоохранении.

       Лечебным  учреждениям приходится вести свою деятельность в условиях рынка медицинских  услуг. Сокращаются объемы финансирования за счёт средств государственного бюджета, не оплачивается оказание медицинской  помощи в условиях обязательного  медицинского страхования в связи  с нехваткой средств в территориальных фондах ОМС. Всё это сказывается на экономическом положении лечебных учреждений не с лучшей стороны. В большинстве случаев лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ) предоставлены сами себе, и далеко не всем удается выжить. Множество поликлиник, стационаров, медико-санитарных частей не смогли адаптироваться к рыночным отношениям и закрываются. Поэтому в новых рыночных условиях для обеспечения выживаемости ЛПУ переходят к новому механизму хозяйствования.

       Новый механизм хозяйствования, помимо всего  прочего, включает применение рыночных механизмов управления ЛПУ и здравоохранения  в целом и обеспечения рентабельности деятельности ЛПУ. Одним из новых  направлений деятельности медицинских  учреждений является маркетинг.

       В настоящее время маркетинг в  здравоохранении находится в  стадии становления.

       Это – сложный путь эволюционного  развития, преодоления многочисленных трудностей и противоречий, накопление опыта. И чем скорее положительный  опыт станет достоянием врачей, руководителей  учреждений здравоохранения, тем успешнее будут преодолены трудности и  серьёзные недостатки, касающиеся самой  главной ценности общества – здоровья людей.

       Маркетинг даёт возможность прогнозировать товарооборот, изучать потребности рынка медицинских  услуг, применение маркетинговых исследований даёт возможность определить, какие  услуги найдут спрос у потребителя, сколько потребитель готов за это заплатить и готов ли он платить вообще или нет. Основные направления маркетинговой деятельности включают изучение маркетинговой среды, изучение потребительских рынков, сегментацию  рынка, установление цен на товары, продвижение товаров до потребителя (например, реклама). Всё это поможет ЛПУ с большей точностью разобраться в нынешней рыночной ситуации и построить свою деятельность в условиях рынка. Одним из направлений маркетинга, как уже говорилось выше, является ценообразование. Вопрос о цене медицинских услуг достаточно нов для медицинских учреждений, ведь в период плановой экономики вопрос о ценах медицинских услуг зачастую просто не существовал. ЛПУ оказывали помощь населению, а государственный бюджет выделял средства для их финансирования.

       Однако  с приходом рынка вопрос о ценах  встал остро. Лечебным учреждениям  приходилось опробовать на себе разные методики ценообразования, включая  и такие, где цены, например, не были привязаны к затратам на оказание медицинских услуг (бюджетные оценки). Поэтому в настоящее время  необходимо серьёзно подходить к  проблемам ценообразования в  медицине, так как это может  существенно повлиять на состояние  здравоохранения.

       Обоснованная  методика установления цен, разумная ценовая  политика и последовательная её реализация являются необходимыми условиями эффективного функционирования медицинского учреждения в жёстких условиях рыночной экономики. Правильное установление цен определяет «лицо» медицинского учреждения в той  же мере, как качество его услуг, платёжеспособность и надёжность при  выполнении взятых на себя обязательств. В условиях рынка ценообразование  является весьма сложным процессом, подверженным воздействию целого ряда факторов. Через цену реализуются  основные результаты деятельности медицинского учреждения и, следовательно, именно цена определяет эффективность этой деятельности.

       Цена  является одним из главных элементов  маркетинговой политика медицинского учреждения на рынке. Поэтому медицинскому учреждению, работающему в рыночных условиях, прежде всего, необходимо выработать стратегию и принципы определения  цен, руководствуясь которыми, оно может  эффективно решать стоящие перед  ним задачи.

       Поэтому рассмотренные в работе вопросы  являются актуальными в настоящее  время и интересными для каждого  медицинского учреждения, работающего  в современных рыночных условиях.

       Целью данной работы является проведение анализа  выполнения порядка ценообразования  на медицинские услуги в условиях рыночных отношений, рассмотрение основных проблем, которые возникают в  здравоохранении в связи с  использованием различных методик  ценообразования, поиск возможностей решения проблем ценообразования.

       Исходя  из целей, основными задачами работы будут являться рассмотрение основных методов и приёмов современного ценообразования, применяемые в  практике медицинских учреждений, проведение исследования по выявлению факторов, влияющих на цену медицинской услуги.

       Здравоохранение вообще и каждому ЛПУ в частности  нельзя обходить стороной такие вопросы, как маркетинг и ценообразование. Решение вопросов, связанных с  применением маркетинга, возможно разработкой  своих, более оптимальных методов  ценообразования поможет медицинским  учреждениям перестроиться и  эффективно функционировать в рыночных условиях.

Особенности формирования цен  на медицинские услуги
 

       Цена  – это денежное выражение стоимости  товара, определяемая, как количество денег, которое покупатель платит, а  продавец получает за единицу товара. Здесь можно выделить цену покупателя (количество денег, которые покупатель согласен заплатить за единицу товара) и цену продавца (количество денег, за которые продавец согласен продать  ту же единицу товара). Процесс купли-продажи  происходит тогда, когда цена покупателя совпадает с ценой продавца, что  не всегда происходит и часто связан с необходимостью торга между  участниками сделки и согласованием  цен продавца и покупателя.

       Цена  есть у всех товаров и услуг. Это  связано с тем, что их производство требует издержек экономических  ресурсов, также, имеющих свою цену. Часто цена отражает затраты на производство и реализацию товара, а в ее формировании незримо борются интересы трех сторон: собственники ресурсов хотят получить как можно больше денег за их использование; производители товаров и услуг желают приобрести ресурсы как можно дешевле, чтобы дешевле произвести экономический продукт и дороже его продать; потребители – купить товар или услугу дешевле, причем наиболее высокого качества. 

  Функции цены 

       Цена  имеет следующие основные функции:

  1. измерительную
  2. учетную
  3. регулирующую
  4. стимулирующую 
  5. распределительную.

       Первичная функция цены –  измерительная. С ее помощью измеряется количество денег, за которые покупается (продается) товар. К измерительной функции цены близка соизмерительная, заключающаяся в сопоставлении ценностей разных товаров. Сравнивая цены, можно различать более и менее дорогие товары. Если цена отражает качество, то благодаря ней удается различить лучшие и худшие товары.

       В учетной функции  цена переводит показатели количества и качества товаров, измеренные в физических единицах, в денежные единицы и становится инструментом учета.

       Регулирующая  функция использует цены в качестве инструмента регулирования экономики. В рыночной экономике цены уравновешивают спрос и предложение, увязывая мнение потребителя с денежным запросом производителя или продавца. В командной экономике цены устанавливает власть, они используются как инструмент торговых сделок и взаиморасчетов, а также как способ воздействия на производство, обмен и потребление со стороны правительства. Назначаемые государством цены часто оказываются малоэффективным рычагом регулирования экономики. Нарушение экономических законов, установление в административном порядке «хороших», «справедливых» цен усиливает дефицит товара, порождает спекуляцию, социальную несправедливость, которая пытаются компенсировать путем введения распределительных талонов или карточной системой продажи товаров.

       Стимулирующая функция вызывает желание производителя увеличивать цены, а посредством их – доход и прибыль. Она заинтересовывает производителей в повышении объемов производства и улучшении качества продукции с целью увеличения суммы, вырученной от продажи. Цена также направлена на развитие и стимулирование НТП, ресурсосбережение, повышение эффективности производства.

       Распределительная функция предусматривает распределение денег между государством и хозяйствующим субъектом через отражение в цене налогов и прибыли. 

Подходы к установлению цен 

       Существует  два основных подхода к установлению цен:

  • затратный (производственный)
  • рыночный.

       При затратном подходе в основу установления цены товара кладутся производственные затраты, а величина цены определяется, в основном, посредством суммирования всех факторов, затраченных на производство единицы товара, в денежном выражении (совокупные издержки производства или себестоимость продукции). С этой целью суммируются основные затраты:

  • материальные расходы (затраты на материалы, сырье, энергию и пр.);
  • расходы на оплату труда вместе со всеми начислениями;
  • амортизация, компенсирующая износ основных средств в процессе производства товара;
  • дополнительные (накладные) расходы, связанные с производством данного товара. К накладным расходам относятся: расходы на оплату труда вспомогательного персонала и отчисления в социальные фонды; канцелярские и хозяйственные расходы; командировочные расходы и служебные разъезды; расходы на спецпитание сотрудников; амортизация машин, немедицинского и медицинского оборудования, не учтенного при расчете затрат; износ мягкого инвентаря и обмундирования за вычетом используемого в основных подразделениях; капитальный ремонт зданий и т.д.

       В себестоимость медицинской услуги накладные расходы включаются пропорционально  фонду оплаты труда основного  медицинского персонала учреждения через коэффициент накладных  расходов (Кнр):

       

 

       Последующим умножением Кнр на сумму расходов по оплате труда персонала определяется величина их накладных расходов для конкретного подразделения.

       При расчетах себестоимости медицинских  услуг необходимо использовать данные за последний истекший год, который принимается как базовый. А для отражения изменяющегося уровня затрат, обусловленного ростом цен, следует производить индексацию, которая предполагает пересчет базового периода в ценах на коэффициент инфляции (дефлятор ВВП), рассчитываемый как макроэкономический показатель на государственном уровне. Таким образом, цена лечения – постоянно корректируемая величина.

       Затратный ценовой механизм строится с учетом того, что производитель и продавец, реализуя товар, должны не только возмещать  издержки, но и получать дополнительно  доход в виде прибыли. Прибыль  представляет собой добавочную (сверх  себестоимости) плату, которую вынужден вносить покупатель, чтобы купить единицу товара. Прибыль стимулирует производителя и продавца и позволяет им вкладывать средства в развитие производства и торговли.

Информация о работе Процесс ценообразования в экономике здравоохранения