Проблемы вступления стран с переходной экономикой в ВТО

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 20:54, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи исследования. Целью курсовой работы является нахождение оптимальных способов адаптации переходных экономик стран СНГ к международным рыночным отношениям. Поставленная цель обусловливает необходимость решения следующих задач:

● разобрать понятие переходная экономика, выделить основные черты и сформировать правильное мнение о современном её виде;

● выяснить причины длительного переговорного процесса по вступлению России во ВТО и условия вступления, которые надо «выторговать»;

● охарактеризовать опыт некоторых стран СНГ по вступлению в ВТО, и обратить внимание на результаты проделанных изменений;

● раскрыть роль региональных контактов в связке с укреплением торговых отношений со странами дальнего зарубежья.

Содержание

Введение………………….……………………………………………………… 3

Глава I. Переходная экономика в странах СНГ ………………..………………6

1.Общие закономерности переходной экономики …………………6
2.Степень переходности экономик стран СНГ ……………………..9
3.Современный этап переходного периода в экономике России .. 11
Глава II. Вхождение стран СНГ в ВТО ………………………………………. 14

2.1. Системные требования к России для вступления в ВТО …………..14

2.2. Опыт присоединившихся к ВТО стран СНГ (Киргизия, Украина)..24

2.3. Региональное сотрудничество в контексте ВТО …………………...28

Заключение ………………………………………………………………………35

Список литературы ……………………………………………………………...37

Приложение 1 ……………………………………………………………………39

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 537.50 Кб (Скачать)

    Специфика развития современной Украины как  независимого государства дает ей шанс развиваться преимущественно только одним из двух путей экономической интеграции. Политика "многовекторности", которая особо проявляла себя в период президентства Леонида Кучмы, претерпела крах. Образно говоря, "на двух или нескольких стульях" усидеть государству не удалось. Поэтому в настоящее время постепенно осознается необходимость интегративных связей с другими, более развитыми государствами.

    Путь первый - интеграция с Россией и другими странами СНГ. Экономическая интеграция со странами СНГ прежде всего восстанавливает исторически сложившиеся кооперативные связи в рамках всего постсоветского пространства. Такие связи позволяли Украине в свое время быть одним из экономических лидеров в СССР. Известно, что даже в настоящее время, в условиях "тотальной разрухи", наиболее эффективно работающие предприятия Украины - именно те, которые осуществляют свою деятельность в кооперации с Россией и другими странами СНГ. Это, прежде всего, относится к ракетно-космической, авиационной, машиностроительной и ряду других отраслей производства. Интеграция Украины с Россией - это создание также особо льготных предпосылок для обеспечения собственных экономических потребностей сырьем, которым в избытке обладает Россия. В настоящее время Российская Федерация имеет почти половину основных сырьевых запасов человечества. Интеграции Украины с Россией - это и допуск к рынкам сбыта своих товаров. Создание условий для движения товаров между Россией и Украиной по американо-канадскому примеру только в течение года обеспечивает повышение уровня производства промышленной продукции на 10-15 %.Интеграция с Россией и другими странами СНГ дает гипотетический шанс Украине не только существенным образом поднять собственную экономику, но и получить шанс активного, консолидированного игрока в международных экономических отношениях, что в существенной степени воспрепятствует ее реальным перспективам неоколониальной зависимости.

    Путь второй - прозападная экономическая интеграция в рамках ВТО. Так называемый "евроатлантический выбор" Украины осуществляется уже многие годы. Однако реальных результатов для страны он пока что не дал. Вступление страны в ВТО также дает мало шансов Украине для преодоления собственного системного кризиса. Даже с учетом пятилетнего переходного периода указанный процесс явится "шоковой терапией" для украинского производителя. Здесь с объективностью проявит себя закон стоимости, сущность которого состоит в том, что обмен товаров происходит в соответствии с их стоимостью, то есть общественно необходимыми затратами труда на их производство. В соответствии с этим законом, товаропроизводители, у которых затраты труда высокие, разоряются, и выигрывают те, у которых затраты труда являются наименьшими. Высокий уровень затрат труда по сравнению со странами-лидерами ВТО на Украине - неизбежный фактор, содействующий дальнейшему разорению ее экономики. Исторический опыт вступления стран в ВТО с низким уровнем производительности труда, показывает, что фактически все они стали объектом экономической экспансии более развитых стран. В специфике Украины наибольшая экспансионистская политика, вероятно, будет направлена в отношении сельского хозяйства и, в частности, сельскохозяйственных угодий. На Украине около четверти самых плодородных земель планеты, а это то, что является особо дефицитным для многих экономически развитых стран. ВТО открывает прямой путь к скупке украинских земель, так называемыми иностранными инвесторами. [16]

    Совершенно  адекватна действиям Украины  позиция России. Мы ищем сотрудничества там, где его хотят иметь с нами. 18 ноября 2009 г. в Стокгольме состоялся 24 саммит Россия – ЕС, на котором были обсуждены актуальные вопросы мировой политики и взаимодействия Россия – ЕС в рамках многопланового диалога в политической, торгово-экономической и гуманитарной сферах.  
          Начало переговоров было посвящено экономическим вопросам. Одним из ключевых стал вопрос, каким образом Россия собирается присоединяться к Всемирной торговой организации (ВТО) в связи с созданием Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, который должен заработать с 1 января 2010 г.

    Формирование единой таможенной территории предполагает отмену таможенных границ между странами Таможенного союза и перенос всех видов государственного контроля, кроме пограничного, на таможенную границу Союза. Планируется, что на белорусско-российской границе контроль будет отменен уже с 1 июля 2010 г., а на казахстанской – с 1 июля 2011 г. 
           Также с 1 января 2010 г. функции внешнеторгового регулирования трех стран будут переданы комиссии Таможенного союза. Она будет заниматься изменением ставок ввозных пошлин трех стран, а также вводить товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности, устанавливать тарифные льготы и квоты, определять систему тарифных преференций, вводить нетарифные меры регулирования, проводить специальные защитные антидемпинговые и компенсационные расследования. Решения комиссии будут применяться на территории всех трех государств. Механизм принятия решений будет следующий: чтобы решение было принято, необходимо набрать две трети голосов. Сейчас у России около 60% и по 20% у Белоруссии и Казахстана (пропорционально формированию бюджета Таможенного союза). 
           Доходы членов Таможенного союза от импорта будут распределяться по макроэкономическим критериям. Сейчас обсуждается, какими они будут – ВВП, внешнеэкономическая деятельность, объем товарооборота и т. д. 
Стороны также утвердили директивы для единой переговорной группы по вступлению России, Казахстана и Белоруссии во Всемирную торговую организацию (ВТО) и еще раз подтвердили, что вступать собираются единовременно. Прогнозировать, когда Таможенный союз станет членом ВТО, в настоящее время довольно сложно. 
          В Европе создание Таможенного союза вызвало ряд версий, связанных с утратой Россией интереса к присоединению к ВТО. Появились предположения, что создание Таможенного союза — это предлог, чтобы отказаться от этого процесса.  
          Российская сторона заверила европейских партнеров, что присоединение к ВТО остается для России приоритетом. Россия, Казахстан и Белоруссия продолжат процесс присоединения к организации в индивидуальном порядке, но синхронизировано.  
          Судьба присоединения России в ВТО беспокоит Евросоюз еще и потому, что с этим связан переговорный процесс по Базовому соглашению о партнерстве и сотрудничестве России и ЕС, срок действия которого истек в декабре 2007 г. Его есть смысл обсуждать после того, как Россия станет членом ВТО. 
          Недавнее выступление президента Д. Медведева о модернизации российской экономики было положительно воспринято европейцами, и на саммите было обсуждено развитие отношений в коммерческой сфере. Глава МИД Финляндии Александр Стубб недавно призвал Европу к «перезагрузке» контактов с РФ, по примеру США. [17]

    Итак, процесс поиска наиболее выгодных и эффективных путей сотрудничества будет продолжаться ещё длительное время, но уже сейчас стоит определиться с основными стратегически важными направлениями, а именно с формами плодотворного сотрудничества в рамках СНГ. Это подвижка вперед не принесет столь большого числа кардинальных мер по изменению существующего порядка, как условия вступления в ВТО, да и может пойти на пользу в краткосрочной перспективе. 

                                          

                                            
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                             Заключение

    Мы  пришли к выводу, что содержанием переходной экономики является преобразование всей системы экономических отношений, а не реформирование отдельных её элементов и тем более не корректировка прежней экономической политики. Это особенно важно в условиях активно наступающей глобализации.

    Глобализация  экономики неизбежна как объективная  данность. Но как любая экономическая  форма она имеет двойственный характер и несет с собой как новые возможности, так и новые опасности.

    Разрушительные  потенции глобализации впервые раскрылись в ходе нынешнего мирового кризиса. Анализ сложившейся ситуации показывает, что от кризиса больше пострадали те страны, которые вошли в этот процесс более глубоко и всесторонне. В этой связи России следует еще раз проанализировать и оценить стратегию вхождения в международные экономические связи на предмет соответствия их национальным интересам страны. Основным критерием их приемлемости должна стать экономическая безопасность нашей страны.

      Поэтому присоединению к ВТО должно предшествовать осуществление комплекса мер по повышению конкурентноспособности отечественных предприятий на основе обновления их технического и технологического потенциалов. Предстоит активизировать государственную поддержку научно-технических разработок и их внедрения в производство. Эти меры следует сопрягать с определением приоритетов промышленной политики и разработкой реализующих их механизмов господдержки, в максимальной степени обеспечивающих защиту национальных интересов и не противоречащих правилам ВТО.

    Из  опыта уже вступивших в ВТО стран нужно сделать следующий вывод: уступки российской стороны в любых вопросах, касающиеся новой экономической архитектуры, должны быть осмыслены и выверены, ибо после присоединения к этой организации у России уже не будет возможности в одностороннем порядке принимать протекционистские торговые меры или выдвигать к партнерам по ВТО требования относительно либерализации их рынков на важных направлениях отечественного экспорта.

           Таким образом, если Россия будет двигаться по пути регионального сотрудничества со странами СНГ и формирования инновационной экономики рука об руку со странами, имеющий схожий опыт экономического развития, то подойдя к заветному выполнению условий вступления в ВТО, нам уже в меньшей степени будет требоваться это членство. Тем не менее при вышеуказанном уровне торгово-экономической подготовленности отечественных производителей дополнительные рынки сбыта товаров станут существенным расширением международной интеграции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                     Список литературы:

1. Антидемпинговый кодекс, Соглашение о применении статьи VI ГАТТ–1994 ВТО

2. Соглашение по защитным мерам (ВТО, Уругвайский раунд многосторонних торговых переговоров, 15 апреля 1994 г.)

3. Экономика: учебник/ под ред. д-ра наук, проф. А. С. Булатова.-4-е изд –М.: Экономистъ, 2005. – 831 с.

4. Гумеров Р. Позиция России на переговорах о присоединении к соглашению ВТО по сельскому хозяйству: резервы усиления// Российский Экономический Журнал, 2002. № 2 С. 41-47

5. Зуев А., Мясникова Л. Глобализация: аспекты, о которых мало говорят//МЭиМО, 2004 г. № 8 С. 54-60

6. Куцобин А.  К анализу предлагаемых России  системных условий присоединения к ВТО// Российский Экономический Журнал, 2002. № 5-6 С. 35-56

7. Оболенский В. Присоединение России к ВТО и её участие в интеграции//МЭиМО, 2004 г. № 3 С. 17-26

8. Петров Ю.  Последствия присоединения России  к ВТО для отечественной промышленности: обоснование методики оценки // Российский Экономический Журнал, 2002. № 1 С. 31-47

9. Разумнова Л. Россия – ВТО: интересы российских экспортеров.//МЭиМО, 2006. № 10. С.17-23.

10. Киселев С.В. . Ромашкин Р.А. Вступление в  ВТО и сельское хозяйство России//Вестник  Московского Университета, серия  6 "Экономика",2006 г. №4

11. Илькевич С.В. О переходности российской экономики в современных условиях с позиции новой институциональной экономической теории// Проблемы современной экономики, 2006. № 1(17) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.m-economy.ru/art.php3?artid=21385. Дата обращения: 05.11.2009.

12. Петросян О.А "Существующие проблемы функционирования стран-участниц ВТО"// Сборник трудов магистров 2004 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.masters.donntu.edu.ua/2004/fem/petrosyan/

library/art1.htm. Дата обращения: 05.11.2009.

13. Яблоновская Т., Задерей Н. В шаге от ВТО//Экономика и финансы , 2007. №4 (102) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.expert.ua/articles/9/0/3257/. Дата обращения: 05.11.2009.

14. «ИТАР-ТАСС», 21.09.2009 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.wto.ru/ru/news.asp?msg_id=25017. Дата обращения: 05.11.2009.

15. Смолянинов С.В. О возможных последствиях вступления России в ВТО для агропромышленного комплекса страны//Проблемы современной экономики, 2005. № 3(15) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.m-economy.ru/art.php3?artid=21004. Дата обращения: 05.11.2009.

16. Секретные условия вступления Украины в ВТО [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://rus.newsru.ua/finance/06feb2008/vtoo. Дата обращения: 05.11.2009.

17. Информационное агенство Regnum. Украина - два пути экономической идентификации//Экспертный совет ЦСиМИ "SOCIUM" [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.regnum.ru/news/961643.html. Дата обращения: 05.11.2009.

18. Воловик Н.П. Саммит Россия – ЕС// ИЭПП, 2009. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.iet.ru/ru/kommentarii/sammit-rossiya-es-2.html. Дата обращения: 05.11.2009.  

                                                                                             
 

                                                                                         
 

                                                                                      Приложение 1 

',.

 

Таблица 1. Динамика производства в отдельных отраслях промышленности России и импорта соответствующей продукции, % к предыдущему году, в сопоставимых ценах

Источник: данные Федеральной службы государственной статистики и Федеральной таможенной службы

  2001 2002 2003 2004 2005 2006 2006
  к 2000
Производство  пищевых ПрОдyктов, включая напитки, 108.0 107.2 106.9 104.4 104.4 105.4 142.2
и табака              
Импорт  продовольственвых товаров 121.8 108.7 109.2 104.9 115.3 108.8 190.3
и сельскохозяйственного сырья               
Текстильное и швейное производство 107.8 97.5 101.2 96.0 98.5 107.3 107.9
Производство  кожи, изделий из кожи и обуви  113.7 111.4 111.5 99.4 97.3 116.7 159.4
Импорт  текстиля, текстильных изделий и  обуви  145.2 140.9 116.8 106.0 110.6 158.5 444.0
Металлургическое  производство и производство 104.6 105.1 107.2 103.9 105.7 108.8 140.8
готовых металличесКих изделifЙ .              
Импорт  металлов и изделий из них  122.9 97.8 146.2 130.1 122.7 134.7 377.9
Производство  машин и оборудования 106.4 91.2 119.0 121.1 99.9 103.3 144.3
Производство  электрооборудования, 108.4 92.3 143.2 134.5 120.7 94.5 219.8
электронного и оптического оборудования              
Производство  транспортных средств и оборудования 73.6 99.0 114.0 111.5 106.0 103.3 101.4
Импорт  машин, оборудования и транспортных средств  107.8 132.5 128.9 146.5 140.3 141.8 536.6

Информация о работе Проблемы вступления стран с переходной экономикой в ВТО