Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 20:54, курсовая работа
Цель и задачи исследования. Целью курсовой работы является нахождение оптимальных способов адаптации переходных экономик стран СНГ к международным рыночным отношениям. Поставленная цель обусловливает необходимость решения следующих задач:
● разобрать понятие переходная экономика, выделить основные черты и сформировать правильное мнение о современном её виде;
● выяснить причины длительного переговорного процесса по вступлению России во ВТО и условия вступления, которые надо «выторговать»;
● охарактеризовать опыт некоторых стран СНГ по вступлению в ВТО, и обратить внимание на результаты проделанных изменений;
● раскрыть роль региональных контактов в связке с укреплением торговых отношений со странами дальнего зарубежья.
Введение………………….……………………………………………………… 3
Глава I. Переходная экономика в странах СНГ ………………..………………6
1.Общие закономерности переходной экономики …………………6
2.Степень переходности экономик стран СНГ ……………………..9
3.Современный этап переходного периода в экономике России .. 11
Глава II. Вхождение стран СНГ в ВТО ………………………………………. 14
2.1. Системные требования к России для вступления в ВТО …………..14
2.2. Опыт присоединившихся к ВТО стран СНГ (Киргизия, Украина)..24
2.3. Региональное сотрудничество в контексте ВТО …………………...28
Заключение ………………………………………………………………………35
Список литературы ……………………………………………………………...37
Приложение 1 ……………………………………………………………………39
Вывод:
Присоединению к ВТО должно предшествовать
осуществление комплекса мер по повышению
конкурентноспособности отечественных
предприятий на основе обновления их технического
и технологического потенциалов. Предстоит
активизировать государственную поддержку
научно-технических разработок и их внедрения
в производство. Эти меры следует сопрягать
с определением приоритетов промышленной
политики и разработкой реализующих их
механизмов господдержки, в максимальной
степени обеспечивающих защиту национальных
интересов и не противоречащих правилам
ВТО.
2.2. Опыт присоединившихся к ВТО стран СНГ (Киргизия, Украина)
Одним из первых государств СНГ к ВТО присоединилась Киргизия – 20 декабря 1998 года. За период членства республики в ВТО наблюдается позитивная тенденция улучшения сальдо торгового баланса, вместе с тем, существует ряд очень весомых причин, из-за которых Киргизская Республика пока не может воспользоваться благоприятными условиями выхода своей продукции, предоставляемыми членством в ВТО.
Во-первых, географическая удаленность и высокие транспортные издержки. Ввиду большой удаленности от потенциально привлекательных рынков стран-членов ВТО и недостаточно развитой транспортной инфраструктуры, товары поступают на эти рынки уже существенно удорожавшими или вовсе не поступают.
Во-вторых, недостаточно высокое качество продукции. Здесь имеет место низкая конкурентоспособность товаров, как правило, производимых на предприятиях с устаревшим оборудованием.
В-третьих,
протекционистская
В-четвертых, существует проблема транзита через соседние страны, не являющихся пока членами ВТО.
Сам факт членства не гарантирует автоматического получения выгод, их реализация зависит от целого ряда условий, на многие из которых республика не может оказать заметного влияния. Однако, ситуация может измениться после вступления ее основных торговых партнеров Узбекистана и России, хотя бы только потому, что членство этих стран в ВТО даст возможность застраховаться от односторонних непредсказуемых изменений в торговой политике этих стран и позволит решать конфликты и споры с помощью применяемых ВТО процедур. Более того, Киргизская Республика сможет решить проблему транзита киргизских товаров через территории этих стран. Таким образом, вступление соседних стран в ВТО может способствовать снижению цен на киргизские товары на внешних рынках за счет уменьшения тарифов и транспортных издержек, а также росту качества отечественных товаров, обусловленному потенциальным ростом инвестиций в современные производства.
16
мая 2008 г.Украина стала полноправным
членом ВТО. Украина стала 152-
«Вступление в ВТО позитивно повлияет на международные кредитные рейтинги нашей страны. То есть внешние заимствования для украинских компаний станут дешевле. Кроме того, Всемирная торговая организация дает доступ к огромным массивам информации. Ведь члены международного клуба сообщают обо всех изменениях в законодательстве через национальные нотификационные центры в аналогичный центр ВТО (чаще всего изменения касаются стандартов, санитарных норм и т. д.). Эта информация рассылается по отраслевым ассоциациям стран. Заинтересованный, ищущий производитель от этого выиграет. Ленивый же проиграет в любом случае.» [12].
По оценкам ряда экспертов, участие в организации может ускорить темпы прироста ВВП на 2,5-3,5% в год в среднесрочной перспективе.
Вместе с тем ряд экспертов считают, что вступление Украины в ВТО может повлечь переход под иностранный контроль украинской финансовой инфраструктуры и потери государством экономической независимости.
Также высказываются опасения по поводу дальнейших перспектив развития отдельных отраслей экономики, и, в первую очередь, сельского и рыбного хозяйства, автомобилестроения.
Возможные негативные последствия вступления Украины в ВТО сильно преувеличены и являются результатом элементарного непонимания сути и функций организации, подчеркивает Игорь Бураковский, директор Института экономических исследований и политических консультаций.
Основные выгоды для Украины от членства в ВТО состоят в либерализации торговли. Среди них – разрешение торговых споров (антидемпинговые расследования), сокращение импортных пошлин как антиинфляционные мероприятия, повышения эффективности предприятий и конкуренции, структурные изменения в экономике, увеличение прироста ВВП страны и т.д.
Более других выиграют металлурги – эффект от вступления в ВТО составит дополнительных 14 % роста отрасли в пятилетней перспективе.
При этом эксперты подчеркивают, что открытие внутреннего рынка для иностранных товаров может снизить темпы роста инфляции на 3,5 %.
Относительно условий вступления Украины в ВТО можно выделить следующее.
Всемирная торговая организация (ВТО) обнародовала условия вступления Украины в эту организацию, в частности, таможенные пошлины, сроки их введения.
Как
говорится в пресс-релизе ВТО, средние
импортные пошлины при
В целом пошлины установлены в диапазоне от 0 до 50%, при этом некоторые ограничения включают поэтапное сокращение на протяжении периода до 2013 года.
Согласно
сообщению, самые высокие тарифы,
которые Украина может
Также в сообщении сказано, что в сельском хозяйстве Украина согласилась не субсидировать экспорт. Помимо этого, страна ограничит свою влияющую на торговлю поддержку внутреннего сельхозпроизводителя суммой 3,04 млрд грн (примерно 613 млн долларов), а также покрытие 5% от стоимости внутреннего с/х производства.
Как и в случае со всеми членами ВТО, у Украины не будет лимитов по расходам на внутренние программы поддержки, которые не имеют либо имеют минимальное влияние на торговлю, при условии, что эти программы соответствуют критериям, изложенным в договоре по сельскому хозяйству.
В части доступа к рынку услуг, Украина приняла обязательства во всех 11 ключевых секторах, включая бизнес-услуги, коммуникационные, по строительству и машиностроению, дистрибуции, в сфере образования и окружающей среды, финансов (страхование и банковская деятельность), здравоохранения. В этот перечень вошли также социальные услуги, туризма и путешествия, рекреационные, культуры и спорта, транспортные услуги.
Киев
также взял обязательство, что после
вступления Украина отменит и
не будет устанавливать
В части антидемпинговых обязательств и гарантий: Украина должна будет внести изменения в торговое законодательство, чтобы оно было согласовано с нормами ВТО.
В
сфере санитарии и
Помимо того после вступления в ВТО Киев должен полностью внедрить условия соглашения о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (Trade-Related Aspects of Intellectual Property).
Украина также обязалась предоставить ВТО уведомления и копии соглашений обо всех зонах свободной торговли и таможенных союзах, в которые входит. [15]
Согласно ст.16 Марракешского соглашения об основании ВТО, каждая страна должна обеспечить соответствие своих законов, правил и административных процедур ее обязательствам, предусмотренным соглашениями ВТО.
С этой целью в части законодательного обеспечения процесса вступления Украины в ВТО Верховной Радой Украины на протяжении 2002-2007 гг. в целом было принято 58 законов. Некоторыми обязательствами Украины предусмотрены определенные переходные периоды. В связи с этими требованиями в дальнейшем будет изменяться национальное законодательство.
Следует отметить, что от того, в какой мере Украина сумеет проводить эффективную экономическую политику, в максимальной степени использующую механизмы ВТО, будет зависеть результат последствий присоединения.[11]
Из опыта уже вступивших в ВТО стран нужно сделать следующий вывод:
уступки российской
стороны в любых вопросах, касающиеся
новой экономической архитектуры, должны
быть осмыслены и выверены, ибо после присоединения
к этой организации у России уже не будет
возможности в одностороннем порядке
принимать протекционистские торговые
меры или выдвигать к партнерам по ВТО
требования относительно либерализации
их рынков на важных направлениях отечественного
экспорта.
2.3. Региональное сотрудничество в контексте ВТО
Степень открытия рынков с учетом национальных интересов и интересов всего мирового сообщества согласовываются путем многосторонних торговых переговоров в рамках специализированных международных организаций, в первую очередь ВТО.
России было бы важно определить свое отношение к перспективе дальнейшего открытия рынков и развития региональных интеграционных процессов, разработать и последовательно реализовать внешнеэкономическую политику, обеспечивающую ей подобающее место в складывающемся многополюсном мире.
Если оценивать содержание внешнеэкономической политики России исходя из результатов взаимодействия с ВТО, ЕС, АТЭС и СНП, приходится констатировать её очевидную противоречивость. С одной стороны, наша страна не намерена полностью открывать свои рынки для всех государств мира, включая и те, которые занимают главное место в её внешнеэкономических связях. С другой - она хотела бы снять тарифные и нетарифные барьеры на пути перемещения своих товаров и услуг почти с 60 странами, на которые приходится около 4/5 российского внешнеторгового оборота. Получается, что Россия одновременно выступает за умеренный протекционизм и за масштабную либерализацию торгово-политического режима для всех основных своих партнеров, создающую предпосылки для интегрирования с ними.
Сохранение определенного уровня протекционистской защиты в условиях недостаточной конкурентноспособности отечественных производителей позволит российскому бизнесу постепенно адаптироваться к усилению соперничества с иностранными компаниями, приведет его к осознанию необходимости осуществить меры, направленные на рост конкурентноспособности производимых товаров и услуг.
Путь России к региональной интеграции лежит через ВТО и использование умеренного протекционизма, закрепленного в правовой структуре этой организации. Через этот ярус может пойти процесс интегрирования «четверки» (ОРИ (Организация региональной интеграции), сформированной Белоруссией, Россией, Казахстаном и Украиной). Обеспечение примерно сходных условий их присоединения к ВТО выведет внешнеэкономические связи стран СНГ с остальными странами на следующий ярус. Этот уровень уже будет приемлем для выхода на пространство, контролируемое странами АТЭС. И, наконец, конечным пунктом в этом многофазном процессе (глобализации) станет евроазиатский регион как часть многополюсного мира. [7]
Перспективы России в глобальной экономике XXI века - поставщик (наиболее надежный) энергоресурсов. Нужно стараться не допустить её превращения в нефтегосударство. Значительного отказа России от «сбывания» своих природных ресурсов на мировом рынке не предусматривается в ближайшее время. Причина заключается не только в отсутствии реальных альтернатив на сельскохозяйственном рынке и рынке промышленной продукции, но и в том, что импортирование топливных ресурсов - это наше конкурентное преимущество. Страны, активно внедряющие и эксплуатирующие достижения научно- технического прогресса, требуют нефть и газ в повышенных объемах, и их спрос должен быть удовлетворен.[5]
Что касается позиций Украины относительно её роли в региональном сотрудничестве менее оптимистичные и менее всего ожидаемые. «Региональные объединения не являются альтернативой многосторонним соглашениям в рамках ВТО. Ведь региональные объединения все равно соприкасаются друг с другом. Даже если их масштаб растет, увеличивается и линия соприкосновения между ними. И эта линия не должна быть линией фронта, а должна обеспечивать свободное передвижение товаров и услуг. Поэтому заменить многостороннюю систему правил невозможно. Более того, без нее невозможно решать такие глобальные проблемы, как энергетическая безопасность. » - сообщает заместитель министра экономики Украины Валерий Пятницкий. [12]
Информация о работе Проблемы вступления стран с переходной экономикой в ВТО