Проблемы трудового потенциала страны

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 17:56, реферат

Описание работы

Целью исследования является рассмотрение демографической ситуации в Казахстане и перспектив формирования трудового потенциала страны.
Задачи исследования:
1) изучить демографическую ситуацию Казахстана;
2) дать характеристику понятиям трудовой потенциал и экономически активное население;
3) выявить проблемы рынка труда Казахстана;
4) показать меры, проводимые государством, для решения проблем рынка труда;
5) сделать соответствующие выводы;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3

1 ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ РЕСПУБЛИКИ
КАЗАХСТАН . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
Общая численность населения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2 Половозрастной состав населения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7

2 ПРОБЛЕМЫ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА СТРАНЫ . . . . . . . . . . . . .9
2.1 Понятие трудового потенциала и экономически
активного населения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
2.2 Проблемы ранка труда в Республике Казахстан . . . . . . . . . . . . . . . . .11
2.3 Политика занятости Республики Казахстан . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14

ВЫВОДЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Работа содержит 1 файл

Реферат Экономика.doc

— 154.00 Кб (Скачать)

- взаимодействия по вопросу содействия трудоустройства выпускников организаций образования между уполномоченными органами, организациями образования и работодателями.

9) совершенствование  информационной базы данных по  вопросам занятости; 

10) создание дополнительных рабочих мест с учетом ситуации на рынке труда при разработке инвестиционных программ.

 Министрство труда и социальной защиты населения РК предложило использовать новую модель занятости населения.

Основными составными элементами новой модели станут:

Первое - это реальный прогноз потребностей отраслей в специалистах технического и обслуживающего труда с учетом Стратегии индустриально- инновационного развития, в том числе «30 корпоративных лидеров».

Острой проблемой, является растущий дефицит квалифицированных рабочих кадров на предприятиях практически всех отраслей промышленности.

У этой проблемы несколько  аспектов.

Во-первых, перепроизводство кадров невостребованных профессий и недостаточные объемы подготовки по требующимся на рынке труда профессиям в системе начального профобразования.

Во- вторых, низкий уровень  оплаты труда молодых рабочих.

Решение этой проблемы возможно только в комплексе. Прежде всего, нужна  постоянная системная работа по кадровому  прогнозированию.

Первым шагом в этом вопросе является определение общей потребности в рабочей силе на кратко -, средне -, и долгосрочный периоды.

Вторым, важным шагом  должна стать разработка баланса  трудовых ресурсов страны, в соответствии с которым будет определяться естественное движение трудоспособной части населения и возможности обеспечения потребности в трудовых ресурсах за счет национальных кадров или привлечения иностранных рабочих сил.

Вторым - будет механизм регулирования распределения трудовых ресурсов.

Одной из серьезных проблем  является неэффективная занятость населения и низкая мобильность рабочей силы. Сохраняется высокий удельный вес занятых лиц в трудоёмкой и низко производительной отрасли.

Третья составляющая часть модели - это механизмы активного  включения в рынок имеющихся  внутренних резервов трудовых ресурсов.

Расчеты показывают, что  за счет вовлечения безработных, формализации трудовых отношений самозанятого населения, роста занятости сохранивших  трудоспособность инвалидов можно  получить дополнительно два миллиона работников.

При этом активизация рынка должна основываться на принцип «взаимных обязательств» между гражданами, ищущими работу, и местными исполнительными органами.

Это означает что:

- получение социальной  помощи должно измениться с  права граждан, на их обязательства,  что повысит ответственность самих получателей, позволит местным исполнительным органам предусмотреть обязательное участие безработных в региональных программах рынка труда, общественной работе и занятие индивидуальной трудовой деятельностью для получения соответствующей социальной поддержки.

- местные исполнительные  органы должны оказывать содействие  обучению, подготовке, трудоустройству  целевым группам, разработать  финансовые стимулы для реинтеграции  их на рынок труда и установить  более жесткие критерии отбора  получателей социальной помощи.

Четвертая составляющая часть модели - это механизм государственно-частного партнерства, предполагающий экономическую мотивацию участия работодателей в развитии трудовых ресурсов.

Ежегодно в стране создается более двухсот тысяч рабочих мест, более половины из них в сельской местности. За семь месяцев 2007 года создано свыше 150 тыс. новых рабочих мест. Около 72,2% граждан, обратившихся в органы занятости в поисках работы, трудоустроены. Для социальной защиты безработных внедрено обязательное социальное страхование.[3]

 

 

 

 

ВЫВОДЫ

 

 

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие  выводы.

1) По данным Агентства Республики Казахстан по статистике численность населения страны на 1 января 2007г. составила 15 396,9 тыс. человек, в том числе городского - 8833,3 тыс. (57,4%), сельского – 6 563,6 тыс. человек (42,6%).

2) В Казахстане сложилась гендерная асимметрия, выраженная в численном перевесе женского населения. На 1000 мужчин приходится 1078 женщин. Численность мужчин на 1 января 2007 г. составила 7409,2 (7324,8) тыс. человек или 48,1% от всего населения, женщин, соответственно 7987,5 (7894,5) тыс. человек или 51,9%. Усугубляется ситуация тем, что на каждые 100 умерших женщин в возрасте 15-64 года приходится 246 умерших мужчин данной возрастной группы.

3) Трудовой потенциал есть совокупность всех трудовых возможностей как отдельного человека, так и различных групп работников общества в целом. В отличие от трудовых ресурсов, определяющих количество и структуру труда, трудовой потенциал характеризует его качество и потенциальные возможности. Вместе с тем эта качественная сторона находится в определенном единстве с трудовыми ресурсами.

4) Количественно трудовой потенциал можно определить путем перемножения численности трудовых ресурсов на время, которое может отработать один работник в течение года. Численность трудовых ресурсов изменяется по годам и зависит от продолжительности трудоспособного возраста, уровня жизни населения, в частности, пенсионеров; от разности численности поколений, вступающего в трудоспособный возраст и выходящего на пенсию; от  миграции населения и прежде всего рабочей силы; других факторов.

5) Качественная характеристика трудового потенциала включает физическую, интеллектуальную и социальную составляющие.

6) Экономически активное население — часть населения, включающая в себя занятых общественно-полезной деятельностью, приносящей доход, и безработных, активно ищущих работу и готовых приступить к ней.

7) На рынке труда Казахстана продолжают оставаться ключевыми проблемы:

1) преобладание неэффективной  занятости; 

2) несоответствие квалификационно-профессиональной  структуры спроса и предложения   рабочей силы;

3) несоответствие подготовки  кадров  потребностям экономики; 

4) сложность трудоустройства отдельных групп населения (женщины, молодежь, лица предпенсионного возраста, инвалиды);

5) большая дифференциация  региональных  рынков труда; 

6) высокий уровень  безработицы  в депрессивных, трудоизбыточных  сельских районах,  малых городах; 

7) нелегальный приток рабочей силы из сопредельных государств.

8) Основные направления реализации Программы занятости:

1) Меры, стимулирующие  рост уровня занятости населения 

Рост занятости населения  будет обеспечиваться через создание новых и дополнительных рабочих мест в отраслях экономики.

2) Меры по сбалансированности  спроса и предложения рабочей  силы

Для сбалансированности спроса и предложения рабочей  силы необходимо совершенствование  мониторинга спроса и предложения  на рабочую силу на рынке труда.

3) Организация занятости целевых групп населения.

 Осуществление мер  по содействию занятости целевых  групп населения.

4) Поддержка и развитие  малого и среднего предпринимательства

5) Организация гибкой  системы профессиональной подготовки  и переподготовки безработных

6) Организация и совершенствование  общественных работ.

7) Меры по повышению  роли местных исполнительных  органов в решении региональных  проблем занятости

8) Взаимодействие уполномоченного  органа с работодателями, общественными  объединениями, частными агентствами занятости.

9) совершенствование  информационной базы данных по  вопросам занятости; 

10) создание дополнительных  рабочих мест с учетом ситуации  на рынке труда при разработке  инвестиционных программ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1 Статистический ежегодник 2007

2 Рынок труда. Учебник.  Под ред. проф. В.С. Буланова  и проф. Н.А. Волгина. – М.: «Экзамен», 2000. – 448 с.

3 http://www.enbek.kz - Государственная программа занятости населения.

 

 

 

 


Информация о работе Проблемы трудового потенциала страны