Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 17:56, реферат
Целью исследования является рассмотрение демографической ситуации в Казахстане и перспектив формирования трудового потенциала страны.
Задачи исследования:
1) изучить демографическую ситуацию Казахстана;
2) дать характеристику понятиям трудовой потенциал и экономически активное население;
3) выявить проблемы рынка труда Казахстана;
4) показать меры, проводимые государством, для решения проблем рынка труда;
5) сделать соответствующие выводы;
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
1 ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ РЕСПУБЛИКИ
КАЗАХСТАН . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
Общая численность населения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2 Половозрастной состав населения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
2 ПРОБЛЕМЫ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА СТРАНЫ . . . . . . . . . . . . .9
2.1 Понятие трудового потенциала и экономически
активного населения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
2.2 Проблемы ранка труда в Республике Казахстан . . . . . . . . . . . . . . . . .11
2.3 Политика занятости Республики Казахстан . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
ВЫВОДЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
На уровень подготовки кадров огромное влияние оказывают врожденные умственные способности, талант, волевые и лидерские качества личности. Повышение интеллектуальных способностей достигается объединением отдельных индивидуумов в коллектив за счет разделения труда и высокой его организации.
Социальная составляющая трудового потенциала – трудовой потенциал человека зависит от социальный среды, социальной справедливости и социальной защищенности.
Экономически активное население — часть населения, включающая в себя занятых общественно-полезной деятельностью, приносящей доход, и безработных, активно ищущих работу и готовых приступить к ней.
В западной экономической литературе понятие «экономически активное население» отождествляется с понятием «рабочая сила». Однако более внимательное рассмотрение этих категорий позволяет выявить между ними существенное различие. В понятии «занятые» объединяются две большие группы работников, играющие различную роль в экономике.
Первая группа — предприниматели: крестьяне, ведущие самостоятельное хозяйство (фермеры), занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью (ИТД). Индивидуумы этой группы используют свои предпринимательские способности для организации производства, «дела» в целях получения прибыли и сверхприбыли или только для удовлетворения своих потребностей.
Вторая, более многочисленная, группа — наемные работники, предоставляющие (продающие) свои способности к труду работодателям (предпринимателям) для использования их в процессе производства за определенное вознаграждение (заработную плату).[2]
2.2 Проблемы ранка труда в Республике Казахстан
На рынке труда Казахстана продолжают оставаться ключевыми проблемы:
1) преобладание неэффективной занятости;
2) несоответствие
3) несоответствие подготовки кадров потребностям экономики;
4) сложность трудоустройства
отдельных групп населения (
5) большая дифференциация региональных рынков труда;
6) высокий уровень
безработицы в депрессивных,
трудоизбыточных сельских
7) нелегальный приток рабочей силы из сопредельных государств.
Для решения проблем в сфере занятости Правительством принят ряд программ, в том числе Программа дальнейшего углубления социальных реформ на 2005-2007 годы. Меры, предусмотренные данной Программой по решению проблем занятости, позволят:
- защитить высвобождаемых работников в результате реструктуризации экономики после вступления в ВТО;
- поддержать доходы наиболее бедных слоев населения, которые могут пострадать от последствий вступления в ВТО;
- повысить мотивацию
граждан к труду в формальном
секторе и создание условий
для легализации теневой
Повышению занятости населения, конкурентоспособности целевых групп на рынке труда в дальнейшем будет способствовать введение института социального рабочего места, закрепленного в Законе Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О занятости населения» от 22 октября 2005 года.
Перенасыщение рынка труда квалифицированными работниками одних специальностей и нехватка других, сопровождается рядом отрицательных последствий для экономики: нерациональным использованием средств на подготовку и переподготовку специалистов, снижением экономического эффекта от средств, вложенных в производство квалифицированной рабочей силы, увеличением числа безработных, как в общей численности населения, так и по отдельным видам специальностей, увеличением расходов на переобучение и переквалификацию кадров предприятиями и организациями, психологической неудовлетворенностью людей, работающих не по специальности.
Недостатками рынка труда является то, что с перехода к рыночной экономике в Казахстане почти все предприятия переходят на частную основу. И в связи с этим из-за не состояния оплачивать заработанные деньги, идет резкое сокращение рабочей силы, с этим и связан спад производства.
Ряд проблем, которые так же влияют на нестабильность рынка труда, формируются из личных качеств, навыков и компетенций каждого отдельно взятого работника. Это могут быть такие проблемы:
Первичный рынок специалистов (молодые специалисты):
- Отсутствие навыков
- Высокие амбиции и требования
- Не соответствующая квалификация
Вторичный рынок специалистов (уработающих специалистов):
- Отсутствие лояльности к компании
- Плохая обучаемость
- Низкая мотивация
- Стремление найти престижную работу вне своей компании
- Профессиональная пассивность
У вновь прибывших работников:
- Отсутствие знаний специализации компании
- Расход времени на введение в должность
- Необходимость в обучении
Так же не существует проблема нехватки специалистов разного уровня. Причина возросшего дефицита специалистов состоит не в отсутствии определённого количества выпускников вузов, а в расхождении ожиданий работодателей и выпускников. Тогда как работодатели требуют от новоявленных работников творческого подхода к решению задач, самостоятельности, обучаемости, готовности к неурочной работе – в общем, полной отдачи сил, выпускники – стремятся «не выполнять работу, а получать зарплату». Отсюда и ожидания выпускников: высокая ставка по заработной плате, «мягкий» график работы (с 9:00 до 18:00), скорое продвижение по службе и повышение заработной платы.
Таким образом, на трудовой потенциал оказывают влияние не только общеэкономическая ситуация в стране, но и психологическая мотивация, связанная непосредственно с личностью работника и с его взаимоотношениями внутри компании.[3]
2.3 Политика занятости Республики Казахстан
Основная задача проводимой высшими органами власти Казахстана социальной политики - максимальное поддержание уровня жизни населения и усиление мер по социальной защите граждан, остающихся без работы.
Для ее выполнения разработана
Государственная программа
Задачи Программы:
- осуществление мер,
стимулирующих рост уровня
- содействие занятости
целевых групп населения, нужда
- информационная поддержка политики занятости населения в регионе. Основные направления и механизм реализации Программы:
1) Меры, стимулирующие
рост уровня занятости
Рост занятости населения будет обеспечиваться через создание новых и дополнительных рабочих мест в отраслях экономики путем:
- реализации государственных
и отраслевых программ, привлечения
внутренних и внешних
- организации социальных
рабочих мест для целевых
2) Меры по сбалансированности спроса и предложения рабочей силы
Для сбалансированности спроса и предложения рабочей силы необходимо совершенствование мониторинга спроса и предложения на рабочую силу на рынке труда.
В этих целях предполагается:
- прогнозировать спрос
и предложение на рынке
- осуществлять мониторинг спроса на рабочую силу с целью определения потребности работодателей в рабочей силе;
- повышать
- развивать профессиональную ориентацию школьников, повышать их мотивацию к трудовой деятельности по профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда.
3) Организация занятости целевых групп населения.
Осуществление мер
по содействию занятости целевы
- создания социальных рабочих мест;
- приоритетного права
при направлении на
- содействия трудоустройству на текущие вакансии;
- профессиональной ориентации,
информирования и
- установления квоты
рабочих мест для
- проведения мониторинга
занятости целевых групп
- взаимодействия уполномоченных
органов и органов уголовно-
- предоставления органам
уголовно - исполнительной системы
перечня профессий,
- уведомления уполномоченных органов о прибытии лиц, освобожденных из мест лишения свободы и (или) принудительного лечения по месту жительства.
4) Поддержка и развитие
малого и среднего
Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства будет осуществляться за счет:
- создания благоприятных условий, увеличения возможности кредитования субъектов малого бизнеса;
- развития частной
сферы услуг и гибких форм
занятости, национальных
- поддержки трудовой
и предпринимательской
5) Организация гибкой
системы профессиональной
Организация гибкой системы профессиональной подготовки и переподготовки безработных с учетом потребностей на рынке труда будет проводиться путем повышения конкурентоспособности безработных на рынке труда через их профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку.
6) Организация и совершенствовани
7) Меры по повышению
роли местных исполнительных
органов в решении
Местными исполнительными органами будет продолжена работа по:
- активизации работы по сбору информации о имеющихся вакансиях;
- информированию населения и работодателей о ситуации на рынке труда;
- консультированию лиц,
испытывающих трудности в
- направлению на
- проведению мониторинга спроса и предложения рабочей силы на рынке труда;
- реализации активной политики занятости путем создания новых рабочих мест, поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, содействия в трудоустройстве безработных, развития эффективности общественных работ с учетом их экономической и общественной значимости.
8) Взаимодействие уполномоченного органа с работодателями, общественными объединениями, частными агентствами занятости.
Интеграция деятельности
уполномоченного органа с
- расширения взаимодействия
уполномоченных органов с
- развития системы внутрипроизводственного обучения персонала организаций, а также опережающего профессионального обучения работников, подлежащих высвобождению, как важнейшего средства повышения их конкурентоспособности и профессиональной мобильности на рынке труда;