Проблемы трудового потенциала страны

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 17:56, реферат

Описание работы

Целью исследования является рассмотрение демографической ситуации в Казахстане и перспектив формирования трудового потенциала страны.
Задачи исследования:
1) изучить демографическую ситуацию Казахстана;
2) дать характеристику понятиям трудовой потенциал и экономически активное население;
3) выявить проблемы рынка труда Казахстана;
4) показать меры, проводимые государством, для решения проблем рынка труда;
5) сделать соответствующие выводы;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3

1 ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ РЕСПУБЛИКИ
КАЗАХСТАН . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
Общая численность населения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2 Половозрастной состав населения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7

2 ПРОБЛЕМЫ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА СТРАНЫ . . . . . . . . . . . . .9
2.1 Понятие трудового потенциала и экономически
активного населения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
2.2 Проблемы ранка труда в Республике Казахстан . . . . . . . . . . . . . . . . .11
2.3 Политика занятости Республики Казахстан . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14

ВЫВОДЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Работа содержит 1 файл

Реферат Экономика.doc

— 154.00 Кб (Скачать)

На уровень подготовки кадров огромное влияние оказывают врожденные умственные способности, талант, волевые и лидерские качества личности. Повышение интеллектуальных способностей достигается объединением отдельных индивидуумов в коллектив за счет разделения труда и высокой его организации.

Социальная составляющая трудового потенциала – трудовой потенциал человека зависит от социальный среды, социальной справедливости и социальной защищенности.

Экономически активное население — часть населения, включающая в себя занятых общественно-полезной деятельностью, приносящей доход, и безработных, активно ищущих работу и готовых приступить к ней.

В западной экономической литературе понятие «экономически активное население» отождествляется с понятием «рабочая сила». Однако более внимательное рассмотрение этих категорий позволяет выявить между ними существенное различие. В понятии «занятые» объединяются две большие группы работников, играющие различную роль в экономике.

Первая группа — предприниматели: крестьяне, ведущие самостоятельное хозяйство (фермеры), занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью (ИТД). Индивидуумы этой группы используют свои предпринимательские способности для организации производства, «дела» в целях получения прибыли и сверхприбыли или только для удовлетворения своих потребностей.

Вторая, более многочисленная, группа — наемные работники, предоставляющие (продающие) свои способности к труду работодателям (предпринимателям) для использования их в процессе производства за определенное вознаграждение (заработную плату).[2]

 

 

2.2 Проблемы ранка труда  в Республике Казахстан

 

 

На рынке труда Казахстана продолжают оставаться ключевыми проблемы:

1) преобладание неэффективной  занятости; 

2) несоответствие квалификационно-профессиональной  структуры спроса и предложения   рабочей силы;

3) несоответствие подготовки  кадров  потребностям экономики; 

4) сложность трудоустройства  отдельных групп населения (женщины,  молодежь, лица предпенсионного  возраста, инвалиды);

5) большая дифференциация  региональных  рынков труда; 

6) высокий уровень  безработицы  в депрессивных, трудоизбыточных  сельских районах, малых городах;

7) нелегальный приток  рабочей силы из сопредельных  государств.

Для решения проблем  в сфере занятости  Правительством принят ряд программ, в том числе  Программа дальнейшего  углубления социальных реформ на 2005-2007 годы. Меры, предусмотренные данной Программой по решению проблем занятости, позволят:

- защитить высвобождаемых  работников  в результате реструктуризации  экономики после вступления в   ВТО; 

- поддержать доходы  наиболее бедных  слоев населения,  которые могут  пострадать  от последствий вступления  в ВТО;

- повысить мотивацию  граждан к труду в формальном  секторе и создание условий  для легализации теневой занятости. 

Повышению занятости  населения, конкурентоспособности  целевых групп на рынке труда  в дальнейшем будет способствовать введение института социального  рабочего места, закрепленного в Законе Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О занятости населения» от 22 октября 2005 года.

Перенасыщение рынка  труда квалифицированными работниками одних специальностей и нехватка других, сопровождается рядом отрицательных последствий для экономики: нерациональным использованием средств на подготовку и переподготовку специалистов, снижением экономического эффекта от средств, вложенных в производство квалифицированной рабочей силы, увеличением числа безработных, как в общей численности населения, так и по отдельным видам специальностей, увеличением расходов на переобучение и переквалификацию кадров предприятиями и организациями, психологической неудовлетворенностью людей, работающих не по специальности.

Недостатками  рынка  труда является то, что с  перехода к рыночной экономике в  Казахстане почти все предприятия  переходят  на частную основу. И  в связи  с этим из-за не состояния  оплачивать заработанные деньги, идет резкое сокращение рабочей силы, с  этим и связан спад производства. 

Ряд проблем, которые  так же влияют на нестабильность рынка  труда, формируются из личных качеств, навыков и компетенций каждого  отдельно взятого работника. Это  могут быть такие проблемы:

Первичный рынок специалистов (молодые специалисты):

- Отсутствие навыков

- Высокие амбиции и требования

- Не соответствующая квалификация

Вторичный рынок специалистов (уработающих специалистов):

- Отсутствие лояльности к компании

- Плохая обучаемость

- Низкая мотивация

- Стремление найти престижную работу вне своей компании

- Профессиональная пассивность

У вновь прибывших работников:

- Отсутствие знаний специализации компании

- Расход времени на введение в должность

- Необходимость в обучении

Так же не существует проблема нехватки специалистов разного уровня. Причина возросшего дефицита специалистов состоит не в отсутствии определённого  количества выпускников вузов, а  в расхождении ожиданий работодателей  и выпускников. Тогда как работодатели требуют от новоявленных работников творческого подхода к решению задач, самостоятельности, обучаемости, готовности к неурочной работе – в общем, полной отдачи сил, выпускники – стремятся «не выполнять работу, а получать зарплату». Отсюда и ожидания выпускников: высокая ставка по заработной плате, «мягкий» график работы (с 9:00 до 18:00), скорое продвижение по службе и повышение заработной платы.

Таким образом, на трудовой потенциал оказывают влияние  не только общеэкономическая ситуация в стране, но и психологическая мотивация, связанная непосредственно с личностью работника и с его  взаимоотношениями внутри компании.[3]

 

 

 

 

2.3 Политика занятости  Республики Казахстан

 

 

Основная задача проводимой высшими органами власти Казахстана социальной политики - максимальное поддержание уровня жизни населения и усиление мер по социальной защите граждан, остающихся без работы.

Для ее выполнения разработана  Государственная программа занятости  населения. Цель этой программы является обеспечение продуктивной занятости, снижение уровня безработицы, выравнивание диспропорции спроса и предложения рабочей силы, повышение качества рабочей силы.

Задачи Программы:

- осуществление мер,  стимулирующих рост уровня занятости  населения;

- содействие занятости  целевых групп населения, нуждающихся в социальной помощи, квотирование рабочих мест для инвалидов;

- информационная поддержка политики занятости населения в регионе. Основные направления и механизм реализации Программы:

1) Меры, стимулирующие  рост уровня занятости населения 

Рост занятости населения будет обеспечиваться через создание новых и дополнительных рабочих мест в отраслях экономики путем:

- реализации государственных  и отраслевых программ, привлечения  внутренних и внешних инвестиций, выделения кредитных ресурсов  под проекты, предусматривающие создание новых рабочих мест;

- организации социальных  рабочих мест для целевых групп,  развития временной занятости  на общественных работах.

2) Меры по сбалансированности  спроса и предложения рабочей  силы

Для сбалансированности спроса и предложения рабочей силы необходимо совершенствование мониторинга спроса и предложения на рабочую силу на рынке труда.

В этих целях предполагается:

- прогнозировать спрос  и предложение на рынке образовательных  услуг по подготовке специалистов;

- осуществлять мониторинг спроса на рабочую силу с целью определения потребности работодателей в рабочей силе;

- повышать конкурентоспособность  на рынке труда лиц, ищущих  работу за счет профессиональной  подготовки, повышения квалификации, переподготовки безработных;

- развивать профессиональную ориентацию школьников, повышать их мотивацию к трудовой деятельности по профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда.

3) Организация занятости  целевых групп населения.

 Осуществление мер  по содействию занятости целевых групп населения будет обеспечиваться за счет:

- создания социальных  рабочих мест;

- приоритетного права  при направлении на профессиональную  подготовку, повышение квалификации, переподготовку и общественные  работы;

- содействия трудоустройству  на текущие вакансии;

- профессиональной ориентации, информирования и консультирования;

- установления квоты  рабочих мест для трудоустройства  инвалидов;

- проведения мониторинга  занятости целевых групп населения;

- взаимодействия уполномоченных  органов и органов уголовно-исполнительной системы;

- предоставления органам  уголовно - исполнительной системы  перечня профессий, специальностей, пользующихся спросом на рынке  труда с целью организации  обучения лиц, отбывающих наказание;

- уведомления уполномоченных  органов о прибытии лиц, освобожденных из мест лишения свободы и (или) принудительного лечения по месту жительства.

4) Поддержка и развитие  малого и среднего предпринимательства

Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства  будет осуществляться за счет:

- создания благоприятных условий, увеличения возможности кредитования субъектов малого бизнеса;

- развития частной  сферы услуг и гибких форм  занятости, национальных промыслов;

- поддержки трудовой  и предпринимательской инициативы  лиц, желающих открыть свое дело, направления безработных на обучение с целью дальнейшей ориентации их на самостоятельное создание рабочего места.

5) Организация гибкой  системы профессиональной подготовки  и переподготовки безработных

Организация гибкой системы  профессиональной подготовки и переподготовки безработных с учетом потребностей на рынке труда будет проводиться путем повышения конкурентоспособности безработных на рынке труда через их профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку.

6) Организация и совершенствование общественных работ. В связи с приоритетным развитием общественных работ предполагается расширение и ориентация общественных работ на улучшение санитарно - эпидемиологического состояния населенных пунктов, участие в проведении ремонтов объектов социально - культурного назначения, в проведении общественно значимых мероприятий.

7) Меры по повышению  роли местных исполнительных  органов в решении региональных  проблем занятости

Местными исполнительными  органами будет продолжена работа по:

- активизации работы по сбору информации о имеющихся вакансиях;

- информированию населения  и работодателей о ситуации  на рынке труда;

- консультированию лиц,  испытывающих трудности в поиске  работы;

- направлению на профессиональную  подготовку и переподготовку, повышение квалификации безработных с целью повышения конкурентоспособности на рынке труда и повышение качества обучения, включая целевые группы;

- проведению мониторинга  спроса и предложения рабочей  силы на рынке труда;

- реализации активной  политики занятости путем создания новых рабочих мест, поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, содействия в трудоустройстве безработных, развития эффективности общественных работ с учетом их экономической и общественной значимости.

8) Взаимодействие уполномоченного органа с работодателями, общественными объединениями, частными агентствами занятости.

 Интеграция деятельности  уполномоченного органа с работодателями, общественными объединениями, частными  агентствами занятости, занимающимися  трудовым посредничеством в вопросах регулирования занятости и рынка труда будет осуществляться путем:

- расширения взаимодействия  уполномоченных органов с частными  агентствами занятости и неправительственными  организациями в сфере содействия  трудоустройству;

- развития системы внутрипроизводственного обучения персонала организаций, а также опережающего профессионального обучения работников, подлежащих высвобождению, как важнейшего средства повышения их конкурентоспособности и профессиональной мобильности на рынке труда;

Информация о работе Проблемы трудового потенциала страны