Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 00:27, курсовая работа
Цель написания курсовой работы на тему «Проблемы становления рыночной экономики в Республике Беларусь» состоит в изучении конкретных моделей перехода различных стран к рыночным отношениям и возникающих при этом переходе проблем, а также в изучении особенностей и проблем перехода к рыночной экономике в Республике Беларусь.
Введение …………………………………………………………………………..3
1. Рыночная экономика: сущность, особенности, достоинства и недостатки..5
2. Роль государства в формировании рыночных структур в странах с трансформационной экономикой……………………………………………….15
3. Условия, принципы и проблемы перехода к рыночному хозяйству Республике Беларусь………...…………………………………………………..34
Заключение……………………………………………………………………….46
Список литературы…...………………………………………………………….48
-
сильная и эффективная
-
равенство различных форм
-
многовекторность
-
активизация интеграционных
-
сильная социальная политика
государства, инвестиции в
Белорусская модель экономики находится в процессе формирования. Сегодняшнее ее состояние обусловлено, с одной стороны, стартовым состоянием хозяйства, с другой – ходом восьмилетнего эволюционного развития. Как отмечалось выше, она позволила преодолеть глубокий спад производства, подойти к серьезным институциональным рыночным преобразованиям, придать экономической системе социально ориентированный характер, укрепить государственность и реальный суверенитет страны в условиях современной глобализации, сохранить социальную стабильность в обществе.
Таким
образом, правомерно констатировать, что
белорусская социально
Государственность, социальность, рыночность, корпоративная ответственность и другие атрибуты системной модели экономики страны реализуются в таких принципах, как:
-
единство социального и
-
единство интересов частной
-
экономическая свобода
-
повышение роли рыночного
-
равенство государственных и
частных субъектов рыночных
-
экономическое и социальное
-
ориентация на жизненные
-
стабильность стратегического
- приоритет прав граждан;
-
ответственность
-
ответственность государства
-
ограничение сфер действия
-
сочетание свободной
-
взаимодействие институтов
Сегодня нельзя точно указать, какие блоки, элементы, их сочетание будут определять состав, структуру, функции модели экономики страны через 10, 15, 20 лет. Но на теоретическом уровне уже сейчас можно условно прогнозировать в качестве стратегического ориентира элементы и черты перспективной модели.
Макроэкономическая стабилизация может идти по модели «шоковой терапии» в варианте резкого финансового оздоровления экономики монетарными методами или по модели градуализма в варианте структурно - производственной трансформации экономики, предполагающем синхронизацию процессов развития производственного потенциала и структурной перестройки экономики. Градуализм, не отрицая возможности использования инструментов финансовой стабилизации, во главу угла ставит постепенность преобразований и противостоит узколиберальным трактовкам, их осуществления в ходе макростабилизации. Следует отметить, что вариант «шоковой терапии» требует довольно большого запаса прочности не только и даже не столько экономики, сколько всей системы социальных отношений, осознания гражданами необходимости, возможности и кардинальности перемен в относительно короткие сроки. Как показывает мировой опыт, вариант «шоковой терапии» требует значительной внешней кредитно-инвестиционной подпитки и политической воли управляющих элит страны, способных выдержать падение своего рейтинга из-за временного снижения жизненного уровня населения, имущественной дифференциации и социального расслоения общества.
Стабилизационные процессы предполагают усиление производственных приоритетов, обеспечивающих развитие компьютерных, высоких технологий, создание конкурентоспособной на мировом рынке продукции, в том числе и на высокотехнологичных предприятиях ВПЦ. Этого не достигнуть без обновления основных фондов предприятий, изношенность которых на отдельных из них доходит до 80 %, и санации убыточных и низкорентабельных производств, поддержка которых сокращает инвестиционные ресурсы, необходимые для развития конкурентоспособных производств, восприимчивых к научно-техническому прогрессу, снижает возможности финансирования «точек роста» и НИОКР [29, с. 5].
Если в нашей экономике и дальше будет сохраняться более трети убыточных предприятий и организаций от общего их числа, а общий уровень рентабельности будет оставаться на уровне 10—12 %, то неизбежно нарастание инфляции издержек, сокращение совокупного спроса, как со стороны фирм, так и со стороны домохозяйств, что окажет негативное влияние на динамику макроэкономической стабилизации. Производственные приоритеты не могут быть отданы только крупному товарному производству, хотя эффективно функционирующие крупные предприятия, особенно в сфере сельского хозяйства, должны получать реальную государственную поддержку. Это необходимо осуществлять наряду с развитием самозанятости, малого и среднего предпринимательства. Всемерно следует поддержать начавшееся кооперативное объединение фермерских хозяйств, которые еще не сказали своего слова в макроэкономической стабилизации, но имеют вполне реальный потенциал для этого.
Поиск и привлечение в национальную экономику инвестиционных ресурсов требует не только улучшения инвестиционного климата и поднятия инвестиционного и кредитного рейтингов страны, ускорения приватизационных процессов на конкурентной аукционной основе, но и перехода от распространения ресурсосберегающих технологий к развитию наукоемких индустриальных технологий, вовлечения значительных финансовых ресурсов в экономику за счет внутреннего и внешнего кредитования.
Белорусский путь макроэкономической стабилизации сопряжен с сильной социальной политикой государства. Такой она может быть признана лишь тогда, когда будет направлена не только и даже не столько на помощь, социальную защиту бедных и нуждающихся, сколько на формирование высокого человеческого потенциала нации через систему образования, здравоохранения, культуры. Их реформирование должно обеспечить стране не только сохранение достигнутых высоких (53 место в мире по ИРЧП) позиций в развитии человеческого потенциала, но и завоевание новых. В то же время не снимается с повестки дня проблема повышения эффективности социальной защиты, что особенно важно в условиях снижения соотношения экономически активного населения и пенсионеров с 2,2 к 1 в 1990 г. до 1,6 к 1 в настоящее время, довольно значительного уровня скрытой безработицы, оцениваемого в 15 —20 % от экономически активного населения, и снижения уровня ожидаемой продолжительности жизни в 90-е гг. с 71,1 года до 68,5 лет. Социальная защита должна быть эффективной, адресной, должна способствовать социальной реабилитации и адаптации к новым социально-экономическим условиям нуждающихся в ней. Аксиомой можно считать то, что вне социальной стабильности в обществе не мыслима и макроэкономическая стабилизация в любом ее варианте.
Республика Беларусь, определяя пути перехода к устойчивому развитию в условиях глобализации, исходит из того, что у каждой страны свои особенности, потребности и ориентиры [29, с. 6].
Для перехода к устойчивому развитию требуется решение четырех взаимосвязанных проблем — экономических, экологических, социальных и демографических.
В результате мирового финансового кризиса в план приватизации объектов республиканской собственности на 2008-2010 годы внесены изменения и дополнения. В 2009 году из этого плана исключено 10 предприятий и внесено 4. Это предусмотрено постановлением Совета Министров от 31 декабря 2009 года №1774.
Документ
вносит изменения и дополнения в
план приватизации объектов, находящихся
в республиканской
Изменения в перечне обоснованы и инициированы органами госуправления. Не все предприятия успевали провести процедуры акционирования в 2009 году, а некоторые, планировавшие этот процесс на 2010 год, успели завершить его раньше. Но в целом количество реформируемых предприятий существенно не изменилось.
Таким образом, в разделе на 2009 год исключено 10 предприятий. При этом перечень объектов, подлежащих реформированию в 2009 году в Министерстве сельского хозяйства и продовольствия, дополнен четырьмя предприятиями. Это республиканское унитарное сельскохозяйственное производственное предприятие "1-я Минская птицефабрика" (Минский район), республиканское унитарное сельскохозяйственное производственное предприятие "Птицесовхоз Велятичи", (Борисовский район), республиканское унитарное сельскохозяйственное производственное предприятие "Птицефабрика "Солигорская" (дер.Краснодворцы, Солигорский район, Минская область), республиканское унитарное сельскохозяйственное производственное предприятие "Смолевичская бройлерная птицефабрика" (пос. Октябрьский, Смолевичский район). Эти предприятия реформированы в 2009 году и стали акционерными обществами. Ранее они были в перечне на 2010 год. Теперь, соответственно, они исключены из этого перечня [31].
В плане приватизации на 2010 год отмечены такие изменения и дополнения: исключено 6 предприятий (4 предприятия Минсельхозпрода и по одному - Минтранса и Минэнерго) и 11 внесено в перечень: 4 предприятия Минсельхозпрода (республиканское сельскохозяйственное унитарное предприятие "Бобовский" Жлобинского района, республиканское унитарное предприятие "Научно-исследовательский и проектно-технологический институт хлебопродуктов" г. Минска, республиканское унитарное сельскохозяйственное производственное предприятие "Стайки" Вилейского района, унитарное республиканское сельскохозяйственное предприятие "Экспериментальная база "Чериков" Могилевской области); 6 предприятий Минтранса (дочернее унитарное предприятие "Автобусный парк №1" республиканского автотранспортного унитарного предприятия "Гроднооблавтотранс", республиканское торгово-производственное дочернее унитарное предприятие "Отдел рабочего снабжения Могилевского отделения Белорусской железной дороги", торгово-производственное республиканское дочернее унитарное предприятие "Желдорсервис" транспортного республиканского унитарного предприятия "Брестское отделение Белорусской железной дороги", торгово-производственное республиканское дочернее унитарное предприятие "Отдел рабочего снабжения Витебского отделения Белорусской железной дороги", торгово-производственное республиканское дочернее унитарное предприятие "Отдел рабочего снабжения Гомельского отделения Белорусской железной дороги", торгово-производственное республиканское унитарное предприятие "ДОРОРС" Белорусской железной дороги). В Министерстве энергетики на 2010 год дополнительно запланировали к акционированию РУП "Красное Знамя".
По данным Госкомимущества, в 2009 году в Беларуси реформировано 169 предприятий, из них акционировано 108. В 2010 году запланировано преобразовать 130 предприятий республиканской собственности [31].
Итак,
особенность процесса реформирования
экономики в Республике Беларусь
– его постепенность. Белорусская
социально ориентированная
Заключение: