Проблемы становления рыночной экономики в Республике Беларусь: макроэкономический аспект анализа

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 00:27, курсовая работа

Описание работы

Цель написания курсовой работы на тему «Проблемы становления рыночной экономики в Республике Беларусь» состоит в изучении конкретных моделей перехода различных стран к рыночным отношениям и возникающих при этом переходе проблем, а также в изучении особенностей и проблем перехода к рыночной экономике в Республике Беларусь.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
1. Рыночная экономика: сущность, особенности, достоинства и недостатки..5
2. Роль государства в формировании рыночных структур в странах с трансформационной экономикой……………………………………………….15
3. Условия, принципы и проблемы перехода к рыночному хозяйству Республике Беларусь………...…………………………………………………..34
Заключение……………………………………………………………………….46
Список литературы…...………………………………………………………….48

Работа содержит 1 файл

На тему.docx

— 84.85 Кб (Скачать)

     Приватизация  государственных предприятий проводилась  весьма осторожно. Если приватизация малых  предприятий осуществлялась быстрыми темпами, то приватизация крупных государственных  предприятий шла медленно и под  жестким контролем правительства.

     В июле 1990 г. был принят закон о приватизации, затем было принято свыше 20 более конкретных законов и правил, регулирующих процесс приватизации, ежегодно принимались конкретные приватизационные программы. Использовались четыре метода приватизации: акционирование, продажа, вхождение в новую кампанию и аренда на определенный срок. Работники предприятий получали большие льготы, поскольку 10% акций по закону раздавались бесплатно, 20% — по половинной цене, а рабочие советы предприятий контролировали весь ход приватизации.

     В апреле 1993 г. правительство приняло программу массовой приватизации с участием инвестиционных фондов.

     «Малая  приватизация» была проведена за короткий срок в 1994— 1996 гг., когда в  частные руки перешло 97% розничной  торговли и бытовых услуг. Широко использовалось акционирование, собственниками становились работники этих секторов хозяйственной деятельности. Было создано  множество мелких частных предприятий  в промышленности и в строительстве, которые выполняли роль амортизатора падения производства на государственных  предприятиях. Что касается сельского  хозяйства, то, поскольку в Польше не было коллективизации, в этой отрасли  доля частных хозяйств в производстве всегда составляла около 80%. Однако в  период системной трансформации  в частные руки перешло много  земли, ранее национализированной, более чем втрое возросли размеры  средней фермы, и доля частного сектора  еще более возросла. доля частного сектора в ВВП выросла с 29% в  1990 г. до 47% в 1996 г. и превысила 50% в 2000 г. и достигла почти 70% в 2008 г. Но многие крупные государственные предприятия не передавались в частную собственность, а коммерциализировались, что практически соответствовало российскому «акционированию» при сохранении за государством контрольного пакета акций.

     В 1998 г. прекратился спад производства и начался экономический рост. За 2004—2008 гг. среднегодовой прирост ВВП страны составил 6,1%, в то время как по принятой программе он должен был составить 4,7%, по капитальным вложениям прирост составил соответственно 9,6 и 6,5%. Правда, какая-то часть роста производства в частном секторе была связана с легализацией ряда предприятий теневой экономики.

     Начиная с 2006 г., правительство приступило к широкой приватизации крупных предприятий, их последующей реструктуризации, чтобы выполнить требования ЕС по открытости экономики и ее демонополизации, а также снизить бюджетный дефицит и инфляцию. При этом в большинстве созданных коммерческих банков главная роль принадлежала иностранному капиталу.

     Прогресс  за 8 лет перемен, как видим, значительный. Возросли реальные доходы населения. Средняя  зарплата поднялась примерно с 300 долларов до более чем 400 долл. в месяц. При  этом дифференциация в оплате труда  в Польше хотя и возросла, но находится  на уровне, существенно меньшем, чем  в России (децильный коэффициент  равен соответственно 8,5 и 14,5).

     Тем не менее, опыт, в частности, Польши отчетливо показал, что теоретическое  преимущество частного сектора над  государственным на практике, как  правило, быстро не достигается. Проходит 7-8 лет, и тогда его превосходство  по эффективности производства и  качеству выпускаемой продукции  становится бесспорным.

     Начиная с 2004 г., в Польше стала проводиться реформа системы социального обеспечения с целью переложения части финансирования этой системы на бизнес и самих работников. Стали формироваться частные пенсионные и медицинские фонды.

     В целом, системная трансформация  в Польше, несмотря на свой радикальный  и даже шоковый характер, прошла успешно и пользовалась достаточной  общественной поддержкой. Характерно, что бывшие польские коммунисты быстро трансформировались в социал-демократов и стали поддерживать рыночные и  демократические преобразования в  своей стране. Разумеется, в ходе трансформации были допущены многие ошибки и недоработки, связанные, прежде всего с чрезмерным сдерживанием роста заработной платы, противоречивой финансовой политикой и другими  факторами, вызвавшими более глубокий, чем можно было ожидать, шок. Цена, заплаченная за реформы, тоже была немалой: это и имевший место спад производства и жизненного уровня населения, безработица, острые проблемы реформирования системы  социального обеспечения. Однако в  Польше, как и в других странах  Центральной и Восточной Европы, в целом проходил позитивный процесс, говоря словами  И. Шумпетера, созидательного разрушения, переходящий в становление  экономически и социально более  прогрессивной экономической системы.

     Таким образом можно выделить две модели перехода к рыночной экономике: «шоковая терапия» (радикальная перестройка) и «градуализм» (постепенное эволюционное развитие). «Шоковая терапия» предполагает быструю смену экономической  системы, что позволит исключить  «смутный» период, когда старые правила  уже не действуют, а новые еще  не разработаны. «Градуалистский» подход предполагает разрушение ранее существовавших институтов и отмену прежних правил экономического регулирования после  того, как будут созданы новые  институты и разработаны новые  правила. [1, с. 149] 
 

3 Условия, принципы, проблемы перехода к рыночному хозяйству в

Республике Беларусь 

     Сегодня в Беларуси определена стратегическая линия на формирование социально ориентированной рыночной экономики, происходят многие трансформации в этом направлении, благодаря чему и растет, хотя и не столь быстро как хотелось бы, уровень благосостояния населения.

      Важнейшие черты формируемой белорусской  экономической модели следующие:

      - сильная и эффективная государственная  власть, обеспечивающая политическую стабильность, безопасность, социальную справедливость и общественный порядок;

      - равенство различных форм собственности,  в основе которого лежит главный критерий развития экономики — эффективность ведения хозяйства.

     Проанализируем  основные социально-экономические  показатели Республики Беларусь за ряд  лет при помощи таблицы 1.

     Промышленные  предприятия в условиях низкого  спроса и огромных запасов готовой продукции на складах не имеют денежных средств не только для расширенного воспроизводства, но и для восполнения оборотных средств и замены оборудования. На 1 сентября 2009г более 60 % промышленных предприятий имели просроченную кредиторскую задолженность, в том числе 70,6 % из них — задолженность свыше трех месяцев [28, с. 50].

      Экономика Республики Беларусь базируется на таком  уровне концентрации и специализации, который был сформирован с учетом союзного разделения груда Исполнение роли сборочно-перерабатывающего цеха республики спровоцировало ситуацию, когда более 80 % ВВП Республики Беларусь было "завязано" на межрегиональном обмене. Такая ситуация привела к технологическому монополизму подавляющей части крупных республиканских предприятий (Гродненское производственное объединение "Азот", Минский тракторный завод, "Беларуськалий", Гомельский химзавод, Минский тракторный завод и др.)

Таблица 1 Основные социально-экономические  показатели Республики Беларусь за 2001-2009 годы

Основные  показатели 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Валовой внутренний продукт (оценка), млрд. руб.  17137 26138 36565 49992 65067 79267 97165 129791 136790
Продукция промыш-ленности, млрд.руб. 18612 24912 33387 48530 62545 77267 95515 130830 123225
Производство  потребительских товаров, млрд.руб. 8399,3 88563,7 89078,0 90036,7 91185,9 98930,5 99950,2 102325,1 103512,2
Инвестиции  в основной капитал, млрд.руб. 3049,3 4484,6 7131,2 10783,4 15095,8 20374,1 26053,3 37202,3 43337,6
Ввод  в действие жилых домов, тыс.кв.м общей 
площади
3008,9 2810,5 3019,2 3501,5 3785,5 4087,6 4665,1 5102,8 5814,2
в том числе в сельской местности 5845,3 5998,2 6029,1 7068,5 8776,6 8815,9 8832,0 2311,1 2566,9
Продукция сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (оценка), млрд.руб. 7070,9 79856,3 80065,2 81556,3 83469,5 84009,3 84129,6 85693,2 26538
Грузооборот предприятий транспорта общегопользования, млн.ткм 37110,3 370063,8 37111,3 37568,3 38199,6 39002,5 39106,1 41230,2 42116,3
Розничный товаро-оборот, млрд.руб. 13058,3 14009,6 14109,3 15008,9 15119,4 168889,3 38168 50651 54736
Объем платных услуг населению, млрд.руб. 10907,5 10985,6 11111,4 11912,5 11112,0 11090,8 1119,3 12608 14223

[30]

      Из  таблицы 1 следует, что с 2001 по 2009 наблюдается  положительная динамика роста основных макроэкономических показателей.

      В настоящее время все они занесены в Государственный реестр предприятий монополистов и подпадают под действие государственного антимонопольного регулирования в соответствии с принятым в республике законодательством. Однако никакой комплекс традиционных для рыночного хозяйства антимонопольных мер не в силах разрешить отечественную проблему монополизма.

      Важнейшим направлением перехода к рыночной экономике  является поддержание разнообразия форм собственности, в связи с  чем актуальность приобретают процессы разгосударствления и приватизации.

     Из  таблицы 1 следует, что удельный вес  государственной собственности  с 2005 г. по 2009 г. уменьшился на 8,7 пункта, а негосударственной возрос на указанную величину. В основном это произошло за счет увеличения доли собственности акционерных обществ. За этот период сократился вес арендных предприятий в связи с преобразованием в иные формы хозяйствования.

      Следует отметить, что с преобразованием  предприятий в ОАО в большинстве из них до настоящего времени еще сохраняется высокий удельный вес акций, принадлежащих государству. Так, по состоянию на 1 октября 2005 г. это было характерно для 558 акционерных обществ, что составляет 75,4 процента от их общего количества (по объектам республиканской собственности общее число ОАО по состоянию на 1.11.2005 — 740) [23, с. 41].

Таблица 2 - Изменение структуры основных фондов в разрезе форм собственности

Показатели На 1 января
2005 2006 2007 2008 2009
Всего основных фондов, % 100 100 100 100 100
В том  числе:

1. Государственная  собственность

79,6 75,3 70,8 70,6 70,9
1.1. республиканская  собственность              - 53,3 48,2 41,2 42,5
1.2. коммунальная  собственность - 22,0 22,6 29,4 28,4
2. Негосударственная  собственность 20,4 24,7 29,2 29,0 28,7
2.1. собственность  арендных предприятий - 4,6 2,7 - -
2.2. собственность  коллективных предприятий - 1,0 - - -
2.3. собственность  кооперативов 16,9 17,3 13,3 - -
2.4. собственность  хозяйственных обществ - 0,3 0,2 - -
2.5. собственность  акционерных обществ - 0,4 11,0 - -
2.6. собственность  других негосударственных предприятий             3,5 1,1 2,0 0,4 0,4

[27, с. 100]

      Характеристикой темпов трансформации собственности  в республике служит факт, что доля государственной собственности  в настоящее время составляет порядка 70,9 %, в то время как согласно мировому опыту критическим уровнем сосредоточения собственности в руках государства расценивается уровень 20—25 %. На сегодняшний день Беларусь имеет самые низкие среди 25 стран с переходной экономикой оценки степени завершенности малой приватизации, приватизации крупных предприятий, банковской реформы, либерализации (как внутренней, так и внешней). С 1996 г. в республике наметилась тенденция снижения общих темпов акционирования и приватизации, существенно изменились и используемые методы трансформации собственности.

     После избрания Президента Республики Беларусь страна вступила в следующий этап переходного периода, характеризующийся усилением государственного регулирования экономики с целью ускоренного решения социально-экономических проблем. С 1996 г. в Беларуси наметился экономический рост, повысился уровень жизни, что положительно отразилось на основных показателях, определяющих индекс развития человеческого потенциала. За семь лет (1996 — 2002) ВВП вырос на 49 % и достиг 97 % уровня 1990 г. Уже очевидно, что в 2003 г. превышено значение ВВП 1990 г. Реальные денежные доходы населения в этот период также росли и в 2002 г. уже составили 148 %. То же можно сказать и о реально начисленной заработной плате и размере назначенной месячной пенсии (141 %). В результате по индексу развития человеческого потенциала Беларусь вышла на 53-е место в мире, опережая все страны СНГ.

      Однако  в экономике Беларуси остается еще  много нерешенных проблем. Это и  низкая рентабельность реального сектора, убыточность и слабая реформированность сельскохозяйственного производства, и недостаточная конкурентоспособность на внешних рынках товаров и услуг отечественного производства, неразвитость многих сегментов рыночной инфраструктуры, и слабая восприимчивость материального производства к инновациям, и ряд других. Все более важным фактором экономического развития становится глобализация.

      Тем не менее, сегодня в Беларуси определена стратегическая линия на формирование социально ориентированной рыночной экономики, происходят многие трансформации в этом направлении, благодаря чему и растет, хотя и не столь быстро как хотелось бы, уровень благосостояния населения.

      Важнейшие черты формируемой белорусской  экономической модели следующие:

Информация о работе Проблемы становления рыночной экономики в Республике Беларусь: макроэкономический аспект анализа