Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 00:27, курсовая работа
Цель написания курсовой работы на тему «Проблемы становления рыночной экономики в Республике Беларусь» состоит в изучении конкретных моделей перехода различных стран к рыночным отношениям и возникающих при этом переходе проблем, а также в изучении особенностей и проблем перехода к рыночной экономике в Республике Беларусь.
Введение …………………………………………………………………………..3
1. Рыночная экономика: сущность, особенности, достоинства и недостатки..5
2. Роль государства в формировании рыночных структур в странах с трансформационной экономикой……………………………………………….15
3. Условия, принципы и проблемы перехода к рыночному хозяйству Республике Беларусь………...…………………………………………………..34
Заключение……………………………………………………………………….46
Список литературы…...………………………………………………………….48
Приватизация
государственных предприятий
В июле 1990 г. был принят закон о приватизации, затем было принято свыше 20 более конкретных законов и правил, регулирующих процесс приватизации, ежегодно принимались конкретные приватизационные программы. Использовались четыре метода приватизации: акционирование, продажа, вхождение в новую кампанию и аренда на определенный срок. Работники предприятий получали большие льготы, поскольку 10% акций по закону раздавались бесплатно, 20% — по половинной цене, а рабочие советы предприятий контролировали весь ход приватизации.
В апреле 1993 г. правительство приняло программу массовой приватизации с участием инвестиционных фондов.
«Малая приватизация» была проведена за короткий срок в 1994— 1996 гг., когда в частные руки перешло 97% розничной торговли и бытовых услуг. Широко использовалось акционирование, собственниками становились работники этих секторов хозяйственной деятельности. Было создано множество мелких частных предприятий в промышленности и в строительстве, которые выполняли роль амортизатора падения производства на государственных предприятиях. Что касается сельского хозяйства, то, поскольку в Польше не было коллективизации, в этой отрасли доля частных хозяйств в производстве всегда составляла около 80%. Однако в период системной трансформации в частные руки перешло много земли, ранее национализированной, более чем втрое возросли размеры средней фермы, и доля частного сектора еще более возросла. доля частного сектора в ВВП выросла с 29% в 1990 г. до 47% в 1996 г. и превысила 50% в 2000 г. и достигла почти 70% в 2008 г. Но многие крупные государственные предприятия не передавались в частную собственность, а коммерциализировались, что практически соответствовало российскому «акционированию» при сохранении за государством контрольного пакета акций.
В 1998 г. прекратился спад производства и начался экономический рост. За 2004—2008 гг. среднегодовой прирост ВВП страны составил 6,1%, в то время как по принятой программе он должен был составить 4,7%, по капитальным вложениям прирост составил соответственно 9,6 и 6,5%. Правда, какая-то часть роста производства в частном секторе была связана с легализацией ряда предприятий теневой экономики.
Начиная с 2006 г., правительство приступило к широкой приватизации крупных предприятий, их последующей реструктуризации, чтобы выполнить требования ЕС по открытости экономики и ее демонополизации, а также снизить бюджетный дефицит и инфляцию. При этом в большинстве созданных коммерческих банков главная роль принадлежала иностранному капиталу.
Прогресс за 8 лет перемен, как видим, значительный. Возросли реальные доходы населения. Средняя зарплата поднялась примерно с 300 долларов до более чем 400 долл. в месяц. При этом дифференциация в оплате труда в Польше хотя и возросла, но находится на уровне, существенно меньшем, чем в России (децильный коэффициент равен соответственно 8,5 и 14,5).
Тем не менее, опыт, в частности, Польши отчетливо показал, что теоретическое преимущество частного сектора над государственным на практике, как правило, быстро не достигается. Проходит 7-8 лет, и тогда его превосходство по эффективности производства и качеству выпускаемой продукции становится бесспорным.
Начиная с 2004 г., в Польше стала проводиться реформа системы социального обеспечения с целью переложения части финансирования этой системы на бизнес и самих работников. Стали формироваться частные пенсионные и медицинские фонды.
В
целом, системная трансформация
в Польше, несмотря на свой радикальный
и даже шоковый характер, прошла
успешно и пользовалась достаточной
общественной поддержкой. Характерно,
что бывшие польские коммунисты быстро
трансформировались в социал-демократов
и стали поддерживать рыночные и
демократические преобразования в
своей стране. Разумеется, в ходе
трансформации были допущены многие
ошибки и недоработки, связанные, прежде
всего с чрезмерным сдерживанием
роста заработной платы, противоречивой
финансовой политикой и другими
факторами, вызвавшими более глубокий,
чем можно было ожидать, шок. Цена,
заплаченная за реформы, тоже была немалой:
это и имевший место спад производства
и жизненного уровня населения, безработица,
острые проблемы реформирования системы
социального обеспечения. Однако в
Польше, как и в других странах
Центральной и Восточной
Таким
образом можно выделить две модели
перехода к рыночной экономике: «шоковая
терапия» (радикальная перестройка)
и «градуализм» (постепенное эволюционное
развитие). «Шоковая терапия» предполагает
быструю смену экономической
системы, что позволит исключить
«смутный» период, когда старые правила
уже не действуют, а новые еще
не разработаны. «Градуалистский» подход
предполагает разрушение ранее существовавших
институтов и отмену прежних правил
экономического регулирования после
того, как будут созданы новые
институты и разработаны новые
правила. [1, с. 149]
3 Условия, принципы, проблемы перехода к рыночному хозяйству в
Республике
Беларусь
Сегодня в Беларуси определена стратегическая линия на формирование социально ориентированной рыночной экономики, происходят многие трансформации в этом направлении, благодаря чему и растет, хотя и не столь быстро как хотелось бы, уровень благосостояния населения.
Важнейшие черты формируемой белорусской экономической модели следующие:
-
сильная и эффективная
-
равенство различных форм
Проанализируем основные социально-экономические показатели Республики Беларусь за ряд лет при помощи таблицы 1.
Промышленные предприятия в условиях низкого спроса и огромных запасов готовой продукции на складах не имеют денежных средств не только для расширенного воспроизводства, но и для восполнения оборотных средств и замены оборудования. На 1 сентября 2009г более 60 % промышленных предприятий имели просроченную кредиторскую задолженность, в том числе 70,6 % из них — задолженность свыше трех месяцев [28, с. 50].
Экономика Республики Беларусь базируется на таком уровне концентрации и специализации, который был сформирован с учетом союзного разделения груда Исполнение роли сборочно-перерабатывающего цеха республики спровоцировало ситуацию, когда более 80 % ВВП Республики Беларусь было "завязано" на межрегиональном обмене. Такая ситуация привела к технологическому монополизму подавляющей части крупных республиканских предприятий (Гродненское производственное объединение "Азот", Минский тракторный завод, "Беларуськалий", Гомельский химзавод, Минский тракторный завод и др.)
Таблица 1 Основные социально-экономические показатели Республики Беларусь за 2001-2009 годы
Основные показатели | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Валовой внутренний продукт (оценка), млрд. руб. | 17137 | 26138 | 36565 | 49992 | 65067 | 79267 | 97165 | 129791 | 136790 |
Продукция промыш-ленности, млрд.руб. | 18612 | 24912 | 33387 | 48530 | 62545 | 77267 | 95515 | 130830 | 123225 |
Производство потребительских товаров, млрд.руб. | 8399,3 | 88563,7 | 89078,0 | 90036,7 | 91185,9 | 98930,5 | 99950,2 | 102325,1 | 103512,2 |
Инвестиции в основной капитал, млрд.руб. | 3049,3 | 4484,6 | 7131,2 | 10783,4 | 15095,8 | 20374,1 | 26053,3 | 37202,3 | 43337,6 |
Ввод
в действие жилых домов, тыс.кв.м общей площади |
3008,9 | 2810,5 | 3019,2 | 3501,5 | 3785,5 | 4087,6 | 4665,1 | 5102,8 | 5814,2 |
в том числе в сельской местности | 5845,3 | 5998,2 | 6029,1 | 7068,5 | 8776,6 | 8815,9 | 8832,0 | 2311,1 | 2566,9 |
Продукция сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (оценка), млрд.руб. | 7070,9 | 79856,3 | 80065,2 | 81556,3 | 83469,5 | 84009,3 | 84129,6 | 85693,2 | 26538 |
Грузооборот предприятий транспорта общегопользования, млн.ткм | 37110,3 | 370063,8 | 37111,3 | 37568,3 | 38199,6 | 39002,5 | 39106,1 | 41230,2 | 42116,3 |
Розничный товаро-оборот, млрд.руб. | 13058,3 | 14009,6 | 14109,3 | 15008,9 | 15119,4 | 168889,3 | 38168 | 50651 | 54736 |
Объем платных услуг населению, млрд.руб. | 10907,5 | 10985,6 | 11111,4 | 11912,5 | 11112,0 | 11090,8 | 1119,3 | 12608 | 14223 |
[30]
Из таблицы 1 следует, что с 2001 по 2009 наблюдается положительная динамика роста основных макроэкономических показателей.
В
настоящее время все они
Важнейшим направлением перехода к рыночной экономике является поддержание разнообразия форм собственности, в связи с чем актуальность приобретают процессы разгосударствления и приватизации.
Из таблицы 1 следует, что удельный вес государственной собственности с 2005 г. по 2009 г. уменьшился на 8,7 пункта, а негосударственной возрос на указанную величину. В основном это произошло за счет увеличения доли собственности акционерных обществ. За этот период сократился вес арендных предприятий в связи с преобразованием в иные формы хозяйствования.
Следует
отметить, что с преобразованием
предприятий в ОАО в
Таблица 2 - Изменение структуры основных фондов в разрезе форм собственности
Показатели | На 1 января | ||||
2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | |
Всего основных фондов, % | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
В том
числе:
1. Государственная собственность |
79,6 | 75,3 | 70,8 | 70,6 | 70,9 |
1.1. республиканская собственность | - | 53,3 | 48,2 | 41,2 | 42,5 |
1.2. коммунальная собственность | - | 22,0 | 22,6 | 29,4 | 28,4 |
2. Негосударственная собственность | 20,4 | 24,7 | 29,2 | 29,0 | 28,7 |
2.1. собственность арендных предприятий | - | 4,6 | 2,7 | - | - |
2.2. собственность коллективных предприятий | - | 1,0 | - | - | - |
2.3. собственность кооперативов | 16,9 | 17,3 | 13,3 | - | - |
2.4. собственность хозяйственных обществ | - | 0,3 | 0,2 | - | - |
2.5. собственность акционерных обществ | - | 0,4 | 11,0 | - | - |
2.6. собственность других негосударственных предприятий | 3,5 | 1,1 | 2,0 | 0,4 | 0,4 |
[27, с. 100]
Характеристикой темпов трансформации собственности в республике служит факт, что доля государственной собственности в настоящее время составляет порядка 70,9 %, в то время как согласно мировому опыту критическим уровнем сосредоточения собственности в руках государства расценивается уровень 20—25 %. На сегодняшний день Беларусь имеет самые низкие среди 25 стран с переходной экономикой оценки степени завершенности малой приватизации, приватизации крупных предприятий, банковской реформы, либерализации (как внутренней, так и внешней). С 1996 г. в республике наметилась тенденция снижения общих темпов акционирования и приватизации, существенно изменились и используемые методы трансформации собственности.
После избрания Президента Республики Беларусь страна вступила в следующий этап переходного периода, характеризующийся усилением государственного регулирования экономики с целью ускоренного решения социально-экономических проблем. С 1996 г. в Беларуси наметился экономический рост, повысился уровень жизни, что положительно отразилось на основных показателях, определяющих индекс развития человеческого потенциала. За семь лет (1996 — 2002) ВВП вырос на 49 % и достиг 97 % уровня 1990 г. Уже очевидно, что в 2003 г. превышено значение ВВП 1990 г. Реальные денежные доходы населения в этот период также росли и в 2002 г. уже составили 148 %. То же можно сказать и о реально начисленной заработной плате и размере назначенной месячной пенсии (141 %). В результате по индексу развития человеческого потенциала Беларусь вышла на 53-е место в мире, опережая все страны СНГ.
Однако в экономике Беларуси остается еще много нерешенных проблем. Это и низкая рентабельность реального сектора, убыточность и слабая реформированность сельскохозяйственного производства, и недостаточная конкурентоспособность на внешних рынках товаров и услуг отечественного производства, неразвитость многих сегментов рыночной инфраструктуры, и слабая восприимчивость материального производства к инновациям, и ряд других. Все более важным фактором экономического развития становится глобализация.
Тем не менее, сегодня в Беларуси определена стратегическая линия на формирование социально ориентированной рыночной экономики, происходят многие трансформации в этом направлении, благодаря чему и растет, хотя и не столь быстро как хотелось бы, уровень благосостояния населения.
Важнейшие черты формируемой белорусской экономической модели следующие: