Проблемы становления рыночной экономики в Республике Беларусь: макроэкономический аспект анализа

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 00:27, курсовая работа

Описание работы

Цель написания курсовой работы на тему «Проблемы становления рыночной экономики в Республике Беларусь» состоит в изучении конкретных моделей перехода различных стран к рыночным отношениям и возникающих при этом переходе проблем, а также в изучении особенностей и проблем перехода к рыночной экономике в Республике Беларусь.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
1. Рыночная экономика: сущность, особенности, достоинства и недостатки..5
2. Роль государства в формировании рыночных структур в странах с трансформационной экономикой……………………………………………….15
3. Условия, принципы и проблемы перехода к рыночному хозяйству Республике Беларусь………...…………………………………………………..34
Заключение……………………………………………………………………….46
Список литературы…...………………………………………………………….48

Работа содержит 1 файл

На тему.docx

— 84.85 Кб (Скачать)

     У этого пути имеются свои издержки, так как резко падает жизненный  уровень населения и происходит резкая дифференциация населения по доходам. Таким образом, в модели «шоковой терапии» основными элементами являются: приватизация (сфера институциональных преобразований), финансовая стабилизация монетарного направления (в рамках макроэкономической стабилизации). Характерными чертами «шоковой терапии» являются:

  1. широкий доступ иностранного капитала;
  2. резкая либерализация цен;
  3. жесткая кредитно-денежная политика;
  4. отсутствие государственных инъекций;
  5. минимальная социальная защита;
  6. снижение налогового бремени;
  7. политика жестких (фиксированных) доходов;
  8. быстрые темпы приватизации.[8, с.337]

    Модель  «шоковой терапии» была применена в  Польше, Венгрии, Эстонии.

      В течение более чем 20 лет до поворотного  1989 г. Венгрия была в авангарде движения к экономическим реформам, происходившего в той или иной мере в период социализма во многих странах Центральной и Восточной Европы. Введенный Я. Кадаром в 1968 г. (год «пражской весны» в Чехословакии) новый экономический механизм положил начало формированию зачатков рыночной экономики.

     В период стихийной приватизации венгерской экономики при социализме заметное развитие получили разные формы мелкого  предпринимательства, особенно в сфере  услуг и ремесленничества. Начался  процесс первичной реструктуризации государственных предприятий, перевода их на хозяйственную самостоятельность, на хозрасчет. Шел процесс перераспределения  доходов: стимулировалось зарабатывание  доходов государственными предприятиями, сокращались государственные субсидии. Все это вело не только к росту  жизненного уровня, но и к формированию как слоя собственников в частном  мелком бизнесе, так и к появлению  фактических собственников среди  руководителей государственных  предприятий.

     До  начала 80-х гг. прошлого столетия венгерская промышленность была одной из самых  концентрированных в мире. Доля предприятий  с числом занятых свыше 1000 чел. в  1970 г. превысила 35% от общего числа промышленных предприятий, в 1980 г. — 44%. Но затем эта доля стала быстро снижаться и в 1989 г. составила менее 10%, увеличилось число мелких и средних предприятий. Количество индивидуальных предприятий выросло в несколько раз. Государство все более ограничивало свое участие в управлении производством, передавая свои прежние функции менеджерам — фактически новым предпринимателям, что реально в известной мере означало создание крупного частного сектора в экономике страны.

     В 1983 г. было разрешено формирование рынка ценных бумаг. В 1985 г. введена система самоуправления на государственных предприятиях. На двух третях предприятий венгерской промышленности были созданы рабочие советы, которые управляли производством, назначали директоров, формировали организационную структуру, решали вопросы о разделении предприятий на отдельные самостоятельные субъекты хозяйствования или, наоборот, об объединении с другими в формате вновь образуемого холдинга и т.д. В 1987 г. проведена реформа банковской системы, стала создаваться сеть коммерческих банков. В 1988 г. началась налоговая реформа по образцу стран Запада с заменой косвенных налогов на НДС. В 1990 г. был принят закон об иностранных инвестициях. К этому времени примерно 90% всех цен уже сформировались рыночным путем. [1, с. 14]

     По  всем этим причинам переход страны от спонтанной к организованной и  глубокой системной трансформации  был более мягким и плавным, чем  в других странах Центральной  и Восточной Европы. Правда, после  смены весной 1990 г. коммунистического правительства на социал-демократическое этот переход был подвергнут парламентской оппозицией критике за замедленность и даже заторможенность. Лишь в июле 1990 г. была принята чрезвычайная программа финансовой стабилизации, в сентябре опубликована Белая книга с изложением основных направлений социально-экономического и политического развития страны на период до 1993 г., в декабре представлен новый бюджет. К руководству на всех уровнях уже были выдвинуты новые кадры профессионалов с рыночной ориентацией мышления.

     Тем не менее, первые меры нового (правого) правительства были направлены на сохранение и защиту государственной собственности, усиление роли центра при принятии решений о ее продаже в частные  руки. Было создано специальное Агентство по приватизации государственной собственности, разработан ряд приватизационных программ, приватизация ускорилась. Одновременно с приватизацией выдвигались конкретные требования по реконструкции и реструктуризации этих предприятий. Но были и предприятия, которые приватизировались без контроля Агентства по приватизации государственной собственности. Многие крупные государственные предприятия разделялись и продавались по частям, которые становились самостоятельными частными предприятиями. Особенно широко это практиковалось в сельскохозяйственном машиностроении, текстильной промышленности и в строительстве.

     Приватизация  в Венгрии осуществлялась за деньги под контролем государства. Полученные средства направлялись на финансирование всего трансформационного процесса и уплату долгов. Особое внимание уделялось  укреплению новой банковской системы. В ходе приватизации, как производства, так и банков широко привлекался  иностранный капитал. Только за 1991—1993 гг. в страну было инвестировано  капитала на сумму примерно в 5 млрд. долл. И сейчас Венгрия отличается от многих других стран Центральной  и Восточной Европы большей долей  участия иностранного капитала в  своей экономике. Это серьезно помогло  Венгрии при трансформации ее экономики в рыночную.

     Своей кульминации процесс приватизации в этой стране достиг к 2000—2001 гг., когда  было приватизировано около 60% всей собственности, подвергшейся приватизации за весь период 90-х гг. прошлого века. Можно утверждать, что к концу  ХХ в. постсоциалистическая трансформация  экономики и общества в Венгрии  была завершена.

     Процесс приватизации в Венгрии сопровождался  становлением новой законодательной  базы и судебной системы, что обеспечивало надежную правовую основу для последующего развития общества в русле уже  давно начатых рыночных и демократических  преобразований. Хотя государство часто  и не позволяло приватизировать  многие предприятия, боролось с безработицей и инфляцией, в целом цена, заплаченная за трансформацию, тоже оказалась довольно высокой. В начале 90-х гг. много предприятий обанкротилось, подверглось ликвидации, особенно в добывающей промышленности и в черной металлургии. Норма безработицы в отдельных регионах страны достигала в 1991 и 1992 гг. 15-20%, выросла инфляция. Резко сократился экспорт, и стал нарастать дефицит во внешней торговле.

     В настоящее время объем ВВП  страны превысил уровень 1989 г. и ежегодно растет примерно на 3-4%. Душевой ВВП и жизненный уровень населения в Венгрии заметно выше, чем, например, в Польше. Среднегодовой темп роста инфляции теперь уже опустился до уровня ниже 5%, а среднегодовой прирост потребительских расходов населения составляет порядка 5%. [1, с.11]

     В отличие от Польши, модель трансформации  которой получила название радикальной  реформы и даже шоковой терапии, модель трансформации в Венгрии  называют градуалистской, моделью постепенной  трансформации.

     В Польше теоретической базой  кризиса  были работы таких известных польских экономистов, как О. Ланге и М. Калецкий, а также политические рекомендации Экономического совета, созданного после  восстания в октябре 1956 г. в Познани. Значительная часть интеллигенции Польши постоянно пыталась воздействовать на правящие круги своими предложениями и хотя бы частично вернуться к рыночным и демократическим ценностям, что не наблюдалось в среде советской интеллигенции.

     В Польше постепенно стали распространяться понимание неэффективности социалистической экономики, современные методы оценки экономической эффективности производства, капиталовложений и внешней торговли с использованием «буржуазного»  математического аппарата, выдвигались  идеи более рациональной экономической  политики. Но эти идеи заглохли вследствие серьезного внутриполитического кризиса  в декабре 1970 г., вызванного резким ростом розничных цен на продовольственные товары и социального недовольства в широких слоях населения.[1, с. 145]

     В 70-х гг. прошлого столетия новые политические лидеры страны сделали попытку заменить необходимые экономические реформы  административными мерами: форсированной  концентрацией и централизацией производства, в частности, созданием  крупных производственных объединений, попытками развивать экономику  без изменения методов хозяйствования с помощью массовой закупки иностранной  техники и технологий на основе заимствования  средств на Западе и т.д. В результате страна получила избыточные инвестиции, допустила масштабную растрату всех ресурсов, рост внешнего долга и, как  следствие, социальное недовольство. Но в теории продолжали существовать идеи повышения рентабельности предприятий  и перехода от жесткого государственного контроля и централизованного планирования к системе экономического регулирования  и хозрасчета.

     Таким образом, начиная с конца 50-х гг. ХХ в., в Польше ощущалась обществом  необходимость экономических реформ, но реального движения вперед почти  не было. Однако в 80-х гг. в стране стали появляться альтернативные политические и экономические движения, которые  создавали почву для более  радикальных реформ.

     В реформах 80-х гг., начавшихся под  растущим влиянием движения «Солидарность», акцент стал делаться на самостоятельность  предприятий, их самоуправление, на отказ  от полностью административного  определения цен и учет мировых  цен, на экономическое регулирование  народнохозяйственных процессов, на увеличение роли несоциалистического сектора  в сельском хозяйстве, ремесленничества, малого бизнеса, услуг частного сектора  и сферы услуг и т.д.

     В 1981 г. правительством были разработаны основные контуры экономической реформы, которые были оформлены законом, и с начала 1982 г. в стране государственные предприятия стали получать все большую самостоятельность. Централизованный государственный план все более терял директивный, обязательный характер, и государство все больше стало использовать косвенные экономические методы регулирования экономики. Все цены были разделены на три категории: административные, регулируемые и свободные.

     Дальнейшее  движение по пути рыночных реформ в  Польше было связано с принятием  закона о создании мелких иностранных  фирм (от б июля 1982 г.) и закона о совместных с иностранным капиталом предприятий (от 26 апреля 1986 г.). После 1982 г. стала проводиться гибкая политика в области валютных курсов, Польша встала на путь введения конвертабельности злотого. Все это способствовало становлению механизмов конкуренции в экономике, повышало ее гибкость и выживаемость.

     Но  никакого заметного повышения эффективности  производства не произошло. до опасной  черты нарастал внешний долг страны. Более радикальная реформа была объявлена в 1987 г., когда юридическое равноправие получили разные формы собственности, включая частную. Тем не менее и в это время многие представители коммунистической номенклатуры продолжали защищать становящуюся все более архаичной команд- но-административную модель социалистической экономики, экстенсивные методы обеспечения экономического роста на базе тяжелой промышленности, производства средств производства, т.е., по существу, в пользу производства ради производства, как это было в СССР.

     Тем не менее весной 1988 г. рост социального недовольства в стране привел к правительственному кризису. Новое правительство М. Раковского по второй половине 1988 г. подготовило «План консолидации национальной экономики, приняло ряд либеральных законов, отменило карточки, снизило субсидии на потребительские товары. Были приняты и непопулярные решения, например, о закрытии ряда неэффективных производств, заражающих окружающую среду, особенно в металлургии, химической промышленности, судостроении. Однако это были, как и прежде, частичные, явно недостаточные меры. Стране же требовались подлинные системные и радикальные реформы.

     На  путь таких реформ Польша встала лишь в конце 1989 г., после прихода к власти первого некоммунистического правительства под руководством Т. Мазовецкого (июнь 1989 г.). Началась реальная трансформация экономической системы страны. Уже 1 августа 1989 г. цены на большинство потребительских товаров стали свободными, но это сразу же подтолкнуло инфляцию, стагнировало и снижалось производство, нарастали бюджетный дефицит и платежи по растущему внешнему долгу. Стала расти безработица и в еще большей мере, чем ранее, снижались реальные доходы населения. Но новое правительство имело общественную поддержку и приступило к разработке, а затем и практической реализации стратегии системной трансформации общества. Были приняты конкретные программы по трансформации политической жизни, приватизации, дерегулированию экономики, подъему производства и жизненного уровня населения. Главным разработчиком и исполнителем был назначен вице-премьер и министр финансов Л. Бальцерович.

     Главным пунктом политической трансформации  в Польше стала ликвидация авторитарной однопартийной системы, переход  к демократической многопартийной системе, к принципу разделения властей: законодательной, исполнительной и  судебной. Основным пунктом экономической  трансформации стала дальнейшая либерализация цен, приватизация государственных  предприятий, формирование рынков факторов производства и механизмов конкуренции. Главными задачами практической реализации этой стратегии на начальном этапе  были достижение финансовой стабилизации, ликвидация бюджетного дефицита, доходившего  до более 16% расходной части бюджета, борьба с растущей инфляцией и  стимулирование экономического роста.

Информация о работе Проблемы становления рыночной экономики в Республике Беларусь: макроэкономический аспект анализа