Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 00:27, курсовая работа
Цель написания курсовой работы на тему «Проблемы становления рыночной экономики в Республике Беларусь» состоит в изучении конкретных моделей перехода различных стран к рыночным отношениям и возникающих при этом переходе проблем, а также в изучении особенностей и проблем перехода к рыночной экономике в Республике Беларусь.
Введение …………………………………………………………………………..3
1. Рыночная экономика: сущность, особенности, достоинства и недостатки..5
2. Роль государства в формировании рыночных структур в странах с трансформационной экономикой……………………………………………….15
3. Условия, принципы и проблемы перехода к рыночному хозяйству Республике Беларусь………...…………………………………………………..34
Заключение……………………………………………………………………….46
Список литературы…...………………………………………………………….48
У этого пути имеются свои издержки, так как резко падает жизненный уровень населения и происходит резкая дифференциация населения по доходам. Таким образом, в модели «шоковой терапии» основными элементами являются: приватизация (сфера институциональных преобразований), финансовая стабилизация монетарного направления (в рамках макроэкономической стабилизации). Характерными чертами «шоковой терапии» являются:
Модель «шоковой терапии» была применена в Польше, Венгрии, Эстонии.
В течение более чем 20 лет до поворотного 1989 г. Венгрия была в авангарде движения к экономическим реформам, происходившего в той или иной мере в период социализма во многих странах Центральной и Восточной Европы. Введенный Я. Кадаром в 1968 г. (год «пражской весны» в Чехословакии) новый экономический механизм положил начало формированию зачатков рыночной экономики.
В
период стихийной приватизации венгерской
экономики при социализме заметное
развитие получили разные формы мелкого
предпринимательства, особенно в сфере
услуг и ремесленничества. Начался
процесс первичной
До начала 80-х гг. прошлого столетия венгерская промышленность была одной из самых концентрированных в мире. Доля предприятий с числом занятых свыше 1000 чел. в 1970 г. превысила 35% от общего числа промышленных предприятий, в 1980 г. — 44%. Но затем эта доля стала быстро снижаться и в 1989 г. составила менее 10%, увеличилось число мелких и средних предприятий. Количество индивидуальных предприятий выросло в несколько раз. Государство все более ограничивало свое участие в управлении производством, передавая свои прежние функции менеджерам — фактически новым предпринимателям, что реально в известной мере означало создание крупного частного сектора в экономике страны.
В 1983 г. было разрешено формирование рынка ценных бумаг. В 1985 г. введена система самоуправления на государственных предприятиях. На двух третях предприятий венгерской промышленности были созданы рабочие советы, которые управляли производством, назначали директоров, формировали организационную структуру, решали вопросы о разделении предприятий на отдельные самостоятельные субъекты хозяйствования или, наоборот, об объединении с другими в формате вновь образуемого холдинга и т.д. В 1987 г. проведена реформа банковской системы, стала создаваться сеть коммерческих банков. В 1988 г. началась налоговая реформа по образцу стран Запада с заменой косвенных налогов на НДС. В 1990 г. был принят закон об иностранных инвестициях. К этому времени примерно 90% всех цен уже сформировались рыночным путем. [1, с. 14]
По всем этим причинам переход страны от спонтанной к организованной и глубокой системной трансформации был более мягким и плавным, чем в других странах Центральной и Восточной Европы. Правда, после смены весной 1990 г. коммунистического правительства на социал-демократическое этот переход был подвергнут парламентской оппозицией критике за замедленность и даже заторможенность. Лишь в июле 1990 г. была принята чрезвычайная программа финансовой стабилизации, в сентябре опубликована Белая книга с изложением основных направлений социально-экономического и политического развития страны на период до 1993 г., в декабре представлен новый бюджет. К руководству на всех уровнях уже были выдвинуты новые кадры профессионалов с рыночной ориентацией мышления.
Тем не менее, первые меры нового (правого) правительства были направлены на сохранение и защиту государственной собственности, усиление роли центра при принятии решений о ее продаже в частные руки. Было создано специальное Агентство по приватизации государственной собственности, разработан ряд приватизационных программ, приватизация ускорилась. Одновременно с приватизацией выдвигались конкретные требования по реконструкции и реструктуризации этих предприятий. Но были и предприятия, которые приватизировались без контроля Агентства по приватизации государственной собственности. Многие крупные государственные предприятия разделялись и продавались по частям, которые становились самостоятельными частными предприятиями. Особенно широко это практиковалось в сельскохозяйственном машиностроении, текстильной промышленности и в строительстве.
Приватизация в Венгрии осуществлялась за деньги под контролем государства. Полученные средства направлялись на финансирование всего трансформационного процесса и уплату долгов. Особое внимание уделялось укреплению новой банковской системы. В ходе приватизации, как производства, так и банков широко привлекался иностранный капитал. Только за 1991—1993 гг. в страну было инвестировано капитала на сумму примерно в 5 млрд. долл. И сейчас Венгрия отличается от многих других стран Центральной и Восточной Европы большей долей участия иностранного капитала в своей экономике. Это серьезно помогло Венгрии при трансформации ее экономики в рыночную.
Своей
кульминации процесс
Процесс приватизации в Венгрии сопровождался становлением новой законодательной базы и судебной системы, что обеспечивало надежную правовую основу для последующего развития общества в русле уже давно начатых рыночных и демократических преобразований. Хотя государство часто и не позволяло приватизировать многие предприятия, боролось с безработицей и инфляцией, в целом цена, заплаченная за трансформацию, тоже оказалась довольно высокой. В начале 90-х гг. много предприятий обанкротилось, подверглось ликвидации, особенно в добывающей промышленности и в черной металлургии. Норма безработицы в отдельных регионах страны достигала в 1991 и 1992 гг. 15-20%, выросла инфляция. Резко сократился экспорт, и стал нарастать дефицит во внешней торговле.
В настоящее время объем ВВП страны превысил уровень 1989 г. и ежегодно растет примерно на 3-4%. Душевой ВВП и жизненный уровень населения в Венгрии заметно выше, чем, например, в Польше. Среднегодовой темп роста инфляции теперь уже опустился до уровня ниже 5%, а среднегодовой прирост потребительских расходов населения составляет порядка 5%. [1, с.11]
В отличие от Польши, модель трансформации которой получила название радикальной реформы и даже шоковой терапии, модель трансформации в Венгрии называют градуалистской, моделью постепенной трансформации.
В Польше теоретической базой кризиса были работы таких известных польских экономистов, как О. Ланге и М. Калецкий, а также политические рекомендации Экономического совета, созданного после восстания в октябре 1956 г. в Познани. Значительная часть интеллигенции Польши постоянно пыталась воздействовать на правящие круги своими предложениями и хотя бы частично вернуться к рыночным и демократическим ценностям, что не наблюдалось в среде советской интеллигенции.
В
Польше постепенно стали распространяться
понимание неэффективности
В
70-х гг. прошлого столетия новые политические
лидеры страны сделали попытку заменить
необходимые экономические
Таким
образом, начиная с конца 50-х гг.
ХХ в., в Польше ощущалась обществом
необходимость экономических
В реформах 80-х гг., начавшихся под растущим влиянием движения «Солидарность», акцент стал делаться на самостоятельность предприятий, их самоуправление, на отказ от полностью административного определения цен и учет мировых цен, на экономическое регулирование народнохозяйственных процессов, на увеличение роли несоциалистического сектора в сельском хозяйстве, ремесленничества, малого бизнеса, услуг частного сектора и сферы услуг и т.д.
В 1981 г. правительством были разработаны основные контуры экономической реформы, которые были оформлены законом, и с начала 1982 г. в стране государственные предприятия стали получать все большую самостоятельность. Централизованный государственный план все более терял директивный, обязательный характер, и государство все больше стало использовать косвенные экономические методы регулирования экономики. Все цены были разделены на три категории: административные, регулируемые и свободные.
Дальнейшее движение по пути рыночных реформ в Польше было связано с принятием закона о создании мелких иностранных фирм (от б июля 1982 г.) и закона о совместных с иностранным капиталом предприятий (от 26 апреля 1986 г.). После 1982 г. стала проводиться гибкая политика в области валютных курсов, Польша встала на путь введения конвертабельности злотого. Все это способствовало становлению механизмов конкуренции в экономике, повышало ее гибкость и выживаемость.
Но
никакого заметного повышения
Тем не менее весной 1988 г. рост социального недовольства в стране привел к правительственному кризису. Новое правительство М. Раковского по второй половине 1988 г. подготовило «План консолидации национальной экономики, приняло ряд либеральных законов, отменило карточки, снизило субсидии на потребительские товары. Были приняты и непопулярные решения, например, о закрытии ряда неэффективных производств, заражающих окружающую среду, особенно в металлургии, химической промышленности, судостроении. Однако это были, как и прежде, частичные, явно недостаточные меры. Стране же требовались подлинные системные и радикальные реформы.
На путь таких реформ Польша встала лишь в конце 1989 г., после прихода к власти первого некоммунистического правительства под руководством Т. Мазовецкого (июнь 1989 г.). Началась реальная трансформация экономической системы страны. Уже 1 августа 1989 г. цены на большинство потребительских товаров стали свободными, но это сразу же подтолкнуло инфляцию, стагнировало и снижалось производство, нарастали бюджетный дефицит и платежи по растущему внешнему долгу. Стала расти безработица и в еще большей мере, чем ранее, снижались реальные доходы населения. Но новое правительство имело общественную поддержку и приступило к разработке, а затем и практической реализации стратегии системной трансформации общества. Были приняты конкретные программы по трансформации политической жизни, приватизации, дерегулированию экономики, подъему производства и жизненного уровня населения. Главным разработчиком и исполнителем был назначен вице-премьер и министр финансов Л. Бальцерович.
Главным
пунктом политической трансформации
в Польше стала ликвидация авторитарной
однопартийной системы, переход
к демократической