Проблемы становления рыночной экономики в Республике Беларусь: макроэкономический аспект анализа

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 00:27, курсовая работа

Описание работы

Цель написания курсовой работы на тему «Проблемы становления рыночной экономики в Республике Беларусь» состоит в изучении конкретных моделей перехода различных стран к рыночным отношениям и возникающих при этом переходе проблем, а также в изучении особенностей и проблем перехода к рыночной экономике в Республике Беларусь.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
1. Рыночная экономика: сущность, особенности, достоинства и недостатки..5
2. Роль государства в формировании рыночных структур в странах с трансформационной экономикой……………………………………………….15
3. Условия, принципы и проблемы перехода к рыночному хозяйству Республике Беларусь………...…………………………………………………..34
Заключение……………………………………………………………………….46
Список литературы…...………………………………………………………….48

Работа содержит 1 файл

На тему.docx

— 84.85 Кб (Скачать)

     Разрыв  институциональных и технологических  связей советской системы централизованного  планирования вызвал сбои в снабжении  производства исходными материалами  и в поставках готовой продукции, создав предприятиям новые трудности. Сильными ударами, особенно для новых  независимых государств Содружества  Независимых Государств, стали потеря бюджетных трансфертов из центра и прекращение дотационного импорта  энергоресурсов. Сочетание дисциплины и стимулирования с протекционизмом и подавлением предпринимательской инициативы выдвигает на первый план два резко контрастирующих друг с другом режима регулирования. В действительности, достигнутые той или иной страной результаты охватывают целый спектр промежуточных возможностей в зависимости от того, преследовались ли цели либерализации, введения жестких бюджетных ограничений и создания благоприятной экономической среды, - а также от того, в каком порядке и насколько энергично это делалось. Хотя страны с экономикой переходного типа невозможно разбить на категории по различным режимам регулирования, на примере отдельных стран можно проиллюстрировать альтернативные пути переходного процесса.

     Первым  вариантом, которым воспользовалось  большинство стран с переходной экономикой, и который рекомендовали  и финансировали международные  финансовые организации, а затем  сами же признали его как неприемлемый для стран с переходной экономикой, является «шоковая терапия». Эта политика предполагает ускоренную экономическую  либерализацию с параллельно  проводимой экономической стабилизацией. Необходимым обеспечением экономической  стабилизации является создание соответствующей  финансовой инфраструктуры, как, например, первичного и вторичного рынка ценных бумаг, системы переводов платежей, клиринга между финансовыми субъектами, координированной и интегрированной  национальной банковской системы, страховых  институтов и других небанковских учреждений. Развитая финансовая инфраструктура способствует экономическому росту и оказывает  влияние на реальный сектор. При  этом изменения в финансовом секторе  с различной силой могут сказаться  на реальном секторе. Финансовый сектор является более мобильным, нежели реальный, а любое изменение процентной ставки или валютного курса требует  дополнительного времени для  соответствующей реакции производственных мощностей.

     Вторым  вариантом процесса переходной экономики  к рыночным принципам является декларация достижения конкретных макроэкономических показателей (прирост ВВП, уровень  инфляции). При этом, хотя и предполагается менее интенсивная динамика экономического развития, нежели при «шоковой терапии», она выступает в качестве целевого аспекта развития экономики. Кроме  того, не исключено, что сами инструменты  и механизмы достижения поставленных макроэкономических показателей могут  быть не всегда рыночными, поэтому такой  путь трансформации экономики индивидуален в специфических условиях развития государства.

     Под градуалистской моделью понимают совокупность мер макростабилизации, осуществляемых постепенно, пошагово и последовательно, по мере созревания необходимых для следующего шага условий. Следует отметить, что градуалистская модель, как более новая, теоретически проработана меньше, чем две предыдущие. Ее иногда называют структурно-экономическая стабилизация. Основными характеристиками рассматриваемой модели могут служить:

  • активная стабилизирующая роль государства через регулирование    финансовой сферы;
  • активная структурная и инвестиционная политика;
  • определение и усиление приоритетов в производственной сфере с поддержкой отечественных производителей;
  • поддержка научно-инновационного роста с выявлением первоочередных «точек роста» и соответствующих программ;
  • активизация инвестиционной деятельности через финансовое, налоговое стимулирование, а также через прямое участие государства в инвестиционных проектах;
  • расширение производства на основе мер, стимулирующих совокупный спрос как сектора домашних хозяйств, так и национальных субъектов хозяйствования.[5, с.296]

     Градуалистский  вариант предполагает, что структурная  и инновационная политики приведут к обновлению и расширению национального производства, а значит, и к росту его конкурентоспособности, что в свою очередь дает антиинфляционный эффект и резкое снижение безработицы. Финансовая стабилизация здесь не самоцель, как при ортодоксальном варианте, а результат растущей экономики и ее инновационного эффекта. Достигается это не только рыночными силами, а при активном воздействии государства.

      В Болгарии как и в других странах  Центральной и Восточной Европы, начальным толчком к системной  трансформации в Болгарии послужил политический фактор — уход консервативного  партийного руководства от власти и ее передача под давлением реформаторского крыла руководства компартии в руки либеральных социал-демократов (осень 1989 г.). В июне 1990 г. была принята новая конституция, по которой Болгария основывала свою политическую жизнь на многопартийности и политическом плюрализме, а экономику — на свободной хозяйственной жизни.

     Тем не менее, страна в течение ряда лет  не сумела выбрать стабильный курс реформ и колебалась от дерегулирования  экономики и рыночной либерализации  до резкого усиления централизма, государственного вмешательства в экономику. Чувствовалось  влияние прежних социалистических методов хозяйствования, привычная  ориентация на советский опыт.

     Первоначально Болгария избрала путь постепенных, градуалистских реформ, приняв в качестве главной цели достижение экономической  стабильности. Правда, в октябре  1990 г. правительство представило в парламент страны программу, которая предусматривала достижение следующих целей: 1) обеспечение населения топливом и продовольствием; 2) обеспечение макроэкономической стабилизации путем либерализации цен, сдерживания роста зарплаты, проведения жесткой налоговой и денежной политики; 3) приватизация государственных предприятий, либерализация внешней торговли, налоговая и банковская реформы. Однако из-за отсутствия в стране политического консенсуса парламент не принял эту программу.

     Тем не менее, уже в первой половине 1991 г. была проведена первая либерализация цен. Экономическое положение страны ухудшалось: за период с 1989 по 1993 гг. ВВП сократился на 27%, промышленное производство более чем в 2 раза, численность занятых уменьшилась на 26%, норма безработицы превысила 16%. Если в 1989 г. повышение розничных цен составило 9,2%, то в 1990 г. — 23,8%, а в 1991 г. —338%, затем до 1996 г. годовое повышение розничных цен составляло 6080%.1 Это был один из самых высоких в ЦВЕ показателей инфляции.

     В стране был принят закон о равенстве  разных форм собственности, частная  собственность на землю признана еще в феврале 1991 г., но лишь в пределах 30 га. Все колхозники получили право стать частными фермерами и создавать свои ассоциации. Однако процесс приватизации в Болгарии шел противоречиво из-за политических разногласий и часто носил характер частичной приватизации государственных предприятий, хотя стратегический провал государственной собственности и централизованного планирования был уже очевиден. В процессе трансформации проводилась жесткая налоговая и финансовая политика. Возросли не только ставки налогообложения, но и процентные банковские ставки на кредит (45%). Произошло резкое падение курса национальной валюты — лева, состояние банковской системы, несмотря на появление множества коммерческих банков, было удручающим. Шел процесс снижения жизненного уровня населения, нарастания внешнего долга страны, ухудшения баланса внешней торговли. Правительство делало все возможное, чтобы притормозить рост цен и снижение реальных доходов населения, ввело частичную индексацию зарплаты. Запад оказывал поддержку проводимым реформам, хотя ее масштаб по сравнению с другими странами ЦВЕ был невелик.

     Лишь  в середине 1997 г., после прихода к власти социал-демократов, страна определенно встала на путь радикальных рыночных и демократических реформ. Начался реальный процесс роста производства и системной трансформации.

     Если  к весне 1999 г. в частную собственность перешло лишь 4% государственных материальных активов, к июню 2004 г. — 18%, то в начале 2008 г. уже было разгосударствлено около 2/3 государственных активов, подлежащих приватизации. В этом году около 70% ВВП было создано в частном секторе. За период с 1999 по 2006 гг. ВВП Болгарии вырос на 28%. Промышленное производство хотя и сократилось в 2004—2007 й почти на 40% в процессе начавшейся массовой приватизации, но затем стало расти на основе реструктуризации предприятий, и в 2004—2006 гг. прирост промышленного производства в Болгарии составил около 40%. Резко снизилась инфляция, стали заметно расти реальные доходы населения и занятость. В то же время росла социальная дифференциация населения.

     При этом примечательно, что реальные потребительские  расходы населения за период с 2006 по 2007 гг. сократились на 40%, а с 2007 по 2008гг. возросли на 40%.[1, с. 157]

     В Румынии формально рыночные реформы  начались в середине 1990 г., после принятия парламентом «Программы-концепции реформ», подготовленной при участии западных либералов, сторонников известного «Вашингтонского консенсуса». В 1993 г. Румыния официально присоединилась к нему. Поначалу намечались быстрый переход к рынку на основе масштабной приватизации, проведение жесткой финансовой политики, достижение макроэкономической стабилизации и т.д.

     Приватизация  государственной собственности  началась с сельского хозяйства, когда еще в 1990 г. бывшие колхозники в массе своей стали частными фермерами, получив в собственность 80% сельскохозяйственных земель. Был утвержден предельный размер допустимой частной собственности на землю — не более 100 га.

     В других отраслях экономики, за исключением  банковской сферы, 30% государственной  собственности передавалось в частные  руки бесплатно, а 70% подлежало акционированию и продаже. При этом государственные  предприятия в отраслях ТЭК, ВПК  и железных дорог в приватизации не участвовали. Все остальные становились  акционерными обществами с участием государства. Акции получили широкое  распространение среди населения. Определенное распространение получили и ваучеры. Всем процессом приватизации управлял Государственный фонд собственности, создавший целый ряд частных  фондов собственности. При этом привлекались и иностранные инвесторы, а рабочие  акционерных предприятий, где государству  принадлежало по закону 70% акций, имели  право на 10% акций и со скидкой  в цене еще на 10%.! В 1999— 2004 гг. рыночные реформы радикализировались. В целом за 90-е гг. ХХ в. было приватизировано около 7 тыс. предприятий, доля частного сектора в ВВП в 1999 г. достигла 62%. Как и в других странах Центральной и Восточной Европы, в Румынии появилось много мелких частных предприятий, особенно в сфере услуг. Частные фирмы стали обеспечивать 90% розничного товарооборота и около 50% внешней торговли страны. В 2005 г. доля частных предприятий в создании ВВП страны уже превысила 70%.

     Государство помогало процессу трансформации, осуществляя  антиинфляционную политику, привлекал  иностранный капитал, формируя рыночные институты и механизмы. Особое значение имело формирование новой банковской системы по стандартам Европейского союза. Тем не менее мировой финансовый кризис 1997— 1998 гг. затронул и Румынию, что негативно повлияло не только на ее макроэкономические показатели, но и на ход системной трансформации.

     ВВП Румынии за период с 1989 по 1993 гг. сократился почти на 30%, промышленное производство — более чем в З раза. Только в 2005 г. ВВП Румынии превысил уровень 1989 г., а объем промышленного производства еще намного отстает. За 2004 и 2008 гг. потребительские расходы населения сократились на 17,4%. Норма безработицы в 2006 и 2008 гг. превысила 10%. В 2004—2006 гг. имел место неплохой экономический рост, в целом конструктивно шли ранее начатые рыночные реформы. Однако в ходе мирового финансового кризиса ВВП страны. снизился на 12%, промышленное производство — на 23%, но затем снова возобновился экономический рост.

     В 2008 г. ВВП Румынии был меньше уровня 1989 г. на 1%, промышленное производство — почти вдвое. Однако качество и продвинутость трансформации, также как и нынешний уровень экономического развития и зрелости созданной рыночной среды в Румынии, как и в Болгарии, сегодня заметно ниже, чем в других странах Центральной и Восточной Европы,.[1, с.160]

      «Шоковая  терапия» впервые разработана в Польше и носит имя ее создателя — программа Бальцеровича.

     Выбор странами вариантов «шоковой терапии» (даже в России их было предложено несколько — программа «500 дней» Шаталина, программы «400 дней», а затем «500 дней» Явлинского; программа Павлова, программа Рыжкова и др.) в большинстве случаев обусловлен необходимостью борьбы с серьезными финансовыми проблемами, диспропорциями на товарном рынке и в сфере производства.

     Радикальный путь связан с неолиберальной концепцией, согласно которой рыночная экономика является саморегулирующимся организмом. Сначала полностью либерализуются все цены. Затем идет переход на свободное рыночное материально-техническое снабжение и торговлю средствами производства. Централизованное планирование производства и сбыта сразу заменяется механизмом рыночного саморегулирования.

     Также проводится жесткая денежно-кредитная  политика, поскольку резкий переход на рыночные цены приводит к высоким темпам инфляции (ограничение денежной массы в обращении, высокая ставка процента, ограничение кредита). Идет ускоренная приватизация крупных объектов государственной собственности, вводится институт частной собственности на землю.

Информация о работе Проблемы становления рыночной экономики в Республике Беларусь: макроэкономический аспект анализа