Проблемы становления рыночной инфраструктуры в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 17:04, курсовая работа

Описание работы

При административно-плановой системе хозяйствования подход к инфраструктуре сильно отличался от ее понимания в условиях рыночной экономики. В централизованной системе продукт распределялся вне зависимости от существования институтов, способствующих его продвижению от производителя к конечному потребителю. При переходе к рынку предприятиям приходится самостоятельно налаживать хозяйственный связи, обеспечивающие сбыт их продукции на рынке. Кроме того, изменилась и система расчетов между хозяйствующими субъектами рынка, что обусловило появление финансовых учреждений, являющихся элементами инфраструктуры.
С переходом к новым экономическим условиям, а именно к рыночному хозяйствованию, возникает необходимость создания рыночной инфраструктуры, которая обеспечила бы свободное движение товаров и услуг на рынке. Кроме того, важно создать такую инфраструктуру, которая соответствовала бы в полной мере рыночным условиям. Процессы преобразования и стратегия вывода экономики страны из кризиса предполагает усиление мер по поддержке предпринимательства, формированию конкурентной рыночной среды, созданию развитой рыночной инфраструктуры.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 РЫНОЧНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА 6
1.1 Инфраструктура рыночной экономики: понятие и сущность 6
2 ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ В РОССИИ 12
2.1 Характеристика рыночной инфраструктуры российской экономики 12
2.2 Основные элементы рыночной инфраструктуры в России 16
2.2.1 Кредитная система и ее инфраструктура 16
2.2.2 Биржи 20
3 ДОРОГИ В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 44

Работа содержит 1 файл

курсовая готовая.docx

— 81.42 Кб (Скачать)

     Фондовые  биржи - биржи, занимающиеся операциями с фондовыми ценностями, т.е. ценными бумагами, допущенными к торговле на бирже. Фондовая биржа - основной элемент и инструмент рынка ценных бумаг, представленный самостоятельными частными акционерными или государственными учреждениями, регулирующими и контролирующими их куплю-продажу. Функции фондовых бирж: организация биржевых торгов; подготовка и реализация биржевых контрактов; котировка биржевых цен; информационное обеспечение; гарантированное исполнение биржевых сделок.

     Принципы  биржевой торговли: личное доверие  между брокером и клиентом; гласность; регулярность; регулирование деятельности на основе жёстких правил. Задачи биржевой торговли: мобилизация финансовых ресурсов; обеспечение ликвидности финансовых вложений; регулирование рынка ценных бумаг.

     Фьючерсные  биржи являются организациями, цель которых заключается в облегчении торговли фьючерсными контрактами. Фьючерсные сделки – это сделки с товарами, которых в момент заключения сделки в наличии нет (например, сделки на урожай будущего года). Биржи обеспечивают организацию фьючерсной торговли. Экономическая выгода биржи вытекает из той интенсивной и конкурентной среды, которую создают успешные фьючерсные биржи.

     Единая налоговая ставка должна дополняться системой налоговых льгот, носящих целевой и адресный характер. Действие льгот должно наступать автоматически при выполнении  условий, установленных законом.

 

3 ДОРОГИ В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

     Экономическая природа инфраструктуры как экономической  системы характеризуется большим  разнообразием отраслей и сфер, обеспечивающих

условия для процесса расширенного воспроизводства, в их числе и дорожная инфраструктура, включая дороги. Роль и значение автомобильных дорог постоянно  растут. Они связывают обширную территорию страны, обеспечивают жизнедеятельность  всех городов и населенных пунктов  и во

многом  определяют возможности развития регионов, по ним осуществляются массовые перевозки  грузов и пассажиров. Сеть автомобильных  дорог обеспечивает мобильность  населения и доступ к материальным ресурсам, а также позволяет расширить  производственные возможности экономики  за счет снижения транспортных издержек и затрат времени на перевозки.

     Всероссийская беда «дураки и дороги», издревле мучавшая наше население, вроде должна была сама собой разрешиться, пока Запад  «загнивал», а Советский Союз семимильными шагами устремлялся в космическую  даль научно-технического прогресса. С  тех пор технологии шагнули далеко вперед, но, то ли страна была уж слишком большая, то ли технологии с административно-командной системой плохо уживались, однако хороших дорог мы так и не дождались. Когда СССР «сгинул», а административная экономика сменилась переходной, ВВП на душу населения в нашей стране сократился с $ 7 762 (1990) до $ 5 024 (1994), таким образом, за какие-то 4 года снизившись на 35%, стало окончательно ясно, что в лучшем случае с дорогами будет все как прежде. Совсем неудивительно, что фактически мы имеем даже еще более плачевную ситуацию. Экономический спад как следствие болезненного видоизменения системы привел к запустению в дорожном хозяйстве. «Лихие девяностые» не добавили упорядоченности в этой сфере. И только пришедший на смену «слабому» президенту Ельцину Владимир Путин взялся, наконец, за укрепление властной вертикали и наведение порядка в российской государственности. Квинтэссенцией «тучных нефтяных лет» и активного вмешательства государства в экономику стало учреждение государственной компании (корпорации) «Российские автомобильные дороги» (Росавтодор) для окончательной и бесповоротной борьбы с низким качеством российских дорог, хотя бы на федеральном уровне.

     Рассмотрим  состояние дорожной сети в России, которую характеризуют данные таблицы 1.

     Таблица 1 Общая характеристика протяженности дорожной сети России 

Показатели Годы 2008 г., % к  1995 г.
  1995 2000 2008
Автомобильные дороги, всего, тыс. км         940 898 940 100
В том числе:        
общего  пользования 484 532 629 129,9
из  них:        
федерального  значения 44 46 50 113,6
регионального значения 440 486 456 103,6
Автодороги  с твердым покрытием         750 752 754 100,5
Автодороги  с твердым покрытием, км на 1000 км2 43,9 44,1 44,1 100,5

     Судя  по данным таблицы 1, начиная с 1995 г. в России протяженность дорог в целом не увеличивается, в том числе и дорог с твердым покрытием. А ведь особенно после 2000 г. в России постоянно нарастал профицит бюджета, и страна вместо строительства дорог вкладывала средства в американские казначейские бумаги. Обращает на себя внимание положительная тенденция с показателем “дороги общего пользования”, но, во-первых, следует отметить, что в этот показатель включены дороги местного значения, а во-вторых, надо сделать скидку на статистические погрешности. Более точный показатель, характеризующий реальное положение дел с дорогами, это количество дорог с твердым покрытием, приходящихся на 1000 км2 территории. С 1995 по 2008 г. включительно, т.е. за 14 лет, густота дорог в России в расчете на 1000 км2 выросла на 0,5 %. В этой связи сравним густоту дорог в России с некоторыми бывшими соцстранами и развитыми странами (таблица 2).

Таблица 2 Сравнительная густота дорог России, развитых стран мира и СНГ

Страна Год Всего дорог, тыс. км Густота дорог на 1000 км2 территории, км
Всего В том  числе с твердым покрытием
км % к России
Россия 2006 713,9 41,8 100 35,6
Белоруссия 2006 83,6 402,9 963,8 352,1
Украина 2006 161,9 280,1 670,1 273,6
Китай 2003 1810 188,5 450,9 184,7
Великобритания 2003 417,2 1717,4 4108,6 1683,1
Германия 2004 644,4 1805 4315,1 1768,9
Финляндия 2003 323,5 956,7 2288,7 937,6
Франция 2004 1001 181,5 4342,1 1778,7

     Судя  по данным таблицы 2, России в Европе не осталось “конкурентов” по густоте дорог с твердым покрытием. Понимая, что без дорожной сети невозможно решать проблемы социально-экономического развития, Правительство РФ в 2009 г. создает некоммерческую организацию «Государственная компания “Российские автомобильные дороги”». Ей переданы в доверительное управление на 99 лет автомобильные дороги общего пользования федерального значения, используемые на платной основе, или автомобильные дороги общего пользования федерального значения, содержащие платные участки. Государственная компания осуществляет от имени Российской Федерации полномочия концедента при строительстве и эксплуатации автомобильных дорог федерального значения, в том числе полномочия концедента, связанные с проведением конкурсов.

     Компания  разработала Программу деятельности на 2010 - 2015 гг., за 6-летний период реализации Программы планируется построить 537 км и реконструировать 934 км автомобильных дорог. Общая протяженность автомобильных дорог Государственной компании к концу 2015 г. должна составить 3044 км, в том числе протяженность платной дорожной сети - 1412 км. Доля протяженности автомобильных дорог, соответствующих нормам первой технической категории, составит не менее 67% от общей протяженности сети автомобильных дорог Госкомпании. Суммарный объем капитальных вложений в период действия Программы составит 1 млрд. 487 млн. руб., из них 515 млн. руб. должно быть профинансировано за счет внебюджетных источников. Наряду со слабой обеспеченностью России дорогами, возникают проблемы и с обустройством дорог (таблица 3).

Таблица 3 Основные показатели дорожной инфраструктуры

в Российской Федерации

Показатели 2000 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.
Дорожная  инфраструктура (на конец года), тыс. ед.:          
площадки-стоянки 3,3 3,2 3,3 3,7 3,7
площадки  отдыха с эстакадой 0,6 0,6 0,6 0,6 0,7
моечные пункты 0,3 0,2 0,2 0,2 0,3
организация торговли 2,9 4,7 4,7 4,7 4,8
пункты  питания 2,6 4 4,2 4,1 4,2
мотели, кемпинги 0,3 0,5 0,5 0,5 0,6
автозаправочные станции 2,8 4,4 4,5 4,5 4,7
станции технического обслуживания 0,6 1,1 1,1 1,1 1,2
медпункты 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5
пункты  связи 0,7 0,9 0,9 0,9 0,9

       Анализ данных таблицы 3 позволяет сделать вывод о том, что последние несколько лет в РФ не уделяют должного внимания дорожной инфраструктуре. Дорожная инфраструктура России отстает от нормативной потребности, а по показателям плотности автодорог на 1 км2 и количеству километров на 1 млн. жителей мы позади развитых зарубежных стран. Российская дорожная инфраструктура не соответствует западным стандартам обустройства дорожной сети. На автодорогах страны не хватает станций технического обслуживания, автозаправочных станций. Придорожные пункты питания и торговли располагаются, как правило, хаотично, без учета потребностей участников движения. В Европе отсутствие хотя бы одного обязательного элемента дорожной инфраструктуры автоматически означает отказ в приеме объекта в эксплуатацию. Благодаря своему выгодному географическому положению, Россия могла бы замкнуть на себя большую часть евроазиатских международных грузопотоков. Дело в том, что через территорию России проходит транспортный коридор, соединяющий Европу со многими азиатскими странами. Это объективные возможности для привлечения иностранных инвесторов по строительству и приведению автодорог в цивилизованное состояние с построением объектов дорожной инфраструктуры. Хорошие дороги - ресурс государства, фундамент для развития экономики. Анализируя сеть автомобильных дорог федерального значения, необходимо отметить, что их конфигурация имеет ярко выраженную радиальную структуру, ориентированную на Москву, с недостаточным числом соединительных и хордовых дорог. Основная доля автомобильных дорог федерального значения имеет по одной полосе движения в каждом направлении, лишь 8% их общей протяженности имеют многополосную проезжую часть, что не позволяет обеспечить достаточную пропускную способность автомобильных дорог. Свыше трети их протяженности требуют увеличения прочностных характеристик из-за ускоренной деградации дорожных конструкций. К минусам автомобильных дорог федерального значения можно отнести и то, что они проходят по территории городов и других населенных пунктов, что приводит к снижению скорости движения транспортных потоков. Главная проблема дорожного строительства - инвестиции. Основным инструментом привлечения внебюджетных инвестиций к реализации крупных проектов транспортной инфраструктуры является институт государственно-частного партнерства (ГЧП), в частности такой вид, как концессионные соглашения (концессии). Предметом ГЧП выступает государственная (муниципальная) собственность либо услуга, оказываемая органами власти субъектам экономики. Транспорт среди инфраструктурных отраслей один из ведущих по реализации проектов ГЧП. Преобладающей формой государственно-частного партнерства являются концессии. Слово “концессия” происходит от латинского concessio - разрешение (англ. сoncession) и означает уступку, соглашение, послабление, скидку. Под концессией понимается система отношений, с одной стороны, государства или муниципального образования, а с другой стороны, индивидуального предпринимателя или юридического лица, складывающаяся в соответствии с действующим законодательством и договором между ними. Концессия представляет собой одну из форм привлечения инвестиций в экономику, используемую многими странами. В России, с ее высоким уровнем огосударствления экономики, в условиях нехватки инвестиционных ресурсов, применение такой привлекательной для инвестора формы вложения средств могло бы дать значительные выгоды, обеспечить приток в нее долгосрочных инвестиций. Концессионное соглашение - наиболее подходящая юридическая форма регулирования отношений в целях привлечения частного капитала в российскую экономику и в такой ее сектор, как автодороги и связанное с ними дорожное хозяйство, повышения эксплуатационных качеств государственных и муниципальных автодорог, совершенствования инженерных сооружений транспортной инфраструктуры. При этом закон “О концессионных соглашениях” предусматривает дополнительные гарантии инвесторам, в том числе в случае неблагоприятного изменения для инвестора законодательства. Федеральным дорожным агентством подписаны первые в современной России концессионные соглашения о финансировании, строительстве и эксплуатации на платной основе нового выхода на  Московскую кольцевую автомобильную дорогу с федеральной автодороги М-1 “Беларусь” Москва - Минск и скоростной автомобильной дороги Москва – Санкт-Петербург на участке км 15 - км 58. Отбор организаций – исполнителей осуществлялся на конкурсной основе. Для обеспечения оптимального распределения рисков необходимо избежать практики организации торгов на предоставление концессии на основе критерия наименьшей цены для потребителя. Целесообразно использовать критерий чистой приведенной стоимости проекта и обоснования возвратности ресурсов. По данному критерию концессия должна завершаться, когда уровень возвратности средств, вложенных концессионером в проект, достигнут. Иначе возникают дополнительные затраты по пересмотру условий соглашения как у концедента, так и у концессионера. Данная схема дорожных концессий с успехом применялась в зарубежных странах. В ноябре 2009 г. Внешэкономбанк (ВЭБ), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Европейский инвестиционный банк, Французское агентство по страхованию экспортных кредитов, ООО “Северо - Западная концессионная компания” (СЗКК) подписали меморандум о взаимопонимании по проекту скоростной автомагистрали “Москва – Санкт - Петербург”. Общая стоимость строительства участка автодороги составляет порядка 60 млрд. руб., 23 млрд. руб. из которых будет выделено правительством РФ, остальные - консорциумом. Общая длина головного участка автомагистрали составит 43 км, общее число полос движения – 8-10. Федеральное дорожное агентство Министерства транспорта РФ (Росавтодор) и консорциум ОАО “Главная дорога” (сформирован УК “Лидер”) подписали концессионное соглашение о финансировании, строительстве и эксплуатации на платной основе “Нового выхода на Московскую кольцевую автомобильную дорогу с федеральной автомобильной дороги М-1 “Беларусь” Москва - Минск”. По сообщению УК Лидер”, срок действия концессионного соглашения составляет 30 лет, общая стоимость строительства автодороги - 25,7 млрд. руб. Из них 11 млрд. руб. будет выделено из средств Инвестиционного фонда РФ, а оставшаяся часть - привлечена концессионером. Генеральным подрядчиком строительства станет компания “Стройгазконсалтинг” в партнерстве с австрийской компанией AlpineBau. В ходе стройки планируется единовременно задействовать до 1500 чел. и более 450 ед. тяжелой техники. Срок строительства составит два года с момента начала строительных работ. В консорциуме “Главная дорога” участвуют Газпромбанк, Стройгазконсалтинг, а также зарубежные компании Brisa (Португалия), AlpineBau (Австрия) и FCC Construccion (Испания). Участники консорциума имеют значительный опыт в строительстве и эксплуатации платных дорог, в первую очередь на условиях ГЧП.

Информация о работе Проблемы становления рыночной инфраструктуры в России